Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Николай Соловцов – основатель театра в Киеве
Опубликовано: 16.12.2014.

Знаешь ли ты, читатель, кто был самой  известной личностью в Киеве в конце XIX - начале XX века? Не догадываешься? Впрочем, до недавнего времени и я не знал. Оказывается, это наш земляк – актёр, режиссёр, антрепренер,  драматург и переводчик Николай Соловцов.

Первым поставил пьесу Чехова

На Орловщине родилось достаточно много известных  артистов, имена которых у нас постоянно на слуху. Назову лишь несколько  известных служителей Мельпомены прошлого и настоящего:  Пров Садовский, Гликерия Федотова, Анна Орловская, Иван Переверзев, Анастасия Георгиевская, Валерий Баринов. К перечисленным можно добавить и ещё несколько фамилий.

Однако  Николая Соловцова в данном перечне нет, и вообще, эту исключительную в театральных кругах России второй половины XIX века фигуру современные орловчане как-то обошли стороной. А зря!

Простой перечень его достижений и заслуг впечатляет. К 25 годам Соловцов - известный провинциальный артист, особенно прославившийся ролями Скупого в одноименной пьесе Мольера, Несчастливцева в «Лесе» Островского, городничего в гоголевском «Ревизоре», Расплюева – в «Свадьбе Кречинского» и многими ролями в пьесах Островского. По отзывам театралов-современников - «Судьба дала ему представительную внешность, сильный голос, мощный темперамент и проницательный ум. Как актёр, он был неподражаемо хорош даже в ничтожных ролях бытового репертуара, создавая цельный, вполне законченный тип».

В 27 лет Соловцов – успешный режиссёр, первый, кто поставил дебютную пьесу Антона Павловича Чехова (это был «Иванов»), а позже продолжил сотрудничество и дружбу с замечательным русским писателем и драматургом, представив зрителям Москвы, Питера и провинции чеховского «Лешего», его же «Свадьбу», «Чайку», «Дядю Ваню» и «Три сестры».

Антон Павлович так высоко ценил режиссёрское искусство Соловцова, что свою пьесу-шутку «Медведь» посвятил именно ему.

В 29 лет Николай  Николаевич добавляет к первым двум занятиям ещё и антрепренерство (сейчас это назвали бы продюсированием  - А.П.), организуя поездки в провинциальные города постоянных театральных трупп с таким составом и репертуаром, что неудач  у него практически не бывало.

Николай Николаевич Соловцов

«Самый богатый русский частный театр»

Популярность  спектаклей соловцовских артистов была так велика, что  режиссёр решился на создание в  Киеве (здешние зрители особенно тепло принимали его труппу – А.П.)  первого постоянно действующего театра, который  начал свою жизнь 1 сентября 1891 года с блестящей постановки  спектакля Гоголя «Ревизор» (в роли Городничего выступил сам Соловцов – А.П.). Произошло это знаменательное для Киева событие на Фундуклеевской улице, в старом здании театра Бергонье. Через два года антреприза Соловцова получила его имя, а в 1898 году  для театра «Соловцов» на Николаевской площади было построено специальное здание (то, в котором сейчас находится театр имени Ивана Франко – А.П.).

Театр Соловцова на Николаевской площади Киева

(с открытки 1900 года)

По словам современников, «основная черта соловцовского товарищества в Киеве проявилась сразу: оно было лишено «беспорядочного метания», «велось бойко и уверенно», «выглядело солидно и заключало в себе все элементы не только для прочного существования в течение одного сезона, но и для успешного развития в будущем». Постановочная культура театра представляла значительное художественное явление, по словам исследователя, «едва ли не чрезвычайное в условиях провинции». Постоянный актерский состав, тщательная подготовка спектаклей, серьезная работа режиссера с исполнителями (Соловцов первым в российских театрах отказался от суфлёров – А.П.), лучший отечественный и зарубежный репертуар, безусловный талант и смелость Соловцова-администратора, не боявшегося огромных материальных затрат, – все это превратило антрепризу в крупнейший театр провинции и в самый богатый русский частный театр».

Одновременно (в 1898 году), Николай Николаевич, успел создать постоянно действующий театр в Одессе (где, кроме драмы, ставились ещё и оперные постановки – А.П.)  и выпускал в течение нескольких лет «Киевскую газету».

Если же в общий список  его занятий добавить две им самим написанные и поставленные  пьесы, а также две переведённые с польского – то остаётся удивляться – когда он всё успевал?

Кумир Киева

Для Киева Николай Николаевич Соловцов стал настоящим кумиром. Мало того, что он сам был блестящим артистом, так он сумел в свой театр привлечь таких звёзд XIX века, как  И.М.Шувалов, М.М.Глебова, И.П.Киселевский, Н.П.Рощин-Инсаров, М.И.Велизарий, А.А.Пасхалова, В.И.Немирович-Данченко, А.Я.Глама-Мещерская, Л.М.Леонидов. От их действа на сцене киевляне или плакали прямо в зале,  или буквально лежали от смеха, или сидели, затаив дыхание  – в зависимости от жанра пьесы.

Вот что писала городская пресса тех лет: «Киев сжился с Соловцовской драмой. Соловцов не только создал драматический театр, но и сумел слить его с обществом, придать ему большое общественное значение. Артисты Соловцовской труппы всегда были очень популярны в Киеве, а сам уважаемый Н.Н. – положительно, самый популярный человек в городе».

Во многих своих начинаниях Соловцов был первым в Киеве (а порой и в России – А.П.). К примеру, в его театре ставились не только собственные спектакли со своими артистами, но в Киев, по приглашению Николая Николаевича, приезжали такие российские суперзвёзды тех лет, как Комиссаржевская и Савина, Южин и Дальский, Сальвини и Росси. В театре шли не только драматические произведения, но также оперные и балетные спектакли. Киевляне, благодаря Соловцову, впервые живьём увидели и услышали Фёдора Шаляпина, Леонида Собинова, Анну Павлову.

Соловцов первым систематически стал давать бесплатные спектакли для учащихся, и на его постановках воспитывались целые поколения. Здесь можно было встретить молодых киевлян Сашу Вертинского, Мишу Булгакова, Костю Паустовского – будущих знаменитостей, получивших  в популярном театре основы культуры и нравственности. Кстати, инициативу Соловцова оценили власти: по представлению учебного округа Николай Николаевич удостоился правительственных наград.

Даже появление в Киеве кино связано с именем Николая Николаевича, поскольку первые сеансы синематографа Люмьера прошли  в театре Соловцова.

«Впервые выступил в Орле…»

Осенью 1901 года в Киеве с большим размахом отметили 10-летие соловцовского театра, ставшего важнейшей составляющей городской жизни. А в конце года Николай Николаевич уже ставил очередные спектакли в Одессе, во втором своём театральном детище. Там и настигла его внезапная  болезнь. Врачи не смогли помочь 45-летнему  Соловцову.

Вот какое сообщение появилось в губернской газете «Орловский вестник» 15 января 1902 год: «В ночь на 12 января сего года в Одессе (в большинстве других источников местом смерти артиста назван Киев – А.П.), после непродолжительной, но тяжёлой болезни (тиф, осложнённый кровоизлияниями и проч.) скончался, как уже известили телеграммы, известный и выдающийся драматический артист и антрепренер киевских и одесских театров Николай Николаевич Фёдоров – по сцене Соловцов».

Да, уважаемый читатель, Соловцов – это псевдоним, но именно под ним Россия и Киев узнали этого гения театра. Цитирую сообщение из «Орловского вестника» далее:

«Н.Н. происходил из орловских дворян, родился в 1856 году (в большинстве современных источников датой рождения Соловцова названо 3 (15) мая 1857 года – А.П.). Образование получил в Орловской классической гимназии (встречается информация, что обучение в ней не было закончено – А.П.).

С юных лет обнаружил большое влечение к сцене и, будучи ещё гимназистом, принимал участие в гимназических и домашних спектаклях. Среди заправских актёров впервые выступил в 1875 году, в конце зимнего сезона в Орле, в труппе Сервье. Н.Н. сыграл тогда роль Рутли в старинной оперетке-водевиле «Кетли» и небольшую роль в «Записках демона». Летом в Орле он играл в труппе Черкасова (водевильно-комедийные роли)».

Киевляне помнят, а мы?

Ну а о дальнейшей звёздной и так безжалостно рано прервавшейся карьере нашего земляка я уже рассказал.

Похоронили Николая Николаевича Соловцова в монументальном склепе на Аскольдовой могиле, в историческом центре Киева. Рядом с ним в 1919 году упокоилась и его жена, замечательная артистка Мария Глебова. К сожалению, в последующие годы кладбище и склеп были уничтожены. Но прах Соловцова и его супруги, верной сподвижницы по театру, перенесли на центральную аллею Байкова кладбища, установив общий надгробный памятник.

Могила Н.Соловцова и М.Глебовой на Байковом кладбище Киева

В 1962 году одна из улиц Печерского района Киева была названа именем Николая Соловцова, а в 2007 году киевская театральная общественность отметила 150-летие со дня его рождения.

Что касается театра Соловцова, то после его смерти некоторое время им руководила Мария Глебова. В 1919 году театр был национализирован, а его труппа положила начало современному театру имени Леси Украинки.

Как тебе, читатель, масштаб сделанного нашим земляком? Впечатляет? Да, деятелей такого масштаба на Орловщине можно пересчитать по пальцам.

Жаль только, что имя Николая Соловцова (Фёдорова)  пока не увековечено в его родном городе.

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (16.12.2014)
Читали статью: 1964 | Теги: город Орёл, Театр, Киев
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.