Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

К местам служения предков-священников Орловской епархии (часть вторая. В селе Игрицкое и Севске)
Опубликовано: 09.11.2019.

Уважаемый читатель, ты уже познакомился с первой частью очерка Сергея Короленко о его поездке к местам служения своих предков-священников, а теперь – часть вторая (Александр Полынкин):

«А на следующий день мы запланировали поездку в Севск и в село Игрицкое. Наши ряды несколько поредели: Мария Оболенская уехала домой в Москву, а Ольга Першакова вместе с мужем вернулись в Брянск. Так что в путешествие в Севский район мы отправились в шотландско-питерском составе. Ирина Алексеевна Солтамова (дев.фамилия Игрицкая) проживает сейчас в Глазго, где в научном центре работает её муж Дмитрий. Отец Ирины и моя бабушка - родные брат и сестра.

Компанию нам составили правнучка Миры Львовны Тереховой (Игрицкой) Маша со своей дочерью Викторией. Поездка не обошлась без приключений: взятая в Орле напрокат машина преподнесла нам сюрприз в виде отвалившегося посреди дороги глушителя. Видимо, подданные Великобритании просто обязаны были оценить «особенности национального проката». Иначе не объяснить, как у трехлетнего «Рено» может быть проржавевший глушитель. Ну, можно, конечно, - видимо, после аварии этой машины деформированные детали были заменены на старые, купленные на разборке, но это очень уж прозаично. А мы не отчаялись – домкрат, ученый из Глазго распластался под машиной, привязанная проволокой средняя часть глушителя – и мы покатились дальше по историческим местам, фырча и постреливая на ходу. И вот мы ехали, ехали и, наконец, приехали.

Первым человеком в селе Игрицком, кого мы напугали звуками выхлопной трубы нашей «Антилопы», оказалась учительница местной школы. Когда мы поведали ей, что наши интересы имеют церковную направленность, она подсказала, как найти в селе Клавдию Тихоновну Рожкову, у которой находятся ключи от церкви. Так вот мы и познакомились с этой чудесной женщиной.

Поселение Игрицкое известно с середины 17 века, есть несколько версий о возникновении его названия. Об этом можно прочитать в книге брянского краеведа В.В.Крашенинникова «История Севска и окрестных мест». Село входило в состав Дворцовой Комарицкой волости, управлявшейся непосредственно из Москвы. Административный орган - Приказная изба – располагалась в соседнем селе Лугани, которое даже на короткое время имело городской статус. Историю появления Знаменской церкви в Игрицком мне повезло самому найти в процессе исследований.

В Переписной книге 1-й ревизии, хранящейся в РГАДА (Ф.350/оп2/д.3012), была обнаружена такая запись: «Вновь село, что была деревня Игрицкая, в ней знаменский поп Мефодий Степанов сын 25 лет… сходец с села Городища». Еще интересней оказалось одно дело 1775 года, хранящееся в РГИА, – Ф.796/оп.56/д523. Оно содержит материалы о многолетней тяжбе с епархиальным начальством священника Дмитрия Мефодиевича, сменившего своего отца на должности настоятеля Знаменской церкви в селе Игрицком.

Среди прочих в этом деле подшит документ, датированный 30 января 1721 года, проливающий свет на историю строительства церкви. Это челобитная от жителей деревни Игрицкой, поданная на высочайшее имя, в которой они просят разрешения на постройку церкви и гарантируют выделение земельного надела для церкви и причта из собственных дач. Кроме того, в одном из своих обращений в Синод, отец Дмитрий ссылается на то, что «а церковь Божья построина коштом деда и отца моего», т.е. на их личные средства. Интересно ещё и то, что по ходу дела, очевидно, после поездки в Петербург, для которой ему понадобился паспорт, отец Дмитрий начинает использовать фамилию Филипповский для подписи документов. Фамилия Игрицкие впервые появилась у детей его родных братьев, попавших в самый первый набор детей церковнослужителей в Севскую духовную семинарию в 1778-м году (Г.М.Пясецкий «Материалы для истории Орловской духовной семинарии»). Из приведенного ниже документа следует, что Знаменская церковь была перестроена в 1841 году. Вот выписка из дела Фонда 799/оп.33/д.1275, хранящегося в РГИА с описанием церкви, составленная в 1910-м:

«П/№ 9 лист 23

СТРАХОВАЯ ОЦЕНКА

Июня, 12 дня, 1910 года мы, нижеподписавшиеся, произвели оценку строений, принадлежащих Знаменской церкви в селе Игрицком 4-го благочиннического округа Севского уезда Орловской епархии.

При осмотре строений оказалось, что Знаменской церкви принадлежат следующие строения:

1. Знаменская церковь – деревянная на кирпичном цоколе снаружи обшита тесом и окрашена масляною краскою, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви, считая и колокольню, - 111,2 саж, наибольшая ширина – 41,2 саж, высота до верха карниза - 11,2 саж, на церкви имеется одна большая главка, больших окон – 12шт, малых на главке – 7шт, дверей наружных створчатых, обитых железом, - 3шт, внутренних – 4шт; иконостас длиною 131,2 арш, высотою 9 арш (оценен в 2000руб); церковь холодная. Колокольня в три яруса, общею высотою до верха карниза – 51,2. Ближайшая к церкви чужая постройка – здание земской школы кирпичное, находится с западной стороны на расстоянии 30 саж. Строение хорошо сохранилось. Построена в 1841 году. Оценка вместе с иконостасом и колокольнею - 9000 руб.

2. Церковная ограда – кирпичная, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою, длина 76 саж, высотою 3 арш, в ней двое деревянных ворот, построена в 1881 году, строение хорошо сохранилось 500 руб.

3. Церковная сторожка – стены кирпичные, покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою, длина 131,2 арш, высота 41,2 арш, окон – 5шт, дверей – 2шт, построена в 1900 году, строение хорошо сохранилось – 500 руб.

Оценку составляли: Священник Иоанн Шумаков

Священник Андрей Медведев

И.д. псаломщика Павел Зябловский

Церковный староста Клячин?

Представитель Василий Якунин, а по безграмотности его расписался

цер.псал. Павел Зябловский».

То, что Знаменская церковь существует и в наши дни, явилось для меня полной неожиданностью. Как и большинство сельских церквей, здание Знаменской церкви было разрушено в годы советской власти, но по просьбе местных жителей несколько лет назад храм был возобновлен в селе и сейчас находится в сохранившемся здании бывшей школы.

Службы приезжает совершать по субботам священник из соседнего села Бобрик. Число прихожан очень невелико и храм, конечно, очень нуждается в помощи. Но, тем не менее, Знаменская церковь в Игрицком существует, и это не может не радовать. Клавдия Тихоновна любезно открыла для нас двери, и мы смогли осмотреть внутреннее убранство церкви.

Она показала нам место, где стояло старое здание, дом священников,

На месте синего дома когда-то

стоял дом священников

а также несколько каменных могильных плит, чудом сохранившихся на месте, где было кладбище.

Надписи на плитах, которые местами и с большим трудом, но все же читаются, сделаны на латинице. Клавдия Тихоновна объяснила это тем, что сахарным заводом, находившимся вблизи села Игрицкого, перед Октябрьской революцией 1917 года, якобы, владели немцы, поэтому и надписи были сделаны на немецком. Другой житель села высказал предположение, что надписи на греческом, и под этими надгробиями могилы духовенства. Но мне показалось, что текст написан на каком-то из славянских языков. Уже вернувшись в Петербург, я нашел в интернете сведения о том, что товарищество сахарного завода и поместье Лугань были приобретены неким поляком Яном Голынским в 1904-м году. Так что, по всей видимости, это надгробия кого-то из семьи польских владельцев помещичьего имения.

Сейчас население села составляют, в основном, пожилые жители, молодежь, к сожалению, уезжает в большие города, не имея возможности найти рабочие места. Умом это, конечно, понимаешь, но очень жаль все же, что некогда огромное село постепенно пустеет.

Следующим пунктом нашего путешествия по совету Клавдии Тихоновны стал еще один святой источник – Ольгинский, тоже известный издревле. Очень красивое место и очень вкусная вода!

Потом мы отвезли домой в Игрицкое Клавдию Тихоновну, очень тепло с ней распрощались. Она пригласила нас на престольный праздник Знамения 10 декабря. Очень бы хотелось, но не знаю, получится ли?

А далее наш путь лежал в город Севск. Мы решили отыскать место, где находилась Севская Духовная Семинария и где в октябре 1778 года десятилетний Михаил, сын дьячка Якова Мефодиевича из села Игрицкого, впервые получил фамилию Игрицкий. Местоположение Архиерейского дома в Севске мне точно известно не было. У меня была только картинка с изображением Спасского монастыря, поэтому от центральной площади мы наугад двинулись в сторону видневшейся в отдалении высокой колокольни. Подъехав поближе и остановившись, мы увидели напротив церкви старинное здание, очень похожее на учебное заведение. И, действительно, по надписи мы узнали, что это здание Севской средней школы №1, но ранее, до 1917 года, в нем находилось Севское духовное училище.

Здесь у нас произошло еще одно примечательное знакомство с очень интересным человеком. Пока я пытался рассмотреть название храма, к которому мы подъехали, мои спутники разговорились с мужчиной, выходящим из здания школы. Оказалось, что это директор школы Федор Александрович Фролов. Узнав, что мы из далекого СПб, он, несмотря на занятость перед самым началом учебного года, решил показать нам свое учебное заведение. И поверьте, там было, что посмотреть. Внутреннее убранство старинного учебного здания просто поразило порядком и чистотой. Великолепные сохранившиеся ажурные из кованых элементов перила и ступени лестницы, просторные уютные классные комнаты, огромный спортивный зал, снаружи футбольное поле с искусственным покрытием, памятник героям Великой Отечественной войны прямо на школьной территории, - везде чувствуется забота и внимание неравнодушных к своему делу людей.

Просто не устаешь удивляться, каких результатов можно добиться, когда руководитель «болеет» за вверенное ему дело. Имея ремонтный фонд в 15000 рублей на год, которых в Питере хватило бы разве что на покупку пары банок краски, умудриться содержать старинное здание в образцовом порядке, которому впору позавидовать в любой столичной гимназии, - как это Федору Александровичу удается? В общем, это была еще одна встреча с очень интересным человеком.

И она не стала последней в нашем коротком однодневном путешествии. Когда я показал имевшееся у меня фото Спасского монастыря, Александр Федорович разъяснил нам, как проехать к нему. Дорога оказалась не простой, количество выбоин и ям на проезде к монастырю не поддается исчислению и предполагает путешествие скорее на квадроцикле или вездеходе, чем на легковой машине с еле держащейся выхлопной трубой. Я уже готов был развернуться и повернуть назад на шоссе, чтобы не рисковать застрять под вечер в ста километрах от Орла, но мои спутники все же уговорили меня ехать дальше, благо последний участок непосредственно перед монастырем был уже не таким «убитым». очень хорошо, что уговорили. Вид величественной монастырской стены и руин колокольни в лучах закатного солнца был просто прекрасен.

Очевидно, что монастырские здания давно заброшены, но……внутри стен нас ждала очередная неожиданная встреча. Оказалось, что чуть более года назад здесь возродилась монашеская жизнь. В июне 2018-го года был вновь открыт Севский Спасо-Преображенский женский монастырь, уничтоженный большевиками в 1921-м. Сейчас в монастыре 5 сестер, включая старшую монахиню Макарию. Матушка - просто необычайной красоты женщина, она рассказала нам вкратце об истории этого места и показала уже отремонтированные домовую церковь и несколько комнат для паломников. Но работы там, конечно, просто невпроворот, потому что и территория огромная и строений очень много… Только с Божьей помощью! Правда, матушка Макария рассказала, что приезжавшая из Москвы комиссия исследовала остатки церковных строений, и было принято решение о реконструкции основного храма Преображения Господня, колокольни, ограды и других монастырских объектов.

В монастыре уже сейчас начали работать швейная и иконописная мастерские. В ближайшее время должен заработать сайт www.sevskspm.ru, есть у сестер и страничка «в контакте». Матушка попросила помочь ей с поиском архивных материалов, относящихся к монастырю, и недавно я отправил ей страховые оценки с описанием строений по состоянию на 1910г. Из них видно, что сохранившиеся каменные монастырские здания, в основном, были возведены в 1774 году, а ограда, вероятно, еще раньше. Похоже, что подробных исторических сведений о монастыре не очень много, хотя очень интересный материал есть в уже упоминавшейся книге В.В.Крашенинникова «История Севска и окрестных мест», т.2 стр. 218 с описанием эпизода, связанного с изменой гетмана Ивана Мазепы.

Здесь упоминаются имена князя В.Л.Кочубея и иеромонаха Севского Спасо-Преображенского монастыря Никанора. Известно, что монастырь был основан архимандритом Корнилием, после Деулинского перемирия пришедшим в 1618 году вместе с монахами из Новгорода-Северского. В книге А.Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России» (издание 1852 года) написано, что в XVIII веке мужской Преображенский монастырь был… «уничтожен и обращен в Архиерейский дом, в котором и пребывали с 1764 г Епископы Севские и Брянские, бывшие Викарными Московской Епархии, а с 1788 года поныне он служит для жительства местных епископов Орловских и Севских. – Здесь две каменные церкви – Преображения Господня и Пророка Илии».

Севская Духовная Семинария была учреждена в 1778 г. и первый набор состоял из 100 детей из семей духовенства Севского уезда. В этот первый набор и попал Михаил, сын дьячка Якова из села Игрицкого. В 1788 году Епархиальным центром стал город Орел, туда же был переведен Архиерейский дом, туда же должна была переехать и Духовная семинария. Но по факту, окончательный перевод Семинарии состоялся лишь к 20-м годам XIX века. Из приведенной цитаты видно, что территория архиерейского дома оставалась в собственности Орловских архиереев еще в 1852-м. Но фактически, по всей видимости, строения остались без ухода и надзора, поэтому к 1884 году монастырь пришел в упадок и был предназначен на слом.

В этот год территория вместе со строениями была выкуплена игуменьей Севского Троицкого девичьего монастыря и в них организовано подворье. Таким образом, монашеская жизнь здесь была возобновлена. Из содержания страховых оценок видно, что еще в 1910 подворье еще оставалось за Троицким монастырем, но к 1917 году Севский Спасо-Преображенский монастырь имел уже самостоятельный статус. 1921-м году игуменья Лидия вместе с оставшимися сестрами изгоняется большевиками из обители, а в 1929-м монастырь закрывается окончательно. И вот спустя почти сто лет в монастыре вновь живут и молятся монахини. Очень радостно!

На этом наше путешествие закончилось, уже затемно мы вернулись в Орел, все также постреливая на ходу. Общее впечатление от поездки – полный восторг. Всем рекомендую, у кого есть возможность, посетить места, где жили ваши предки. Встретите интересных людей, увидите неожиданные достопримечательности и узнаете много нового.

Сергей Короленко,

Санкт-Петербург

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (09.11.2019)
Читали статью: 650 | Теги: Мир духовный
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.