Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Новости

Два рассказа о книге «Это было в Орле»
Опубликовано: 17.09.2016.

 

На сайте «Мастера» уже выставлялась информация о презентации моей книги «Это было в Орле». А теперь предлагаю читателям два материала об этом же событии и отзыв о самой книге, опубликованные в областных изданиях – «Орловской городской газете» и «Красной строке»

(Александр Полынкин)

«Встреча 7 сентября с историком и краеведом Александром Полынкиным и презентация его книги «Это было в Орле» продолжила цикл мероприятий Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, посвященных 450-летию Орла».

Как отмечают и сотрудники библиотеки и те, кто проводит социологические опросы, юные читатели имеют весьма туманное представление о прошлом родного края, собственных корнях.

Поэтому краеведение уже много лет является одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки. В фонд собираются различные публикации об истории края, о великих и «малых» людях Орловщины. Традиционно популяризация этих интереснейших сведений происходит на встречах с известными орловскими краеведами.

Среди них достойное место занимает Александр Михайлович Полынкин – человек, влюбленный в Орёл, в его богатую многовековую историю, по крупицам собирающий детали городского быта, интересные события и факты, пишущий летопись родного края, его жителей, в ком современники порой с удивлением узнают предков по прямой линии. О том, насколько тесно переплетены судьбы всем известных именитых личностей и ни чем, казалось бы, не примечательных уроженцев Орловщины, знают завсегдатаи архивов – краеведы.

В творческом багаже Александра Полынкина, отметившего в этом году 60­летний юбилей, более 500 публикаций краеведческой направленности и более 30 книг. Новое издание «Это было в Орле» рассказывает о тех, кто жил в нашем городе в различные времена. Здесь собраны не только значительные события и поступки, оказавшие влияние на развитие истории провинциального города, но и любопытные высказывания, замечания, газетные объявления, много говорящие думающему читателю о характере,  психотипе «орловского человека».

Сам автор говорит:

– Орловщина и ее люди достойны того, чтобы их не только знали и помнили, но и увековечивали в печати. Убеждаюсь: количество персонажей, связанных с Орловской областью, достаточно малоизвестных, все еще остается большим.

Александр Полынкин считает себя популяризатором истории, потому что рассказы, составляющие содержание этой книги, так или иначе касаются города Орла и его людей. В книге чуть больше 300 страниц, шесть глав. Первая, самая большая, называется «Времена и люди», затем главы – духовная, военная, культурная, революционная, спортивная. Именно в такой последовательности распределены персонажи книги. В этих главках собраны кусочки жизни – очень интересные, познавательные и поучительные. На страницах присутствуют и орловские масоны, и сын сабуровского помещика Павел Иванович Якушкин, оставивший путевые письма, и многие другие.

Кстати, на встречу пришли одни из героев последней книги – Ольга Михайловна Михайлова и Сергей Васильевич Стародубцев.

Автор зачитал отрывки из глав «О любви орловчан к собакам и публичным обедам», «Как отмечали Новый год в Орле в начале XX века», «Реклама ресторанного меню и сена в Орле 100 лет назад».

Автор сообщил «Орловской городской»:

– В планах на ближайшее будущее – третья часть из цикла «Города Орловщины». После книг «Болховские истории» и «Это было в Орле» готовится к выходу издание, посвященное Малоархангельску. Есть в работе две православных книги – по селу Корсунь, где сегодня действует два православных монастыря, и по Покровскому храму. Вот, пожалуй, и все ближайшие планы, если не считать мыслей об учебнике… или, скорее, популяризаторской книге «История Орловского края для детей» – рассказов об истории Орловщины для общего развития подрастающего поколения.

Александр СЕМЁНОВ

(«Орловская городская газета», 9 сентября 2016)

http://orel-gazeta.ru/?p=2710

История утрат и курьёзов

В издательстве «Картуш» вышла новая книга известного краеведа и журналиста Александра Полынкина «Это было в Орле». По замыслу автора это вторая часть серии о городах Орловщины. Заинтересованный читатель уже знаком с «Болховскими историями». Будет, как обещал А. Полынкин на презентации, и третья часть — о Малоархангельске — под условным названием «Малый город с большой историей».

Книга об Орле — это сборник коротких зарисовок о людях, нравах и событиях из давней и близкой истории областного центра. Знающим людям кое-что в ней будет знакомо. Но вот для молодежи она может стать весьма полезной как своеобразный, живо изложенный исторический справочник, в котором собрана масса любопытных сведений о родном крае и наших предках. Собственно, и умудренному опытом читателю книга Александра Полынкина может быть интересна именно этим: не много найдешь современных изданий, где фактически в одном небольшом томе собраны достаточно полные сведения о делах и людях, навсегда оставшихся в восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом столетиях.

Примечательно, что открывается книга главой под названием «Масон Иван Лопухин». Этот кромской помещик, председатель Московской уголовной палаты, издавал собственный журнал масонского толка, а потом открыл и собственную масонскую ложу. Граф Григорий Иванович Чернышев, еще один владелец поместий в Московоской, Саратовской, Тульской и Орловской губерниях, и вовсе поражает воображение своей нездоровой эксцентричностью. Мало того, что кутила и мот! «Со времен масонской молодости, — пишет А. Полынкин, — Чернышев любил разные мистические сюрпризы, как, например, проваливающийся перед гостями пол и появление неизвестно откуда скелета… Среди жителей села Тагино долгое время… ходили слухи, что незадолго до ухода в мир иной Чернышев велел выстроить каменный склеп с гробом, качавшимся на цепях. И, будучи еще вполне здоровым, граф по вечерам ложился в гроб, где зажигал свечу и читал книгу».

И именно этот человек, «офранцуженный екатерининский вельможа», который плохо знал русский язык, был отцом декабриста Захара Чернышева и тестем его соратника по заговору Муравьева. Поистине знаковое родство.

В конце 18 столетия орловские масоны практически открыто заседали на территории усадьбы Мацнева у Никитской церкви — там, где теперь расположена Железнодорожная больница. И увлечение масонскими, а по существу — антиправославными, антигосударственными идеями переустройства мира на неких особых глобалистских, наднациональных началах, судя по текстам Полынкина, было чуть ли не повальным среди орловской знати.

Нет ли в том зловещей закономерности, что среди последних орловских дворян эпохи русской революции были такие, как некий Юрий Мейер — деникинский офицер, который в годы Второй мировой войны не побрезговал присоединиться к армии предателя Власова, а после разгрома фашизма и его прихвостней преподавал языки в школе военной разведки американской армии — армии потенциального врага своей Родины. Вот такие «метаморфозы духа» орловского дворянства демонстрирует нам книга А. Полынкина.

Ну, а как жил орловский мещанин в первой половине 19 столетия? Тут тоже есть чему удивиться. Автор приводит свидетельство из «Путевых заметок…» некоего Александра Тарачкова, опубликованных в 1860 году. Тот обращает внимание, в частности, на неоправданную дороговизну съемных квартир в Орле: «Или надобно нанимать квартиру не по состоянию или с целою семьею помещаться в самых тесных…». Не правда ли, звучит весьма актуально для нашего времени? Качество же этого жилья оставляло желать лучшего: «Не только недорогие одноэтажные дома, но и большие в нижних этажах отличаются холодными полами, под которыми большею частью не делается накатников, т. е. помостов, залитых сверху глиною с известью, но делаются пустые пространства до одного аршина глубиной». И далее, что будет особенно понятно людям «советского возраста», получавшим квартиры в 70-х — 80-х годах прошлого столетия: «Оконные рамы и подоконники… делаются весьма неаккуратно, и служат лучшими проводниками холода и сквозного ветра…». А следующее и вовсе удивительно, но факт: «Двойных зимних рам нет ни в одном доме, а они в Орле были бы полезны, потому что здесь дуют сильнейшие и продолжительные ветры в начале и в конце зимы». И как довесок к кошмару: «Кроме неудобств, многие квартиры отличаются еще и неопрятностью своею и принадлежащих к ним дворов…». Тоже, как видите, не устаревающее наблюдение.

А вот что ушло навсегда, так это некоторые нравственные качества орловского мещанства. Полынкин цитирует строки из опубликованного в 1861 году очерка Павла Якушкина, известного собирателя фольклора: «И теперь есть старики, которые помнят, что в Орле был только один трактир…». Стоял он напротив Георгиевской церкви, то есть где-то на бывшей Болховской (нынешней Ленинской, недалеко от кинотеат­ра «Победа»). «Так в том-то трактире народу почесть не было! А зайдет какой в трактир да узнает отец — такой задаст трактир — три недели на место сесть не сядет. А проведают по городу про холостого, так пальцами тычут: «Вон, — говорят, — трактирщик из трактира ползет». Да такому парню и девку не скоро сыскать: весь город исходи — ни одна девка замуж не пойдет». Не верится? Но, как говорится, исторический факт.

Зато в торговых делах Орел заткнул за пояс даже Воронеж, как пишет автор книги. Но торговля только в древнейшие времена была спутником культуры. Позже она стала лишь проводником потребительства. Так что стоит ли умиляться?

Впрочем, есть в книге свидетельства и о «достижениях народного хозяйства», как стали говорить позже, при Советской власти. А. Полынкин подробно описывает «Выставку сельских произведений», эдакое подобие ВДНХ образца 1862 года. Открытие выставки было приурочено к Рожеству Христову. Присутствовал сам губернатор Левашов.

Все происходило в просторном здании орловского манежа. (Теперь на этом месте — стадион им. Ленина). 86 образцов озимых и яровых хлебов, сарептская горчица и мазия. Что это за растения, сам автор, по его собственному признанию, выяснить не смог. «Что же касается промышленных товаров, — пишет А. Полынкин, — то одних только изделий с чугунно-литейных заводов С. Мальцева и А. Перелыгина было представлено более 350 единиц. Генерал-майор в отставке Сергей Иванович Мальцев на своих землях в Брянском и Жиздринском уездах за несколько лет сумел развернуть такое производство, что спустя несколько лет о его машинах, чугунных и хрустальных изделиях знали по всей России. Он лично поприветствовал губернатора у первой из своих машин — ручной веялки-сортировки, приспособленной к конному приводу, и рассказал не только о ней, а также о локомобилях, молотильных станках, соломорезках, переносных мукомольных мельницах, чугунной, эмалированной и хрустальной посуде…. Елецкий купец первой гильдии Петров умудрился представить производимые на его мыловаренном заводе три разноцветных сорта мыла в виде пьедестала, на котором стояла тумба, а на ней — ваза. Пьедестал был сварен из поташного мыла, тумба — из кокосового, а ваза — из содового мыла. Смотрелось это как настоящее произведение искусства. Мценский помещик Е. Таубе привез и выставил всего один предмет, но зато какой: полированная крышка из белого известняка ничуть не уступала аналогичным мраморным. Но выглядела живописнее благодаря узорчатой поверхности». А чем можем мы удивить теперь, в 21 веке?

Заслуживают внимания и те главы книги, где речь идет о традициях учебных заведений Орла в конце 19 — начале 20 веков. В частности, о традициях гимназических праздничных балов. Они были не просто развлечением, а одним из способов воспитания юношества. В книге приводятся воспоминания одного из последних воспитанников Орловской мужской гимназии Героя Социалистического труда, известного советского ученого, специалиста в области повышения продуктивности пастбищ Николая Захарьева: «Я, может быть, и не стал бы рассказывать о наших торжественных вечерах, если бы у меня не зародилась мысль, что такая информация из далекого прошлого, может быть, еще нужна и полезна для нашей современности, для молодежи. Думается, что привитие ученикам да и вообще молодежи уважительного, дружественного и, я бы не постеснялся сказать, нежного отношения мальчиков к девочкам нисколько не противопоказано нашему времени…». И это тоже не потеряло актуальности до сих пор. Только школьных балов давно уже нет и в помине. Остались лишь молодежные «тусовки» в ночных клубах.

По прочтении книги А. Полынкина вообще остается странное впечатление, что история нашего города — это история всплесков, не ставших достижениями, и утрат. Каких именно, вы без труда оцените, прочитав сборник «Это было в Орле». А еще, как ни парадоксально, и от души посмеетесь, потому что различных курьезов в жизни губернского города О. тоже хватало.

Андрей Грядунов.

 (Красная строка, 16 сентября 2016)

Читайте также:

Источник: http://www.orelcity.ru/glavnaya-tema/istoriya-utrat-i-kuryozov/
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Новости | Добавил: admin (17.09.2016)
Читали статью: 799 | Теги: город Орёл
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.