5 августа Орёл и Орловщина отметили 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков проведением большого количества самых разнообразных мероприятий. А 8 сентября 2023 года исполнилось 80 лет со дня освобождения Донецка от гитлеровских оккупантов. Жителей ДНР и Донецка поздравил наш Президент, Владимир Владимирович Путин. У подножия величественного мемориального комплекса, Саур-могилы, состоялся замечательный концерт, на котором не только исполнялись песни и стихи, но и вспоминали Героев Великой Отечественной войны, чествовали современных Героев, не жалеющих своих жизней в борьбе с нацизмом. Концерт транслировал Первый Канал.
Я же 8 сентября закончил очередной очерк для третьей книги «Золотых Звёзд Орловщины». И так совпало, что его Герой, уроженец Мценского района, с 12-летнего возраста жил в Донецке, окончил там среднюю школу и отправился в большую жизнь и на войну. Я предлагаю читателям рассказ об уникальном лётчике-штурмовике с самой обычной и довольно распространённой фамилией. История эта – сугубо документальная.
Когда я писал очерк о лётчике – штурмовике Георгии Паршине, единственном орловчанине - дважды Герое Советского Союза («Золотые звёзды Орловщины. Т.2», Орёл, «Картуш», 2022, стр.208-217), я не переставал восхищаться его мастерством и мужеством, умением найти выход из любой трудной ситуации (а их множество возникало в военном небе).
Отличник – о себе
Не меньшее впечатление на меня произвели документы, размещённые на Интернет-Портале «Память народа» и посвящённые другому нашему земляку, тоже лётчику – штурмовику, Валентину Сергеевичу Кузьмину. Причём, их оказалось такое количество, что они позволили выяснить не только моменты его довоенной жизни, но и красочные подробности боевой биографии (тот, кто описывал эпизоды участия Валентина Кузьмина в воздушных вылетах, схватках, штурмовках, разведках, явно обладал литературным талантом – А.П.).
А теперь обо всём по порядку. Начну так, как пока не делал ни разу в жизнеописаниях моих Героев, – с «Автобиографии В.С.Кузьмина», иногда чуть дополняя её сведениями из других источников:
«Я, Кузьмин Валентин Сергеевич, родился 5 декабря 1921 года в деревне Спасское, Мценского района, Орловской области (во избежание путаницы сразу напишу, что этот населённый пункт, вообще-то, село, в настоящее время находится в составе Протасовского сельского поселения, и его не надо отождествлять с селом Спасское-Лутовиново, родовой усадьбой Варвары Петровны и Ивана Сергеевича Тургеневых; сейчас тут проживают менее 30 человек – А.П.). В этой же деревне в 1930 году я поступил в 1-й класс неполной средней школы и проучился до 1932 года.
В 1932 году, окончив 2-й класс, я переехал к отцу в город Сталино, Кировский район (современный город Донецк – А.П.), где и продолжил учёбу в средней школе (тогда она имела №77, а в настоящее время - №93 – А.П.). В 1938 году вступил в ряды Ленинско-Сталинского комсомола.
В 1940 году окончил 10-й класс с аттестатом отличника и был зачислен курсантом Тамбовской Авиационной школы. В школе прошёл курс лётной подготовки на ПО-2, Р-5, СБ и в октябре 1942 года окончил её и был выпущен пилотом-сержантом.
10 ноября 1942 года был послан в 5-й запасной авиаполк 1-й Запасной авиабригады, где пробыл до 26 ноября 1942 года. 26 ноября 1942 года был переведён в 12 Запасной авиаполк 1-й Запасной авиабригады, а 29 ноября 1942 года был зачислен пилотом в 949 Штурмовой авиаполк, где и нахожусь по настоящее время.
В 949 ШАП занимал должности: лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи, командир АЭ.
На фронт прибыл в составе 949 ШАП в июне 1943 года.
В январе 1944 года вступил кандидатом в члены ВКП(б), а в апреле 1944 года был принят членом ВКП(б).
Отец в 1921 году работал в районах Донбасса в качестве маляра, периодически приезжая к матери. В 1940 году райком ВКП(б) послал его на работу в школу ФЗО-18 инструктором. Сейчас со школой находится в городе Магнитогорск.
Мать (Анастасия Ивановна – А.П.) до1934 года жила в деревне, а с 1934 года постоянно живёт в г.Сталино, Кировский район (Почтовая улица, д.№14. кв.3 – А.П.). С октября месяца 1941 года по сентябрь 1943 года была под оккупацией в г.Сталино.
Есть три сестры: две проживают с матерью в г.Сталино, а старшая сестра угнана в Германию.
Брат рождения 1927 года учится в ремесленном училище.
Под судом не был. Родные репрессированы органами Советской власти не были.
16 апреля 1945 года. В.Кузьмин» (собственноручная подпись)».
«Несмотря на…»
Основные моменты своей довоенной и военной жизни Валентин Сергеевич в этой «Автобиографии», выставленной на Интернет-Портале «Память народа», осветил. А подробная расшифровка боевых достижений командира авиаэскадрильи, старшего лейтенанта Кузьмина замечательно отражена в его последнем по времени наградном листе, который был подписан, как и «Автобиография», тоже 16 апреля 1945 года, только, естественно, не В.С.Кузьминым, а командиром 949 Штурмового авиаполка, Героем Советского Союза, подполковником Шкулеповым.
К этому времени Валентин Кузьмин за многочисленные подвиги уже был награждён четырьмя орденами: Красного Знамени (дважды), Александра Невского и Отечественной войны 1 степени. Все они были вручены ему в 1944 году. В 1945 году, приказом по 3 Воздушной Армии №244 от 24.04.1945 года, Валентин Сергеевич стал кавалером своего третьего ордена Красного Знамени и – пятого по счёту всего. Замечательный иконостас!
Не хватало лишь Золотой Звезды Героя Советского Союза и ордена Ленина к ней – в придачу. Именно на эти награды написал представление 16 апреля 1945 года командир 949 ШАП подполковник Шкулепов.
Наградной лист на 5 страницах красочно представил боевые достижения старшего лейтенанта Кузьмина. Я приведу выписку из него с небольшими сокращениями: (цитирую – А.П.):
«В июне месяце 1943 года тов.Кузьмин в составе полка прибыл в Действующую Армию молодым рядовым лётчиком, имея тогда общий налёт самолётах ПО-2, Р-5, СБ 64 часа и год перерыва в лётной работе. Перед полком стояла задача – в кратчайший срок переучить личный состав на новую матчасть – самолёты ИЛ-2 и подготовиться к боевым операциям.
Тов.Кузьмин, горя желанием принять личное участие в разгроме немецких захватчиков, взялся за переучивание, отдавая все свои силы и знания. Честно выполнял свой долг перед Родиной, в течение месяца изучил материальную часть самолёта ИЛ-2 на «отлично» и вылетел самостоятельно…
Сырая, дождливая, надвигающаяся осенняя погода, лесисто-болотистая местность района Андреанополь Калининской области, где переучивался полк, усложняла вести нормальную лётную подготовку, и особенно тяжело было ориентироваться. Несмотря на это, тов. Кузьмин отлично закончил программу переучивания, изучил районы предстоящих боевых действий 1 Прибалтийского фронта. За это же время настойчиво изучил опыт Отечественной войны и к началу боевой работы полка – к ноябрю месяцу 1943 года хорошо к ней подготовился.
1943-й: «всегда находит выход»
15 декабря 1943 года на первом боевом вылете, ведомым, в составе 8 самолётов ИЛ-2, в районе железнодорожной станции Бычиха, что севернее города Городок, сильно прикрытой зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника, в сложной метеообстановке, при низкой облачности 100-200 метров, видимости 2-4 километра, без сопровождения истребителей, штурмовал скопление железнодорожных составов, спешно подбрасывавших подкрепления немецких войск.
Подходя к цели, группа была встречена сильным заградительным огнём зенитной артиллерии. Тов. Кузьмин, имея задачу – подавить зенитные орудия, не обращая внимания на массу разрывов, преследуя цель – дать возможность группе успешно атаковать цель, презирая смерть, идёт прямо на огонь зениток и, сохраняя спокойствие, уже на первом вылете, разумно расходуя боеприпасы, частью сброшенных бомб прямыми попаданиями подавил огонь зенитной батареи, после чего, сделав левый разворот, атаковал вторую батарею и остатком сброшенных бомб подавил её.
Воспользовавшись ослаблением зенитного огня, группа успешно атаковала железнодорожные составы: разбила паровоз и подожгла вагоны с живой силой и техникой. На станции поднялась паника. Горел эшелон, наблюдались взрывы большой силы. Самолёт тов.Кузьмина получил повреждение. Прямое попадание зенитного снаряда в плоскость усложнило управление и, несмотря на это, тов.Кузьмин, заметив уходивший от станции эшелон, атаковал его и пушечно-пулемётным огнём и реактивными снарядами поджёг три вагона. Группа, благодаря его успешному подавлению зенитной артиллерии, отлично выполнила задание, не имея потерь.
29 декабря 1943 года, ведомым, в составе группы 6 самолётов ИЛ-2, получив задание – штурмовать скопление артиллерийско-миномётных батарей в районе Шумилино, сильно прикрытом ЗА и ИА (зенитной артиллерией и истребительной авиацией), несмотря на сильный заградительный огонь ЗА и отсутствие прикрытия своих истребителей, настойчиво шёл к цели, искусно применяя противозенитный маневр, сброшенными бомбами и РС (реактивными снарядами) точно поразил цель, уничтожив до трёх орудий ПА (полевой артиллерии). На втором заходе атаковал батареи пушечно-пулемётным огнём, спускаясь до бреющего полёта – 10-15 метров, расстреливая в упор фашистскую нечисть.
В этом бою его самолёт получил три попадания снарядов ЗА и миномётов: повреждён руль глубины и попаданием из миномёта совершенно отбит элерон правой плоскости. Уходя от цели, его самолёт атаковали два «ФВ-190». В завязавшемся воздушном бою его стрелок сбил один «ФВ-190», но и стрелок был тяжело ранен. Боеприпасы были на исходе. На подбитом самолёте тов.Кузьмин отстал от группы.
Несмотря на все трудности, сложившиеся в воздухе, он и здесь находит выход. Обладая отличной техникой пилотирования, применяя последние усилия, на трудноуправляемом самолёте, ушёл от истребителей в облака и привёл самолёт на свой аэродром, отлично произвёл посадку, сохранив самолёт и экипаж.
За отличное выполнение боевого задания, за сохранение экипажа и самолёта командир полка объявил ему благодарность.
1944-й: «горка» для «фоккера»
27 апреля 1944 года, ведущим пары ИЛ-2, штурмовал живую силу и технику противника в районе Ушачи, где немцы бросили подкрепления для уничтожения партизанского отряда. При подходе к цели, в районе Ушачи, заметил 6 самолётов «Ю-87», бомбардировавших партизан. С ходу, с полной бомбовой нагрузкой, атаковал «Юнкерсов» и, воспользовавшись тем, что немецкие лётчики увлеклись целью, сблизившись до 100-200 метров, пушечно-пулемётным огнём сбил одного «Ю-87», второго «Ю-87» сбил его ведомый, лейтенант Габайдулин. Сбитые два самолёта горящими упали в районе д.Карбани. Заметив падение двух горящих самолётов, остальные четыре самолёта противника, сбрасывая беспорядочно бомбы, пытались уйти, но вторично были атакованы. На второй атаке тов.Кузьмин подбил один «Юнкерс», последний со снижением пошёл на вынужденную.
После этого, отлично выполнив поставленную задачу, парой уничтожил две батареи ПА с прислугой, взорвал склад боеприпасов и привёз ценные сведения о войсках противника.
1 мая 1944 года, ведомым группы 6 самолётов ИЛ-2, получил задачу во чтобы то ни стало уничтожить железнодорожный эшелон, прибывший на станцию Горяны с ценным грузом. Станция была сильно прикрыта ЗА и ИА противника; задание пришлось выполнять в сложной метеообстановке, подходя к цели, группа была встречена сильным огнём ЗА, но, несмотря на это, настойчиво шёл к цели. Отличным попаданием бомб разбил паровоз, на второй атаке пушечно-пулемётным огнём и РС зажёг 5 вагонов, после чего группа наблюдала взрывы большой силы; весь состав эшелона до 30 вагонов был объят пламенем.
Уходя от дела, группа была атакована 12 «ФВ-190». Завязался горячий воздушный бой. Его самолёт атаковали 4 «Фоккера». Тов. Кузьмин успешно отбивал одну атаку за другой, помогая воздушному стрелку, делая по его просьбе необходимый маневр. Самолёт получил семь прямых попаданий снарядов, множество пулевых и осколочных пробоин: перебита тяга левого элерона. Левая сторона стабилизатора, воздушная система и система аварийного выпуска шасси, оборвана обшивка руля направления, пробита покрышка шасси. Самолёт не слушался лётчика.
Немецкий лётчик, видя избитый самолёт, был уверен, что стрелок убит, и свободно, на одной высоте, прямо в хвост шёл на сближение. Стрелок не имел возможности вести огонь, боясь отрубить хвостовое оперение своего самолёта, просил лётчика сделать «горку». Тов. Кузьмин, применяя последние усилия, сделал «горку», воспользовавшись этим, стрелок меткой длинной очередью сбил «Фоккера», последний горящим врезался в землю, а очередь вражеского лётчика прошла ниже «Ила». «Фоккер» был сбит благодаря хорошей сработанности лётчика со стрелком, их мужеству, выдержке и высокому мастерству лётчика и технике пилотирования.
Тов. Кузьмин, отлично выполнив задание, на избитой до неузнаваемости машине, прилетел на свой аэродром и отлично произвёл посадку на одно колесо. Несмотря на сложность посадки на одно колесо, трудно управляемый самолёт посадил без малейшего повреждения. Экипаж и самолёт были сохранены. Личный состав полка был восхищён его подвигами.
4 мая 1944 года, ведущим группы, как один из лучших ведущих, получил задачу – продержать 20 минут под непрерывным огнём с воздуха немецкий гарнизон в районе Ушачи, что 55 километров западнее города Витебск, тем самым помочь партизанской бригаде прорвать кольцо окружения и соединиться с главными силами партизан.
Отлично выполнив задание, продержав под непрерывным огнём немецкий гарнизон 30 минут, снижаясь до бреющего полёта на 5-10 метров, группа уничтожила до 8 миномётных батарей и до 50 солдат и офицеров. Партизаны прорвали кольцо и соединились с главными силами.
Возвращаясь с боевого задания, в районе Завядце, заметил группу до 20 самолётов «Арадо-66», бомбивших партизан. Увлечённые целью, немецкие лётчики не заметили приближения Илов. Несмотря на малый запас горючего и боеприпасов, тов. Кузьмин по радио сообщил истребителям сопровождения о месте нахождения самолётов противника и повёл свою группу в атаку. С первого захода тов.Кузьмин и его ведомый сбили по одному самолёту противника, на втором заходе т.Кузьмин подбил, а его воздушный стрелок сбил один самолёт.
Не ожидая такого дерзкого удара, немецкие лётчики начали беспорядочно сбрасывать бомбы куда попало и удирать. Воспользовавшись этим, истребители сопровождения сбили 8 самолётов «Арадо-66». Группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Отлично владеет радиосвязью и уделяет ей особое назначение, благодаря чему, ввиду быстрого продвижения наших войск, 4 раза был перенацелен и избежал удара по своим войскам. В период операций по разгрому немцев на Витебско-Полоцком направлении и последующих наступательных операциях наших войск по освобождению г.г.Поневеж, Митава, Шавли, Рига, в боях за Мемель совершал по 3-4 боевых вылета в день ведущим группы; глаза краснели от усталости, но он всё стремился в бой.
26 августа 1944 года, ведущим группы 6 самолётов, вёл разведку боем в лесу, что 100 метров восточнее деревни Ражакас, атаковал скопление автомашин и живой силы противника, спускаясь на бреющий полёт до 5-10 метров; лично уничтожил до 5 автомашин, до 30 солдат и офицеров противника. Пехота, воспользовавшись нанесённым с воздуха ударом, продвинулась вперёд и заняла укреплённый узел – д.Ражакас.
В период с 17 по 19 сентября 1944 года, взаимодействуя с наземными войсками, 7 раз водил группы по 8-12 самолётов на уничтожение танков, живой силы и техники противника в район западнее г.Шауляй, по срыву немецкого контрнаступления. В этих боях водимые им группы беспощадно громили немецкие танки и живую силу, делая по 2-3 захода, спускаясь до бреющего полёта.
Наземное командование неоднократно, передавая телеграфом, восхищалось работой его групп. За отличное выполнение боевых заданий по срыву контрнаступления немцев под Шауляем и отличное взаимодействие с наземными войсками он и все лётчики его группы получили благодарности от Командующего 3 Воздушной армией генерал-полковника Папивина.
Во время прорыва оборонительной полосы окружённой группировки немцев
в районе Рига 16 сентября 1944 года, будучи ведущим группы 10 самолётов, получил задачу – уничтожать автомашины, движущиеся по дороге от Барбелюс на Вицмуйжа. Отлично подготовил группу к выполнению задания и поднял группу в воздух.
Подходя к цели, обнаружил до 150 крытых автомашин и до 50 повозок с войсками и боеприпасами, с ходу атаковал их. Дорога прикрывалась большим количеством ЗА, и группа была встречена сильным зенитным огнём, но, несмотря на сплошные разрывы снарядов ЗА, группа успешно атаковала колонну, а пара Илов, заранее выделенная, уничтожила зенитные средства. Группа, сделав два захода, уничтожила до 25 автомашин, 20 повозок, до 100 солдат и офицеров; подавила огонь трёх зенитных батарей. Тов. Кузьмин лично уничтожил 4 автомашины, 2 повозки и до 15 солдат и офицеров противника. По докладу истребителей, сопровождавших группу штурмовиков, и по результатам фотосъёмки, наблюдалось большое количество (до 25) горящих автомашин, сопровождавшиеся большими взрывами.
Принимая участие по уничтожению группировки, отрезанной от Восточной Пруссии в районе Мемель, 29 октября 1944 года, ведущим группы 5 самолётов, штурмовал артиллерийско-миномётные батареи противника в районе Выбити и прямым попаданием бомб лично уничтожил 4 миномётных орудия с прислугой, на втором заходе РС разбил блиндаж и уничтожил до 20 солдат и офицеров противника.
Возвращаясь с задания, в районе мызы Эмбутэ, его группу атаковал пара «Фоккеров». В завязавшемся воздушном бою тов. Кузьмин сбил одного из них, а второй быстро вышел из боя и на бреющем полёте ушёл на свою территорию.
1945-й: «…продержал войска противника
под непосредственным огнём 27 минут»
За время боевой работы с ноября 1943 года по 5 апреля 1945 года тов. Кузьмин совершил 115 успешных боевых вылетов; из них: 96 раз водил группы по 8-12 самолётов; 10 раз вёл разведку боем и благодаря отличной технике пилотирования, штурманской подготовке, умелому применению противозенитного маневра, презирая смерть, проявляя неоднократно героические подвиги, нанес противнику большой урон в живой силе и технике: уничтожил до 10 танков, 50 автомашин, 25 повозок с войсками и грузами, 11 миномётных и 9 орудий ПА, подавил и частично уничтожил 19 орудий ЗА, разбил 1 паровоз и дот 17 вагонов с грузами; взорвал 2 склада с боеприпасами, поджёг 4 склада с разным военным имуществом, 4 бензоцистерны, создал 17 очагов пожара. В успешно проводимых 24-х воздушных боях сбил лично три самолёта противника: «Ю-87», «ФВ-190» и «Арадо-66», в групповом бою – 4 самолёта, и его воздушный стрелок – три «ФВ-190».
За всё время боевой работы лично потерял лишь один самолёт ИЛ-2. Лётный состав эскадрильи под его командованием за период с 29 июля 1944 года по 5 апреля 1945 года совершил 625 успешных боевых вылетов, нанёс большой урон в живой силе и технике противнику. Только в воздушных боях лётчики и воздушные стрелки сбили 10 самолётов противника, из них – 8 «ФВ-190» и « МЕ-109»…
Учитывая небольшую насыщенность зенитного огня и истребительной авиации в отдельных пунктах Земландской группировки войск, он применил атаку с круга, что сейчас подхвачено частями дивизии и практиков в боевой работе по уничтожению Кёнигсбергской группировки войск.
25 февраля 1945 года группой в составе 4 самолётов в районе Настренен, по запросу наземных войск станции наведения, атаковал скопившиеся танки, живую силу и технику противнику. Ввиду небольшой насыщенности зенитного огня и отсутствия истребителей противника всей группой атаковал цель с круга, сделал 4 захода, продержал войска противника под непосредственным огнём 27 минут; уничтожил 3 танка, до 40 солдат и офицеров противника, создал два очага пожара, за что от наземного командования получена благодарность…».
В дополнение к этому всё объемлющему наградному листу приведу одну «Справку подтверждения о сбитии самолёта противника типа «ФВ-190» командиром 3-й авиаэскадрильи 949 Штурмового Авиационного Витебского ордена Кутузова полка старшим лейтенантом
Кузьминым Валентином Сергеевичем.
29 октября 1944 года, выполняя боевое задание по штурмовке огневых точек и живой силы противника в районе цели №4, старший лейтенант Кузьмин, ведущий второй группы 5 ИЛ-2, был атакован 1 «ФВ-190» в хвост под ракурсом 2/4, на дистанции 75 метров, на дистанции 75 метров, с длинной очереди ВЯ и ШКАС сбил один «ФВ-190», который горящим упал в районе Вибики, что 8 километров северо-восточнее Вайньодэ.
Факт сбития самолёта подтверждают:
Командир звена лейтенант Наумов
Воздушный стрелок старшина Канафин
Командир экипажа младший лейтенант Вострецов
Командир экипажа младший лейтенант Воронин.
Печать и подпись командира 949 ШАП Героя Советского Союза гвардии подполковника Шкулепова.
26.11.1944».
Во Мценске и Донецке
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Валентину Сергеевичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6346).
Всего к моменту окончания войны он имел на своём счету 127 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника. Весь свой боевой путь старший лейтенант В.С. Кузьмин прошёл в составе 949-го штурмового Витебского орденов Суворова и Кутузова авиационного полка 211-й штурмовой Невельской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова авиационной дивизии.
После Победы Валентин Сергеевич продолжал службу в Военно-Воздушных Силах, летал на новых реактивных самолётах. В 1953 году окончил Военно-Воздушную академию. В дальнейшем работал в Центре боевой подготовки ВВС, служил в исследовательском инструкторском штурмовом авиационном полку, а в 1955 году стал командиром этого полка.
За полтора года боевых вылетов Валентин Сергеевич ни разу не был сбит, ни разу не был ранен или контужен, всегда возвращался на свой аэродром, но удача отвернулась от Героя 7 февраля 1957 года. В этот день подполковник В.С. Кузьмин погиб в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей на территории Казахстана. Валентину Сергеевичу шёл 36-й год. Похоронили его в городе Чимкент Южно-Казахстанской области. Подполковник Кузьмин был навечно зачислен в списки личного состава воинской части.
5 декабря 2019 года на здании Протасовской школы Мценского района торжественно открыли мемориальную доску Герою Советского Союза Валентину Сергеевичу Кузьмину. Его бюст установлен и на Аллее Героев во Мценске.
В 2008 году на школе №93 Донецка (расположена по адресу: ДНР, г. Донецк, ул. К. Маркса, 10) установили мраморную доску с текстом и фамилиями 5 выпускников школы - Героев Советского Союза, среди которых, - и фамилия В.С. Кузьмина.
Герой Советского Союза Валентин Сергеевич Кузьмин
Автобиография
Наградной лист (начало)
Справка
Герой Советского Союза в послевоенные годы
Могила Валентина Сергеевича Кузьмина
Бюст на Аллее Героев во Мценске
Памятная доска на здании Протасовской школы (Мценский район)
5 декабря 2021 года, в 100-летний юбилей со дня рождения Валентина Сергеевича, учащиеся Донецкой школы №93 почтили его память в ходе школьной акции "Свеча памяти".
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|