В годы обучения в семинарии Николай Иванович несколько раз приезжал на каникулы домой в село Спасское и в Мценск. Один такой эпизод о своей первой любви он подробно описал. Здесь же впервые упоминается имя младшего сына дьякона Стефана Троицкого– Степана, будущего священника церкви села Богородицкого (Смирные):
«Не помню, в каком отделении Семинарии я был*, когда на летних каникулах довелось мне быть в Мценске и дня два гостить у тетки или у диакона Степана Федоровича Троицкаго. Дочери их Машеньке было уже 15 лет. К ней приходит дочь Протопопа Оболенскаго – Саша.** Маша была хорошенькою, но Саша до того поразила меня красотою, что я трех слов не мог сказать при ней толком. А между тем она все обращалась ко мне и, заметя мою неловкость, вызвала всех на двор играть в горелки. Маша с сестрами, братья ея. Товарищ мой Петр и малый Степан, и я вышли. Но двор оказался тесен, вышли на улицу. В этой игре я освоился с красавицей. Это было мое первое знакомство с нею. Вечером опять пришла к нам Саша; мы сидели за воротами. Тут она больше всего говорила со мною, разспрашивая об Орле, Севске. Она обращалась со мною так наивно, как и Маша, т.е. «Коля, Количка. Вы уезжаете (я был со своею матерью), когда же Коля опять приедешь к нам?», - говорила она. – Дорогой я мало думал о Сашеньке; но когда приехал домой, она не выходила у меня из головы, и чтобы свободнее думать о ней и припоминать ея слова, я искал уединеннаго места, и большею частью забирался в коноплянник. Там я предавался сладким воспоминаниям*** об ея прекрасных глазах, белом лице, алых губках, стройной и резвой походке и звучном голосе. Эти воспоминания всегда оканчивались сладкими слезами. Я часто ни с того ни с сего сводил разговор на Сашеньку, особенно, когда говорил с сестрою Катею. Она поняла моё состояние, подметила и слезы. Однажды сестра затевает разговор о будущих невестах моих. «Вот ты кончишь курс, тебе придется жениться, куда бы ты поехал искать невесты?», говорила она. – Я никуда бы не поехал, как во Мценск, там все хорошенькия. – «Кого ж ты там видел кроме сестер?» - Там все хорошенькия. – «Да кто там?» - Хоть бы Саша Оболенская. - , Да Саша не может быть твоею невестою, она наша троюродная сестра; ты помнишь бабушку Елену и бабушку Лушу. Ведь они родныя сестры, а Протопоп – сын Луши». – Я заплакал и бежал в свой коноплянник… Там на свободе я выплакал все свое горе – и больше не думал о прекрасной Саше. – Какая ж судьба красавицы? Она выдана была за учителя духовнаго училища, рябого урода и пьяницу, который от пьянства скоро и помер. В 1870-м году красавица была жива; в бытность мою в Мцеске в это время я хотел отыскать её, чтобы взглянуть на 60— летнюю старуху. Но, слава Богу, обстоятельства помешали мне, и хорошо. Пусть она останется в моей памяти 15-летнею красавицей навсегда»***
Действие этого трогательного рассказа происходит, вероятно, в 1822 или 1823-м году, когда Николаю Ивановичу было 17-18 лет. Заглянув в текст ревизии 1815 года, можно посчитать возраст упоминаемых двоюродных братьев и сестер, детей Стефана Троицкого : Петру должно было быть 17-18лет, Стефану - 16лет, сестре Маше – 14лет;
Но еще интересней с именем «красавицы» Сашеньки. У священника Мироносицкой церкви Стефана Оболенского, будущего мценского соборного протоиерея, в ревизии 1815 г записано пять дочерей: Мария 6-ти лет, Варвара – 4-х, Александра – 3-х, Нимфедора – году и Анна– 2-х недель. В 1823-м Саша была еще слишком маленькой (примерно 11-ти лет), чтобы обратить на себя внимание старшекурсника. Скорее всего, речь о старшей дочери – Маше. Ей как раз и должно было быть в это время около 15-ти лет. В последующих главах это предположение находит подтверждение;
Еще раз нужно подчеркнуть, что Николай Иванович путается в именах и родственных связях с семьей «протопопа Оболенскаго». Надо делать скидку на то, что специально о предках и родственниках матери ему никто не рассказывал, записей каких-либо у него не было, и он сам об этом пишет в начале второй главы. Да, и эти воспоминания из детства он записывает в возрасте 80-ти лет. Но вот то, что его первая любовь оказалась троюродной сестрой и свои душевные страдания по этому поводу, он, безусловно, запомнил на всю жизнь.
Следующий эпизод , содержащий информацию о семье Стефана Троицкого, относится ко времени, когда автор обучался уже на старших курсах Киевской Духовной Академии, т.е. это начало 30-х годов 19-го века.
«В эти каникулы я был в Мценске. Машенек уже не было в городе, повышли замуж: двоюродная – за священника села Горохова, а троюродная – Оболенская – за урода и пьяницу, учителя Орловского духовного училища*
*Тут делает сноску автор предисловия к «Воспоминаниям»: «Эту Оболенскую,в которуюавтор был влюблен, он называл выше Сашей. А теперь ее и дочь о.Стефана Троицкаго он называет уже Машеньками».
Правильно имя указано автором здесь – старшая дочь протопопа Мария очень понравилась Николаю Соколову в 1823-м году. Далее продолжу цитировать:
«Степан Федорович и тетка Поля приняли меня радушно.Саша их расцветала истановилась невестою; Дуню готовили в монастырь, так как она потеряла один глаз, выколов его вилкою, когда отнимала её у брата. Степан Федорович был ужесвященником кладбищенской церкви*. Сын его Степан, окончив курс, получил в каком-то селе священническое место** .
*Степан Федорович Троицкий служил в кладбищенской Харлампиевской церкви г.Мценска; **Младший его сын Стефан Стефанович Оболенский, был рукоположен во священника к Успенской церкви села Богородицкого (Смирные, Успенское тож) Малоархангельского уезда Орловской губернии в 1829-м году, взяв в жены дочь умершего священника Прасковью Ивановну Бунину. В этом селе он и прослужил 46 лет сам, затем его сменил сын - Василий Стефанович Оболенский, а потом с 1905-года и до закрытия церкви большевиками служил его внук - Николай Васильевич Оболенский. Далее Ник.Ив.Соколов разъясняет, как были получены эти места:
«Все это делалось чрез старшего сына его Петра, моего товарища по семинарии. Служа при архиерейском доме смотрителем над певчими, Петр не только помогал отцу и брату получить священнические места, но и себе выпросил у архиерея Гавриила* место в г.Мценске при Пятницкой церкви, стоящей на Торговой площади и считающейся богатою. Он искал невесты. Во Мценске много было красавиц и достаточных: но тогда требовалось, чтобы духовные брали у духовных…»
*Тут, вероятно, автор не совсем точен во временных определениях. К описываемому моменту в Орле был уже другой архиерей. Стефан Оболенский был возведен в сан священника Преосвященным Никодимом (Быстрицким) в декабре 1829-го. Но сути это не меняет, конечно.
Продолжает автор свой рассказ о том, как они с двоюродным братом Петром и двоюродной сестрой Машей, бывшей уже замужем, ездили в Болхов сватать для Петра дочку протоиерея. Это тоже очень живо написано, особенно, как Мария торговалась о сумме приданого, и очень познавательно для тех, кто интересуется бытом духовенства. Последующие главы посвящены воспоминаниям о женитьбе Николая Ивановича в Екатеринославе, о назначении и переезде в Херсон, о службе там, а позднее в Одессе. Больше упоминаний о родне, оставшейся в Орловской губернии, автор, к сожалению, не приводит. Поэтому можно подвести некоторые итоги, основываясь на тех сведениях, которые содержатся в «Воспоминаниях и Автобиографии» Николая Ивановича Соколова. Имеются в виду те сведения, которые позволяют применить их к построению родословной священников Оболенских.
Во избежание путаницы, необходимо отдельно подчеркнуть, что в этой ветке присутствуют две персоны с абсолютно одинаковыми именами и фамилией: первый – это Стефан Стефанович Оболенский 1785 года рождения, священник Мироносицкой (Никитской) церкви г. Мценска, впоследствии мценский соборный протоиерей. Второй – Стефан Стефанович Оболенский 1807 года рождения, сын диакона Мироносицкой (Никитской) церкви, впоследствии священник Успенской церкви села Богородицкого Малоархангельского уезда. Второй приходится двоюродным племянником первому, т.е. дети протоиерея приходятся троюродными братьями священнику Успенской церкви, также как и автору «Воспоминаний» - Николаю Ивановичу Соколову.
В усеченном виде родословная таблица будет выглядеть так:
Св.Никифор Афанасьев (? Оболенский)
1710 - 1795
+
Акилина Васильева
1710 – после 1795
Дчк. Василий Никифоров
Оболенский
1735 - 1798
+
Елена Васильева
1744- ~1815
Агрипена Никифорова
Оболенская
1743 – после1815
+
Св.Стефан Алексеев
1743 – ~1810
Над.сов. Афанасий
Оболенский 1768
Васи
лье
вы
де
ти
Пелагея
Васильевна
Оболенская
1785 - ?
+
Св.Стефан
Федорович
Троицкий
1779 –
до 1840
Протоиерей
Стефан
Стефанович
Оболенский
1785 - ?
+
Евдокея
Казьмина
1793 - ?
Екатерина 1776
Марья 1778
Евдокия 1780 о
Протоиерей
Николай
Иванович
Соколов
1805 - 1891
Священник
Стефан
Стефанов
Оболенский
1807-1876
+
Прасковья Ивановна
1815 - ?
Иван 1802
Сте
фано
вы
дети
Иван 1807
Стефа
новы
дети
Петр 1805
Мария 1809
Марья 1809
Варвара 1810
Александра
1814
Александра 1812
Взглянув на таблицу, можно подметить пару довольно интересных фактов:
Первый - протоиерей Соборной мценской церкви Стефан Стефанович, и его двоюродный племянник, священник села Богородицкого Стефан Стефанович, - оба получают фамилию Оболенский от своих матерей, а затем эта фамилия закрепляется у их потомков. То, что это не возбранялось и было обычным делом в то время, - об этом Николай Иванович Соколов пишет в своих «Воспоминаниях». И второй момент – фамилия Оболенский явно приходит к детям и внукам от священника Никифора Афанасьевича, старшего из перечисленных здесь предков, хотя в 4-й и 5-й ревизиях он указан без фамилии. Но из текста «Воспоминаний» очевидно, что фамилия в семье была и она использовалась, все её знали. Это очень важно, т.к. подтверждает вывод о том, что фамилия существовала до 1778г, т.е. до года учреждения Семинарии в Севске. Подводя итоги, можно отметить, что теперь мы знаем, откуда получил фамилию первый из династии священников Оболенских из села Богородицкое (Смирные). Стефан Стефанович унаследовал фамилию не от своего отца, а от матери. Но в целом, вопрос о появлении фамилии Оболенских у священников Орловской, Воронежской, Тульской губерниях пока остается без ответа. Тут есть загадка: в отличие от других «старинных» священнических фамилий, Оболенские не выявлены пока в документах 17 - начала 18вв с переписями и списками служилых людей этих губерний. Но теперь, после изучения «Воспоминаний и Автобиографии» протоирея Н.И.Соколова, появляется надежда на продолжение целенаправленного поиска, т.к. указанный возраст в ревизии 1782 г у священника Никифора -72года, а следовательно, возможны находки в Переписных книгах г.Мценска начала 18-го века. Может и найдется в ревизии 1720-го года церковнослужитель Афанасий с 10-летним сыном Никифором. А еще, надо будет внимательно просмотреть переписи мценских подьячих, - там, не ровен час, и фамилия Оболенских может мелькнуть. Вот такие пока планы после прочтения этой замечательной публикации в журнале «Киевская Старина».
РОЖИ-МАЛЬВИИ были удивительно хороши! И юношеские слезы в КОНОПЛЯННИКЕ тоже!
И, в заключение, хочу еще раз выразить огромную благодарность Елене Васильевне Алехиной за столь интересную находку.
Сергей Короленко
И в качестве послесловия.
Своё исследование Сергей Короленко прислал нам в канун большого праздника - Успения Пресвятой Богородицы. Он был престольным в селе Смирные, где 100 лет свяществовали Оболенские. Получилось это волею случая, но знаково. Вторую часть мы публикуем как раз в день Успения.
Спасибо за Ваши публикации, уважаемый АлександрМихайлович. Фамилию священников Оболенских встретила еще в конце80-х в «Истории Русской Церкви», опубликованной к 1000-ю крещения Руси издательством Патриархии. В одной из глав упомянут орловский священник Оболенский, казненный немцами во время оккупации. У Вас об этом есть какие-нибудь сведения? В те же годыоднокурсница рассказывала мне о своей подруге с такой же фамилией. Они жили в селе Никольское Свердловского района. Эта девушка, Оболенская, профессионально занялась танцами и выступала с каким-то коллективом из Москвы.С удовольствием прочлавоспоминания директора школы Михаила Ловчикова из села Смирные. Я его в 90-е годы видела в Малоархангельске
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Войти ]
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...
...ненаселённой земли, находящейся Малоархангельского уезда в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте), сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).