28 сентября 2022 года газета «Орловский вестник» опубликовала мой очерк «Тайны инженера фон Дезена». В тот же день он был выставлен и на сайте «Мастера». Спустя два месяца, с помощью обратной связи сайта «Орловского вестника», на меня вышли сразу два человека, которых заинтересовали «Тайны фон Дезена», - Нина Алексеевна Дезен, праправнучка героя очерка, и Сергей Малкин – хороший знакомый семьи потомков Роберта Петровича, перу которого принадлежат несколько биографических материалов о семействе Дезенов.
Нина Алексеевна и Сергей прислали на мою электронную почту большое количество копий различных документов и ссылок на публикации о Роберте Петровиче фон Дезене, его детях, внуках и правнуках. Так, благодаря моим новым знакомым, появилась идея опубликовать продолжение названного выше очерка.
Первую часть я посвящу сыну Роберта Петровича – Алексею Робертовичу фон Дезену. Да, его дети были именно Робертовичи, поскольку нигде в официальных бумагах после смерти известного инженера не проявилось его новое, православное, имя.
Начну с того, что в 1908 году Алексей Робертович фон Дезен, выпускник, как и его отец, Института Инженеров Путей Сообщения, к 25-летию собственного выпуска решил издать юбилейный сборник, посвящённый этому знаковому для него событию. Алексей Робертович стал автором-составителем и редактором сборника.
Оповещённые им друзья-товарищи написали воспоминания о себе, времени учёбы, своей жизни и работе. Сам Дезен, естественно, тоже представил в сборнике свою беллетризованную биографию, которую я внимательно изучил и использую в данном очерке.
Процитирую из неё самое начало: «Я родился 24 января 1859 года в городе Острове Псковской губернии, где мой отец, тоже инженер путей сообщения, строил мост через реку Великую на Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге.
Вскоре отца моего назначили производителем работ по постройке Бердянского порта, и мы с матушкой моей и младшим братом совершили переезд на юг, до Москвы по железной дороге, а от Москвы в Таганрога почтовых лошадях; об этом путешествии у меня осталось смутное воспоминание.
В Бердянске прожили до 1870 года, когда отца назначили строить Ливенскую узкоколейную дорогу, а мы с матушкой и братьями переехали в Петербург, где я поступил в частную гимназию Келлера».
Из воспоминаний становится ясным, что в самом Орле постоянно жил только Роберт Петрович фон Дезен, а его семья квартировала в Санкт-Петербурге, где сыновья учились. Однако, по всей видимости, связь с Орлом была постоянной (по крайней мере, в каникулярное время – А.П.).
Кроме того, когда Алексей фон Дезен окончил курс в гимназии (она к этому моменту перешла от Келлера к М.А.Лялину – А.П.), он держал экзамены при Первом Реальном училище в Петербурге, но чтобы получить аттестат за 7-й дополнительный класс, поступил в недавно перед этим открытое Орловское Александровское реальное училище (здание на бывшей Кромской, ныне - Комсомольской улице, д.39, сохранилось, в нём в настоящее время находится Дом детского творчества №3 города Орла – А.П.).
В 1877 году Алексей фон Дезен окончил курс Орловского реального училища и, подготовившись за лето самостоятельно к конкурсному экзамену, в том же году поступил в Институт Инженеров Путей Сообщения.
На первом курсе практику он проходил на Орловско-Витебской железной дороге, то есть, наверняка, в самом Орле бывал и живал не единожды.
Когда Алексей фон Дезен учился на четвёртом курсе, то случилась в его семье трагедия (цитирую – А.П.): «…меня постигло первое крупное горе, скончался мой отец, и так как дела его остались в весьма печальном состоянии, то мне пришлось разом окунуться в практическую деятельность. Я торговал керосином (была агентура в Орле от Товарищества братьев Нобель) и ставил дрова на Московско-Курскую железную дорогу, всё это требовало частых разъездов и, конечно, мешало мне заниматься».
Получается, что полтора года (с начала 1882 и до середины 1883 года) Алексей Дезен, в основном жил и зарабатывал себе на пропитание и учёбу в Орле. Это позволило ему, пусть и не блестяще, по второму разряду, но закончить Институт Инженеров Путей Сообщения и получить диплом гражданского инженера.
Зато потом, начав работать, Алексей Робертович с лихвой сумел наверстать упущенное во время учёбы и достаточно быстро сделал карьеру, пройдя путь от начальника дистанции на Козлово-Воронежско-Тамбовской железной дороге до директора Правления Двинско-Витебской железной дороги и председателя Правления нефтепромышленного общества "Кавказская звезда".
В период работы в Министерстве (секретарём Директора Департамента железных дорог В.В.Салова – А.П.) Алексей фон Дезен женился в 1886 году на дочери инженера путей сообщения, действительного статского советника Виктора Кислаковского Ольге. Первый их ребёнок, дочь Евгения, родилась в Санкт-Петербурге 10 августа 1887 года.
А вот по поводу места появления на свет сына, Алексея Алексеевича фон Дезена, источники называют два разных города: Орёл и Ригу. Впрочем, об этом я поведу речь во второй части своего повествования.
Алексей Робертович фон Дезен был, по словам его внука, А.А.Дезина «…преуспевающим деловым человеком, фактически – финансистом». 18 июня 1899 года он, как предприниматель, основал "Русское общество производства строительных материалов и красок". Заслуги его на службе были отмечены орденом Св. Станислава 3 степени и серебряной медалью в память царствования Императора Александра III.
Алексей Робертович фон Дезен (1859-1911)
Прилично зарабатывая, Алексей Робертович приобрёл собственный дом в столице и сумел обеспечить возможности учёбы сыну, тоже Алексею.
К сожалению, Алексей Робертович фон Дезен скончался достаточно рано, прожив всего лишь на четыре года больше, чем его отец.
Александр Полынкин
(продолжение следует)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|