В День Преображения Господня, известном в народе, как Яблочный Спас, я расскажу тебе, читатель об одной из самых известных сельских церквей Орловщины, которая находилась в селе Куракино (Преображенское тож). Это отрывок из готовящейся к печати книги «Куракинский край. История и люди». Один фрагмент я уже размещал на сайте. Итак,
«Князь Алексей Борисович Куракин, будучи по-настоящему православным христианином, многое делал для того, чтобы церкви в его владениях не только просто существовали, но и процветали. Он строил новые, ремонтировал старые, приобретал для них необходимое имущество и утварь. Для рассказа об этой важной стороне жизни князя я использую, с некоторыми сокращениями, материал из дореволюционной книги:
«Исторический сборник «XVIII век
по бумагам фамильного архива князя Ф.А.Куракина.
Княже-Куракинские церкви»
(Москва, 1905, Т.2)
Село Преображенское-Куракино Малоархангельского уезда Орловской губернии.
«…В селе издавна стояла на низменном месте деревянная церковь Преображения Господня с такою же колокольнею; в 1775 г. колокольня была переделана: требовалось повесить на нее большой колокол; колокольню разобрали, прибавили дубового леса и сделали ее выше прежней.
Князь Алексей Борисович Куракин, которому досталось Преображенское по разделу с братьями…, задумал вместо деревянной построить здесь каменную церковь, холодную, во имя Преображения Господня, с теплым приделом в честь Казанской иконы Богоматери, и притом на другом, более возвышенном месте, отступя на несколько сажен от прежнего. Преосвященный Аполлос, по просьбе Князя, разрешил 19 декабря 1789 г. строить церковь с приделом на другом, более удобном месте. Вместо того выстроены две отдельные церкви невдалеке друг от друга.
Преображенская церковь села Куракино
Церковь Преображенская выстроена в усадьбе самого Князя, каменная, круглая, с двенадцатью наружными колоннами и тремя большими входами (дополнение из «Описи церковного имущества» от 4 октября 1924 года: «… крытая железом, с 13 окнами, с полу-решётками, при входе в церковь имеется тамбур полу-стеклянный, направо – ход на колокольню, колокол большой, весом 18 пудов, два средних весом 15 пудов и 8 пудов 10 фунтов, два малых – в 3 пуда 28 фунтов и 1 пуд 20 фунтов» – А.П.); внутри стены отделаны под мрамор, пол устроен из дикого шлифованного камня. Над церковью два каменных купола: нижний - лепной работы с двенадцатью окнами; ниже окон двенадцать горельефных изображений «Страстей Христовых», работы итальянских мастеров, отлично сохранившиеся и высокохудожественного достоинства; верхний купол расписан: вверху изображен Дух Святой; вокруг, против окон нижнего купола, двенадцать апостолов. Иконостас устроен деревянный, двухъярусный, полуциркульный, превосходной работы, окрашенный в белый цвет и по местам вызолоченный, в вышину и ширину по 22 аршина (15,642 м); сверх иконостаса вызолоченные карнизы. Царские врата резной работы, резьба позолочена; над ними деревянное, вызолоченное сияние. Все иконы в храме на холсте, живописной работы, написаны были вновь (местные иконы будто бы в Италии); кроме того, в деревянном киоте поставлены здесь девять икон Петром и Александром Соловьевыми, а именно (по реестру, составленному в июне 1802 г.):
1. Образ Сергия Чудотворца, вся риза серебряная, вызолоченная.
2. Образ Феодосия Тотемского, вся риза серебряная.
3. Покров Богородицы, вся риза серебряная.
4. Образ Божией Матери «Взыскание погибших», по борту оклад и венчик серебряный.
5. Образ маленький Иверской Божией Матери, риза вся серебряная.
6. Образ такой же маленький Гребневской Божией Матери, риза вся серебряная.
7. Димитрия Ростовского, риза вся серебряная.
8. Иоанна Златоустого и св. Надежды, риза вся серебряная.
9. На киоте без оклада - Петра и Павла.
Когда же выстроена Преображенская церковь? Прямого ответа на этот вопрос не найдено нами. В 1791 г. она была уже готова. В 1795 г. в нее отправлены: различная церковная утварь, два местных образа, два надместных, два образа в северные и южные двери, два образа для помещения над северными и южными дверями, образ апостола Петра в позолоченной раме, в алтарь против престола один образ, на царские двери два образа, еще на царские двери два овальных образа, ангел резной на дереве, вызолочен, подпраздничный образ, к нему подножие на дереве резное, вызолочено, деревянный подсвечник, книги церковно-богослужебные… В 1800 году 14 июля вымежевана к Преображенской церкви из владения князя Алексея Борисовича Куракина на довольствие причту земля в количестве 38 десятин 1600 кв. с. Только по окончании всех формальностей, не ранее 1800 г., могла быть освящена Преображенская церковь.
Устроив храм, князь Алексей Борисович с супругою продолжал снабжать его принадлежностями ризницы. В 1811 г. августа 11 княгиня Наталия Ивановна прислала в Преображенскую церковь три воздуха шелковой материи с шитою шелком же опушью. От князя Алексея Борисовича в ту же церковь в 1812 г. 31 июля поступили три новые воздуха желтого штофа на лиловой тафте, обложенные белым позументом. Его дочь, графиня Елена Алексеевна Зотова, велела употреблять их при службе с следующего же дня.
Заботясь о снабжении храма дорогою ризницею, князь Алексей Борисович не оставлял попечения об его благоустройстве. В 1820 г. он принял на свой счет сооружение новой крыши на Преображенской церкви, стоившей 1962 рубля. В 1824 г. он пригласил орловского мещанина Тихона Иванова раскрасить и расписать приходскую летнюю круглую церковь, также поправить в куполе изображения двенадцати апостолов.
(Здесь сделаю дополнение из «Воспоминаний архитектора В.А.Бакарева»: «При жизни князя А.Б.Куракина каждый год, 5 октября, в День Ангела князя, в Преображенской церкви служилась обедня, после неё – молебен о здравии именинника с многолетием, после чего начиналось венчание заранее избранных князем из пяти бедных семейств пар, каждой из которых князь дарил на свадьбу 50 рублей ассигнациями, лошадь, корову, несколько овец и хлеб. Если князь в этот день был в имении, то все пять пар новобрачных с их родными и знакомыми угощались вином и обедом в палатках на лугу, напротив его дома. Когда князя в имении не было, новобрачных угощал главноуправляющий в том имении, где их венчали» - А.П.).
Князь Алексей Борисович в 1825 г. был назначен председателем Печальной комиссии по случаю смерти государя императора Александра Павловича. Получив от графа Орлова-Денисова извещение о состоявшемся в селе Куракине ночлеге печального кортежа с телом Государя, направлявшегося из Таганрога в Петербург, и об отправлении подобающей службы над телом его в Преображенской церкви на нарочито приготовленном амвоне, князь Алексей Борисович велел (26 января 1826 г.), в знак памяти о пребывании здесь тела незабвенного монарха, до постановки тут памятника устроить от западных дверей до солеи во всю ширину церкви до баллюстрад помост вышиною наравне с первою ступенькою солеи, чтобы по тому месту, где стоял гроб, никто не ходил, помост выкрасить серенькою краскою с черными отводками. Архитектору Владимиру Алексеевичу Бакареву было поручено сделать для Князя рисунок всего пола церковного, на котором линиями означены алтарь, клиросы, баллюстрады, где стоял гроб во время обедни, и проект помоста; до устроения же его велено прочно настлать доски, чтобы действительно никто не ходил по тому месту, где стояло тело обожаемого Князем Государя. Бакарев сообщил (30 марта 1826 г.) Главной вотчинной конторе, что Князь велел устроить в круглой (Преображенской) церкви, по проекту архитектора Монферрана, монумент на том самом месте, где стоял гроб с телом государя императора Александра Павловича.
В письме к Бакареву князь Алексей Борисович так выражал свои намерения. Ему хотелось сделать от двери главного входа до солеи, шириною во всю эту дверь, высокий столярной работы помост наравне с солеею, а в западной двери против царских врат поставить бюст с изображением государя императора Александра Павловича. Для приведения этого в исполнение, Князь велел наружную дверь со входа запереть и оставить ее в таком положении, чтобы наружный фасад ни в чем не был изменен; изнутри эту дверь заделать и заштукатурить, сделав ее под мрамор серенького цвета; пьедестал, на котором будет поставлен бюст, сделать под белый мрамор; пирамиду сделать под мрамор зеленого цвета; надпись для пьедестала Князь обещал доставить из Петербурга и вместе с тем приказал немедленно от дверей до солеи в назначенную ширину помоста настлать войлок и потом покрыть черным сукном, чтоб этот временный ковер представлял вид долженствующего быть помоста. Не надеясь, что вся эта работа будет окончена ко времени приезда Императрицы, Князь распорядился не останавливать ее во время самого пребывания Ее Величества в Куракине[1], только наблюдать, чтобы сора внутри церкви не было. Немедленно же закипела работа, и в 1826 г. западные двери Преображенской церкви заделаны кирпичом и подштукатурены заподлицо со стенами, внутри церкви около них поставлен пьедестал лепной работы под мрамор, на пьедестале мраморный бюст в Бозе почившего императора Александра Павловича; от пьедестала до солеи сделан паркетный помост, вышиною в 4 вершка, на том самом месте, где находился катафалк. Князь Алексей Борисович устроил все это без разрешения духовной власти.
Причт воспротивиться производству работ в храме не смел, но счел долгом, при начале работ, донести об этом благочинному (16 апреля 1826 г.), города Малоархангельска Вознесенского собора протоиерею Андрею Булгакову; но при нем дело это не получило движения. Новый благочинный, священник села Георгиевского на Сучьей Плоте Малоархангельского уезда Павел Петров, донес об этом Орловской духовной консистории.
От причта села Преображенского-Куракина и управляющего имением князя Куракина В.А. Горшкова были отобраны чрез благочинного показания, совершенно тождественные и ничего нового не давшие. Тогда преосвященный орловский Никодим донес об этом случае Св. Синоду и спрашивал у него, можно ли допустить существование устроенного в храме села Преображенского памятника. Указом Св. Синода предписано орловскому преосвященному войти в ближайшее по местным обстоятельствам относительно заделанной в церкви села Преображенского западной двери рассмотрение и, если при совершении церковных церемоний никаких препятствий от сего не будет, оставить оную дверь в настоящем положении, а о памятнике не упомянуто. Преосвященный откомандировал в Куракино присутствующего Консистории протоиерея Афанасия Лаврова и велел ему при местном благочинном Петрове и депутате с светской стороны Малоархангельского нижнего земского суда заседателе Ильине освидетельствовать, что сделано в церкви[2]. Тем временем Князь, не желая защищать новшество, для православной церкви мало обычное, велел сломать в церкви помост, разделать дверь и вынести бюст Государя. Когда прибыли помянутые лица в Преображенскую церковь, то нашли, что западная дверь не заделана, а открыта, и памятника не имеется. Тем дело и кончилось.
В зале Надеждинского дворца находится мраморный бюст государя императора Александра Павловича, вероятно, тот самый, который стоял некоторое время в храме Преображения Господня в Куракине. На деревянном пьедестале его следующие надписи. Спереди: «1825 года. Се ангел на небеси, благодетель всем, особенно мне». С правой стороны:
«Кого спешим встречать?
Чей гроб слезами орошаем?
Прошло столетие... опять
Великого мы погребаем.
Народы... Александра нет:
Он там, ваш друг и благодетель,
Он там, где лучезарный свет
Одну венчает добродетель.
Все человечество в слезах,
Везде отзывы скорбных стонов;
Священ того и бренный прах,
Кто жил для счастья миллионов.
Душа великая, воззри:
В слезах сих дань тебе святая,
И в утешенье нам пари,
Как Бог, над троном Николая!»
С левой стороны: «Кончина блаженной памяти Государя Императора последовала в Таганроге 1825 года ноября 19 дня в 11 ч. 50 м. пополудни. Тело сего великого государя с подобающим кортежем отправлено в столичный город святого Петра. По назначенному тракту прибыло оно в Куракино 19 января 1826 года, где в храме Божием было на приуготовленном амвоне для ночлега поставлено, и, по отправлении в то время панихиды преосвященным со всем духовенством, в присутствии стекшихся в многом числе дворян и народа, во всю ночь читано было Евангелие, а на другой день, т.е. 20 января, по отправлении преосвященным божественной литургии и панихиды, тело покойного государя, препровождаемое духовенством и со всем кортежем, из Таганрога идущим и от губернии наряженным, отправлено в путь».
(Здесь я сделаю небольшую вставку на основании «Описи церковного имущества церкви села Преображенского – Куракино» - ГАОО, ф.Р-1327, оп.1, ед.хр.49, от 4 октября 1924 года, составлявшейся при передаче церковного имущества общине верующих. В этом списке под №18 назван «Памятник из мрамора», а чуть ниже упомянута и «…ограда вкруг памятника». Получается, что если князь Алексей Куракин в тот период памятник Императору Александру I убрал из храма, то через какое-то время подобный ему вновь в церкви появился – А.П.).
Летом 1829 г. князь Алексей Борисович посетил Куракино. Согласно заблаговременно присланному им распоряжению, по прибытии его в летнюю круглую церковь (27 июня), духовенством, в присутствии дворовых людей Князя, отслужено благодарственное Господу Богу молебствие по случаю благополучно совершенного «вояжа» его. В том же году, 31 декабря, князь Алексей Борисович скончался, и тело его погребено в склепе под Преображенскою церковью. Сын его князь Борис Алексеевич, приказал «из парчевого покрова, для погребения покойного батюшки приготовленного, сделать для церкви села Куракина ризы; бархатные подушки, на которых при похоронной церемонии несены были ордена, оставить в церкви, употребить на воздухи и на прочие церковные утвари; плащи траурные, попоны, трехугольные шляпы и сукно с катафалка хранить в кладовой, а траурное платье оставить у тех, для кого оно было сделано».
В 1831 г. в склепе под Преображенскою церковью погребена супруга князя Алексея Борисовича, княгиня Наталия Ивановна. В стене над склепом вделана медная доска со следующей надписью: «Здесь покоятся бренные остатки Создателя храма сего, Действительного Тайного Советника, Государственного Совета Департамента экономии Председателя, Сенатора, Канцлера Российско-Императорских Орденов, Действительного Камергера и Орденов: св. Апостола Андрея Первозванного с алмазными украшениями, св. Благоверного Князя Александра Невского, св. Равноапостольного Князя Владимира большого креста первой степени, Св. Анны первого класса Кавалера, имевшего знак отличия 45-летней беспорочной службы и Дворянскую бронзовую медаль в воспоминание 1812 г., Князя Алексея Борисовича Куракина, родившегося 1759 г. сентября 19 дня, скончавшегося 1829 г. декабря 31 дня, и Супруги его, Двора Его Императорского Величества Штатс-Дамы, Ордена Св. Великомученицы Екатерины меньшего Креста Кавалерственной Дамы, Княгини Натальи Ивановны Куракиной, урожд. Головиной, родившейся 1766 г. авг. 16 дня, скончавшейся 1831 г. июля 2 дня».
(Здесь я сделаю дополнение на основании находки орловского краеведа Владимира Труханова, который в одном из санкт-петербургских музеев обнаружил «Метрику для получения верных сведений о древнеправославных храмах, божих зданий и художественных предметах». Одна из записей её относится к селу Преображенское Малоархангельского уезда Орловской губернии. Цитирую: «В Преображенской церкви на юго-западной стороне погребён храмосоздатель Князь Алексей Борисович Куракин и супруга его. Над склепом квадратная чугунная решётка, по местам позолоченная, на древе иконы Спасителя и Божией Матери. Ниже икон – медная вызолоченная доска с надписью – кто здесь погребён и когда» - А.П.).
В 1832 г. князь Борис Алексеевич приказал устроить при Преображенской церкви каменную с воротами ограду.
В 1835 г. числились в приходе деревни: Сандровка, Никитовка, Борисовка, Миловка, Егорьевка и дача под названием Хорошевское. В 1847 г. упоминается деревня Борисоглебская, как вотчина графини Елены Алексеевны Зотовой, урожденной княжны Куракиной. В последующее время в приходе следующие деревни: Никитовка, Борисовка, Новая и Старая Экономические, Георгиевка, Сандровка и Борисоглебская.
В послереволюционные годы Преображенская церковь, видимо, стала первой, которая была официально закрыта для верующих в Малоархангельском уезде. Это произошло 16 марта 1924 года. Храм передали в распоряжение отдела науки Народного Комиссариата Просвещения. Церковное же имущество, по акту от 4 октября 1924 года, передав местной общине верующих, поместили для хранения в соседний, Казанский храм. Но полгода, проведённых без служб, привели к тому, что часть имущества Преображенской церкви была украдена, а другая – испорчена. В Государственном архиве Орловской области мне удалось обнаружить в фонде Р-1327 (опись 1, ед.хр.49) «Опись церковного имущества этого храма при передаче его общине верующих».
В нём говорится, что деревянная часовня при храме уже стоит без окон и дверей, иконостас в самой церкви частично повреждён, некоторые иконы испорчены, а другие украдены. Но основная часть имущества, всё же, поступила на хранение в Казанскую церковь. А вот что с ним случилось далее – пока выяснить не удалось. Так что, когда в августе 1943 года Преображенскую церковь взорвали, ценного и какого-либо другого (кроме фресок) имущества там уже не оставалось (Александр Полынкин)
Приложение №2.
Отчет
о проведении работ на территории поселка Куракинский по обследованию места нахождения Преображенской церкви.
По аэрофотоснимку Люфтваффе времен Великой Отечественной войны от 24.08.1943 г. было определено точное место, где до разрушения находилось здание Преображенской церкви в поселке Куракинский (бывшее имение князей Куракиных). При сравнении аэрофотоснимков поселка от 02.08.1943 г. и 24.08.1943 г. было установлено, что Преображенская церковь взорвана в период после 2 августа 1943 года и до 24 августа 1943 года (на аэрофотоснимке от 02.08.1943 г. здание просматривается). Легенда местных жителей о том, что церковь взорвана при отступлении немецких войск, не подтвердилась.
Здание церкви уничтожено внутренними взрывами безоболочечных зарядов (толовые или тротиловые шашки), заложенных в стены здания. Следов взрыва склада боеприпасов немецкой армии, как рассказывали местные жители, не обнаружено. На снимке от 24.08.1943 г. отчетливо просматриваются следы закладки и взрыва не менее 24-х зарядов, уничтоживших Преображенскую церковь.
Обследование проводилось в продолжение работ 2018 года, с целью обнаружения фамильного склепа князя Алексея Борисовича Куракина и его жены, захороненных в Преображенской церкви в 1829 и 1831 годах[3].
С правой стороны от дороги (левая сторона обследована в 2018 г.) были заложены два шурфа глубиною до 2 метров, длиною до 5 метров, шириною до 1,5 метров на выверенном месте нахождения Преображенской церкви.
Раскопки склепов Преображенской церкви (лето 2018)
Шурф № 1 (см. схему №1). На глубине 0,6-0,8 м. был обнаружен сплошной слой битого кирпича и природного камня (до глубины 1,8 – 2 м.). На большинстве фрагментов кирпичного щебня и кирпичной крошки просматриваются следы черного нагара, что указывает на причину разрушения кирпича в результате взрыва (взрывов). Каких - либо металлических предметов при обследовании металлодетектором не обнаружено. Не обнаружено также обломков гипса[4]. Отсутствие обломков гипса говорит об отсутствии пояса барельефов итальянского гипса в момент взрыва в здании церкви. Следов фундамента не обнаружено.
Шурф № 2 (см. схему №1). На глубине 0,6-0,8 м. был также обнаружен сплошной слой битого кирпича и природного камня (до глубины 1,8 – 2,3 м.). В отличие от шурфа №1, на срезе траншеи отчетливо просматривается внутренняя воронка (слой, покрытый сажей, нагаром щебенки и битого кирпича) от мощного взрыва, уходящая ниже слоя фундамента церкви на 0,3-0,5 м. (см. схему №2). На большинстве фрагментов кирпичного щебня и кирпичной крошки, а также на щебне природного камня, просматриваются следы черного нагара, что указывает на причину разрушения кирпича и блоков природного камня в результате взрыва (взрывов). В шурфе обнаружено два блока природного камня примерным размером 35 Х 40 Х 25 см. Каких-либо металлических предметов при обследовании металлодетектором не обнаружено. Не обнаружено также следов гипса, как и в шурфе №1. При переборке щебня в районе обнаруженной воронки найдены два фрагмента костей человеческого скелета: фрагмент ребра и фрагмент трубчатой кости (бедренной, берцовой или плечевой, точно определить сложно из-за незначительности размера фрагмента). Несмотря на переборку значительного объема щебня с расширением площади шурфа, других фрагментов скелета человека обнаружить не удалось.
Внутренняя воронка, уходящая в глубину ниже основания фундамента церкви, однозначно говорит о том, что заряд при взрыве был заложен ниже уровня пола церкви. Кроме склепа князей Куракиных, в здании Преображенской церкви, помещений (подвалов) в описании не указывается. Из чего можно сделать вывод, что заряд при взрыве был заложен именно в пространство склепа.
Внутренняя воронка на месте здания Преображенской церкви уходит под полотно асфальтовой дороги, проложенной по месту нахождения здания. Дальнейшая работа по этой причине не проводилась.
Центр внутренней воронки на месте здания Преображенской церкви находится в юго-западном приделе церкви на расстоянии около 2,5-3 м. от стены церкви и соответствует описанию месторасположения склепа князей Куракиных[5]. Других захоронений в Преображенской церкви не было.
Шурфы по окончании работы засыпаны, планировка места произведена.
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
- Здание Преображенской церкви полностью уничтожено при взрыве в период с 02.08. - 24.08.1943 г.;
- Склеп и захоронение князей Куракиных уничтожены при взрыве Преображенской церкви в период с 02.08. – 24.08.1943 г. (если захоронение и было разграблено до этого времени, взрыв окончательно его уничтожил);
- Фрагменты обнаруженных костей человеческого скелета принадлежат захороненным в Преображенской церкви князю А.Б. Куракину или его жене, потому, что иных захоронений в церкви не было.
Председатель ОРОО МПО
«Огненная дуга» Н.А.Андреев
Июль 2019
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|