Орловский период жизни В.Н.Лясковского был заполнен множеством самых разнообразных его дел, занятий и увлечений. О Валерии Николаевиче как сельском хозяине и активном общественнике я написал в очерке от 16 февраля. Сейчас же поведу речь о других направлениях деятельности поселившегося на Орловщине москвича.
Его герои
Начну с того, что Лясковский любил и ценил слово – прежде всего, конечно, русское. Но Валерий Николаевич был, к тому же, ещё и полиглотом. Начав в отрочестве сочинять стихи и рассказы, он, в качестве тренировки полученных знаний, писал свои произведения на английском, немецком, французском и итальянском языках, правда, из-за скромности никогда не отдавал их в печать.
А вот только-только поселившись на земле Орловской, Лясковский в первый же год жизни здесь (1882), опубликовал в историко-литературном журнале «Русский архив» очерк о Василии Васильевиче Варгине, знаменитом русском купце первой половины XIX века и своём родственнике по линии жены. Написанная хорошим литературным языком документальная история о том, как создавались и терялись в России многомиллионные состояния, о человеке, потратившем жизнь на службе Отчизне, но брошенном в трудный момент чиновниками на произвол судьбы, история эта произвела на читателей журнала сильное впечатление.
Через два года появилось ещё два очерка Валерия Николаевича. Об одном, посвящённом его отцу, Николаю Эрастовичу Лясковскому и продолжавшем «родственную» тематику, я уже писал в предыдущей публикации от 16 февраля. А вот второй, опубликованный в газете «Русь» (№6 за 1884 год) касался проблем педагогики и назывался «Сельские школы С.А.Рачинского».
Сергеем Александровичем Рачинским, российским учёным, педагогом и просветителем, Валерий Лясковский восхищался всю жизнь. И было за что. Профессор Московского университета, математик и ботаник, впервые переведший на русский язык «Происхождение видов» Чарльза Дарвина, преподаватель, которого любили за блестящие лекции все его студенты, он вдруг резко поменял судьбу и переехал в родовое имение Татево (Бельский уезд Смоленской губернии), где стал основателем и учителем первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей. Многие его ученики впоследствии стали известными учёными, художниками и педагогами. Рачинский успешно практиковал излечение от заикания с помощью чтения церковно-славянских текстов и церковного пения. Кстати, в настоящее время в селе Татево на Смоленщине продолжает существовать основанная Рачинским школа, носящая теперь его имя.
Во второй половине 90-ых годов XIX века были опубликованы большие очерки Лясковского, посвящённые Алексею Хомякову и братьям Киреевским, видным представителям славянофильства.
Не всё из написанного Валерием Николаевичем увидело свет: остались в рукописях два его больших произведения – «Император Александр III (опыт личной биографии)» и «Воспоминания», доведённые автором до января 1918 года.
Валерий Николаевич Лясковский
(фото из фондов Орловского музея И.С.Тургенева)
Будучи активным членом «Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III», Лясковский публиковал свои статьи в его печатных органах, а идею просвещения населения в области российской истории продвигал и на Орловщине. В 1898 году в имении Дмитровское-Истомино Валерий Николаевич открыл народную библиотеку, книги для которой ему прислало Общество ревнителей. В основном, ее читателями стали местные крестьяне.
В год 160-летия Лясковского его потомок, кандидат физико-математических наук, проживающий в Санкт-Петербурге, Андрей Лодкин решился на благое дело, которое наверняка будет интересно орловчанам. Андрей Александрович собирается издать все произведения Лясковского – как опубликованные ранее, так и находящиеся до настоящего времени в рукописях. Их набралось на солидный двухтомник, который в настоящее время готовится к печати, а помогают инициатору в качестве редакторов житель Подмосковья, краевед Михаил Некрасов и автор данного очерка. Если всё будет идти по плану, первый том собрания сочинений В.Н.Лясковского увидит свет летом текущего года. В Орле обязательно состоится презентация издания.
Любитель театра и живописи
Валерий Николаевич увлекался не только написанием биографий знакомых личностей. Как человеку творческому, ему всегда было интересно видеть плоды своего труда (и коллег по творческому цеху) на сцене. Лясковский хорошо знал и любил театр, общался со многими известными русскими артистами, например, с Иваном Москвиным и Александром Сумбатовым-Южиным. По всей видимости, в Орле Валерий Николаевич организовывал «творческие встречи» с ними.
Среди документов Лясковского, хранящихся в его фонде в Российском Государственном архиве литературы и искусства, имеются телеграмма и записка Валерия Николаевича, обращённые к знаменитому артисту Малого театра, князю (да, читатель, среди артистов бывали и князья – А.П.) А.И.Сумбатову-Южину, из которых видно, что в 1905 году тот, по приглашению Лясковского, приезжал в Орёл на творческий вечер.
Лясковский общался со многими актерами МХАТа, ходил за кулисы после спектаклей выражать свое мнение, так как лично был знаком с К.С.Станиславским и состоял с ним в переписке.
В своём имении Дмитровском-Истомино Валерий Николаевич организовал любительский театр, известно, по крайней мере, об одной поставленной в нём пьесе – «Посадник». Это незавершённое при жизни автора произведение Алексея Константиновича Толстого Лясковский дописал, выступив ещё и в качестве режиссёра.
Сцена из домашнего спектакля «Посадник»
Кроме писательства и театра, Валерий Николаевич увлекался коллекционированием произведений русских художников (в основном, знакомых ему). В его орловском доме на улице Борисоглебской (о нём мы ещё поговорим) была собрана приличных размеров картинная галерея. Я перечислю только часть работ, находившихся в этом собрании (они названы в письмах Лясковского разным адресатам). Это, прежде всего, - живописные полотна и эскизы Василия Поленова (их более двадцати): «Видение», «Путник», «Решил идти», «Моление о чаше» и другие. 12 августа 1903 года эти картины были выставлены на открывшейся в Орле Передвижной выставке.
В числе полотен других авторов имелись работы Ильи Репина (в том числе «Портрет Великого Князя Михаила Александровича»), Виктора Васнецова, Владимира Волкова, Ивана Шишкина, Витольда Бялыницкого-Бирули, Алексея Саврасова, Николая Богданова-Бельского и других известных русских художников. Некоторые из картин коллекции Лясковского в советские годы попали в фонды Орловского музея изобразительных искусств, но, по всей видимости, находятся в запасниках, поскольку в экспозиционных залах их нет. Судьбу же всех полотен, представленных в галерее Валерия Николаевича, ещё предстоит выяснить.
«Отношение моё к Советской власти лояльное…»
А теперь – о той стороне личности Лясковского, которая привела моего героя к трагическому финалу, - о его политических взглядах и деятельности. Валерий Николаевич был монархистом по своим убеждениям. В годы Первой русской революции, когда страну охватила эйфория демократии, были люди, открыто стоявшие за сохранение и упрочение монархии. Они создавали собственные организации в защиту «Веры, царя и Отечества» - такие, как, например, появившийся в Орле в ноябре 1905 года «Союз законности и порядка». Он насчитывал 213 человек и распространял свою деятельность на Орел и Орловский уезд. Одним из организаторов и активных членов «Союза законности и порядка» стал Валерий Николаевич Лясковский. Он, как человек пишущий, вошёл и в состав особого литературного комитета при органе ОСЗП - газете «Орловская речь». В этом издании было опубликовано несколько статей Валерия Николаевича в защиту «Православия, самодержавия и народности» как традиционных ценностей русского народа. Несколько месяцев спустя «Союз законности и порядка» стал составной часть орловского отделения «Союза русского народа» - массовой черносотенной организации, действовавшей в России с 1905 по 1917 год.
Вполне возможно, что именно монархические взгляды плюс личное знакомство с братом царя, Великим Князем Михаилом Александровичем во время нахождения его в Орле в 1909-1911 годах (тогда он командовал 17-ым гусарским Черниговским полком, квартировавшим в губернском центре) стали основными моментами для предъявления обвинений В.Н.Лясковскому, когда 22 декабря 1937 года он был арестован советскими «органами» в третий и последний раз. На свободу Валерий Николаевич уже не вышел.
Сотрудник НКВД Захаров во время следствия собрал не столько факты (их просто не было), сколько слухи и показания, якобы, свидетелей. Одна из соседок сообщила: «Из слов Лясковского мне стало известно, что он был знаком с Александром III, бывал у него на приёмах. Наследник Николая II Михаил проживал в имении Лясковского…». Вторая свидетельница поведала: «До 1936 года Лясковский был лишён избирательных прав и «враждебно относился к Советской власти». В справке на арест упоминалась даже такая нелепость, что Валерий Николаевич «…был приближён к царю Николаю, который при выездах в Орловскую губернию всегда останавливался у Лясковского».
Не буду говорить о других подобных и «высосанных из пальца» доказательствах причастности В.Н.Лясковского к числу «врагов народа». Следователю Захарову их оказалось достаточно, и на последние слова 80-летнего заключённого: «Отношение моё к Советской власти лояльное, и антисоветской агитацией я никогда не занимался» нквд-шник никакого внимания не обратил.
Через шесть дней после ареста, 28 декабря 1937 года «особая тройка» вынесла решение: «Лясковского Валерия Николаевича, 1858 года рождения, помещика, приближённого к царскому двору, обвиняемого в том, что он проводил контрреволюционную агитацию против политики партии и правительства, клеветал на ВКП(б) и Советскую власть, дискредитировал Сталинскую Конституцию и советскую печать, распространял клеветнические измышления о жизни рабочих и крестьян в СССР, - расстрелять…».
Приговор был приведён в исполнение 14 января 1938 года. Реабилитировали Валерия Николаевича Лясковского 52 года спустя. Могила его (в Орле или окрестностях) пока не известна.
О семье Валерия Николаевича, его орловских домах и памяти – в заключительном очерке.
(Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|