Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

Житие Схимонахини Евфросинии, подвижницы XIX века из села Архарово (новое)
Опубликовано: 14.10.2013.
Введение
 Ина слава солнцу, и ина слава луне,
 и  ина  слава  звездам:  звезда бо  от
 звезды разнствует во славе.
 (1 Кор. 15:41)

     Уже более двух тысяч лет, как воссияло миру Солнце Правды – явился во плоти Господь наш Иисус Христос, озаривший своим вольным страданием все концы земли, и испустивший свои бесчисленные лучи света во все уголки вселенной. Открылось Царство Небесное, дотоле затворенное, возбраненное, для человека. И на этом Небосклоне засияло бесчисленное множество светил – Святых, озаряющих тех, кто живёт  ещё на этой земле во тьме неведения или в непрестанной борьбе со злом.
     Как на небе земном, так и на Небосклоне Святости, часто звёзды загораются незаметно, и лишь те,  кто действительно любит это небо и устремляет к нему всегда свои взоры, может точно увидеть тот момент и те обстоятельства, в которых зажигается та или иная звезда. Эти любители звёзд знают главное вознаграждение от своих трудов – они получают вдохновение  -  неведомое и неизъяснимое для тех, кто не занимается этим делом. От изучения и исследования любой звезды они получают неописуемые радость и счастье. И в большей степени это относится к тем, кто возлюбил Небо человеческой святости. Такие неотлучным взором наблюдают за каждым светилом – большим или малым, за каждой, даже самой крохотной звёздочкой на этом небе. За такую любовь и усердие эти делатели получают здесь, на земле,  особое вознаграждение – им даются крылья - невидимые, духовные, на которых они возносятся от одной звезды к другой, из одного края небосклона в другой, а главное – воспаряют ввысь над всеми кознями и соблазнами вражиими, устрояемыми им на земле. Главная награда и плата за эти труды приходит в конце земной жизни. Неутомимый трудолюбец получает особое вознаграждение - он сам становится звёздочкой на этом небе, становится отблеском того Солнца, вокруг которого движутся все светила. И, главное, - теперь и эта звёздочка притягивает взоры живущих на земле, вдохновляет их, согревает и освещает пути земные. Таковы святые – те, кто возлюбил Христа и всеми силами устремился к Нему и к тем, кто жил на этой земле такой любовью.          
       Движимые этой же любовью, мы предлагаем рассказ о схимонахине Евфросинии - одной такой звёздочке, которая зажглась в наших местах  -  в селе Архарово, Орловской области. Самый действенный путь спасения для нас – это подражание святым. Поэтому жизнь архаровской подвижницы показывает нам вполне реальный и простой путь, так как её подвиг совершался в обычных житейских ситуациях, в таких же условиях, как и ныне, с такими же человеческими немощами. Её жизнь - пример рождения, формирования и становления звезды Неба Христова для всех, искренне желающих этого. Преподобная Евфросиния своим примером свидетельстует, как и все святые, о том, что «Иисус Христос вчера и днесь, тойже во веки» (Евр.,13:8), что путь святости открыт для каждого из нас как прежде, так и ныне. Ведь все святые – это одна большая семья, совершенство которой нельзя описать никаким человеческим словом. Их родство – в Духе Святом. Именно Он, Утешитель, ведёт тех, кто взыскал Бога, по неведомым, таинственным путям духовной жизни, в которых становится возможным усыновление самому Христу, а значит, и родство с теми, кого Он уже усыновил себе в лице святых. То есть святость – это и есть родство с Богом, уподобление Ему, как Он сам говорит: «Будьте святы, яко же и аз есмь Свят». 
       Житие схимонахини Евфросинии ясно показывает нам, как стало возможным для неё стяжание Духа Святаго, который совершал в ней свое спасительное действие, уподобляя Христу и соединяя со всеми Его святыми.
       Главным источником  жития преподобной  матери нашей  Евфросинии  архаровской
является выписка, сделанная из семейной хроники Амвросиевой женской пустыни 1912 года. Эта тетрадка, полностью исписанная крупным почерком, была передана в село Архарово в 70 - х годах прошлого столетия бывшим тогда архиепископом Орловским и Ливенским Глебом с благословением  подражать ее покаянию. Остальные источники, в основном, связанные с оказанием благодатной помощи и чудотворениями, - устные рассказы почитателей и последователей схимонахини Евфросинии,  записанные в разное время. 
                                                                        *    *    *
К Твоей могилке, Матушка, я подойду,
В молении колени преклоню,
Всё, что на сердце, пред Тобою положу,
Ведь знаю, что мою не презришь Ты нужду.
Так тихо, радостно вернусь домой,
Ведь знаю, что Твое благословение всегда со мной,
Ты сохранишь от всяких зол и бед,
На все недоумения подашь совет.
Как дивен Бог в Тебе, Своей святой,
Как чуден путь земной с помощницей такой,
И не могу не говорить я о Тебе,
О чудесах Твоих поведать хочется всегда, везде.
Благословение подай, молитвой укрепи
Прославить Господа  в  рассказе о Твоем житии.

 1. Детство и юность.

       Родилась преподобная Евфросиния со второго на третье февраля 1813 года в  селе  Архарово,  Малоархангельского уезда, Орловской губернии,  и  была  наречена  во святом крещении Анной в честь святой Анны-пророчицы.
       С самого рождения  Промысел Божий простирается над каждым человеком, являющимся в этот мир. Не случайными оказываются день рождения, покрови-тельствующие тому дню святые, имя, данное новорожденному. Для каждого из нас это все устраивается с великой мудростию и любовию Небесного Отца, с единственной целью нашего спасения. Так и день рождения блаженной Евфросинии – в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа  как бы уже тогда возвестил, что рождается та, которая ещё в этой жизни станет способной обрести в глубинах своей души Истинного Бога, а значит, совершить тот путь, те приготовления и устроения в душе, которые позволят совершиться этой встрече. И имя младеницы – в честь пророчицы Анны, как бы говорит о том, что та вдова, которая всю жизнь провела при храме Господнем, живя лишь надеждой о Спасителе, теперь берёт под свой покров эту душу, чтобы научить её такой же вере и любви ко Господу, чтобы уподобить её себе в даре пророчества, ибо, как говорит Апостол: «Болий бо пророчествуяй…да церковь созидание приемлет…» (1Кор. 14:5).
      Эти дивные знамения, которые Господь даёт нам с самого рождения, таинственны и неудобоизъяснимы для большинства людей, но со временем Сам Творец всякого блага раскрывает нам смысл и глубину всех этих благостных знаков. Только теперь, когда перед нами открыта книга жизни этой подвижницы от начала до конца её земного странствия, мы можем так чётко и ясно объяснить эти знамения милости Божией, явленные с самого её рождения.
      Родителей Анны звали Андрей и Фекла, они были барскими крестьянами,  зажиточными  и  благочестивыми  людьми. Анна была их первым ребёнком, и,  как это зачастую бывает, родители очень  желали  иметь первенца сына, помощника в их многотрудной жизни. Рождение дочери сильно огорчило  их, особенно мать Феклу, которая громко сетовала и не скрывала своего неудовольствия. Но Андрей, как человек, в высшей степени религиозный,  принял более спокойно весть о рождении  дочери и  тут же положил  в себе дать ей со  временем  посильное  образование,  чтобы она, придя в возраст, могла бы поступить в монастырь, быть молитвенницей пред Богом за своих родителей. И  действительно, он сам обучил её  грамоте  и воспитал в страхе Божием и в строгом  послушании уставам Святой  Церкви.
       Следующий знак милости и избранничества Божия с самого рождения прослеживается в этом эпизоде, показывающем, как путь монашества, уневещения Христу,  был определён и начал прокладываться для этой подвижницы с самого начала. В этом же можно увидеть и причину тех скорбей и испытаний, которые надлежало вынести юной Анне с самого детства вплоть до того момента, когда она сознательно и бесповоротно становится на означенный ей путь.  Ведь непреложен закон духовный о том, что кого Господь любит, того и наказует, «биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Евр., 12:6). И множество жизненных скорбей попускаются именно как необходимые схватки в борьбе с невидимыми духами зла. Только так, через болезни и видимые  поражения прокладывается  путь к духовной победе,  которая и есть «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50), уподобление Христу именно в кротости и смирении.
        Тяжелое  детство  предстояло и маленькой Анне. Семья у Андрея была многочисленная. Кроме Анны, родилось  у него два сына и три дочери, и всех нужно было ему одеть, обуть и прокормить. Здоровье у Андрея было некрепкое, постоянные заботы  о семье  скоро окончательно надломили его. Он часто стал прихварывать, хозяйство вследствие этого постепенно приходило в упадок, и от прежней зажиточности мало-помалу не осталось уже и следа. Началась тяжелая трудовая жизнь, полная  всевозможных лишений и нужды. Анне едва минуло тринадцать лет, как её отец Андрей  скончался,  оставив  свою семью в полной нищете. Маленькой Анне приходилось теперь работать, чтобы прокормить семью. Как старшая в  доме, она  становится помощницей матери и с утра до вечера трудится не покладая рук, чтобы доставить хотя бы скудное пропитание полуголодной семье.
        Ни один успех в этой земной жизни, а тем более в духовной, невозможен без трудолюбия. Ибо наша брань протии духов злобы поднебесных  - это непрерывный внутренний труд, который несравним по качеству и количеству с физическим, видимым трудом. И Сам Господь промышляет о нас, чтобы мы прошли  восхождение по лестнице трудолюбия, устраивая такие жизненные обстоятельства, которые нас невидимо ведут по этим ступеням.   Всё, что от нас зависит здесь для нашего же успеха в деле спасения – это наша покорность, согласие потрудиться. Но именно нынешняя наша жизнь показывает отсутствие в нас желания трудиться, которое выражается в постоянном ропоте и недовольстве тем, что встречается на нашем пути по Промыслу Божию. Поэтому как важен для нас этот пример юной Анны, которая с детства проявила покорность в этом простом, но таком важном деле – трудолюбия.      
         Так  прошло года два в непрерывных тяжёлых трудах, как  вдруг над несчастной семьёй неожиданно стряслось новое горе. В те времена  крепостной  зависимости мало кто считался с личностью человека,  и вот Фекле, в виду каких-то экономических интересов, было приказано выйти  вновь замуж  за  какого-то  многосемейного вдовца. Сильно невзлюбил отчим свою новую семью. Много слёз выплакала несчастная Фекла, но должна  была, в конце концов, всё же уступить требованиям мужа и расстаться со своими сыновьями: одного  отдала она своему  брату, а другого зятю. Но только что она пережила эту скорбь,  как за ней пришла  другая: по требованию помещика шестнадцатилетнюю красавицу Анну выдали насильно замуж за совершенно больного  и бедного человека. Но недолго пожила с ним Анна: через полгода после венца он заболел параличом и умер,  Анна  осталась  вдовой. В  шестнадцать с половиной  лет Анна была чрезвычайно хороша собой и отличалась религиозностью. Всякая работа горела у неё в руках, и никаким  трудом она не  гнушалась. Тогда ей вновь приказано было выйти замуж за одного совершенно разорившегося  крестьянина, в расчете на то, что она своим трудом сумеет поправить его разорившееся хозяйство. Неохотно пошла вновь замуж Анна. Этот второй подневольный брак был очень не по сердцу ей. Сначала  принялась,  было, она усердно за работу и  вскоре поправила  дело своего мужа, но вместе с тем что-то неладное стало твориться у нее на душе. Из прежней тихой и богобоязненной женщины она превратилась вдруг в весёлую и разбитную молодуху. Анна  словно вся переродилась, забросила  молитвы и проводила время в непрестанных песнях,  плясках и шутках с молодёжью. Весёлая, беззаботная и пустая жизнь совершенно овладела ею, и никто не стал уже узнавать в ней прежнею Анну, как вдруг  над  нею стряслась беда, которая невольно образумила её.

                                                                    2. Покаяние.
                                                                       
   -   Когда Ты, Господи, так полюбил меня?
  -   Когда ещё и не было тебя.
                                                                                                              -   Но как же я успел предать любовь Твою?
 -   За это пролил Я уже и Кровь Свою.
   -   И мне теперь осталось лишь возстав идти?
  -   Да, и отныне Я с тобой всегда в пути!

     Какое-то значительное лицо, «начальник», как  говорили крестьяне, был поражён красотою Анны и стал домогаться всеми силами её расположения. Вынужденная  истязаниями, она отдалась ему. Этот невольный и вынужденный грех словно открыл  её затупленные  глаза. Вся её  легкомысленная жизнь последних лет тяжёлым укором встала пред ней. Печаль по прежней тихой,  богоугодной жизни  ни  днём,  ни ночью, не давали ей покоя. Горячие слёзы  раскаяния текли из её глаз, и, чтобы успокоить свою мятущуюся совесть, она решила  идти  в Киев  на богомолье.
      Этот момент жития подвижницы можно в полном смысле назвать точкой отсчета в её истинной духовной жизни.  Покаяние – оно и начало, и причина, и следствие, и цель, и средство человеческого спасения. Это величайшая тайна и неоценимый Божественный дар. «Покаяния отверзи ми двери…» - поёт Церковь в Великий пост. Это дверь в Царство небесное, и, что самое главное, по учению самого Христа и всех святых отцов, – это единственно правый, «законный», истинный, безошибочный путь, в котором нет места заблуждениям. Через покаяние мы совершаем главную победу – над гордым врагом, который всю свои борьбу против нас сводит к одному – уподобить нас ему в его сатанинской гордости, начиная с «малого».  Но что такое истинное покаяние, то есть, что здесь должен сделать сам человек, чтобы воспринять этот Божественный дар. Именно то, что видим у преподобной Евфросинии – осознать всю глубину своей вины, никого не обвиняя, кроме себя, и не оправдываясь даже в самом малом. Это и есть то самоотвержение, без которого невозможно взять свой крест. И посмотрев на свои постоянные самооправдания и саможаления,  мы поймём, почему для нас до сих пор закрыты эти двери покаяния, которые были открыты для преподобной Евфросинии в одночасье. Ведь истинное покаяние – это не просто раскаяние в том, что что-то сказал или сделал плохо, некрасиво – часто человеческая гордость так «кается» - «как мог я, такой хороший, сделать такую глупость!». Но истинное покаяние – это осмысление, видение той страшной бездны отпадения от Бога, понимание того, что это падение, эта скверна проявляется в нас всегда и во всём.  Понимание всем своим существом, всеми силами, таким образом, что душа начинает с отчаянным криком взывать о помощи, и этот крик не прерывается больше ни на миг во всю последующую жизнь. Взывание о помощи к Истинному Спасителю и Избавителю -  Иисусу Христу. Ведь мы тоже часто просим помощи, но у кого. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия». Мы обращаемся ко всевозможным людям и человеческим способам отвращения той или иной беды и в итоге получаем обратное, забывая в этом самое главное – обратиться к Всемогущему Спасителю. Мы надеемся на кого-то (сами на себя или на других людей)  или на что-то (современный прогресс просто фантастичен). И в итоге – нам не нужен Христос, мы и так «справляемся». А ведь не так было на Святой Руси.  Пример из жития  преподобной Евфросинии - она сразу же обращается ко Христу, всем сердцем и всей душой. Внешне это выражается в паломничестве в Киев.
    Но первое  посещение Киева не удовлетворило её: она пошла в самый разгар паломни-чества  с большой  толпой богомольцев.  Громадное   стечение народа,  сутолока и  суета
большого города, словно ошеломили её, и она вернулась домой, не повидав  ни Киева, ни его великих святынь. Но дома тоска вновь охватила её. Желание видеть Киев, поклонить-
ся его святыням и этим хотя бы отчасти искупить свой тяжкий  грех, стало её заветной мечтой, и она вновь начала просить мужа отпустить  её  на богомолье. «Если ты не пустишь, - говорила она, - то я сама уйду, и ты не будешь знать, куда укроюсь я.»  Волей-неволей  пришлось мужу отпустить её. На этот раз она пошла уже совершенно одна, и это посещение Киева имело решающее значение на всю её последующую жизнь.
        По дороге в  Киев зашла она в  Софрониеву пустынь, в храме шла обедня. Анна зашла помолиться, и после обедни с прочими богомольцами подошла к антидору. Но ей антидора не досталось, и она решила остаться до следующего дня.  На другой  день повторилось тоже самое. Тогда Анна решилась пробыть там ещё один день, но и на третий день осталась она без антидора. Как громом поразило это Анну. «Стало быть, я великая грешница, - решила она, - если Бог не допускает меня до святыни». Тяжёлая скорбь сковала ей сердце, и горячие слёзы полились из глаз.
        Как мы близки и дороги Господу в этом священном чувстве покаяния. Поэтому часто Он устраивает внешние события и обстоятельства так, чтобы не просто продлить это состояние в нас, а углубить, расширить его в нашей душе и в итоге сделать нашей сущностью, потому что только через покаяние возможно очищение и возрождение  человека для Жизни вечной. Таким образом, и этот эпизод в Софрониевой пустыни  предстает пред нами как способ и  время Божественного действия, когда истинное покаяние начало особенно глубоко и безвозвратно  укореняться в душе Евфросинии. Вспомним самые известные примеры таких «уроков истинного покаяния»:  апостола Петра в его трехкратном отречении от Христа и преподобную Марию Египетскую в её безуспешных попытках подойти ко Кресту Господню. Все эти три эпизода приоткрывают тайну действия Промысла Божия  в душе человеческой в момент её перерождения.  Господь открывает перед человеком бездну его нечистоты, его немощи и порока. Человек покорно принимает о себе эту правду, эту единственную Истину о себе. Предаёт себя в руки Божии, безгранично веря в то, что Тот, Кто открыл эту правду,  тот может всё изменить как Всесильный.
      Сетуя и тоскуя, добралась Анна, наконец, с большим трудом до Киева, и, придя туда, отправилась прямо к пещерам. Тут встретил её какой-то монах,  который провидел её жизнь  и обличил её тайные грехи. Сильно смутилась Анна от его неожиданных слов. «Но не смущайся,- сказал он ей, - и не тоскуй, надейся на милосердие Божие,  Господь милостив. Если будешь на Него надеяться, Он вовек не оставит тебя!»  «Батюшка, - взмолилась Анна, - не оставь меня своими молитвами, научи меня,  как  мне  прожить  и  спасти  свою  душу».  При этом кланялась ему в ноги целуя их. Но старец остановил её. «Не  кланяйся, -  сказал  он, - я тоже великий грешник, но я скажу тебе, где живёт истинный старец, под руководством которого я нахожусь и живу. Его зовут так же, как меня,  Нифонтом».  И благословил её идти в Голосеев монастырь.  Но придя туда,  Анна не нашла там никакого старца. В великой скорби вышла она из Церкви и залилась слезами. В полночь в бессилии опустилась она на могильную плиту и горько заплакала: «Ах, пропала я окаянная!» -  подумала она. Но  в эту минуту  вдруг из-за церкви вышел благообразный старец и подошёл к Анне. «Ишь ты, пропала!» - сказал он ей, повторяя ее же слова. Затем велел ей идти в церковь достоять обедню, а после обедни принял её у себя в келии, долго беседовал с ней и  на  прощание   благословил её носить вериги. С этого времени Анна надела на себя вериги,  которые  и не снимала с себя до самой своей смерти. Пробыв в Голосееве несколько дней, она пошла в Почаев, а оттуда вернулась домой.   
      Немало сохранилось и письменных, и устных воспоминаний о жизни и подвигах Анны Андреевны, но вследствие их крайней отрывочности трудно установить точные даты даже важнейших событий её жизни. Однако же то несомненно, что вскоре после этого своего второго посещения Киева,  она  была тайно пострижена в мантию, а затем приняла схиму с именем Евфросинии.
        По возвращении домой Анна Андреевна не застала уже в живых своего мужа. Он скончался в её отсутствие. Дети её также скончались, за  исключением дочери Параскевы. Теперь её жизнь всецело была посвящена служению Богу. Уже ничто не связывало её с миром.
        Истинность покаяния проявляется в твёрдой решимости человека изменить свою жизнь и в полном уповании на Бога. Это мы и видим в событиях пострига Евфросинии – её решительность проявилась в незамедлительном принятии монашества и принесении обетов служения Богу, а о полном уповании на Божий Промысел говорит тот факт, что она не заботилась даже о своей семье. И Господь не посрамил её в этом твёрдом уповании – Он Сам разрешил её от семейных  уз.
        Но враг рода человеческого, вечно завидующий нашему спасению, воздвиг против неё жестокое гонение: помещик, которому принадлежала Анна, стал в третий раз понуждать её выйти замуж и обзавестись семьёй. Но здесь решительность Анны Андреевны не поколебалась – она наотрез отказалась  исполнить волю своего земного господина, ибо воля Небесного Жениха была для неё теперь выше всего. Видя, что ничем  нельзя было сломить её упорство, оставили её в покое. Все односельчане покинули Анну, боясь навлечь на себя немилость господина, и только одна  боголюбивая женщина, родственница Анны, тайно по ночам  приходила к ней. Потом у неё отобрали всё её имущество, и она осталась в полной нищете. Спокойно   приняла она весть об отобрании домашнего скарба. Это спокойствие нам лишний раз доказывает, что дав монашеский обет нестяжания, она с радостию исполняет его  на деле, которое устраивает сам Господь для рабы своей.
           Анна решила пойти на богомолье, ища в молитве утешение и черпая в ней силу для перенесения скорбей. Как видно из собственноручных записей Анны Андреевны, а также из воспоминаний близких к ней лиц, она в то же время приняла на себя подвиг юродства, который и несла преимущественно в молодых годах своей жизни.
        Не  лёгок и тесен христианский путь спасения, узки его врата,  ведущие в жизнь вечную. Так  сказал нам про него Сам Господь Иисус Христос, но из всех подвигов христианской жизни, едва ли не самый трудный и самый не понятный - это подвиг юродства. И действительно, мир, живущий исключительно эгоистической личной жизнью, где личность человека составляет как бы центр и умственной, и материальной его жизни,  а вместе с тем и сосредоточение всех его интересов, не может понять всей глубины самоотречения, сказавшегося  в юродстве. В нём человек отрекается от всего, вплоть до своего плотского разума, и решается быть в мире, не знающим ничего, кроме Иисуса Христа и притом, распятого. Мир, гордый своими знаниями  и громадными успехами в области технических наук, сказавшихся в небывалом усовершенствовании и улучшением внешних условий жизни, не может принять того, чтобы умствование мудрецов его было суетно, и что вся мудрость его есть безумие перед нашим Господом,  в очах которого лишь «сокровенный сердца человек», в нетленной красоте бессмертного духа имеет ценность и значение. Поэтому  всякий человек, отрекшийся от этого суетного  мирского разума, не выходящего никогда за пределы земных интересов, будет безумен в глазах мира. Но  величие подвига истинного юродства заключается именно в том, что человек решается стать позорищем для мира, сором, прахом,  всеми  попираемым, «безумным Христа ради», для того,  чтобы обрести Христа, и тот высший духовный разум, который свойственен лишь облагодатствованному состоянию человека.
      Этот подвиг юродства по благословению Голосеевскаго старца, как можно предположить,  судя по запискам Анны Андреевны, она приняла на себя по возвращении домой. Но, как было уже замечено выше, мир тотчас же ополчился  против неё.  Это местный приходской священник,  совместно с управляющим имением, стали  всячески теснить и преследовать её. Они открыто называли её обманщицей и староверкой и стали, наконец, грозить ей, что засадят её в тюрьму. Тогда спасаясь от их преследований, она покинула своё село и поселилась близ него в убогой избушке, подаренной ей каким-то благодетелем. И зимой и летом ходила она босиком, полуодетая, имущества у себя никакого не имела, кроме единственной иконы Казанской Божией Матери, а если случайно кто давал ей денег, то она тотчас же жертвовала их на храм. И в точности исполнились на ней слова Евангельские: «И мир возненавиде их, яко не  суть от мира, якоже и аз от мира есмь» (Ин. 17:14). Как когда-то мир возненавидел самого Иисуса Христа и распял Его, так и доныне этот же мир распинает возлюбленных Его, и это оборачивается великой честью и радостью для рабов Божиих.        
         
  3 Служение ближним

     Поэтому Господь не замедляет вновь и вновь являться миру в рабах своих, распятых ради Него, и воскресших уже в этой жизни для прославления Его Имени.
     Слухи о необыкновенной жизни скоро проникли в народ  и к ней стали обращаться люди,  искавшие  у неё совета и утешения. Воспоминания этих лиц, видевших Анну Андреевну и беседовавших с ней, рисуют нам её облик во всём величии незатейливой простоты и смирения.  Анна Андреевна жила одна,  за ней ходила родная дочь Параскева, а впоследствии - её любимая внучка. Посетителей она принимала гостеприимно и нередко предлагала пищу тем из них, кто приходил к ней издалека, но сама она ничего не вкушала  до самого захода солнца; и то, ела только хлеб с водой или же сухари, размоченные водой. Праздных посетителей она  не любила. Если кто-либо из любопытства приходил к ней, то она принимала его сурово, нередко была резка, этим отбивала  у того  всякую охоту любопытствовать. Келейного  правила  своего она никогда не оставляла и нередко молилась всю ночь напролёт. Всех имеющих в ней нужду она принимала охотно, никому не отказывала и  для  всякого было  у неё слово назидания и утешения. Благодатью Божию обрела она  на закате дней своих  дар  прозорливости и слёз. «Бывало, - вспоминает одно лицо, -  вздохнёт Анна Андреевна, а слёзы у неё так потекут из глаз».
        «Нужно усердно молиться, -  говорила она, за церковь, за веру православную. Скоро трудное  настанет  время,  не будут чтить Бога, Церковь и Царя,  за  что будут наказаны Богом. Не дай Бог нам дожить до этого  времени! Нужно больше  молиться нам. И Господь сказал своим учеником: «Бдите и молитесь, да не вниидите в напасть, дух бодр, плоть же немощна, сего ради бдите и молитесь и вы!»
         Всех приходящих к ней она поучала во всём предаваться воле Божией и за всё благодарить Его. «Любите ближних своих, - говорила она, - и будьте милостивы ко всем не только на словах, но и делом». «Исполняйте заповеди Господни и не верьте себе, пока не ляжете в землю».  «Враг силен, и как лев рыкающий ищет, кого поглотить». «Господь более любит грешников  с покаянием,  нежели праведников с гордостью».
      О прозорливости Анны Андреевны и даре чудотворения, которым сподобил её Бог, сохранилось много рассказов.  Так, один священник говорил: «Мать моя болела кашлем полгода. Лечилась у доктора, но ничего не помогло. Тогда  поехали к Анне Андреевне. Та напоила её чаем и говорит, что всё пройдет. И, действительно, кашель вскоре прекратился».  У того же священника часто хворали дети. Бывало, он пойдет к Анне Андреевне, она даст ему пряников или баранок, дети поедят и поправятся.
      У одной из родственниц  её, той самой, которая когда-то тайком посещала её, родился сын. Анна Андреевна приходит, надевает на новорожденного камилавку и говорит: «Монахом будет!»  И, действительно, новорождённый младенец впоследствии вступил в монастырь и дослужился до сана иеромонаха.
      Некая монахиня Палладия сообщает: «Однажды у отца моего, болели зубы. Он велел мне просить у Анны Андреевны лекарства. Я пошла к ней, она подняла с пола соломинку, дала мне и сказала пусть положит в зуб. Я принесла домой соломинку, отец положил в зуб и навсегда исцелился от зубной боли».  Она же предсказала ему, что он будет монахом и примет схиму. Так впоследствии  действительно и случилось.
      Больные, одержимые бесами, не могли видеть Анну Андреевну.   Они ужасно бились и кричали, но она давала Богоявленскую воду и многие  из них исцелялись.
       О силе молитвы Анны Андреевны рассказывает А. Головина следующее: «Была моя мачеха очень больна, совсем почти на смертном одре. Мы думали с отцом, что она уже умрёт и поехали с ним  к Анне  Андреевне попросить помолиться о болящей. «Не  беспокойтесь, - сказала  Анна, - она будет жива и проживёт ещё более 20 лет, а через  две недели  будет печь пироги и придёт проведать меня старушку».  Тут  же она стала на  молитву,  долго молилась, а затем отпустила нас. И действительно, через две недели мачеха моя настолько поправилась, что сама пекла пироги и приходила к Анне Андреевне проведать её».
     «Однажды, - рассказывает также  почитательница  Анны Андреевны, - я была у неё и она послала меня в город  к Вере Васильевне  Головиной попросить у неё  для меня заслонку, замочек и трубу для  самовара. Я сходила в город и принесла просимое. Когда пришла, Анна  Андреевна говорит: «Агриппинушка, топи скорее  печь!» Я начала топить и сожгла два снопа соломы, а она говорит: «Агриппина, закрой меня получше заслонкой». Я закрыла, но через минуту открываю, боюсь, чтобы она не  задохнулась, а она кричит: «Закрой,  закрой!» А сама в печи молится  Богу, говоря: «Господи,  спаси  и помилуй  Веру Васильевну!» А затем вылезла из печи и говорит: «Лей на меня побольше воды!» Я носила воду из колодца, около двадцати ведёр, и выливала на неё. На другой день  я отправилась в город и узнала, что в ту  же ночь был в городе пожар. И дом  Веры Васильевны едва отстояли от огня, и он остался невредим».
        А вот что  рассказывает Евдокия Малышева о священнике села Ивани,  отце Павле: «После смерти жены своей отец Павел чувствовал себя так дурно, что ничего с собою не мог поделать, и все окружающие  его растерялись,  не зная, как ему помочь. В таком-то тяжёлом состоянии он вспомнил  про Анну  Андреевну, но с нею лично не был ещё знаком. Он решил послать к ней работника Виктора, просить её святых молитв. Только что Виктор подъехал к её келье, как вдруг Анна Андреевна сама выходит к нему, вы-носит два завёрнутых в полотенце огурца и говорит ему: «Твой батюшка здоров. Вот тебе два огурца и поезжай домой!»  Когда работник приехал, то увидел, что отец Павел здоров. С тех пор отец Павел стал уважать старицу».       

                                                         4 Оптинские старцы

  «Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
 не говорите, что без Него возможно спастись,
   не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,
 не говорите, что Бог невидим людям,
  не говорите, что люди не видят Божественнаго Света
 или, что это невозможно  в настоящие времена!
 Это никогда не бывает невозможным, друзья!
но очень возможно желающим.
(прп. Симеон Новый Богослов, Гимн 27-й)
  
      Имя Евфросинии было известно не только в Орловской,  но и в других губерниях. Знал её также и знаменитый Оптинский старец  преподобный отец Амвросий. «Как-то раз, - говорится в воспоминаниях господина Кожухова об их первой встрече, - подъехал старец о. Амвросий к своей хибарке после  катанья.  Анна Андреевна стояла позади  всех в толпе народа, окружавшей батюшку; тогда вдруг о. Амвросий, обращаясь к ней, говорит:  «Многоименитая матушка, пожалуйте сюда!»  Около батюшки было много монахинь, и все были в недоумении, кого зовёт он. Тогда он велел им расступиться, а сам  подзывает к себе Анну Андреевну и говорит: «Не чаял я дождаться тебя, почему долго не приходила». Батюшка принял её очень любезно, поцеловал её в плечики  и посадил с собою в экипаж. Монахини были очень огорчены, что батюшка принял какую-то старушку в убогой одежде, а батюшка между тем проехался с ней немного, возвратился, повёл её в хибарку и беседовал с ней больше часа.
     Затем как-то раз послал её батюшка обедать на ключаревскую гостиницу и попросил с ней пойти также  и  скитоначальника о. Анатолия.  Во время обеда последний всё наблюдал за ней, а после обеда взял её с собою в скит и долго беседовал с нею. «Эта старица редкая, - впоследствии говорил он,- все кости рекут у неё: Господи, Господи, кто подобен Тебе. У неё такой родник Иисусовой молитвы,  что я подобного и не встречал, и она у нас приходит просить советов! Нам у неё нужно учиться!!!»  Но по своему смирению она до самой смерти руководствовалась советом старца о. Амвросия, оставалась его духовной дочерью.
      Свидетельство оптинских старцев – самое ценное свидетельство о святости преподобной Евфросинии. Ведь наше спасение строится на жертве Господа нашего Иисуса Христа, перед принесением которой Он сказал, что «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин., 14:23) Иисусова молитва, то есть непрестанное призывание Имени возлюбленного нашего Господа всегда было главным внутренним деланием всех святых всех времён,  она же является и главной причиной, и следствием вселения в нас Самого Бога. Сам Господь вселяется в души любящих Его, Сам действует через них и прославляется  делами любви и милосердия. «Ибо не я живу, а распятый Христос во мне». Именно поэтому и возможна эта главная цель человеческого бытия – обожение,  что сам Господь вселяется в нас и наполняет нас Своим Божеством. И внешне это выражается чудодейственной помощью людям в их болезнях и недугах, и в руководстве на пути спасения.
        Поэтому, достигнув преподобия, то есть уподобления Христу всецелым приятием Его в себя, Евфросиния стала естественным источником милости, исцелений и утешений для людей. Ибо в ней действовал чудодейственный источник Иисусовой молитвы – причина всех чудес для христианина. Здесь на деле исполняются слова Евангелия: «Именем моим бесы ижденут».
        Иисусова молитва – как главный показатель, пульс духовной жизни, всегда был главным критерием для оценки степени совершенства подвижника. На начальном этапе она является тем способом, которым человек старается достучаться до Господа. Но, когда человек достигает обожения, тогда Сам Дух Святой совершает в человеке молитву взывая: «Авва Отче…», и только тогда она обретает свою непрерывность, чистоту и горение, уподобляясь неиссякаемому  источнику живой воды – той, о которой говорил Господь женщине-самарянке: «Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущ в живот вечный.» (Ин., 4:14)   Поэтому и свидетельство отца Анатолия о роднике этой молитвы у Евфросинии – это свидетельство того, что поистине,  она достигла главной, высочайшей, цели человеческой жизни – обожения, а поэтому и имя её становится источником благодатных чудес и помощи на все времена. Главное свидетельство этого – то, что несмотря на временное пространство почти в двести лет, жизнь и имя этой подвижницы не только не забыты, но источают благодатную помощь и утешения и ныне. И если память о преподобных оптинских старцах свято и бережно хранилась насельниками Оптиной пустыни, то Сам Господь, прославляющий святых Своих, благоволил сохранить память о матери нашей Евфросинии в архивах детища старца Амвросия – Шамординской обители. И сейчас, когда уже прославлены во святых батюшка наш Амвросий и все Оптинские старцы, видится явное Божие благоволение на то, чтобы была прославлена и та, которую они сами называли для себя примером. И в этом заключении видится не только смиренномудрие старцев, считавших себя всегда хуже и ниже других, но и истинное свидетельство о том Божественном даре, который носила в себе смиренная схимонахиня Евфросиния.  

 5  Странничество

            Анна  Андреевна, как обычно называли преподобную Евфросинию в миру,  не любила долго засиживаться на одном месте. За свою долголетнюю жизнь она несколько раз побывала в Иерусалиме и посещала часто отечественные монастыри и другие святые места.  Зимой и летом ходила она обыкновенно  босая  и  зачастую ночевала в  открытом поле  или же  в лесу. «Но Господь хранил меня, - говорит она, -  и от людей, и от зверя,  и от холода и мороза».
        Как-то раз в одно из её странствований напала на неё целая стая собак. Спасаясь от них, она выронила узелок с вынутыми  просфорами. Собаки бросились  к нему.  И были  готовы  уже  растерзать  его,  как  вдруг видит Анна Андреевна, что будто какой-то свет исходит от просфор. Собаки, словно опаленные, бросились в сторону  от  них,  и  Анна  Андреевна   спокойно   могла продолжать свой путь. Этот случай ей воочию показал,  какую  благодатную  силу    имеют   вынутые просфоры.
       В другой раз шла она по Рязанской губернии. В то время и в городе и в губернии была сильная холера. Анна  Андреевна,  придя в  Рязань, остановилась там  на  некоторое время у одного благодетеля. Познакомившись в Рязани  с некоторыми  жителями, она стала говорить, что холера прекратится, если они напишут икону Казанской Божией Матери, написавши,  освятят  её  и отслужат перед нею молебен.  Скоро  разнеслась  по всему  городу  молва, что какая-то  старица,  по  имени  Анна Андреевна, уверяет, что холера прекратится, если исполнят её совет. После этого случая  холера скоро прекратилась в Рязани, и  многие   почитатели  старицы приписали это силе её молитвы.    
       Терпение  и незлобивость  Анны Андреевны  были  поистине поразительны.    Как-то раз, в одно  из  странствований,  напали  на  неё разбойники. Они требовали от неё денег, которых у неё не было, и, не веря словам, стали бить  и истязать её. Но видя, что ни побои,    ни угрозы не действуют  на Анну, они пришли в такое неистовство,  что вырезали у неё из спины два ремня и  бросили её,   полуживую, на дороге.  Кое-как  добралась  она  до  жилья и после своего выздоровления  никогда не вспоминала об этом и не делала никаких попыток к   разыскиванию своих мучителей. Но, будучи сама в высшей степени терпеливой, она всех остальных поучала всегда терпению и любви. «Как  бы  ни  была  тяжела жизнь, - говорит одна из её  почитательниц, - как  бы ни было  трудно, стоит только пойти к старице Анне Андреевне. как  тотчас получишь какое-то особенное успокоение и отраду,  усердие к молитве и готовность всё терпеть  ради  спасения  души».
      Одно из двенадцати  посещений старого Иерусалима было таковым. Не имея  денег, Анна Андреевна ходила всегда  пешком, и дойдя до моря решила переправиться на корабле до  Иерусалима. На  корабль  её взяли без  согласия капитана и без денег. Когда корабль отплыл  несколько  метров,  капитан потребовал уплаты  от Анны Андреевны  и поставил свои условия: или она платит своим телом, или убирается с корабля. Целомудренная подвижница, не раздумывая,  сходит с корабля и идёт по воде, как по суше, и в этот момент корабль заметно начинает тонуть. Все закричали: «Женщина, вернись,  прости нас!» - поняв причину своего горя.  Анна вернулась, и  корабль   благополучно  приплыл в Святую землю.

 6  Праведная кончина.

       Так  подвизалась в течение многих лет,  приснопамятная раба Божия Анна, тайная схимонахиня Евфросиния, на службе у Бога и у человеков.  Прожила  она до глубокой старости (более 80-ти лет), и обрела всеобщие любовь и уважение. Кончина её сопровождалась  также чудным событием. Ещё при жизни Анны, одним благодетелем был сделан Крест на её могилу, который года два хранился у родственницы её, Анны Матросовой. Крест этот всегда был обернут холстом, чтобы не портилось написанное на нём распятие. И вот, в самый день кончины Анны Андреевны, входит Анна Матросова в чулан и видит, что холст упал с Креста. Сильно была поражена она этим явлением, не зная чем  объяснить происшедшее.  Но вскоре всё стало  понятно, почему так произошло.
      Одна из духовных чад Анны, Александра, говорила, что мощи старицы  - это огонь: «Смотрите, не трогайте!»
      Анна   Андреевна была захоронена на кладбище села Архарова, Малоархангельского уезда, Орловской губернии. Год её упокоения, обозначенный на могильном кресте – 1894-й. И доныне эта могилка является местом почитания и поклонения многих верующих, которые часто посещают это маленькое село для получения помощи и утешения от «Евфросиньюшки», как её ласково здесь называют. Рядом с ней захоронены её сподвижницы – монахиня Мария, послушницы Параскева и Анастасия. Над их могилами установлены деревянные кресты с надписями, все три могилы обнесены общей оградой, а над могилой матери Евфросинии всегда горит лампадка, маслом от которой можно помазаться тут же.
Ея же молитвами, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй и спаси нас! АМИНЬ.



Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Архарово. Вид из кабины самолета АН-2. (часть 2-ая)

P.S. Недавно нам довелось побывать на кладбище села Архарово и поклониться могиле схимонахини Евфросинии.
На первом фото - её могила слева.



Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (14.10.2013)
Читали статью: 1905 | Комментарии: 1 | Теги: Архарово
Всего комментариев: 1
1 admin  
0
Дарья, доброго времени суток! Если Вас заинтересовала публикация о схимонахине Евфросинии, и вы предлагаете принять участие в радио-проекте "Мысли о вере", то сообщаем Вам, что материалы о схимонахине Евфросинии нам предоставил о.Ефрем, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в с.Архарово, Малоархангельского р-на, Орловской обл. Связаться с о.Ефремом вы можете по адресу:  arharovo@bk.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
17.11.2024
Смотрел карты 1860-1870 годов. Оказывается уже была Кологреевка.

16.11.2024
Да, постараемся этот номер газеты отыскать, если он сохранился - найдём.

15.11.2024
"Недавно один из номеров газеты «На разгром врага» был ЦЕЛИКОМ посвящён рассказам колхозников Покровского района, Орловской области, о зверствах и произволе, которые чинили немцы во время оккупации". Интересно, сохранился ли этот номер газеты? Интересно было бы его почитать, ведь он полностью посвящен нашему району.

01.11.2024
20.10.2024
Да, Павел, вы - молодцы!  Удачи в дальнейших поисках!
А.М.Полынкин

20.10.2024
Добрый день!
Да, в конечном итоге в 2023 г. мы совместно с Внуковым Ю.А. добились установки мемориальной плиты с именами умерших советских солдат на кладбище в д. Давыдово.
Однако, сама могила на данный момент не найдена, а мемориальную плиту установили на краю кладбища.
Попытки добиться поиска самой могилы, чтобы привести это место в надлежащий порядок, я не оставляю.

С уважением, Стогов Павел.

09.10.2024
Очень хорошая новость, это отрадно.

23.08.2024

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.