15 марта 1914 года в селе Верхняя Боёвка (Покровское тож) Кромского уезда Орловской губернии (ныне – территория Сосковского района – А.П.) родился будущий Герой Советского Союза Иван Андреевич Немков. Окончил он в родных краях семь классов и педагогические курсы, а 1931 году, в возрасте 17 лет, в разгар «сплошной коллективизации», приехал в Москву. Устроился на завод учеником слесаря, получил койку в общежитии, вступил в комсомол, а уже через три года достиг очень высокой квалификации, и его портрет красовался на «Доске почёта».
Выпускник военной школы морской и сухопутной авиации
имени Сталина
Работая на заводе, Иван учился в школе рабочей молодёжи, ходил в аэроклуб, строил планеры и летал на них. В 1935-м Иван Немков стал курсантом военной школы морской и сухопутной авиации имени Сталина в Ейске, на берегу Азовского моря. Место расположения учебного заведения было выбрано не случайно: школа готовила пилотов и лётчиков-наблюдателей – летнабов. Это было первое в Российской империи учебное заведение, готовившее лётный состав и технический персонал для морской авиации (офицерская школа морской авиации). В разное время школу окончили несколько десятков Героев Советского Союза, в том числе, известный полярный лётчик, участник операции по спасению челюскинцев Сигизмунд Леваневский.
Морская авиация – это элита элиты. Море ошибок не прощает: у сбитого над сушей лётчика есть парашют, и если он воспользуется им над территорией врага, остаётся шанс выжить и вернуться в строй. У пилота морской авиации парашют тоже есть, но шансов выжить куда меньше, чем у «сухопутного» коллеги: даже в тёплой летней морской воде спастись очень проблематично, ведь ни специальных спасательных средств, ни запаса воды и продовольствия у лётчиков не было. До того момента, как его отыскивали с воздуха, мало кто доживал.
Весной 1938 года на базе 27-й отдельной авиаэскадрильи Балтийского флота был сформирован 1-й минно-торпедный авиаполк. Командиром его назначили выпускника той же лётной школы, что и Немков, майора Евгения Преображенского, будущего Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации, который лично водил самолёты на Берлин в августе 1941 года. Полк был вооружён дальними двухмоторными бомбардировщиками ДБ-3ф (с 1942 года – Ил-4), разработанными в конструкторском бюро Сергея Ильюшина. Получив офицерское звание после окончания Ейской школы, Немков служил пилотом и младшим лётчиком в этом полку. В 1939 году стал старшим лётчиком 4-й эскадрильи 1-о минно-торпедного. Освоил самолёты У-2, Р-5, Р-6 и ДБ-3.
30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Полк, в котором служил Немков, принял участие в боевых действиях с первого дня. Лейтенант Немков успешно выполнил 4 боевых вылета и был награждён орденом Красного Знамени – «За отличное выполнение заданий командования на фронте борьбы с белофиннами».
Герой Советского Союза Иван Андреевич Немков
Из бомбардировщиков – в разведчики
По окончании войны, с июля 1940 года Иван Андреевич был переведён лётчиком-инструктором 1-го запасного авиационного полка, а в июле 1941 года стал командиром звена. С октября 1941 года он командовал звеном 3-й эскадрильи 73-го бомбардировочного авиационного полка, который в то время находился в тылу и занимался подготовкой лётных кадров для фронта.
Когда началась Великая Отечественная война, Немков просился на фронт, писал рапорты по инстанциям, но командование оставляло все его рапорты без внимания, и он продолжал обучать молодых лётчиков полётам над морем.
В мае 1942-го очередной рапорт Немкова, наконец-то, удовлетворили: он получил назначение в 73-й бомбардировочный авиаполк на должность командира звена, а затем, с ноября 1942 года, его перевели в 26-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью. С марта 1943 года Немков воевал в составе 15-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Балтийского флота командиром эскадрильи.
Специальных самолётов для воздушной разведки в Красной Армии не было. Поэтому выявлять позиции противника приходилось на старых надёжных бипланах Р-5 и У-2 конструкции Николая Поликарпова, двухмоторных скоростных бомбардировщиках (СБ) Андрея Туполева и ДБ-3ф конструкции Сергея Ильюшина, а 26 отдельная разведывательная авиаэскадрилья и 15-й авиаполк были оснащены пикирующими бомбардировщиками Пе-2 конструкции Владимира Петлякова.
Создавался когда-то этот самолёт как высотный истребитель, и потому пикировщик унаследовал от него приличную скорость 540 км/час и набор высоты в 5 км. Это позволяло разведчику уходить от истребителей противника, а два крупнокалиберных пулемёта УБС и один 7,62 мм. ШКАС обеспечивали хорошую защиту. Дополнительные бензобаки позволяли самолёту залетать на территорию противника на глубину до 1000 километров. Нос кабины Пе-2 был частично остеклён, и штурман-летнаб мог вести наблюдение вниз. Во второй кабине устанавливалась фотоаппаратура, при помощи которой осуществлялась аэрофотосъёмка. В экипаж входило три человека: пилот, штурман и бортрадист, он же стрелок.
Орёл над Финским заливом
Получивший звание старшего лейтенанта, с конца июня 1942 года Немков начал постоянно и результативно вылетать на поиски вражеских кораблей в Финском заливе и на военно-морских базах в Котке, Хельсинки, Таллине, немецких плавсредств на Ладожском озере, на разведку сухопутных позиций противника на железнодорожных станциях и аэродромах. Кинофотоматериалы и данные визуальных наблюдений, которые доставлял его экипаж, всегда были очень ценными.
Так, 1 октября 1942 года экипаж Немкова осуществил разведку (с фотофиксацией) сразу пяти вражеских аэродромов: в районе населённых пунктов Котлы, Керстово, Сиверская, Красногвардейск, Клопицы. Здесь было выявлено 64 гитлеровских самолёта. По данным этой разведки штурмовики Ил-2 57 авиационного полка и И-16 4 гвардейского ИАП произвели штурмовку вражеского аэродрома в Керстово и уничтожили на земле от 15 до 17 машин.
11 ноября 1942 года экипаж Немкова доставил командованию кадры аэрофотосъёмки вражеских батарей в районе Петергоф, Стрельна, пос.Володарского (неподалёку от Петродворца), которые вели огонь по Ленинграду. Немцы посылали на перехват разведчиков свои истребители, которые активно мешали разведке своих позиций, но Немкову регулярно удавалось обмануть перехватчиков.
А уж сколько вражеских кораблей обнаружил Немков со своим экипажем – и описать трудно. Одних боевых вылетов на объекты Финского залива и Ладожского озера в течение июня-ноября 1942 года насчитывалось более двух десятков, а кораблей, обнаруженных им – свыше трёх сотен (не считая мелких). Ни одна цель не ускользала от острых глаз орловчанина.
Не всегда разведывательные полёты проходили благополучно, частенько Немкову приходилось отбиваться от вражеских истребителей. К примеру, 4 июля 1942 года его самолёт атаковало звено Messerschmitt Bf 109. Немков не только увёл свой Пе-2 невредимым, но сумел подбить вражеский самолёт, а ещё двум нанёс повреждения.
За выдающие результаты в разведке вражеских морских и сухопутных целей старший лейтенант Иван Немков был вначале награждён вторым орденом Красного Знамени (приказ командующего Краснознамённым Балтийским флотом №14 от 7 февраля 1943 года), а 22 ноября 1942 года командир 26 отдельной разведывательной авиаэскадрильи майор Ломоносов подписал наградной лист и боевую характеристику на старшего лейтенанта Немкова, рекомендуя присвоить ему звание Героя Советского Союза.
Процитирую отрывок из «Боевой характеристики за 1942 год»: «В РККФ с 1935 года. В Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками участвует с мая 1942 года в качестве лётчика-разведчика. Летает на самолёте Пе-2. За период своей боевой деятельности совершил 101 боевой вылет на разведку кораблей, транспорта и Военно-морских баз в Финском заливе и Ладожском озере, а также переднего края обороны противника на отдельных участках Ленинградского фронта.
Выполняя боевые задания командования, тов. Немков совершил 80 успешно выполненных боевых полёта, в результате которых доставил командованию много ценных сведений о противнике». О некоторых практических результатах я выше уже написал.
2-3. Наградной лист Героя
Боевая характеристика
Пока наградной лист и боевая характеристика ходили по кабинетам военного начальства, старший лейтенант Немков успел заметно пополнить свой лицевой счёт по количеству боевых вылетов. Так, 24 января 1943 года, он обнаружил на железнодорожном узле Луга большое скопление железнодорожных составов противника. Эти разведданные успешно использовало наше командование: по станции нанесли бомбовый удар наши штурмовики, в результате чего взрывами было уничтожено несколько эшелонов подвижного состава с техникой и живой силой противника.
«Бостон» над Гогландом и Лавенсаари
С декабря 1941 года по программе ленд-лиза в Советский Союз стали поступать самолёты из США. Весной 1943-го года Иван Немков пересел на двухмоторный A-20 Boston. В скорости новый самолёт Пе-2 не превосходил, но дальность полёта была почти на 500 километров больше, а вооружение составляло девять 12,7 мм пулемётов Browning.50, шесть из которых стреляли вперёд, два были установлены в башенке над фюзеляжем и стреляли назад вверх, а один пулемёт стрелял назад вниз. Пулемёты имели электропривод и управлялись борт-стрелком или штурманом. Такое мощное вооружение позволяло бомбардировщику достаточно успешно отбиваться от истребителей врага. Но, к сожалению, оно не спасло Немкова и его экипаж от истребителей противника во время выполнения очередного боевого задания 3 мая 1943 года.
В этот день экипаж «Бостона» в составе командира звена 44 авиаэскадрильи 15 РАП (морской разведывательный авиаполк, в него влилась 26 отдельная разведывательная авиаэскадрилья – А.П.), старшего лейтенанта Немкова, штурмана, капитана Яковчука, стрелков, сержантов Азизова и Горуненко, вылетел на аэрофотосъёмку вражеских позиций на острове Гогланд в Финском заливе. Гогланд имел важное оперативное значение, и интерес советского командования к нему был не случаен. Этот финский остров после Зимней войны по договору от 12 марта 1940 года отошёл Советскому Союзу, в декабре 1941-го финны вернули его себе, в апреле 1942 года Красная Армия и Балтийский флот попытались Гогланд отбить, но безуспешно. Финны разместили на острове свою артиллерию, а немцы от Гогланда через остров Большой Тютерс протянули в Нарвский залив минные заграждения, по сути, перекрыв весь Финский залив и обезопасив от советских подлодок балтийские коммуникации, по которым железная руда из Швеции доставлялась в Германию.
Пролетев над Гогландом несколько раз, отсняв плёнку, и не встретив никакого противодействия со стороны противника, Немков лёг на обратный курс, и в этот момент, в районе острова Лавенсаари (южнее Большого корабельного фарватера Финского залива, в 130 км к западу от Санкт-Петербурга и в 40 километрах от острова Гогланд – А.П.) самолёт атаковали вражеские истребители. Бортстрелки были убиты сразу. Немков попытался маневрировать и отстреливаться сам, но «Бостон» загорелся и стал падать. Немков приказал штурману Яковчуку прыгать, и, когда тот покинул машину, выпрыгнул сам. Горящая неуправляемая машина врезалась в море. Лётчики опускались на парашютах, могли приводниться неподалёку от берега и попасть в плен, но немецкие истребители расстреляли их в воздухе.
Тела погибших лётчиков поднял с воды высланный к месту их гибели катер. Немкова и его товарищей похоронили на острове Лавенсаари. Останки всех воинов, включая И. А. Немкова, из всех захоронений на этом острове (он был переименован в о.Мощный – А.П.) в 1974 году были перенесены в братскую могилу Мартышкинского мемориала (окраина г.Ломоносов под Санкт-Петербургом – А.П.). Имя старшего лейтенанта Немкова выбито здесь на отдельной плите.
Спустя почти три месяца после его гибели, 24 июля 1943 года, был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении старшему лейтенанту Ивану Андреевичу Немкову (посмертно) звания Героя Советского Союза.
На родине Ивана Немкова, в селе Верхняя Боёвка Сосковского района, установлен бюст Героя, мемориальные плиты в его честь стоят в селе Сосково и посёлке Нарышкино.
В 1983 году в честь Героя переименовали Дачную улицу в городе Ломоносов. Есть улица Немкова и в посёлке Нарышкино.
Список безвозвратных потерь (И.А.Немков - под №100)
Бюст на родине - в селе Верхняя Боёвка
Мемориал в Нарышкино
Стела в Сосково
Мемориал в пос.Мартышкино
Старший лейтенант Иван Андреевич Немков – единственный лётчик-разведчик из всех 38 орловских лётчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза. 15 марта 2024 года ему исполнилось 110 лет со дня рождения.
Александр Полынкин
При написании использован очерк Николая Кузнецова (https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/poluchit-geroya-ne-uspel.html).
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|