В Боровском сельском поселении Болховского района в настоящее время пока числится 17 населённых пунктов, в которых проживают в 97 дворах 225 человек. На всё поселение – чуть больше двух сотен человек! Я-то, грешным делом, думал, что это в Покровском районе народ вымирает. Но до такого состояния по целому поселению в нашем крае дело ещё не дошло.
В болховском старинном селе Боровое – 13 жителей, в селе Лунёво – два жителя, в 13 населённых пунктах – от одного до десяти человек. А три пункта только числятся, но в них уже никто не живёт. И среди этих трёх, как ни печально, село Войново. Именно так, с буквой Й, оно писалось в последнее время, хотя в дореволюционные годы название произносилось чуть иначе – ВоИново.
Вот об этом старинном селе и пойдёт далее речь. Просто мне захотелось чуть больше узнать о родине первого советского диверсанта, «отца советского спецназа» и носителя многих других красочных определений Ильи Григорьевича Старинова. Он родился как раз в селе Воиново Лучанской волости Болховского уезда в июле 1900 года.
В «Историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. I. Болховский – Кромской уезды» (издание типографии Орловского губернского правления, 1905 год) мне удалось найти короткое описание этого села и его храма.
Небольшой владельческий посёлок Воиново (в 3-5 дворов) на речке Орс, вблизи старинной Карачевской большой дороги, появился ещё в начале XVIII века. Местным помещиком был Пётр Иванович Апухтин, который, кстати, в 1742 году в соседнем селе Коноплянка (в двух верстах от Воиново) построил Введенский храм.
А вот каменную, двухпрестольную церковь в селе Воиново в 1745 году построили другие местные землевладельцы – А.Ф. и А.Л. Веневитиновы, (супруга, Анна Львовна – из рода Апухтиных). Главный придел храма был во имя Вознесения Господня, а придельный, по желанию строительницы, не имевшей детей, назвали во имя зачатия Св. Анны (кстати, в этом Зачатиевском приделе погребли супругов Веневитиновых после их ухода в мир иной – А.П.). Первоначально весь храм был холодным, но в 1900 году, стараниями нового владельца здешнего имения, помещика Клягина, в церкви провели капитальный ремонт, после которого трапезная стала отапливаться.
В качестве самостоятельного прихода Воиново существовало до 1852 года, после чего было приписано к селу Коноплянка, вместе с которым в 1876 году отошло к селу Боровому. А с 1897 года, когда приход села Коноплянки снова вернул себе самостоятельность, Воиново вернулось под его крыло.
Вместе с селом Воиново в коноплянский приход входили соседние деревни Свистова, Прилепы и Рылова.
Хотя само Воиново потеряло самостоятельность, в храме сохранялась вся церковная утварь, в том числе несколько старинных святых принадлежностей - два Евангелия (от 1735 и 1745 годов, антиминс, оловянные дарохранительница и дароносица, резное изображение Спасителя).
На начало XX века в селе Воиново числилось 216 жителей обоего пола. Бывшие крепостные, они, тем не менее, жили зажиточно, занимались исключительно земледелием и на заработки на сторону не уходили. В 1900 году в Воиново была открыта школа грамоты.
Этими сведениями о старинном селе я не ограничился. Были просмотрены также метрические книги Введенской церкви села Коноплянка (Красное), благодаря которым я узнал много любопытного о жителях села Воиново.
Об этом – в одном из следующих материалов.
На заднем плане – остатки храма в селе Воиново
(Александр Полынкин)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|