Есть на Орловщине сёла и храмы, которые даже в самые мрачные периоды гонений на православную церковь, оставались на слуху у прихожан и продолжали верой и правдой распространять Слово Божие среди людей православных. Село Архарово и его Свято-Покровский храм были хорошо известны в 40-60-ые годы XX века не только в своём Малоархангельском, но и в соседних Покровском, Глазуновском, Колпнянском, Верховском, Ливенском районах потому, что именно сюда, в единственную действующую в те времена в здешних краях сельскую церковь, приезжали родители - крестить младенцев и свадебные пары - венчаться (реже здесь отпевали покойников, слишком заметная была процедура – А.П.). Потом ещё раз (последний) закрывали Покровский храм, а с 1980 года (снова раньше многих других – А.П.) церковь села Архарово вот уже более 30 лет исправно принимает прихожан под свои намоленные за два века стены. Вид на Свято-Покровский храм с самолёта
Я долго думал, почему именно Свято-Покровский храм оказался таким «избранным Богом», тогда как десятки других церквей давно исчезли с карты Орловщины. К тому же, даже само название жителей села «архаровцами» вызывало у соседей много вопросов. Это крылатое выражение, существующее в русском языке и по сию пору, современные толкователи расшифровывают так: 1. устаревшее прозвище русских полицейских; 2. хулиган, буян, озорник, отчаянный, беспутный человек (разговорное, просторечное – А.П.). Появилось же словечко благодаря военному губернатору Москвы Ивану Петровичу Архарову. Беспечно набранные им полицейские драгуны оказались такими головорезами и так плохо ладили с законом, что в московском быту утвердилось понятие «архаровцы». Архаровцы ловили не только воров, не гнушались они и добром честных людей. Потому и слово это в русском языке имеет вовсе не положительный смысл. Мне пришлось объяснить это тебе, читатель, не просто так, а потому что военный губернатор Москвы (в самом конце XVIII века, при императоре Павле I – А.П.), генерал от инфантерии Иван Петрович Архаров, оказывается, был орловским помещиком, владельцем сотен десятин земли в окрестностях современного села Архарово, которое именно крутому генералу обязано своим названием. Но, в отличие от его, московских, буйных архаровцев, хулиганов и озорников, нарушителей закона наши, орловские, хоть и являлись их полными тёзками, отличались совсем в других делах – прежде всего, богоугодных. Думаю, именно благодаря им, их вере, Свято-Покровский храм всегда оставался оплотом православия в здешних краях, и его не смогли даже в «худые годы» уничтожить тёмные силы. Много настоящих «ревнителей благочестия» проявилось на архаровской земле, обо всех рассказать невозможно, но о некоторых поведать нужно обязательно. «И зимой, и летом ходила эта юродивая босиком, полуодетая, имущества никакого не имела, кроме единственной иконы Казанской Божией Матери, а если случайно кто давал ей денег, то она тотчас же жертвовала их на храм. Слухи о необыкновенной жизни скоро проникли в народ, и к ней стали обращаться люди, искавшие у неё совета и утешения... За свою долголетнюю жизнь она несколько раз побывала в Иерусалиме и посещала часто отечественные монастыри и другие святые места. Зимой и летом... зачастую ночевала в открытом поле или же в лесу. «Но Господь хранил меня, — говорила она, — и от людей, и от зверя, и от холода и мороза. Имя её было известно не только в Орловской, но и в других губерниях». Звали эту женщину в миру Анна Андреевна, а вторую половину жизни она прожила как схимонахиня Евфросиния. Родилась же она ровно 200 лет назад в селе Архарово, а в 2014 году исполнится 120 лет со дня её ухода в мир небесный. Могила схимонахини Евфросинии - на кладбище села Архарова, совсем недалеко от храма, который она часто посещала. Эти сведения об архаровской подвижнице я взял из «Семейной хроники Амвросиевой женской пустыни 1912 года». Могила схимонахини Евфросинии
А недалеко от могилы схимонахини Евфросинии, на том же Архаровском кладбище, находится захоронение ещё одного архаровского юродивого – Романа Сиротина. Он родился в 1855 году и прожил долгую жизнь, большую часть которой провёл в родном селе. Казначей Свято-Покровского храма Мария Дмитриевна Зорина в свое время успела расспросить людей, знавших его, и написала «Житие блаженного Романа Христа ради юродивого Архаровского подвижника 19-го столетия». Вот что, к примеру, рассказала Марии Дмитриевне бывшая староста Покровской церкви Евдокия Федоровна: «В 1938 г. я родила сына и несла его в Храм на причастие. По пути повстречала Блаженного Романа. Мы его очень уважали и радовались, когда доводилось видеть его. «Роман Тихонович,— сказала я,— а у меня сын родился!» — «На горе-то», — быстро ответил юродивый и поспешил уйти. Время показало, что подвижник не ошибся. Я рано овдовела (муж погиб на войне), работала день и ночь, мало уделяла внимания воспитанию сына. В молодые годы он попал в тюрьму, сидел несколько раз, проведя в заключении 23 года. Сыну не было еще и пятидесяти, когда его убили... Блаженный никогда не говорил неправды, за что пользовался особым уважением. Во время войны Роман заходил в некоторые дома, ложился на лавку, скрестив руки на груди. Домочадцы понимали, что с их родственником на фронте случится беда... Про блаженного до сих пор можно услышать истории в любом доме села Архарово. Говорили также, что Роман Тихонов читает мысли... Дата смерти блаженного неизвестна. Его могилка находится в тенистом уголке архаровского кладбища. К гробовому камню с выбитым на нем крестом ведет широкая дорожка: люди приходят сюда, чтобы взять земельки. Говорят, она помогает в различных жизненных ситуациях». У могилы Блаженного Романа
Но если о юродивых, оставивших заметный след на архаровской земле, мы узнали благодаря письменным источникам, то настоятель Покровской церкви, отец Дмитрий, ушедший из жизни 15 лет назад, был известен здесь каждому окрестному жителю. Его дочь, Мария Дмитриевна Зорина, вспоминала: «Когда мы прибыли в Архарово, то увидели полное запустение. Красивейший храм из красного кирпича был весь в выбоинах, на крыше росли березки. Мы приехали сюда десятого декабря 1979 г. на Знаменье. Одиннадцатого отец уже служил. Отец привел в порядок церковь, залил бетоном три придела. А ведь как это непросто. Нужно было наносить песок, щебень, все сами. Сделали двери, построили домик, в котором мы живем, да еще много чего. Территория храма — 70 соток, поставили ограду. Когда приезжал архиерей, отец всегда встречал его в рабочей форме. Помню, работаем, я его прошу: "Давай вечернюю службу не в пять, а в половине шестого начнем, хоть отдохнем немного”. "Нет, сначала все сделаем, потом отдыхать будем”. Отец поставил леса, чтобы штукатурить храм и забрался на самый верх. Это было в 90-м году тридцатого сентября на праздник Веры, Надежды, Любови. Наверху о. Дмитрий потерял сознание и упал с высоты десять метров. За два метра до земли, он ударился о перекладину лесов, перевернулся и стал на ноги, отделавшись сломанными ребрами. Две недели всего и выдержал в больнице — не мог не служить. Однажды о. Дмитрию нужно было ехать на кладбище, его вызвался подвезти деревенский мужик. Только отец хотел сесть в телегу, как мужик стеганул лошадь, телега поехала, отец упал и сломал ногу. Так и служил — на костылях. Не помню, чтобы у отца был отпуск. "Какой отпуск?— говорил он, — мы и так служим по выходным и праздникам”. Дни рождения он никогда не отмечал, для него главными вещами в жизни были труд и вера. Служил отец, пока были силы». Умер отец Дмитрий Зорин в ноябре 1998 года. Могила отца Дмитрия и его жены у алтарной части Свято-Покровского храма
С 2000 года все заботы о Свято-Покровском храме взял на себя приехавший в Архарово иеромонах Ефрем, ставший вскоре настоятелем. Он, с помощью добровольных помощников реконструировал пол, заменив цементное покрытие напольной плиткой, стал проводить ремонтные работы изнутри и снаружи церкви. Чтобы ремонт шёл быстрее, были приобретены бетономешалка, шлифовальная машина, бензопила, электрорубанок. Появились в храме новые иконы, создан приходской совет. Во владение церкви бывшим колхозом им. Куйбышева были пожертвованы здания, занимаемые раньше детским садом и правлением хозяйства. Сейчас тут гостиница для православных. В работе отцу Ефрему, по мере своих сил, помогает Мария Дмитриевна Зорина, диакон Дмитрий и добровольцы из числа православных паломников. Основная часть ремонтных работ в храме уже завершена, привезены недавно новые большие колокола для отремонтированной колокольни. Отец Ефрем верит, что весной они будут установлены и зазвонят так, что их услышат многие-многие и, может быть, сбудется тогда легенда, бытующая в Архарово с незапамятных времён. Откроются мощи святых, захороненных на местном кладбище, и паломники со всего света придут сюда, и начнется новая страница в истории Покровского храма. Какая? Время покажет. Александр Полынкин (при написании очерка использованы материалы с электронного сайта Малоархангельск.Ру и сайта Свято-Покровского храма села Архарово Архарово.ру)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|