Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Нужна помощь!

Реквизиты для оказания финансовой помощи по строительству часовни во имя Вознесения Господня в селе Трудки


Стена сайта
Всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Твиттер "Мастеров"

Главная » История Орловского края

Из истории блокировочных групп
Опубликовано: 31.01.2018.

Уважаемый читатель, сейчас ты познакомишься с ещё одним исследованием краеведа Вячеслава Рыбникова, на этот раз - посвящённого событиям Великой Отечественной войны, происходившим на территории Болховского района Орловской области, во время кровопролитной Кривцовской операции. В числе воинов, отличившихся в одном из боёв в ночь с 5 на 6 марта 1942 года, Вячеслав Константинович называет имя нашего земляка – Фёдора Ивановича Внукова (совсем недавно я это имя уже упоминал в публикации, посвящённой его полному тёзке – А.П.). Рассказ о «блокировочных группах» очень интересен (Александр Полынкин)

С таким понятием, как «блокировочная группа», человеку, изучавшему бои Кривцовской операции по старым статьям и брошюрам, удалось бы столкнуться только в стандартном перечне героических поступков, повторяемых из публикации в публикацию. Связано оно с именем Агеева, который ещё в интерпретации Николая Ивановича Анохина (см. «Ради жизни на земле», Орёл, 1974 г., переизд. 1983 г., С.18), был командиром этой группы. Его подвиг описан так: «Героически действовал при выполнении боевого задания командир блокировочной группы тов. Агеев. Он смело шёл к дзоту противника впереди своей группы. При сближении с противником в упор убил 5 фашистов. Прорвавшись к немецкому дзоту, он первый бросил гранату. В этом бою бесстрашный командир Агеев погиб смертью храбрых». Позднее в большинстве публикаций всё это повторяясь в течение 30-40 лет, в неизменном виде дошло до наших дней (см. Е.Щекотихин «Орловская битва», кн.1, 2008 г., С. 318).

Прежде чем коснуться  "командира блокировочной группы"  Агеева, судьбой которого никто из краеведов и историков не заинтересовался, разберёмся в самом понятии «блокировочная группа» и его применении в условии Кривцовских боёв. В большинстве случаев по самой своей сути понятие «блокировка» схоже с такими словами как: отрезать, закрыть, преградить, перекрыть доступ, парализовать, сковывать. В плане военной терминологии тут уже больше подойдут слова: окружать, оцеплять, осаждать, т.е. подвергать блокаде. Но в данном контексте использование понятия блокировочной группы соответствует скорее категории штурмовой группы, хотя последнее значение, конечно, шире (в оперативных документах 3 армии начала марта блокировочные группы 60-й сд как раз и названы штурмовыми).

В истории Кривцовской операции есть примеры участия в наступлении именно штурмовых групп. Когда застопорились попытки общего наступления и прорыва обороны противника, и когда из-за больших потерь силы наступающих иссякли, для выполнения каких-то определённых целей стали использовать ночные штурмовые группы. Такие штурмовые группы появились в 6-й гв. сд ещё в конце февраля после того, как её полки были отброшены немцами за Березуйку. В этих условиях дивизии уже ставилась более скромная цель – вернуть Фетищево. Тогда в её оперативных документах, в частности в журнале боевых действий 401 сп, к примеру, можно прочесть: «Для атаки Фетищево, на основании боевого распоряжения №057 штадива 6-й ГСД, в полку созданы 2 штурмовые группы в составе по 40 чел. В состав групп вошли сапёры, автоматчики и по одному противотанковому ружью на группу. Весь личный состав групп обеспечен ручными гранатами. Командирами групп назначены командиры 1 и 2 СБ (лейтенант Логвин и л-т Бакай)».

Понятие же блокировочных групп, применительно к Кривцовским боям, похоже, возникло именно в 60-й сд чуть позже (по документам дивизии 2-3 марта), в период относительного затишья после изнурительных боёв февраля 1942 года. Связано оно, скорее всего, с именем полковника М. А. Зашибалова, героя финской кампании, поскольку использование блокировочных групп против ДЗОТов широко известно как раз по этой войне. В условиях временного прекращения интенсивных боёв, находившиеся в обороне полки 60-й сд и других дивизий вовсе не сидели без дела, но цели и задачи блокировочным группам ставились уже более скромные, чем для 6-й гв. сд – это уничтожение блиндажей и ДЗОТов противника.

Чертёж немецкого ДЗОТа на одно отделение (из материлов 60-й сд)

Борьба с многочисленными ДЗОТами врага изначально была головной болью командования полков, дивизий, армии и фронта. Значительных успехов на этом поприще, у наших войск, видимо, не было. На это указывает оценка действий 3-й армии, данная маршалом Тимошенко (командующего Юго-Западным направлением) генералу Казакову (начштаба Брянского фронта) по прямому проводу 26-го февраля, и зафиксированная в «Оперочерке Брянского фронта» (С. 42): «… Вы незаметно для себя постепенно раскисаете и воюете не с противником, а его ДЗОТами, которые он скорее строит, чем вы их забираете». Но головная боль от этого его высказывания не уменьшилась. ДЗОТы по-прежнему щетинились пулемётными гнёздами перед фронтом выбитых в боях полков, которых ожидало лишь новое на них наступление. Наибольшее их количество располагалось на пути 1281-го сп в районе высоты 203,5. Именно на этот полк, когда в начале марта в 60-й дивизии началось движение блокировочных групп, приходится и документ по планомерному уничтожению и захвату ДЗОТов под названием «План ночных действий блокировочного отряда 1281 сп», подписанный командованием полка*.

План ночных действий блокировочного отряда 1281-го сп

Из него видно, что командовать 4-мя блокировочными группами должен был ст. сержант Мазепа, что целями их были пять ДЗОТов, три из которых (номера 2, 1 и 4) следовало взорвать, а два (номера 5 и 6) захватить и в них закрепиться. Был ещё один блиндаж под №3, который после захвата тоже нужно было удерживать за собой. Все операции планировались ночными, с 4 по 10.03.42, причём, две последние с захватом ДЗОТов ближе к 10-му числу, на которое поначалу планировалось общее наступление дивизий (реально началось 11.03.42). Основными ориентирами по ДЗОТам был «большой танк», и «роща с трубой». Большой танк – это, видимо, подбитый танк на передовой, поскольку данный ориентир часто встречается в донесениях штаба 1281-го сп, а роща с трубой, похоже, заросшая лощина, от берега Березуйки подходящая в дороге Кривцово-Сивково в районе боёв 137-й сд (см. участок «Схемы обороны 1281 сп от 4.03.42»).

Нумерация блокируемых ДЗОТов
в «Схеме обороны 1281 сп от 4.03.42»

Приведённая схема нумерации довольно условна и, не отражая реального расположения ДЗОТов, показывает лишь их номера. В действительности сами ДЗОТы и снежный вал перед ними противник использовал перед высотой 203,5. На это указывают другие схемы.

Из «Схемы обороны 1281 сп от 3.03.42» Из «Схемы прорыва 60 сд…»

Если оценивать последующие результаты реализации приведённого выше плана действий блокировочных групп 1281-го сп, то они оказались значительно ниже ожидаемых, поскольку пробраться и «подползти» к ДЗОТам оказалось вовсе не просто. Так в донесении за ночь с 4 по 5 марта можно прочесть: «Блокировочный отряд, под командой ст. сержанта тов. Мазепа в составе 25 чел., производил блокировку ДЗОТа № 2. Группе из-за сильного пулемётного и автоматного огня из этого ДЗОТа подползти не удалось…»

Наиболее удачными из всех этих попыток были действия в ночь с 5 на 6 марта*. Оперсводка №17 от 11:00 за 6.3.1942 по 1281 сп об этом говорит следующее: «…Подразделения 1281 сп в составе двух групп вели блокирование ДЗОТов противника, что правее большого танка. При приближении к ДЗОТам на 30-50 м. были встречены сильным автоматно-пулемётным огнём пр-ка, в результате одна группа залегла, вторая, приблизившись к снежной стене, была забросана ручн. гранатами. При повторной атаке ДЗОТов пр-к оставил блиндажи, заняв оборону вне блиндажей. К утру пр-к, понеся потери убитыми 25-30 чел. контратакой восстановил прежнее положение. Блок-группы заняли два блиндажа на сев.-зап. скатах выс. 203,5…

Потери: ранено 20 чел., убито 5 чел…»

Как видно из оперсводки, немцы были начеку и ночью. Подобраться было невозможно не только к ДЗОТам, но даже к снежному валу, что проходил перед ними. Поэтому данные действия не назовёшь ночной диверсионной вылазкой – это был настоящий ночной бой.

В отличие от плана в ту ночь действовала не одна, а две группы. Причина, видимо, в том, что первая вылазка прошла безрезультатно. Возможно, командиром одной из групп по-прежнему был ст. сержант Мазепа. А вот кто командовал второй? Ответ на этот вопрос, казалось бы, даёт Н.И. Анохин – ведь именно на эту ночь выпадает героический подвиг Агеева, описанный вначале! Но, несмотря на факт героизма, отмеченного во многих публикациях, самим Агеевым не заинтересовался никто: как он был Агеевым, так им и остался – без имени и отчества, звания и должности. Он оказался из разряда забытых героев. На сайте «ОБД Мемориал» информацию о его гибели, хотя он и «погиб он смертью храбрых» мы не найдём (есть Агеев А.Г., но это другой). А вот наградной лист на «Подвиге народа» есть! Как раз из него мы узнаем, что звали его Иван Филиппович, был он красноармейцем 1281-го сп, 1921 года рождения и призывался Неклиновским РВК Ростовской обл. Представлен к ордену «Красного Знамени», но по оценке командования 3-й армии удостоился лишь ордена «Красной Звезды». Там же кратко изложена и суть его подвига:

«B бою в ночь с 5-го на 6-е марта. На высоте 203,5 т. Агеев погиб смертью героя. Идя во главе блокировочной группы рядом с политруком т. Внуковым, т. Агеев в 20 метрах от снегового вала фашистов, вырвался вперед, убил 5 фашистов и забросал двумя гранатами фашистский ДЗОТ. Пулей немецкого автоматчика т. Агеев был убит.

Достоин награждения орденом "Красного Знамени"».

По описанию налицо действительно был подвиг: человек прорвался к ДЗОТу, забросал его гранатами и погиб. Но почему тогда он не значится погибшим? Почему на плитах мемориала нет даже его имени? Почему при наличии наградного листа, после войны в 1952 г. через военкомат его разыскивает отец, и найти не может? Почему до сих пор он значится пропавшим без вести? Эта история, в какой-то степени мне напоминает историю с Кондратюком, имя которого появилось на мемориале лишь через 60 лет после его гибели. Но в том случае не было почти никаких документов, здесь же есть «наградной», однако человека-героя как не было, так и нет.

Из послевоенного донесения № 35967 от 28.04.52

Но вернёмся к событиям ночи с 5-го на 6 марта 1942 года. Наградной лист И.Ф. Агеева с упоминанием политрука Внукова потянул за собой цепочку наградных документов ряда участников этой ночной операции. По прочтении их ситуация постепенно прояснялась:

Из наградного листа Внукова Федора Ивановича, политрука 1 стрел. роты 1281 сп:

«Товарищ Внуков в ночь с 5-го на 6-е марта вёл для выполнения боевого приказа блокировочную группу стрелков к ДЗОТу противника на высоту 203,5.

С большим мужеством и искусством группа подошла на 20-25 метров к снеговому валу противника и в упор расстреляла немецких автоматчиков.

От огня стрелков было выведено из строя не менее 30 фашистских солдат. Лично товарищ Внуков уничтожил 3-х фашистов.

Достоин награждения медалью "За боевые заслуги"»

Из наградного листа Спиридонова Николая Федоровича, бойца 1281 сп:

«Товарищ Спиридонов входил в состав блокировочной группы действующей в ночь с 5 на 6 марта 1942 года на высоте 203,5.

Тов. Спиридонов под жёстким оружейно-пулемётным огнём противника шёл впереди группы, заражая бойцов мужеством и смелостью. Вплотную подойдя к снеговому валу неприятеля, тов. Спиридонов в упор начал расстреливать фашистских автоматчиков, лично уничтожил 2 немцев.

Достоин награждения медалью "За отвагу"»

Из наградного листа Баранова Ивана Степановича, бойца 1281 сп :

«Красноармеец Баранов входил в состав блокировочной группы в ночь с 5-го на 6-е марта на высоте 203,5.

Вместе с бойцами Агеевым и Спиридоновым он двигался впереди группы, и подойдя на 20 метров снеговому валу противника он в упор открыл огонь по фашистам. В ходе боя т. Баранов подбежал вплотную к валу и в упор застрелил 3-х немецких солдат»

(награждён мед. «За боевые заслуги»).

Из наградного листа Назаркина Сергея Петровича, бойца 1281 сп:

«Тов. Назаркин в ночь с 5 на 6 марта входил в состав блокировочной группы и участвовал в операции немецкого ДЗОТа на высоте 203,5.

Тов. Назаркин под сильным огнём неприятеля подполз вплотную к снеговому валу противника, увлек за собой остальных бойцов и в момент, когда на помощь фашистским солдатам стали подходить подкрепления из дер. Кривцово, вместе с тов. Внуковым удержал бойцов на огневой позиции.

Тов. Назаркин уничтожил 3 фашистов и сам был ранен в этом бою. Достоин награждения орденом "Красной Звезды"» (награждён мед. «За боевые заслуги»).

Из наградного листа Борисёнка Василия Васильевича, бойца 1281 сп:

«Тов. Борисенок был в числе бойцов блокировочной группы 1281 сп и в ночь с 5 на 6 марта шёл в голове группы. Под ураганным огнём врага тов. Борисенок подошёл на расстояние 20 метров к снеговому валу противника и в упор застрелил 3 фашистов.

Достоин награждения медалью "За боевые заслуги"».

Из наградного листа Лисицына Ивана Георгиевича, наводчика миномёта 1281 сп:

" В ночь с 5-го на 6-е марта, когда блокировочная группа 1281 сп подошла к снеговому валу фашистов и стрелки блокировочной группы начали расстреливать фашистских солдат, тов. Лисицын, наводчик миномёта 1-й роты миномётного батальона полка, огнём своего миномета помешал подходу подкрепления противника. Точным огнём он накрыл группа фашистских солдат, двигавшихся к снеговому валу, и уничтожил при этом не менее 20 фашистов. Кроме того в ту же ночь он подавил огневую точку противника на высоте 203,5.

Достоин награждение орденом "Красной Звезды"» (награждён мед. «За боевые заслуги»)

Награждали в те времена довольно скупо, поэтому семь наградных за ночной бой говорят о многом. Говорят они: во-первых, о том, что операция эта была результативней всех остальных, во-вторых, что среди них действительно был герой, который прорвался к ДЗОТу и забросал его гранатами, в-третьих, что сам герой не был командиром группы, он шёл лишь вместе с остальными (Спиридоновым, Барановым, Борисёнком) во главе этой группы.

Из этих же наградных видно, что реальным командиром группы был политрук Фёдор Внуков. Именно в его наградном листе сказано, что он «вёл для выполнения боевого приказа блокировочную группу стрелков к ДЗОТу». Он был старшим по званию и должности среди награждённых, на него же идут ссылки других наградных. Так что всё сходится на нём.

Удивительнее всего в этой истории то, что герой и командир группы оказались нашими земляками. Из донесения №35967 от 28.04.52 (см. выше) по поиску И.Ф. Агеева отцом, видно, что он хоть и призывался Неклиновским РВК Ростовской обл., но уроженцем был именно Орловской области.

Встреча с фотографией Фёдора Внукова при изучении боёв за высоту 203,5 была совершенно неожиданным для меня событием. С выдержкой из наградного листа её поместил на своём сайте «Мастера» наш замечательный краевед Александр Михайлович Полынкин. Фотография послевоенная, но на его груди медаль «За боевые заслуги» «из дальнего» 42-го. Стоит она многих наград, во всяком случае, уж ордена «Славы» – точно. Так я узнал, что Фёдор Внуков  тоже был нашим земляком, остался жив и дальше всю свою жизнь прожил в области, за освобождение которой как раз он и его товарищи  воевали в том «роковом» 1942 году. Воины эти, безусловно, отчётливо представляли, за что они шли в бой!

(Вячеслав Рыбников)


* Аналогичные планы встречаются и в документах полков других дивизий, в частности известен «План действий 866 стр. полка (287 сд) по захвату ДЗОТов и блиндажей противника с 5.03.42 по 9.03.42».

* Впрочем, армейские оперативные документы этого не заметили. Так оперсводка № 128 штаба 3-й армии за 19:00 6.03.42 по 60-й сд отметила: «Действия штурмовых групп в ночь на 6.03.42 г. успеха не имели. Причины расследуются».

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (31.01.2018)
Читали статью: 499 | Теги: Болховские истории
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
15.02.2019
Эх! Найти бы фото Смирновской (Успенской) церкви!

04.02.2019
18.01.2019
Добрый день! 
Это автор списка (удалось зарегистрироваться, чтобы лично ответить).
Информация по результатам поиска содержит данные по следующим графам:

-ФИО;
-год рождения;
-место рождения;
-звание;
-должность;
-часть;
-дата выбытия;
-место первичного захоронения;
-причина исключения из списков;
-ссылка на источники.

Т.е. номера частей, именно они являются единицей классификации, наряду с местом захоронения, приведены по каждому воину.
Красным цветом выделена уточнённая на основе данных, в основном, ОБД Мемориал, информация.

Согласен, что не всегда точно определено место захоронения. Это, к сожалению, невозможно сделать только на основе имеющихся в публичном доступе материалов.
Но, если в списках захоронения указан хотя бы один павших воинов из донесения о безвозвратных потерях части, похороненный вместе со своими товарищами, то правомерным будет считать, что и остальные павшие с ним товарищи покоятся в той же могиле. Зачастую, когда проводишь поиск по документам, сталкиваешься с тем, что одного - два - нескольких из списка донесения о безвозвратных потерях увековечили, а остальных (порой несколько десятков воинов) - забыли.
Особенно это правомерно по отношению к перенесённым захоронениям. Иначе получается, что одних перенесли и увековечили, а других оставили и забыли.
Чем руководствовались совершенно непонятно.
И в паспортах захоронений указывали, что похороненных столько, известных столько - и, в основном, эти цифры совпадали.
Т.е. главное была не память о павших, а "красивая" цифра, которая показывала, что поиск провели, работу сделали, неизвестных нет.
А на самом деле, сотни павших остались забыты. 
Также считаю, что главным является именно увековечивание памяти павших. Допускаю, что определённая часть воинов покоятся не именно в этой братской могиле, а где-то недалеко, точное место захоронения утрачено. Но это не лишает их права быть на нашу память. 
И, как раз, нахождение точных мест захоронений - это предмет деятельности энтузиастов, проводящих именно полевой поиск.

13.01.2019
Cпасибо, Раиса Алексеевна, за добрые слова. 
А.М.Полынкин

13.01.2019
Спасибо краеведу – писателю ПолынкинуА.М. Покровского районного клуба творческих личностей «Мастера» за его
исторические материалы о людях разных судеб, за его неравнодушие к военным
событиям, покровчанам, самоотверженно защищавшим своё Отечество,
воинам-интернационалистам.Из Вашего материала «Град» наголовы душманов от Алексея Шаталова мы как бы получили живой рассказ о военных
действиях, происходивших в г. Кандагаре, о патриотизме
воинов-интернационалистов в боях на территории ДРА, о боли души его афганских
воспоминаний, память о которых не стирается с годами до настоящих дней. Кроме
того мы узнали и много новых сюжетов, о его стихах, переживаниях, о которых
даже мы близкие родственники не предполагали, т.к. разговор о службе в ДРА
всегда был очень кратким, без всяких эмоций, он никогда не выставлял свою
личную жизнь напоказ.Надеемся, что бывший старшийсержант Алексей Шаталов, ныне житель г. Курска, станет ещё одной составляющей
частью Вашего дальнейшего творчества.

С Уважением,
Раиса Алексеевна Сапелкина (Шаталова).

30.12.2018
Евгений, с наступающими праздниками и удачи в поисках в Новом году!
Думаю, что Вы просто ошиблись, называя захоронение в Ворово вороновским?  Автор исследования по захоронению в Ворово проверил каждую фамилию, у него есть и те, кто жив потом остался или в плен попал. А название воинской части у каждого из погибших ведь написано в прилагаемом файле - так, как в "Списке безвозвратных потерь". И я Вас обязательно познакомлю друг с другом!

30.12.2018
Александр Михайлович, увековечивание - это хорошо, но к этому надо подходить очень и очень осторожно и архиаккуратно. Дело в том, что пока поисками не найдено первоначальное захоронение близ Ворово. Примерное место определено. По возможности будем его проверять, но, сами понимаете, что делается все это не так быстро. Далее, в Донесениях обычно указывается не столько место первоначального захоронения, сколько место гибели, а вот конкретное место следует уже документально, фотографически и с помощью свидетельских показаний подтверждать устанавливать. Слишком много у нас бутафорных захоронений. Так называемые паспорта - это филькины грамоты. Перед увековечиванием обязательно нужно провести дальнейший поиск по персоналиям, включая архивы МВД и ФСБ. Частенько бывает так, что солдатик внесен как погибший, а на самом деле попал в плен или пропал без вести... Вот на что нужно потратить силы и время. А списки более-менее готовы. Официально увековечено 95 тыс., а списки на увековечивание - уже несколько сот тысяч. Никто не забыт и ничто не забыто?! Будет время, попробую поюзать вороновский список. Кстати, пора меня познакомить с автором списка. Он делает хорошее дело, но допускает промахи. Самый большой из них - это то, что он не проставляет номер воинской части, а это очень нужно делать. С наступающим, однако! Желаю Вам всего-всего. Остальное - украдём...

12.06.2018
Мой отец Маяков Николай Николаевич 1925 г.р. тоже служил в 558 Гаубичном Артиллерийском Краснознаменном полку, 35 Гаубичной Перновской бригаде, 15 Артиллерийской Ленинградской Краснознамённой и ордена Суворова 2-стюдивизии прорыва РГК.


Погода

Регистрация

Мы рядом

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2019г.