Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Прасковья Архангельская из города Болхова
Опубликовано: 29.05.2018.

В мае 2017 года наш постоянный автор и земляк Олег Волков опубликовал большое исследование, посвящённое своей малой родине – Болховской земле. Оно было в трёх частях, с продолжением, и в последней упоминались Архангельские – предки Олега Серафимовича по линии его прабабушки. И вот, по истечении года, не прекращающий поисковой деятельности нынешний житель Воронежа прислал в мой адрес письмо с продолжением рассказа о своих корнях. Я его с удовольствием публикую (Александр Полынкин):

«По данным Государственного архива Орловской области (метрические книги Соборной Спасо-Преображенской церкви, Ф.101.Оп.2.Д.290), сведений о происхождении и родителях Прасковьи Петровны Архангельской в ГАОО не выявлено. В именном указателе и делах фонда канцелярии орловского губернатора (Ф.580.Оп.1.Д.3391.3715; Оп.2.Д.1732,4002,Ст.3.Д.6712), в алфавитном журнале городских домовладельцев по городу Болхову за 1915 год сведений о семье Архангельских не выявлено.

Что же известно к настоящему времени о моей прабабушке?

Архангельская Прасковья Петровна (1891 - 1973), первый муж - Владимиров Митрофан Иванович (1888 - ?), брак - 10.2.1910; второй муж Андриан Иванов (? - ?), брак после 1917 года. Дети Прасковьи Петровны от первого брака:

Митрофан (!3.5.1911 - 26.6.1914);

Александр (29.8.1912 - 18.12.1943 , погиб под Невелем в штрафной роте); жена - Воинова Елизавета Александровна; сын погиб после войны, подорвавшись на немецкой мине.

Александра Митрофановна (2.11.1913 - 21.10.1968); муж - Порфирий Иванович Жучков (16.10 1912 - 27.4.1945), брак - 9.1.1934:

Дмитрий (17.9.1915 - 2.9.1943 погиб под Славянском в рукопашной); жена - Мария Николаевна;

Всеволод (5.2.1917 - ?);

Алексей (1910 - до 1985), вероятно приёмный сын.

Дети Прасковьи Петровны от второго брака:

Галина Андриановна (? - ?);

Афанасий Андрианович (1924 - после 1985).

Татьяна Андриановна (? - ?).

Запись в метрической церкви Соборной Спасо-Преображенской церкви г. Болхова:

"10 февраля 1910 года состоялось бракосочетание:

жених - болховский мещанин Митрофан Иванович Владимиров, православного вероисповедания, первым браком, 21 года;

невеста - болховская мещанка девица Параскева Петровна Архангельская, православного вероисповедания, первым браком, 18 лет;

поручители по жениху: болховские мещане Василий Николаевич Азбукин и Иван Михайлович Жучков;

поручители по невесте: болховские мещане Симеон (так в документе) Алексеевич Венедиктов и Илья Иванович Рыбников".

Государственный архив Орловской области - Ф.101.Оп.2.Д.289.Л.423об.-424.

Cпасо-Преображенский собор Болхова

В 1910 году штатным протоиереем Спасо-Преображенского собора состоял Дмитрий Исидорович Руднев, священником - Тимофей Фёдорович Успенский, дьяконом - Иоанн Преображенский (данные адрес-календаря Орловской губернии за 1910 год).

О своём происхождении Прасковья Петровна ничего не говорила. Из детских воспоминаний: прабабушка была грамотной, верующей, с чувством юмора. Проживала в Болхове на улице Тургенева, район 3-й школы. В самом начале 70-х годов в доме был пожар, выгорел угол. Помню закопчёную стену, перенесённые иконы и прабабушку, всегда в чёрном платке. В 1968 году Прасковья Петровна приезжала в Воронеж на похороны своей дочери (моей бабушки) - Жучковой Александры Митрофановны, похороненной на 10-м участке Левобережного кладбища.

По словам моей мамы, Волковой (Жучковой) Александры Порфирьевны, прабабушка "...была незаконнорожденной дочерью знатного человека, воспитывалась в монастыре".

 Прасковья Петровна Архангельская воспитывалась в приюте "Всех Скорбящих радость", село Спас-Чекряк Болховского уезда Орловской губернии. Приют был основан священником Преображенской церкви села Спас-Чекряк Георгием Коссовым в 1903 году и освящён 27 июня 1903 года болховскими священниками - протоиереем Спасо-Преображенского собора Дмитрием Исидоровичем Рудневым, благочинным 1-го округа Болховского уезда священником Иаковом (Яковом) Феноменовым и священником Константином Коссовым (младший брат О. Георгия; в 1930 году арестован и приговорён к пяти годам лагерей). На важном событии присутствовало множество людей, издание "Орловские епархиальные ведомости" разместило на своих страницах большую статью (1903 год, № 30, стр. 630-632). Запись из адрес-календаря Орловской губернии за 1916 год (орфография документа сохранена):

Детский девичий приют "Всех Скорбящих радость". Село Спас-Чекряк. Попечитель - священник Георгий Алексеевич Коссов, заведующая - жена священника Александра Моисеевна, сотрудница ея - княжна Ольга Петровна Оболенская (1860 года рождения, дочь декабриста Евгения Петровича Оболенского - О. В), учительницы - Евдокия Павловна Ремизова, Анна Ивановна Милютина (кройки и шитья), экономка - Полина Сафоновна Сазонова, сестра милосердия из Красного Креста общины "Великие Луки" Евгения Васильевна Князева. В приюте находятся 182 девочки-сироты от 2-летнего и до 17-летнего возраста".

По данным адрес-календарей Орловской губернии, в 1912-1913 годах обязанности сестры милосердия исполняла Александра Павловна Модзалевская, а в 1914-1915 - Надежда Иосифовна Вяль. Она, возможно, приходилась родной сестрой последней настоятельнице Свято-Успенского Тадулинского женского монастыря, монахине Эсфири, в миру - Ольге Иосифовне Вяль, приговорённой 8 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Орловской области к восьми годам заключения и погибшей в Антибесском отдельном лагпункте Сиблага НКВД 22 декабря 1940 года.

Приют располагался в трёхэтажном каменном здании. На первом этаже находились столовая, чайная, кухня и башмачная мастерская, на втором - приёмная, классы, ткацкая мастерская, квартиры начальницы и учительниц. Спальни воспитанниц и гардероб располагались на третьем этаже. На территории приюта существовал пруд и фруктовый сад, а пасека считалась образцовой и отмечалась на болховских сельхозвыставках. Одежда и обувь шились своими руками, причём, в праздничной одежде присутствовали цвета национального флага России. В приюте бывали и восторженно писали о нём знаменитые писатели-земляки Сергей Александрович Нилус ("Отец Егор Чекряковский", 1903 год) и Михаил Михайлович Пришвин ("Новая земля Спас-Чекряк", 1913 год). Интересные воспоминания оставила паломница Елизавета Дюшен-Крашенинникова, побывавшая у отца Георгия в марте 1914 года.

Сведения о приюте прослеживаются в адрес-календарях Орловской губернии с 1908 года: 1908 год - 130 воспитанниц, 1909 - 130 воспитанниц, 1910 год - 145 воспитанниц, в 1912-1913 годах - 170 воспитанниц, в 1914-1915 годах - 176 воспитанниц. К революционному 1917 году в приюте воспитывались 186 девочек от 2-х до 17-ти лет, коллектив преподавателей также вырос с приходом Елизаветы Петровны Вороновой. Дочь священника, Елена Георгиевна Коссова, помогала воспитателям.

Девочки получали религиозное воспитание, изучали Закон Божий и общеобразовательные предметы - грамматику, арифметику, географию, историю и народную гигиену. Приобретались и трудовые навыки, помощь оказывали сёстры болховского Всехсвятского монастыря. По достижении 14-летнего возраста для каждой девочки заводился личный сундук, в котором к выпуску накапливалось приданое.

Елизавета Александровна Дюшен-Крашенинникова в беседе с отцом Георгием перед отъездом из Спас-Чекряка похвалила его воспитанниц и услышала в ответ: "Девочки очень хорошие, но несчастные. Все они безродные. Есть и благородные среди них, а ведь всё равно кинутые. Живём своим хозяйством, всё делаем сами. Вырастают - выходят замуж или, если захотят, в монастырь. Девочки и хорошие, и красивые вырастают, от женихов отбоя нет". Какова была практика присвоения имени, отчества и фамилии, - пока точно выяснить не удалось. Вариантов много, скорее всего по святцам имя и отчество, а фамилию произвольно, но благозвучную. Фамилия давалась на несколько лет, до замужества. А в случае пострижения в монастырь присваивалось новое имя. В ходе поисков удалось найти пока только одну из воспитанниц приюта - Надежду Дмитриевну Дивногорскую. Именно она в далёком 1928 году отметила веточками место захоронения отца Егора, а спустя годы установила кованую ограду.

После революции приют закрыли, священник и его семья подверглись гонениям со стороны новой власти, Георгий Коссов арестовывался властями в 1918 и в 1922 году. После его кончины вдова Александра Моисеевна с дочерью Еленой Георгиевной и тремя внуками была отправлена в ссылку на Север, где вскоре скончалась. В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе Георгий Коссов за своё святое житие был канонизирован в ранге священноисповедника. Мощи святого были обретены 9 декабря, в день памяти Великомученика Георгия Победоносца, который был ангелом-хранителем в дни земного бытия болховского священника. Отныне они хранятся в болховском Спасо-Преображенском соборе. По дате рождения, замужества, трудовых швейных навыков и воспитания Прасковьей Петровной Архангельской в своей семье приёмного сына Алексея - данная версия имеет право на существование.

Олег Волков

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (29.05.2018)
Читали статью: 857 | Теги: Олег Волков
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.

17.12.2023
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки.
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера...
Наступил 1917 год и народ стал громить усадьбы и храмы...
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»

13.12.2023
Юрий Иванович, сегодняшнее поколение такими телефонами не пользуется!!!! Сейчас у школьников iOS или Android)))

08.12.2023
Мероприятие 07.12. 2023г. в Военно патриотическом музее прошло познавательно - информативно. Спасибо ВСЕМ!                                   *** "Кто не любит прошлое - того казнит будущие" ***

17.11.2023
Очень интересно и познавательно. Спасибо!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.