О Корсуни я писал много раз, а вот с внимательным и заинтересованным взглядом стороннего человека на это замечательное место, да тем более, подкреплённого разговором с игуменом Силуаном, столкнулся недавно впервые. Газета «Московский комсомолец – Черноземье» (региональное приложение от 24 мая 2016 года) опубликовала большой материал своего корреспондента Дениса Шайкина, с которым с удовольствием (я убеждён в этом – А.П.) познакомится каждый, кто хоть раз бывал в Корсуни или только собирается посетить это чудесное место. Вот этот репортаж-интервью, уважаемый читатель.
(Александр Полынкин)
Репортаж из Князь-Владимирской Пустыни, которого не должно было быть...
В Орловской области, на самой высокой точке Средне-Русской возвышенности, расположилось село Корсунь… Хотя, нет. Не так. В том месте Орловщины, где земля Срединной Руси ближе всего к небу и Небесам, не в незапамятные времена, а сегодня, сейчас, горстка людей без излишнего пафоса, без помпы, в ежедневном труде, совершает подвиг. Медалей, славы и почитания за него эти люди не получат.
Впрочем, они и не ждут почестей. Да и не подвиг это, а скорее — подвижничество. С 2011 года, уже (хотя для кого-то — всего) пять лет православный священник, Отец Силуан со своей паствой возводит в Корсуни не храм, но — храмы. Не монастырь, а монастыри, мужской и женский. Своими руками. По кирпичику. Молясь. И вкалывая наравне со всеми, до сорванной спины. В прямом смысле слова. Ничего этого, отправляясь с товарищем в предложенную им легкую поездку — «чтобы отдохнуть от города», я не знал…
Дорога в Князь-Владимирскую Пустынь
С череды совпадений начался этот репортаж. Мелких, странных или незначительных. Приятель Андрей, заскочивший в редакцию на чашку кофе, выслушав мои сетования по поводу напряженного графика, обилия политиков и политиканов, встреч и встречек, кучи бумажной работы и невозможности передохнуть даже минуту, просто сказал: «А поехали со мной завтра в Корсунь?» «А поехали!» — ответил я. И только потом спросил, что это за Корсунь такая? «Да есть в Орловской области, от Курска километров 200 будет, местечко. Там Отец Силуан монастырь строит…Выезжаем завтра в 11.00».
В этом «завтра» время у меня уже было распределено по часам. Но отказываться было неудобно. Да и не хотелось почему-то отказываться. Но изменения в своем графике, перенос встреч и дел решил отложить на вечер. Однако к вечеру оказалось, что и переносить-то нечего: одна встреча отменилась сама собой, на вторую не успевал вернуться человек из Москвы, две других сместились с двух и четырех часов дня на утренние 9 и 10. И ровно в 11 утра наступившего «завтра» Андрей увез меня в своем авто, под мурлыканье «Океана Ельзи» прочь из-под начинавшего заливать Курск унылого дождя.
Бесконечные зеленые или масляно-черные поля, леса и перелески, озера, редкие деревеньки, город Щигры, снова поля и холмы, остановка у архаичного сельпо — купить «Буратино» и пару «школьных» пирожных, то ли маленький город, то ли большое село с птичьим названием — Колпна, еще несколько десятков километров под неспешную беседу, которую Андрей вдруг прервал: «Видишь, вон т-а-а-а-м, на холме крест? Вот над этим местом над землей огненный столб стоял. Почти приехали».
Здесь была усадьба… потом немцы… потом лес…
Слева мелькнули за деревьями какие-то строеньица в одно окно, сколоченные из свежеоструганных досок, со смешными разноцветными крышами, плотно, рядком посаженные впритык друг к другу. Справа показались синие остроконечные шпили, увенчанные крестами — храм со звонницей и вот мы уже притормозили у массивных, новеньких ворот, опорами которых оказались два кирпичных столпа, явно екатерининских, если не старше, времен постройки. «Здесь до начала прошлого века дворянское гнездо было. Поместье целое, князя Вельяминова-Зернова, из рода Годуновых. Вот только два столба этих и сохранились от него», — поведал мне мой проводник, указывая на один из кирпичных дольменов с прикрепленной к нему новенькой табличкой «Корсунская Князь-Владимирская Мужская Пустынь».
«После революции тут все в запустенье пришло. А во время войны через Корсунь линия фронта проходила. Видишь памятник с именами? За ним послушники, кстати, ухаживают. Так вот, огромное количество воинов в боях здесь полегло. Немцы, кстати, тут два года стояли. А во время кровопролитнейших боев и вовсе все было разрушено до основания. В общем, к началу нашего века лес уничтожил почти все следы как архитектуры, так и просто того, что здесь ступала нога человека, можно сказать. А в 2011-м сюда приехал отец Силуан», — выбравшись из-за руля и разминаясь, рассказывал мне мой спутник.
— В храме, который он отстроил — ты видел справа, на службу до 200 человек собирается. А по праздникам и вовсе приходится экран на улице разворачивать — в два, а то и в три раза больше народу приходит. К источнику не меньше приезжает за водой и за исцелением. А как батюшка купель установил, точно в разы больше. Ну да вот и он идет, сам тебе все расскажет…».
Пустынь встречает звуками стройки
В храме сейчас гостит икона Великомученицы Варвары
Корсунская икона, вырезанная вручную из дерева
Трапеза
Я обернулся. Со стороны храма, весь в черном, энергичным шагом, спина по офицерски прямая, борода — перец с солью, глаза слегка прищурены, к нам подходил, протягивая для приветствия крепкую руку без маникюра и перстней на пальцах, тот, о ком говорил Андрей. Отец Силуан.
— Здравствуйте, отец Силуан.
— И вам — здравствуйте. Ну что, перекусить вам надо, с дороги-то. Пойдемте в трапезную, попробуете «мейд ин наше»…
Щи, хлеб, картошка-пюре и салат из капусты, огурцов и редиски, иван-чай в кружке — за нехитрой, но удивительно вкусной трапезой и завязалась беседа со священником, настоявшем на обеде после дороги. И начался с разговора о случайностях и неслучайном…
— Отец Силуан, я здесь сегодня оказался случайно, честно говоря. А какой случай привел вас сюда пять лет назад? И почему именно сюда? Почему — монастырь? И даже не монастарь, а два — мужской и женский? По стране вон сколько свежеотстроенных обителей появилось, а живут в них по десятку-два человек. А то и меньше. Зачем с нуля-то начинать решение приняли?
— Случайно, говоришь? Сам-то веришь в случайности? Вот то-то и оно. Не бывает случайностей. А те, что бывают — неслучайны. Я знал, что вы приедете. И Андрей знал, что ты с ним ехать не откажешься. Ты вот разве что, не знал, но — не отказался ведь? Так и меня сюда не воля случая привела, а воля Господа нашего. И тех, кто со мною пришел, Он направил.
Игумен Силуан
Да и не с нуля мы начинали. В середине позапрошлого века в селе Корсунь стояла церковь, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери. Большая церковь была, красивая, светлая. С цветными витражами вместо окон. И с необыкновенной красоты часовней. Революция и война даже следы ее уничтожили. Следы. Но не память и веру в сердцах людей. Вера нас сюда и привела. Она же приводит сюда послушников и трудников, а также бегущих от скорби и ищущих правды или просто любопытных поначалу, потом год из года приезжающих. Детишек и молодых, людей среднего и серьезного возраста.
— Но сняться с места в центре региона и поехать в глушь корчевать бурелом, чтобы восстановить церковь — не смущало, что вас будут считать, мягко скажу, странноватым?
— Да кем меня только не считали, да не рядили тут за пять-то лет. И наркобарон я, и сутенер, и колдун, и гипнотизер…
Наркобарон, сутенер, колдун, гипнотизер и сектант…
— Наркобарон?!
— Ну да. Люди-то разные приходить стали, с разными бедами. С наркоманией и алкоголизмом, в том числе. А здесь у таких людей как-то получается бороться с недугом этим. В городе никак справиться не могут, а здесь — излечиваются. Вода из источника помогает, воздух и труд, молитвы или беседы… Да скорее, все вместе взятое, с верою во главе угла. А возникает соблазн какой, сами в нашу тюрьму идут…
— В тюрьму?!
— В-о-о-н там, поодаль, видишь, домишки деревянные? Олимпийскую деревню нашу? Один из домиков — тюрьма. Чувствует человек, что соблазн побеждает, сам под замок идет, пока тот не отступит.
Ну а так как молва людская разнесла о том, что помогает Пустынь тем, на кого мир давно рукой махнул, так и потянулись к нам те, кто сам не в силах с болезнью своей справиться. Но у каждой медали, как говорится, есть и оборотная сторона, да? Противоположный слух пополз от завистников, да тех, кто в добро не верит. Мол, неспроста, наркоманы к Силуану ездят. Не иначе — наркобарон он. Ты вот смеешься, а нас сколько раз проверяли — не счесть. И ФСБ и Госнаркоконтроль…
— С этим бредом ясно. Но сутенерство-то откуда? Кого и куда вы продавать можете?
— Да глупость это людская и нежелание отринуть грязное от себя, заставляющее судить по образу и подобию своему. Приезжают-то к нам со всей России. Из Москвы, Тулы, Белгорода, Курска, Рязани. Из Белоруссии и Украины. Машины и номера разные, иномарки порой дорогие. Вот и не укладывается в голове у некоторых, что не за грехом к нам едут, а за благодатью. Для доброго человека, с открытым сердцем очевидно, что слухи подобные — бред. Только вот не у всех ведь сердца для добра открыты.
— А колдовство…
— Что есть, то есть.
— В смысле??!
— Только название у этого колдовства самое простое. «Труд» оно называется. Мы с Божьей помощью исполняем то, что задумано. Привели в порядок один храм и сейчас строим второй, административное здание и жилой корпус возводить заканчиваем, церковную лавку открыли, купель, лестницу к ней и к источнику, территорию в порядок приводим, пни корчуем, домик для самовара вот решили соорудить. Это каждодневный, кропотливый труд. А ленивый, например, человек смотрит и удивляется — год там, или месяц назад ничего не было, а сейчас солнце в меди венца над стенами возводимого храма блестит. Волшебство, думает, не иначе. Колдовство.
Досадно, что в наш век такие дремучие люди встречаются. Но есть в их сплетнях и хорошее, скажу по секрету: бензин из машин наших и гостей не отливают и не воруют ничего. Потому как самими же придуманного «колдовства» боятся.
С гипнозом та же история. Мучается человек годами, никак не может в себе пагубную привычку к бутылке преодолеть, а к нам приезжает раз-другой, воды попьет из источника, окунется в купель и забывает про пристрастие свое. Как объяснить это? От неверия в силу воли человеческой и в помощь Божью так и объясняют: не иначе братья и сестры в Корсуни гипнотизируют людей. А раз к ним так много людей ездит, то явно это секта какая-то…
— Раздражает? Как разубеждаете?
— Неприятно, конечно, слышать о себе подобное раньше было. Но раздражение неконструктивно. Да и разубеждать — занятие неблагодарное. Никак не разубеждаем. Сейчас-то эти бредни поутихли уже, со временем. К тому же в прошлом году 13 июля на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшем в Санкт-Петербурге, в связи с прошением Преосвященного епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, было принято официальное решение открыть в селе Корсунь Верховского района Орловской области Корсунскую Князь-Владимирскую мужскую Пустынь и назначить меня игуменом монастыря. Ретивости у злопыхателей и распространителей слухов это поубавило.
— Все, можно почивать на лаврах, попивать чаек из самовара в своем особняке? Он есть в наличии?
— Это кому делать нечего, пусть почивают на лаврах или где еще там. Нам некогда. А чаек попить-то из самовара не грех. Да если самовар так же хорош, как наш. Впрочем, таких самоваров, как у нас, всего три существует: наш, один в Сочи и еще один — на Афоне. Поэтому и строим домик ему. Слева при въезде видел наверное? Будем там паломников, детишек и прочих гостей чаем потчевать.
Домик для самовара
Таких красавцев всего три: на Афоне, в Сочи и в Корсуни
А особняк, конечно же, есть. Как без особняка-то. Вон, слева от стройки, где куры бегают, видишь домик?
— За дровами? Курятник вижу…
— Почему это курятник?! Это и есть особняк мой, хоромы белокаменные…
«Белокаменный особняк» отца Силуана
О кирпичике, мироточащем Распятии, помощи и помогающих
— Да уж, белокаменное строеньице. Кстати, отец Силуан, а что это за сказочная история с храмом, который выстроен по кирпичику?
— Почему же сказочная. Преподобный Серафим говорил: «Десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
Пожертвование на «именной кирпич» — это старинная забытая традиция, когда на Руси храмы строили всем миром! В настоящее время эта традиция активно возобновляется, в том числе и наш монастырь строится, благодаря людям, участвующим и таким образом. Можно внести пожертвование и приобрести свидетельство на «именной кирпич» для себя, своих родных и близких людей. Пожертвования на кирпичик — не только лепта на храм, но и особая сугубая молитва за родных и близких, крестников, друзей и всех людей, кто в этом нуждается. В каждое свидетельство вносится имя жертвователя, а в дальнейшем все имена переписываются в отдельные тетради, которые будут закладываться в стены строящегося храма в вечное поминовение! Имена можно указывать как о здравии, так и о упокоении. Стоит один такой именной кирпич немного, всего 100 рублей. Никаких чудесных сказок, все по-настоящему.
Стройка идёт полным ходом
Хотя свидетелями чуда тут являются многие. И я в том числе.
— В прошлом году, в ночь после Крещенья в храме замироточило распятие, вы об этом событии говорите?
В крещенскую ночь распятие начало мироточить
— И об этом, так правильнее. Первым по времени, если говорить о новейшей нашей истории, считают видение, явленное местным жителям во время самого начала строительства церкви во имя Корсунской иконы Богоматери, то есть где-то в начале двухтысячных годов. По словам старожилов села Корсунь, над местом, где потом возвели храм, в небе возникло видение колоколов. Монашеской обители в Корсуни тогда не было.
Второе чудо могут засвидетельствовать вам сестры сестринской общины, наши монахини. В 2011 году, вечером Троицкой родительской субботы, над храмом появилось и две минуты стояло светлое облако, которое постепенно преобразовалось в фигуру женщины в мантии. Женщина держала на руках храм. И, наконец, третье чудо — чудо мироточения, начавшегося в ночь с 18 на 19 января 2015 года. Уж об этом писали и говорили все газеты и телеканалы страны.
А вот о том, как к нам сан-эпидемстанция приезжала, пробы воды брать, никто, пожалуй, и не знает. Приехали, суровые такие, сразу в купель пошли. Сейчас, говорят, пробы возьмем, да, наверное, доступ и ограничим людей к источнику. Я им — так это не источник вовсе, а купель, тут люди омовение делают, вы идите из источника пробы брать. Ни в какую. Взяли из купели.
Провели пробы. Результат — вода кристально чистая, чище талой ледниковой.
Каменная река течёт к купели
— С получением официального статуса и после этих, необъяснимых с рациональной точки зрения, событий легче стало? Дела пошли в гору? Тем более что светская власть сейчас весьма плотно способствует укреплению православия. От помощи отказываться-то еще не приходится?
— Знаешь, людей с каждым годом у нас и без статуса становилось все больше и больше. Приезжают отовсюду. С семьями, с детьми, по одиночке. Паломники. Страждущие исцеления. Просто гости. Для детишек от 12 лет приходится нечто вроде летнего лагеря организовывать. И нам все труднее и труднее принимать всех, кто к нам приезжает. Просто некуда селить людей. Вот фундамент под гостевой дом для паломников есть. Кирпич есть, хоть и мало его. Больше нет ничего пока. Получится за лето построить, даст Бог, полегче будет. Так что от помощи мы не отказываемся ни от какой. И люди помогают. Причем иногда помогают тогда, когда, казалось бы, помощи ждать неоткуда.
Вот случай был, поехал я как-то прицениться к трактору, без которого нам ну никак. Стою на выставке напротив машины и понимаю, что стоит она для нас неподъемно дорого. И тут звонок. Мужчина из Москвы, который несколько раз приезжал в Пустынь, звонит и говорит: «Отец Силуан, мы тут с другом подумали и решили вам в помощь трактор купить. Ждите».
Или вот в Орле обратился к одному уважаемому человеку с просьбой выделить на время экскаватор нам от его организации. Тот выслушал и отказал. Собрался я уходить, а он говорит: «Подождите. Давайте подумаем, чем я смогу все-таки хоть немного помочь». И вот «немного» это трансформировалось в погрузчик, экскаватор и еще много чего.
Камень вот облицовочный, видишь, красивый какой, с искрой золотою? Женщина одна долго после аварии прийти в норму не могла, а поездила к нашему источнику живоносному и исцелилась. Им и отблагодарила.
А власть… Да как-то особо и не общался я с властью-то. Надеюсь, конечно, что не останемся мы без внимания. Глядишь, и заглянет к нам губернатор. Он, говорят, скор на подъем. А самому к нему ехать, у него и без меня просителей много. Да и что я покажу ему, приехав? Картинки и проекты? Корсунь живою увидеть надо, почувствовать, понять, воздух ее вдохнуть. А ходить по приемным, часами высиживать перед кабинетами, выпрашивать что-то — может быть и есть в этом смысл, но, если честно, нету времени, да и не очень это достойно. Захочет власть помочь, поможет. Не помогает, значит — время еще не пришло…
********************************************************
За четыре часа, проведенных в Корсунской Князь-Владимирской Пустыни с отцом Силуаном, я увидел и услышал многое. Посмотрел на работу мастеров в столярке, из березы вырубающих распятие для строящегося храма, поинтересовался, почему пластиковые не купят, как почти везде сейчас? «Ненастоящее это, неправильное. Нельзя». Похлопал по боку 300-литровый самовар. Поздоровался с послушником-арестантом «тюрьмы», нательный крест которого сделан из медали «За отвагу», полученной в Афгане. «Выходить не пора тебе, родной?» — «Нет, батюшка, завтра утром выйду».
Памятник воинам, павшим при освобождении села. Сквозь еловые лапы проглядывает крест
Оглядел лес, окидывая рукой который, отец Силуан рассказывал: «Там, за прудом, слева, храм будет, справа келейный корпус, мостик навесной сделаем вот тут, над водой…» И его уверенность в произносимом, казалось, материализовывала все, о чем он говорил: сквозь ветви деревьев на противоположной стороне заболоченной низины проглядывал крест и трава в самой это низине поблескивала водою. Может быть, все-таки — гипноз? Или — вера?
Дорога в Курск была быстрой, и небо над городом, закрытое перед нашим отъездом в Корсунь низкими тучами, встретило яркой голубизной. И казалось, всего несколько минут назад отец Силуан сказал на прощанье: «До скорой встречи, Денис. А ты не гони больше 140, Андрей. Ни к чему это. Все успеете».
|
Денис Шайкин
(Московский комсомолец – Черноземье,
24 мая 2016)
(фото - МК-Черноземье)
Читайте также: Источник: http://chr.mk.ru/articles/2016/05/24/korsun-orlovskoe-selo-gde-est-mesto-chudesam.html
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|