Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Болховские храмы (часть четвёртая рассказа болховчанина Олега Волкова «Моя родимая сторонка»)
Опубликовано: 30.05.2017.

Уважаемый читатель, твоему вниманию предлагаю заключительную, четвёртую, часть повествования Олега Волкова под общим названием «Моя родимая сторонка» (начало – здесь, часть вторая – вот она, часть третья – поблизости – А.П.). Она посвящена настоящим культурным жемчужинам города Болхова – его храмам. Конечно, всем (а их более тридцати) Олег Серафимович мог бы посвятить целую повесть, но он остановился на восьми храмах (Александр Полынкин).

Церковь Михаила Архангела

Все поколения болховских Волковых до революции были прихожанами церкви Михаила Архангела, её ещё называли Архангельской.

Помню одну из детских прогулок с дедом, Алексеем Васильевичем Волковым. Ходили не в центр города и не в баню, а на кладбище. Огромные деревья, памятники, высокие оградки и венки с бумажными цветами. В те годы место было для меня совершенно не интересное, в памяти отразились только слова деда о том, что здесь хоронили Волковых с незапамятных времён. Кладбище называлось Архангельское. Для меня Архангельск был городом на Севере. Дедушка пояснил, что кладбище названо по церкви, но церкви уже давно нет, разрушена. Это было летом 1971 года, помню совершенно точно, на обратной дороге купили почтовые марки для коллекции. Детство проходило без особых изысков, вот и запомнилось.

И вот наступила пора написать об Архангельской церкви, активно используя данные сайтов "Болхов.ру" и "Храмы России". Всем бесконечно благодарен, на сайтах собраны просто уникальные сведения и фотографии.

Церковь Михаила Архангела построена в начале 18 века, точнее в 1724 году, позже перестраивалась. Выложена из кирпича, в ней находились приделы Василия Великого и Митрофана Воронежского. Трапезная и трёхъярусная колокольня завершали ансамбль.

Сделаю небольшое отступление, не могу не написать хоть парочку строк о Митрофане Воронежском. О нём известно достаточно много, но не широкой публике, в советские времена причисленных к лику святых не показывали в исторических фильмах, о них не писали статьи и книги. А Митрофан Воронежский был личностью незаурядной. О церковных трудах священника писать не буду, это слишком крупная тема. В 1832 году епископ был канонизирован, причислен к лику святых, изображён на памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде среди выдающихся деятелей нашего государства... А я просто приведу несколько примеров из его жизни. Епископ оказывал большую помощь Петру Первому при строительстве флота на воронежских верфях, собирал и жертвовал крупные суммы, читал проповеди. И не боялся возражать грозному государю в принципиальных вопросах (даже под угрозой смертной казни), чем заслужил исключительно уважительное отношение. После кончины Митрофана в 1703 году Пётр сказал: "Не осталось у меня такого святого старца". Царь на своих плечах нёс гроб епископа до места последнего упокоения в Благовещенском соборе Воронежа. А когда вскрыли завещание усопшего, то в самом конце текста было написано: "А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной". Вот так.

После долгих лет разлуки с малой Родиной поехал в Болхов в 2013 году. Остановились с сыном Константином в "Болховской старине", много ходили по городу и не могли насмотреться. Удивительное место с особой энергетикой! Тихие улочки, майская сирень, речка детства - Нугрь. И, конечно же, храмы Болхова, величественный Спасо-Преображенский собор и церкви. Вот только нет среди них церкви Михаила Архангела, церкви моих Волковых. Написано, что закрыта в 30-х годах двадцатого века и разобрана. Разобрана...

Сошлюсь на воспоминания протоиерея Василия Тимофеевича Ермакова, уроженца города Болхова: "В 1936 году в стенах церкви выломали отверстия. Вставили дубовые столбы и подожгли их. Горел храм около четырёх дней. Колокольня рухнула в сторону от церкви, на кладбище. Тогда начали ломать церковь. Руины окончательно разобрали немцы для мощения дорог. На месте церкви теперь лощина".

Это было... Наше прошлое... К сожалению... И никуда от этого не деться... Сами собой сложились строки:

 

Не изучали это в школе,

Как в стародавней стороне,

Печалью болховской юдоли,

Кровавой тризной - храм в огне.

 

По злой и нечестивой воле,

Огарком трепетной свечи,

Упала наземь колокольня,

И медный колокол молчит.

 

А пропаганда чушь молола,

Путь выбирая поверней.

...Быть может, правнуки отмолят

Грехи былых безбожных дней.

 

Сведения о Жучковых найдены в частично сохранившихся метрических книгах Благовещенской и Успенской церквей.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Полное название - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, существовали обиходные названия: Благовещенская, Никитская, Никиты Мученика, Никиты Готфского и Богородицкая. Пишу их все, потому что в документах, частных свидетельствах могут встретиться разные названия храма. Пригодится будущим исследователям. Основана в 17 веке, а каменный облик приобрела век спустя, в 1730-е годы. Церковь с 22-х метровой колокольней стояла на крутом берегу реки Болховки, протекавшей по глубокому оврагу. По другую сторону оврага проходила главная улица города, Большая Никольская (улица Ленина) с расположенными на ней многими церквями и собором.

Сейчас речка почти пересохла, и от церкви остались руины, как написано в карточке: "Закрыта в 30-х, венчания сломаны. Заброшена, в тяжёлом состоянии".

В 2015 году в Болховском благочинии разработан проект реставрации храма. Он единственный в Орловской епархии посвящён этому значимому двунадесятому празднику. По благословлению Антония, митрополита Орловского и Болховского планируется восстановление колокольни, Министерством культуры РФ будут проведены реставрационные работы, болховские священники проводят молебны.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Обиходное название - Успенская, построена в 1749 году, стояла на главной улице города - Большой Никольской, ближняя к Спасо-Преображенскому собору. В этой церкви в 1903 году венчались Иван Яковлевич Жучков и Варвара Николаевна Воинова, мои прадед и прабабушка, а в 1912 году крещён мой дед - Порфирий Иванович Жучков. Красивый храм с трагической судьбой: в 30-е годы закрыли, а при Хрущёве взорвали в 1960 году. Очень хочется узнать дату взрыва. Дело в том, что я родился в городе Болхове августовским вечером 1960 года, а жили на улице Ленина (бывшая Большая Никольская), напротив Успенского храма.

Церковь Георгия Победоносца

Чаще церковь называют Георгиевская, помню это из самых ранних детских воспоминаний. Въезжаешь в Болхов со стороны Орла и сразу видишь её колокольню. Конечно, в первую очередь в глаза бросается величественный Спасо-Преображенский собор, но и Георгиевская тоже впечатляет. Её высоченная колокольня буквально пронзает небеса. Задираешь голову, а верха не видно, приходилось делать шаги назад. В 70-е годы колокольня стояла без купола. Из тёмного красного кирпича, решётки на окнах и огромный замок на тяжёлых дверях. За церковью крутой мощёный спуск. Его старинная брусчатка очень быстро высыхала после летних дождей. Голубей не было, не как в соборе, там постоянное воркование.

Георгиевская церковь находилась на этом месте с незапамятных времён. Район назывался Стрелецкой слободой, и приход церкви существовал уже в 16-м веке. И, конечно, был храм. Первое письменное упоминание в писцовой книге датируется 1625 годом, сказано про "...церковь Страстотерпца Христова Георгия, древян клецки да место церковное". Для нас сейчас многие слова из русского языка звучат непривычно. Служил в те годы в храме поп Фома, это тоже запечатлело перо писца.

Проходили годы, церковь несколько раз перестраивалась. В 1719 году священнику Матвею Иларионову была выдана "сборная память" на строительство нового храма на прежнем месте. Сборная память - это средства, собранные на строительство храма. А в 1740-е годы начали строить каменную церковь. Она также перестраивалась и приобрела свой окончательный облик в 1852 году. Именно тогда на средства болховского купца Кузьмы Васильевича Губарева была построена самая высокая в губернии колокольня - пятиярусная, 76 метров (РГИА, Ф218, Оп4, Д393).

В храме находилась икона Божией Матери "Взыскание погибших", один из самых старых почитаемых списков. Считается, что стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Молитва"(1837 год) посвящено именно иконе Божией Матери. Не знаю, так ли это, пока документального подтверждения не нашёл (как не нашёл и подтверждения версии, что "Молитва" посвящена Варваре Лопухиной). Но появился повод перечитать чудесные стихи...

А потом наступил 20-й век с его страшными бедами, войнами и революциями, сменой всего жизненного уклада и мировоззрения.

В 1930 году церковь Георгия Победоносца была закрыта, а через год, в 1931 году, сброшены колокола. Сохранилась уникальная фотография - с колокольни Георгиевской церкви падает колокол. Он уже пролетел часть своего последнего пути, зацепил кирпичную кладку (видно место удара, пыль и каменная россыпь). До мостовой остались считанные метры... Времена были революционные.

 

Старое фото. Из поднебесья

На мостовую колокол сброшен.

Жутким финалом кончена песня.

Миг до удара и мелкого крошева.

 

Когда писались эти строки, я не знал, что буквально через несколько дней митрополитом Орловским и Болховским Антонием будут освящены изготовленные в мастерской "Колокольный Градъ" колокола для звонницы Георгиевского храма...

Прихожанами Георгиевской церкви были мои предки со стороны бабушки Наташи, мои болховские Ковалёвы.

Церковь Георгия Победоносца. Современное фото

Сведения о Воиновых найдены в частично сохранившихся метрических книгах церквей Николая Чудотворца Гончарного и Вознесенской.

Церковь Николая Чудотворца Гончарного

У этой церкви много названий: Николо-Гончарская, Николы Пахотного, Иерусалимская, Николаевская, Никольская, Николы Угодника, Николая Мирликийского, Святоникольская. Большая церковь с четырьмя приделами в трапезной и высокой колокольней. В ней хранился чтимый образ Иерусалимской Божией Матери, точная копия с иконы Успенского собора Московского Кремля. Выполнена в 1755 году, а московский оригинал пропал во время французского нашествия 1812 года. Ныне икона находится в болховском храме Рождества Христова. В день Иерусалимской иконы Божией Матери совершался крестный ход из Спасо-Преображенского собора в церковь Николая Гончарного. Всё это привлекало в храм православный люд, и количество прихожан достигало трёх тысяч. Мои предки Воиновы тоже входили в их число, посещали церковь весь 18 век и половину 19-го (потом были прихожанами Вознесенской церкви).

Храм был построен в 1735 году, неоднократно перестраивался, в 1827 году была пристроена высокая колокольня, а в 1864 над трапезной второй этаж. Церковь располагалась на Большой Никольской улице, на одноимённой площади стояли торговые ряды.

Именно в этих рядах и стояла лавка Воиновых в 1900 году, да и проживали они неподалеку.

Церковь закрыли в 30-е годы, после войны долго разрушали- доламывали. До колокольни добрались к 1972 году. В довесок к ручным работам применили динамит. Это был последний взрыв в истории разрушения болховских храмов.

Церковь Вознесения Господня

Соседствовала с церковью Николая Чудотворца Гончарного, отличалась изысканной архитектурой. Построена в 1740 году, очень сильно пострадала от пожара 1748 года, в огне погиб священник отец Антоний. С пожаром всё очень непросто, как раз в это время по округе рыскали группы поджигателей из-за рубежа. Польские власти снабжали их зажигательными средствами и деньгами "...для зажигания великорусских городов, сёл и деревень". Храм восстановили, в нём хранилось Евангелие 1735 года.

Службы проходили до 1929 года, когда решением властей церковь закрыли под клуб милиции. В послевоенные годы храм был разрушен и на его месте построили универмаг. Мои Воиновы были прихожанами Вознесенской церкви с 1879 года.

Местом последнего упокоения Жучковых и Воиновых стало Всесвятское кладбище города. Многое ещё предстоит узнать...

 

На старинном погосте

Золотой листопад.

Я пока только гостем

Средь могильных оград.

 

По заросшей тропинке

Прохожу не спеша.

Лишь летит паутинка,

Тихо листья шуршат.

 

Возле старой ракиты

На глаза пелена:

В землю вросшие плиты,

А на них имена.

 

Моих предков далеких,

О которых не знал,

И печальные строки

Про житейский финал.

 

На старинном погосте

Постою - помолчу,

Я пока только гостем

Заглянул на чуть - чуть.

Спасо-Преображенский собор

Что хотите со мной делайте, но представить себе Болхов без собора просто не могу. И уверен, что в этом я не одинок. На многочисленных сайтах выложены чудесные фотографии главного храма города. Болховчане гордятся собором, на площади перед ним проводятся городские мероприятия в течение всего года. А на новогодние праздники находится место для городской ёлки и детвора водит хороводы. Очень трогательно и напоминает детство. Величественная громада собора видна из любой точки города, как бы связывает Нугрём-верёвочкой улицы в одно целое, скрепляет и берёт под защиту.

 

Старинный русский городок

Стоит на Нугре величаво,

И высь соборная венчает

Сплетенье судеб и дорог.

 

И при въезде в город сразу виден белокаменный собор, подтверждая слова русского писателя Ивана Михайловича Долгорукого, проезжавшего через Болхов в 1817 году: "А Болхов издали - картина; город разбросан по буграм и весь в садах". Конечно, в те времена вид был другой, ансамбль собора дополняли болховские церкви, много церквей. Теперь можно только гадать, как блестели на солнце их купола.

Недавно перечитал "При свете дня" Владимира Солоухина, в частности, его разбор стихотворения Демьяна Бедного "В России Ленин родился". Разгром полнейший, описывая дореволюционный Симбирск, Бедный (Ефим Притворов) не заметил главного в жизни и вылил ушат помоев на нашу Родину. И это стихотворение мы учили в школе! А всего Демьян накропал восемь (!) томов, потом попал в опалу и был исключён из партии "за моральное разложение". Закономерно... По аналогии: небезызвестный одессит Саша Чёрный (Александр Гликберг) проездом сочинил пошленький опус о Болхове. И тоже ничего хорошего не разглядел. Удивительно, но этот стишок до сих пор цитируют, в том числе и на литературной Орловщине.

При описании собора хочется избежать казённых формулировок и штампов. Ну что это, в самом деле - "силуэт города" или "архитектурная доминанта". Тоска зеленая, да и только. Собор - душа города, можно только радоваться, что не добрались до него в 60-е годы прошлого века, не разобрали "по просьбам трудящихся". А мысли такие посещали некоторые властные головы. Как тут не вспомнить бессмертного Салтыкова-Щедрина!

Мы сейчас не знаем, когда был построен первый деревянный собор и как он выглядел. Точкой отсчёта служит 1625 год, самое первое упоминание. В 1661-1671 годах стараниями воеводы Ивана Ивановича Ржевского был построен двухэтажный каменный храм. Ржевский был предком Александра Сергеевича Пушкина, родственником Милославских, занимал высокие государственные посты. Это был человек дела, и делА для него находились на необъятных российских просторах, от Сибири до южных границ государства. При защите города Чигирина от турецких войск и сложил голову воевода. Гибель описана его заместителем, полковником Патриком Гордоном, будущим знаменитым военачальником Петра Первого. Иван Ржевский пал в бою от разрыва гранаты, спеша к месту прорыва неприятеля. Героическая смерть отважного защитника Русской земли. И похоронен он в русской земле, в построенном на его средства Спасо-Преображенском соборе города Болхова. Через несколько лет рядом с ним был похоронен сын, астраханский воевода Тимофей Иванович Ржевский.

А собор достраивали и перестраивали, в 1820-1830 годы возвели высокую колокольню в классическом стиле, 24 сентября 1833 года смонтировали шпиль. Сохранилась надпись на металлических связях с указанием имён: "...мастер города Мценска Сергей Паншин, мой товарищ мастер города Болхова Матвей Смолкатов, мценский подмастер Василий Паншин, болховский подмастерье Иван Давыдов".

В нашем случае время не стёрло имена строителей и организаторов. Архитектором был Павел Алексеевич Малахов. В 1841 году церковный староста купец Иосиф Дмитриевич Акулов выделил огромные средства на строительство, и 14 сентября собор был заложен. Долгие десять лет труда. В 1843 году Акулов умирает. Дело продолжают болховские купцы Филипп Григорьевич Шестаков и Матвей Васильевич Попов. В 1846 году умирает Шестаков, и его сын Василий в 1851 году достойно завершает отцовские начинания. Красавец-собор насчитывал шесть приделов, а на колокольне были установлены куранты. Их подарил городу в 1851 году земский врач Михаил Петрович Соломко:

 

Три речки - Нугрь, Болховка, Клечетня

И камышей неровная каёмка.

Старинный Болхов вновь зовёт меня,

Как прежде, задушевно и негромко.

 

Собор картиной дивною вдали.

Отсчитывают время для потомков,

Точь-в точь на долготе Святой Земли,

Часы-куранты доктора Соломко.

 

Чужих витий фальшивые слова

Бьют в нашу память, чтобы побольнее.

Кликушам вопреки она жива.

Земля отцов. Покуда жив, я с нею.

 

Главный колокол собора весил 700 пудов, его голос слышала вся округа.

10 февраля 1910 года в соборе венчались Митрофан Иванович Владимиров и Прасковья Петровна Архангельская, мои прадед и прабабушка. А 3 ноября 1913 года была крещена моя бабушка - Александра Митрофановна Владимирова (в замужестве Жучкова).

В 1930 году храм был закрыт, в годы войны сильно пострадал от пожара. Дело в том, что перед войной в соборе был устроен склад, хранилось зерно. При занятии города немцами хранилище подожгли, чтобы не досталось врагу. Сейчас трудно понять и оценить события тех дней. Раздать зерно населению? Кто бы решился это сделать? Сколько бы прожил после отдачи распоряжения? А приказ об уничтожении исходил с самых верхов государственной власти и распространялся на всю страну. На всех и на каждого...

Горело зерно, обрекая горожан на неминуемый голод. Огонь уничтожил убранство храма и бесценную старинную роспись.

1993 год. Возвращение собора приходу и постепенное восстановление. В 2000-е годы, именуемые нулевыми, храм был капитально отремонтирован. В наши дни Спасо-Преображенский собор - настоящая жемчужина не только Болхова, но и всей Орловщины.

Пишу эти строки о храме, а передо мной лежит памятная серебряная монета с его изображением...

Вместо заключения

Долго не мог приступить к заключению. Вроде и время позволяло, да и желание было, но что-то не складывалось. Переносил на завтра, на выходные. А потом опять переносил, снова и снова. Собрался, заварил чай и решительно взялся за дело. Но из-под пера, а точнее сказать, на экране ноутбука, появлялось что-то неудобоваримое. Слова не желали собираться в предложения, а если и собирались, то как-то коряво, в итоге получалось сочинение второгодника на вольную тему. Исправлял, убирал отдельные слова и целые предложения. Результат был даже скромней первоначального варианта, сплошь одна казёнщина. Хоть тресни!

А потом до меня дошло... Не может быть заключения у моих заметок, противоречит жанру и самому духу написанного. Это в художественной литературе концовка определена. В жизни всё иначе, всё сложней. Будут появляться новые сведения, архивы продолжат работу по переводу информации в электронный вид. На это могут уйти месяцы, может и годы. Надеюсь, что мой поиск продолжат потомки и дадут заметкам вторую жизнь. А заключение так и не будет написано...

 

Дописаны строчки последние,

На сердце и радость и грусть.

Оставлю записки наследникам,

И к поиску вновь возвращусь.

 

Отправлюсь в далёкое прошлое,

Где вольный полёт и мечта.

Загадкой веков припорошена

Страна неразгаданных тайн.

 

Секреты узлами завязаны,

Обрывки торчат из клубка.

О многом пока не рассказано,

Но это лишь только пока.

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (30.05.2017)
Читали статью: 1480 | Теги: Болховский уезд, Болховские истории
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.