Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

О священниках Христорождественского храма села Дросково
Опубликовано: 07.01.2015.

Рождество Христово – один из самых замечательных и любимых народом православных праздников. Поэтому, с Рождеством вас, православные! С праздником, покровчане и покровчанки! Только хорошего вам в наступившем году!

 

По названию Рождества Христова достаточно часто на Руси получали имена и храмы. Один из таких, очень известных, находился в селе Дросково. Об этой церкви и её прихожанах я писал не раз. Некоторые из очерков выставлены на сайте. Здесь напомню основные моменты.

Из документальных источников известно, что населённый пункт под названием Архангельское (будущее Дросково), как и храм в нём,  существуют со второго десятилетия XVII века.

Вот что сообщает нам  «Приправочная книга 1615 года по г. Ливнам и Ливенскому  уезду»:

«Сельцо  Архангельское, что прежде было займище,- под Дросковым лесом, на Брусовом верху, а в сельце церковь Архангела Михаила, древяна клетцки, стоит на государевой земле; строение той церкви и в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строение  попа Семёна, да на погосте двор попов Семёнов, да двор пономарёв Иванов»…

Из этой книги мы узнали имя строителя первой (деревянной), очень скромной, церкви села Дросково, но нам, к сожалению, неизвестна его фамилия (если она у него, конечно, была).

Спустя 10 лет писцовые книги 1626-1629 г.г. по Ливнам и Ливенскому уезду  зафиксировали, что поп Семён по-прежнему вёл службы в Архангельской церкви, а помогали ему дьячок Митрошка Васильев и пономарь Тимошка Артемьев.

Через 50 лет, в 1678 году, в селе Архангельском проживало уже 11 однодворцев, а в местной церкви служил поп Василий (фамилия его тоже для нас осталась неизвестной).

Деревянная Михаило-Архангельская церковь села Дросково  благополучно просуществовала ещё  почти 100 лет, прежде чем не произошли знаменательные для неё события.

Вот какую информацию почерпнул я  из газеты «Орловские епархиальные известия» за 1 декабря 1870 года, в которой были опубликованы «Извлечения из дел Орловской Духовной Консистории»:

«В селе Дросково, Затруцкого стана, с благословения Преосвященного Амвросия Крутицкого, в 1762 году, на место ветхой деревянной церкви во имя Святого Архангела Михаила начато строение новой каменной церкви во имя Рождества Христова с двумя приделами – во имя Архангела Михаила и Великомученика Георгия... Строение новой каменной церкви продолжалось с 1764 по 1786 год. Из приделов Георгиевский освящён в 1775 году. В это время при церкви считалось 450 приходских дворов, а церковной земли в пользовании причта было свыше 500 четвертей, из которой около 30 десятин отошло под большую дорогу, при проведения ея от Ливен до Орла, на расстоянии семи вёрст. При построении церкви  священно-церковно-служители  села Дросково   должны были способствовать прихожанам ежегодным денежным взносом в размере 300 рублей за оставшуюся в их владении церковную землю».

Итак, после 22 лет усердного строительства, в селе Дросково начал своё существование уже  храм во имя Рождества Христова. И под этим новым именем он действовал на благо прихожан более 150 лет.

Приход у Христорождественской церкви был одним из самых больших в епархии, первоначально жители более двух десятков деревень венчались здесь, крестили младенцев и отпевали покойников. И даже когда в 80-ые годы XIX века открылся для верующих храм в селе Вепринец, число дросковских прихожан изменилось мало. К примеру, в 1903 году, их насчитывалось 7 370 человек (в сравнении – это больше половины жителей современного Покровского района – А.П.).

На заднем плане – Христорождественская церковь села Дросково

(фото лета 1941 года, на переднем плане – местный житель Легостаев)

И потому причт в Христорождественском храме всегда был трёхштатным, - три батюшки служили Богу и прихожанам. Почти всегда настоятель Дросковской церкви был протоиереем, то есть имел почётное звание старшего священника. Иногда сразу двое дросковских батюшек одновременно были протоиереями. Часто именно настоятель Дросковского храма исполнял обязанности Благочинного 3 участка Малоархангельского уезда – старшим над всеми батюшками церквей своего благочиния (более десятка храмов – А.П.).

Много замечательных священников служило  в храме села Дросково, обо всех и не расскажешь, но о некоторых это нужно сделать обязательно.

Со второй половины 1834-ого и до 1846 года служил в Христорождественской церкви отец Николай Архангельский. О нём мне удалось найти интересные  сведения в протоколах Орловского Дворянского депутатского собрания  (ГАОО, ф.68, д.63).

Николай Иванович Архангельский  родился в 1790 году, окончив  Пензенскую семинарию, служил  там же, при ней, а с 28 декабря 1818 года стал армейским священником: проходил службу в Курском  пехотном, в 19-ом Егерском и Московском драгунском полках.

Когда в 1834 году Н.И.Архангельский  обратился в Депутатское собрание с заявлением о причислении к дворянству его детей - Перегрина, Николая и Евангела, то представил свою армейскую характеристику: «Был в походах и сражениях, где, отличая себя неустрашимостью и находясь с крестом впереди всех, ободрял воинских чинов, за что и награждён орденом Святой Анны 3-ей степени с бантом и, сверх того, имеет серебренную медаль, за Турецкую войну 1828 и 1829 годов установленную».

Дворянское Депутатское собрание, рассмотрев заявление отца Николая, причислило ко дворянству его детей и отметило  подвижническую деятельность Архангельского на священническом посту.

В 1846-1847 г.г. настоятелем Христорождественской церкви был  представитель известной в Орловской епархии священнической династии Полидоровых -   протоиерей Фёдор Михайлович Полидоров.

В эти же 40-ые годы XIX века начал службу в Дросковском храме  Василий Семёнович Лавров. Когда 28 января 1852 года у него и его законной супруги Елисаветы Яковлевны родился сын Филипп, то радостный родитель сам крестил сына в Христорождественском храме. Филипп Васильевич Лавров  впоследствии прославил как отца-священника, так и село Дросково. По окончании в 1879 году Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, он свыше 30 лет прослужил военным врачом в Туркестане, где отличился в борьбе с холерой, и ушёл в отставку в 1913 году в чине действительного статского советника (генерал-майора, в переводе на военные звания – А.П.).

А теперь несколько подробнее расскажу о самой выдающейся личности, служившей в Дросковском храме. Григорий Гаврилович Скуридин происходил, как Ф.М.Полидоров, из известной на Орловщине священнической фамилии.

 С 1850 и по 1889 год (без замены!) протоиерей Скуридин  был настоятелем Христорождественской  церкви и благочинным 3 участка Малоархангельского уезда. Общий стаж его подвижнического служения на ниве Христовой составил 61 год. За долголетнюю священническую деятельность  отец Григорий был «пожалован» четырьмя орденами -   Св. Анны 3-ей и 2-ой степени, Святого Владимира 4 и 3 степени. Для священнослужителей такие награждения случались исключительно редко.

Кроме того,  Г.Г.Скуридин стал за эти годы отцом довольно многочисленного семейства (два сына, пять дочерей) и дворянином, занесённым в «Дворянскую родословную книгу Орловской губернии» (оба его сына, Михаил и Пётр, также удостоились дворянства – А.П.).

Когда при Дросковском храме в 1870 году, на основании приговора прихожан, создано было приходское попечительство, то единственным достойным кандидатом на должность председателя стал, конечно же, протоиерей Григорий Скуридин. Дросковские купцы – Никифор Поляков, Фёдор  Огарков, Дормидонт  Егоров посчитали за честь быть под его руководством.

Впрочем, даже заслуженные и авторитетные священники  стремились  оказаться «под крылом» батюшки Григория. В мае 1872 скончался помощник настоятеля Дросковского храма, отец Василий Лавров (о котором выше я писал – А.П.). И на его место был (по прошению)  перемещён член Орловской духовной консистории, ключарь  Орловского Кафедрального собора, протоиерей      Василий Птицын, бывший уже в солидных летах и с наградами (удостоен ордена Святой Анны 3 степени – А.П.). Из Орловского кафедрального собора попроситься в сельский храм за 100 километров от губернского центра – это, конечно, был удивительный поступок.

Василий Птицын прослужил в Христорождественской церкви села Дросково в качестве помощника настоятеля 8 лет, удостоившись здесь второго ордена «за отлично-усердную службу» (Св.Анны 2 степени – А.П). В 1880 году он ушёл на покой и через год скончался. Похоронили отца Василия рядом с храмом Рождества Христова.

Надгробные плиты старого Дросковского кладища

Назову и ещё несколько фамилий священников Дросковской церкви: Михаил Архангельский (удостоенный наперстного креста  от Святейшего Синода), Василий Первозванский, Фёдор Леонов, Дмитрий Дмитриев. Об их подвижническом служении нам ещё предстоит узнать.

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (07.01.2015)
Читали статью: 1878 | Теги: Дросковская церковь, Лавровы, Дросково
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!

13.02.2024
Спасибо, Александр Михайлович, за тёплые слова.


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.