Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Как в селе Губкино священник Александр Богословский за трезвость агитировал
Опубликовано: 20.03.2020.

Шесть лет тому назад я рассказывал читателям о владыке Орловском и Севском Серафиме (Чичагове) и его деятельности на благо орловских прихожан. Я использовал тогда вышедшую в 1914 году книгу «Орловская епархия в 1906-1908 годах при Преосвященнейшем Епископе Серафиме (Чичагове)». Сейчас я снова возвращаюсь в ней, процитировав несколько страниц, посвящённых православной жизни в Малоархангельском уезде  в 1906 году (страницы 406-411 названного издания, Александр Полынкин)

Итак, «Малоархангельский уезд

(4 благочиния, 53 прихода)

Из 53 трёх приходов не выбрали приходских советов только в двух сёлах благочиния.

В 1-ом Малоархангельском благочинническом округе при всех церквах открыты церковные советы, и за это время они преимущественно сосредоточили свою деятельность на благотворительности и заботах о школе. Собранные советами средства употреблялись на нужды приходских храмов и оказание помощи бедным прихожанам. Так, в селе Лесках было собрано 600 рублей на устройство церковной ограды, в селе Дубовик – 200 рублей с тою же целью, в селе Мисайлове – 100 рублей на нужды церкви. Члены совета Соборной г.Малоархангельска церкви израсходовано на помощь бедным – 150 рублей. Воскресенская церковь г.Малоархангельска выдала бедным 90 рублей, в селе Архангельском-Куракине израсходовано на бедных 100 рублей, в селе Губкино – 65 рублей, в селе Упалом Колодезе – до 50 рублей. В общем, церковные советы употребили на дела благотворительности до 1500 рублей.

Некоторые члены советов большое внимание обращали на школьное дело: заботились о материальном благосостоянии школ, располагали население к исправному платежу взносов на школы, внушали детям обязательность хождения на уроки, заботились об устройстве развлечений школьникам – чтений по праздникам с туманными картинами и ёлок на Рождество. В сёлах Покровском на Липовце, Протасове и Архангельском на Очке были особенно хороши ёлки, на устройство которых было изыскано до 40 рублей.

Деятельность советов в религиозно-нравственном отношении  ограничивалась поначалу влиянием на хождение прихожан в храмы, на порядок во время богослужений, на времяпровождение праздников. Иногда они умиротворяли семейные раздоры и ссоры.

Только в селе Губкине открыто общество трезвости священником Александром Богословским. 3 мая (1906 года) состоялась первая трезвая свадьба. Затем обратился с просьбою повенчать его крестьянин деревни Плещеевой Исаак Орлов: «У меня ни двора, ни куриного пера, - сказал Орлов, - а одна хата и та не покрыта. Сам я только вернулся в декабре из солдатской службы, живу в работниках, получаю 4 рубля; приданого мне никто не даёт, потому что сам ничего не имею и беру сироту. Пожалейте меня, возьмите поменьше за свадьбу!».

Село Губкино и его Екатерининский тракт

Отец Александр ответил: «Я тебя выслушал, выслушай и ты меня. Причт тебя пожалеет, если ты сам себя пожалеешь. Отрекись от водки, поступи в общество трезвости, уничтожь всякие предбрачные и  послебрачные пирушки, какие бывают у вас». Орлов поблагодарил, обещал всё устроить и явиться в церковь с невестой пешком; затем он получил билет общества трезвости. Всё это узнал помещик, у которого служил Орлов, и приказал запрячь пару лошадей в коляску и отвезти жениха с невестой в церковь. Таким образом, к удивлению всех крестьян, трезвенник Орлов приехал венчаться по-барски.

За этой свадьбой третья в трезвенной семье самого волостного старшины, и старая русская пословица, что крестьянин пьёт и с горя, и с радости, перестала оправдываться. Но такие святые дела не делаются без борьбы. Отец Богословский нажил себе много врагов.

В великом посту умер отец работника о.Александра, тоже трезвенника. Работник и его домашние согласились хоронить без водки, но восстали против этого другие родственники. После похорон все вернулись вместе с причтом в дом умершего для поминовения, чего никогда не было в селе Губкине. За обедом не выпили ни одной рюмки водки, что сильно раздражило брата умершего; старик даже не сел за поминальный обед. Обыкновенно в селе Губкине похороны бывали в послеобеденное время, собирались все родственники, и пьянство продолжалось до трёх дней, сопровождаясь песнями и даже плясками.

Не желал брат умершего  расстаться с древним обычаем и весьма раздражился. В продолжение всего обеда он укорял о.Александра, угрожал, обещая не принимать его со святыми иконами, но батюшка терпеливо всё сносил и старался объяснить, что прежний обычай, принятый в приходе, был не христианский, а языческий.

С этого дня началось возмущение и гонение на о.Александра. Брат умершего запил, стал бить родственников-трезвенников, произошли семейные ссоры, и во всех бедах обвиняли священника, открывшего общество трезвости.

В субботу на первой неделе поста один из семейных устроил скандал в церкви, отнял деньги, которые говельщики клали после запивания на тарелку в пользу причта и передал их выборным от прихожан в пользу церкви. Чтобы не оскорбить причастников, о.Александр попросил причт не обращать внимания на такой поступок. Особенно возмутились трезвенники, ибо всю эту несправедливость учинил один из трезвенников же. На собрании его заставляли извиниться перед батюшкой, но он отказался; тогда его исключили из общества трезвости.

Этот исключённый, однако, постепенно поднял весь приход против священника. Начались сходки, и стали подписывать приговоры. Так постановили: не выдавать батюшке святых икон на Пасху, пока не уплатит нам 50 рублей. Этот приговор был напечатан в №98 «Орловских ведомостей». Не приняло в этом участия только два общества: сельцо Кузнечик, благодаря разъяснению помещика, и д.Челюсткина. О.Александр весьма мудро принимал приговоры молча и ничего не ответил.

Трезвенники на собраниях спрашивали его, будет ли он ходить с иконами на Пасху? Батюшка отвечал: «Причт не имеет 50 рублей, чтобы уплатить обществу по приговору». Это разнесли по всему приходу. Чем ближе подходил праздник, тем больше волновался народ. Особенно недовольны были приговорами женщины, которых слёзы прекратились благодаря обществу трезвости. Не все и мужики были согласны на приговор, но их силою заставляли молчать.

Пришло, наконец, время идти батюшке с предпраздничной молитвой. Женщины-хозяйки встретили его радушно и проводили со вздохом, говоря, что они продадут свои холсты и на эти деньги сами примут святые иконы с батюшкой. Узнав настроение, о.Александр передал через трезвенников, чтобы все общества, по заведённому им правилу, не приносили пасох для освящения в церковь, а в известные часы ожидали его в субботу в своём обществе.

Во 2-ое общество он прибыл в позднее время. Все хозяева ожидали его с пасхами в назначенном старостою месте. Освятив пасхи, о.Александр обратился к ним с речью по поводу приговора и указал, как им было трудно прежде носить и разбирать пасхи в церкви, а теперь эти труды принял на себя священник, и за эти труды крестьяне наградили его приговором, послушав молодого агитатора.

«Всё будет по-старому, батюшка, разорвите приговор!» - ответили мужички. Но оставалось ещё примирить 1-ое Губкинское общество. На первый день Пасхи, после отдыха, настало время поднять святые иконы. Тяжело было на душе о.Александра. Волнение его усилилось, когда он подошёл к церкви и увидел, что ограда переполнена народом в небывалом количестве, и среди него – множество женщин.

Трудно было пройти и открыть храмовую дверь. Народ заметил невесёлый вид батюшки и его волнение. Причт вошёл в храм и народ – за ним. Водворилась гробовая тишина. Священник распорядился выдать иконы, зажечь фонари и приготовиться к выходу. Выходит батюшка с крестом, тишина продолжается, ни одного возгласа не слышно из толпы. Минута ожидания – и о.Александр смело возгласил: «С миром изыдем!» Толпа расступилась, и воздух огласился пением: «Христос воскресе!»

Оказалось, что победу одержали женщины, они собрались к храму в надежде уничтожить приговор и изгнали молодого агитатора, вступив в спор со всеми кучками мужиков, желавших достигнуть своего постановления, и настояли на справедливости. Виновные мужики не только не отказывались принять святые иконы, но боялись, что батюшка их обойдёт, и платили всюду лишние деньги за молебны, обличаемые совестию.

Зашёл о.Александр и к молодому агитатору, бывшему трезвеннику, несмотря на приговор; видя это, он поспешил к батюшке на встречу. В понедельник, после Фомина Воскресенья, заявился к о.Александру и брат того умершего, пьяница, который начал возмущение и, кланяясь ему в ноги, стал просить принять его в общество трезвости.

Не подносит, по обычаю, священник Богословский прихожанам водки в первый день Пасхи и за это его злословят, но да будет ему наградою за всё Божие благословение и помощь Царицы Небесной во всех его истинно-пастырских начинаниях.

Надеюсь, что в 1907 году 1-ое Малоархангельское благочиние усилит свою деятельность по возрождению приходской жизни в селах и деревнях при помощи и наблюдении о.Благочинного округа…».

(окончание следует)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (20.03.2020)
Читали статью: 469 | Теги: Губкино, Мир духовный
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.