На сайте «Мастера» в течение нескольких лет я опубликовал несколько материалов, посвящённых священнослужителям Оболенским из села Смирные Малоархангельского уезда (ныне – Покровского района). Перечислю их: «Успенский храм села Смирные и священники Оболенские», «О том, как «раскулачили» священника Николая Оболенского» и «Дети священника Оболенского».
Последний священник Успенской церкви села Смирные
Отец Николай Оболенский
Солидную часть сведений о них предоставил в моё распоряжение потомок этих священников, Сергей Короленко, проживающий в Санкт-Петербурге. В прошлом году очерк, посвящённый Успенской (Богородицкой) церкви села Смирные и её священно- и церковнослужителям, вошёл в книгу «Храмы и люди», изданную в «Картуше».
А совсем недавно Сергею Короленко удалось довести до логического завершения историю поиска родословной своих предков. Он рассказал об этом присланном в наш адрес письме, которое я и предлагаю читателям (Александр Полынкин):
Доброе утро, Александр Михайлович!
Как обещал, высылаю Вам два файла с родословной таблицей Оболенских и своими комментариями к ней.
Мне очень долго не удавалось что-то узнать о происхождении священника Успенской церкви села Богородицкого Малоархангельского уезда Орловской губернии Стефана Стефанова сына Оболенского. Его служебный формуляр, найденный в РГИА и составленный по поводу его ходатайства о пенсии, достаточно подробно описывает историю его священнического служения, но о его происхождении ничего известно не было, кроме того, что он священнический сын. Семинарию Стефан закончил в 1829 году, женился на Прасковье, дочери умершего (вероятно) священника Ивана Иванова сына Бунина и в тот же год в декабре был произведен во священника к Успенской церкви в села Богородицкого.
Поиск священника Стефана, имеющего сына Стефана примерно 1807 года рождения, проводился мной по разным источникам, но в основном, по ревизским сказкам Малоархангельского и близлежащих Ливенского, Севского, Елецкого уездов. Именно там, и особенно в Ливенском, чаще всего мелькала фамилия Оболенских-священников. Зная о том, что Елец и Ливны долгое время в 18 веке относились к Воронежской епархии, я пытался смотреть и списки Воронежской семинарии. Но найти нужное сочетание имен никак не удавалось.
Всё разъяснилось, когда коллега на форуме vgd.ru подсказал, что интересующие меня имена попались ему в РГИА при просмотре дел 802-го фонда «Учебного Комитета при Синоде» с ведомостями выпускников духовных семинарий. Необычайной удачей оказалось наличие записей в этих ведомостях об именах, чинах и местах службы отцов учеников и студентов. Стефан Оболенский нашелся в Мценске, причем не один. Комбинация с Оболенскими получилась довольно забавной:
1. РГИА Ф802/оп.1/д.4159 – «Ведомости об училищах по Орловской Епархии за 1824/1825 учебный год»:
- Иван Оболенский 18 лет, города Мценска Соборной церкви протоиерея Стефана сын;
- Стефан Оболенский 18лет, города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын.
УРА!!! Это именно тот, которого я и искал!!! Год рождения и год окончания семинарии не оставляют никаких сомнений. Но далее в тексте сюрприз:
-Петр Троицкий 22 года, города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын
Как же это так? Два священника в одной церкви с одинаковыми именами? Или Стефан и Петр - это все-таки два родных брата? Но далее еще интересней:
2. РГИА Ф796/оп.87/д.1148 «Ведомости об учащихся в духовных заведениях» за 1805 год
- Стефан Оболенский 21 год, города Мценска Мироносицкой церкви священника
Стефана Сын, поступил в 1796году.
Ух! И в Мироносицкой церкви Стефан?
В общем, со Стефанами то пусто, то густо! Пришлось ехать в Орел разгадывать этот ребус. Благо, что сохранность мценских ревизий СЦС оказалась весьма хорошей. В ГАОО для начала я просмотрел сохранившиеся «Исповедные ведомости» Харлампиевской церкви.
- Фонд 101/опись /дело 2302 за 1824-1829гг, дело 2303 за 1831-1835гг, дело 2305 за 1837год.
По этим документам, очень небольшим по объему, однозначно можно сделать вывод о том, что священник в церкви был только один, т.к. церковь эта кладбищенская, и прихожан, приходивших на исповедь, в ней всего несколько человек. Но состав семьи священника представлен в ведомостях очень хорошо. В 1824 году записаны:
священник Стефан Федоров 46 лет, жена его Пелагея Васильева - 40 лет, у них
дети: Марья - 15лет, Евдокея - 11лет, Александра - 10лет, Любовь -7лет, Николай - 3года.
В этих ведомостях нет имен сыновей священника Петра и Стефана, но это легко объяснимо – они на учебе в семинарии.
По ведомостям за следующие годы в семье священника добавляются еще новорожденные: в 1826г сын Константин и еще через год - дочь Акилина, которая в младенчестве, наверно, умирает, потому что в 1830-м в семье еще одна дочь с тем же именем Акилина.
Таким образом, просмотр этих «Исповедных ведомостей» выявил два новых имени предков по прямой линии и определил их года рождения:
священник Стефан Федоров ~ 1778,
его жена Пелагея Васильевна ~1784.
Отмечу, что фамилия у священника ни разу не указана. Никаких следов ни Оболенских, ни Троицких.
На этом обзор «Исповедных» можно было бы завершить, но отмечу еще несколько записей, которые к поискам родословной едва ли имеют отношение, но они показались мне заслуживающими внимания. В ведомостях 1825 года при церкви записан дьячок Иван Васильев 45 лет, у него жена - Евдокея Алексеева. Дьячок, видимо, не отличался примерным поведением и был подвергнут наказанию. Интересно, как подробно, в связи с этим, записываются определения перед именами членов его семьи :
в 1829-м – «удаленного от должности за пьянство и иные худые поступки дьячка И.В. жена Евдокея Алексеева»; в 1832-м – «в побеге находящегося дьячка И.В. жена Е.А….», в 1833-м – «Найденного из побега Мценскою градскою помещицей и в Орловский острог препровожденного дьячка И.В. жена Е.А…» (ну, чем не титул!), в 1834-м – «выбывшего дьячка Ивана Васильева из духовного состояния в светское сын Никита…».
На очереди теперь «Ревизские сказки священно-церковнослужителей города Мценска».
1. ГАОО Фонд 760/опись 1/д.470 – сказки 7-й ревизии СЦС г.Мценска и Мценского уезда 1815 года.
«Сказка» причта Харлампиевской церкви в этом деле отсутствует, - возможно, что постоянного штата при этой церкви в 1815 году еще не было, хотя сама церковь уже должна была существовать. В ролике на Youtube, посвященном истории этой церкви, профессор В.А.Ливцов сообщает, что деревянная Харлампиевская церковь появилась на мценском кладбище в конце 18 века, а каменное здание было построено в 40-х годах 19-го века.
Однако все нужные имена нашлись в Ревизской сказке другой церкви – Мироносицкой (Никитской). Сказка подана в 1815 году декабря 20-го дня. Лист 12 дела:
-«А имянно в стате:
1) Священник Стефан Оболенский – (26 лет по рев.1811) – 30 лет (ныне), у священника
Жена Евдокея Казьмина 22 года, у них дети:
- сын Иван (3) – 7лет (!!! Эти два имени, отца и сына, соответствуют найденным в ведомостях Орловской семинарии за 1825год и 1805год, и позволяют идентифицировать их родословие. Очевидно также,
что священник Стефан Стефанов Оболенский к 1825-му году был возведен в протоиереи и переведен к Соборной церкви г. Мценска. Но, увы, это не мои Оболенские);
(у священника) дочери Мария 6лет, Варвара 4-х лет, Александра 3г, Нимфедора 1г,
Анна 2 нед.
Реченного священника мать Агриппина Никифорова – 72года
2) 2-й священник Иоанн Васильев – (56) – умре в 1814году
А далее в деле запись, которая окончательно расставляет всё по своим местам:
3) Диакон Стефан Федоров (32) – 36 лет. У диакона С.Ф. жена Пелагея Васильева 30лет;
у них сыновья:
Иван - обучается в Семинарии (9) – 13 лет;
Петр (5) – 9лет * (Вот Петр, который в семинарии записан с
фамилией Троицкий);
Стефан (4) - 8лет ** (А вот и мой Стефан Стефанов сын, который в семинарии стал Оболенским);
У них дочери: Мария 6 лет, Евдокея 2 лет, Александра – году.
Далее в этом деле имена двух дьячков, пономаря и вновь прибывшего священника из села Бобрик Севской округи, а также члены их семей.
Содержание этой «Сказки» и записи в «Исповедных ведомостях», приведенные выше, позволяют установить, что диакон церкви Жен Мироносиц Стефан Федоров был произведен во священника к кладбищенской Харлампиевской церкви в период между 1815 и 1824гг. По всей видимости, постоянный штат в этой церкви был назначен впервые.
Можно также отметить, что во священника диакон был рукоположен в возрасте около сорока лет.
Может голос имел хороший, что из диаконов не отпускали?
На очереди следующая ревизия – 6-я 1811 года. В ней, как и в ревизиях других уездов, просмотренных мной ранее, в сказках перечислены только лица мужского пола.
2. ГАОО Фонд 760/оп.1/дело 459 – «Ревизские сказки священно-церковнослужителей города Мценска и Мценского уезда за 1811 год»
На листе 9 сказка СЦС Мценской градской церкви Жен Мироносиц.
1) В стате: Священник Стефан Стефанов сын Оболенский (10 лет по рев.1795г) – 26 (ныне)
Во время последней ревизии находился в Орловском Училище, состоявшего при оной Мироносицкой церкви в стате нижеписанного умершего священника Стефана Алексеева сын, во священника произведен на место уволенного за старостью лет от должности сказанного отца ево из Семинарии в 1807 году. У него сын Иван (н/р) – 3-х лет.
Эта запись полностью совпадает с данными из семинарских ведомостей в РГИА: в 1805г. в списках сам Стефан Оболенский, а спустя двадцать лет в 1824 году – его сын Иван Оболенский.
Второй священник в Мироносицкой церкви.
2) В стате: Священник Иван Васильев (40) - 56лет, у него сын Петр (9) – во священника в село Бобрик в 1811 году.
В ревизии 1815 года, содержание которой приведено выше, именно Петр Иванов записан, как вновь прибывший из села Бобрик. То есть, он тоже был возвращен к Мироносицкой церкви на место своего отца. Далее про предков:
3) В стате: Диакон Стефан Федоров – во время последней ревизии находился в Орловском училище, Болховской округи села Городища священника Федора Иванова сын, во диакона произведен к оной церкви на праздное место в 1800-м году, - 32года,
у него дети, рожденные после последней ревизии Иван – 9лет, Петр- 5, Стефан – 4.
Далее в тексте сказки сведения о выбывших после ревизии 1795 года священнике Стефане Алексееве (51) – умер в 1807 году и диаконе Никите Борисове (33) – умер в 1799году.
В результате получается, что в поисках корней прямых предков-священнослужителей появляется новое направление – Болховский уезд. Выявлено еще одно имя – священника села Городища Федора Иванова сына (пока без фамилии).
Отмечу также, что мною были заказаны и просмотрены дела с ревизиями СЦС Мценска и Мценского уезда за 1795 и 1782 годы. Содержание «Сказок» Мироносицкой церкви не буду приводить здесь подробно, отмечу лишь, что в них есть имена священника Стефана Алекссеева и его сына Стефана 10 (рев.1795 года), будущего соборного протоиерея Оболенского. Но в этих двух ранних ревизиях нигде фамилия не встречается. Все священнослужители записаны без фамилий, только имена и отчества.
И еще отмечу, что в сказке 1795 года зафиксирована какая-то удивительная миграция священнослужителей из Коломенской епархии Тульского наместничества Чернской округи села Чичерина. К Мироносицкой церкви переведен из дьячков произведенный во священника Иван Васильев, в штатные пономари переведен из этого же села Иван, сын священника Василия Яковлева, а к мценской Введенской церкви назначен в пономари еще один сын того же священника Василий Васильев.
Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что это село совсем недалеко от Мценска, рядом с границей Орловской и Тульской губерний. Может быть, это и вполне обыденное дело, учитывая, что Мценск и Болхов очень долго, практически до образования Орловской, относились к московской Крутицкой епархии, куда входила и Тула. Может быть, здесь и кроется причина появления у учеников духовных заведений фамилии Оболенских? Отмечу, что при просмотре самой ранней из найденных в РГИА сводной ведомости об учениках духовных заведений за 1790-й год, фамилия Оболенских встретилась мне в трех семинариях: Воронежской, Коломенской (Тульской) и Севской.
Но пора вернуться к архивным поискам. На очереди ревизии Болховского уезда. Хронологически вернемся чуть назад к поздним ревизиям 1815-го и 1811гг:
3. ГАОО Фонд 760/оп.1/д.20 Ревизские сказки СЦС г.Болхова и Болховского уезда за 1815г. В деле есть реестр и на листе 99 под №25 находим
Ревизская Сказка 1815 года Декабря 8-го дня Орловской Епархии Болховского уезда села Городища одноприходной Церкви Рожества Христова о состоящих при ней мужеска и женска пола духовнаго звания людей
1) Священник Федор Иванов сын Троицкий (55) - 59 лет, священника Ф.И. жена
Елисавета Михайлова дочь – 60лет;
2) Дьячек Яков Фомин…..;
3) Пономарь Тихон Григорьев…
Занятно! Священник записан с фамилией. Совсем не частый случай, особенно для сельского священника. Вот и объяснение, почему средний сын священника Мценской Харлампиевской церкви Петр в семинарии написан под фамилией Троицкий. Но что тогда побудило его родного брата взять в семинарии другую фамилию – Оболенский? Авторитет своего полного тезки - настоятеля Мироносицкой церкви, под началом которого служил дьяконом его отец? Ну, а пока добавляем два новых имени в родословную:
Священник Федор Иванов сын Троицкий – 1756г.р.
и его супругу Елисавету Михайловну – 1755 г.р.
4. ГАОО Фонд 760/оп.1/д.13 – Ревизские сказки СЦС г.Болхова и Болховского уезда за 1811год. В деле есть реестр, где под №55 на листе 107а сказка церкви села Городища. Вот ее содержание:
1811 году августа 17 дня Орловской епархии Болховской округи села Городища одноприходной церкви Рожества Христова состоящие в действительном служении священник Феодор Иванов дьячек Яков Космин пономарь Тихон Григорьев по силе состоявшегося сего 1811 году мая в 18 день высочайшего Его Императорскаго Величества и …. публикованнага Манифеста дали сию скаску о самих себе и по состоящих по пятой ревизии приозначенной церкви священно и церковнослужителей и их мужеска полу детей.
… При оной одноприходной Христорожественской церкви по последней ревизии писаны были:
Священник Феодор Иванов (37) – 53года, у него дети писанные в ту ревизию
Стефан (15) при Семинарии, в 1801 году произведен города Мценска к Мироносицкой церкви во диакона;
Адриан (9) – в 1806 году выбыл в Медико-Хирургический институт…
Далее имена дьякона, дьячков и пономарей.
Как оказалось, ранние ревизии священнослужителей Болховского уезда по факту отсутствуют в фондах Орловского архива. В описи к делу 760/1/8 с ревизией 1795-го года записано, что оно содержит сказки только городских церквей, уездных нет. Хотя это надо будет проверить, если доведется еще попасть в Орел. Еще большая печаль с делом 4-й ревизии 1782-го года, которое я заказывал и на которое очень надеялся. Но, увы, сказки СЦС Болховскогоуезда подшиты в самом конце дела и как раз эти страницы оказались испорченными и утраченными для чтения.
На последней странице пометка архивариуса: «Не подлежат оцифровке листы 627-723 – сцементированные». Таким образом, на имени священника Феодора Иванова придется остановиться. Перейти к именам в первых ревизиях, хранящихся в РГАДА, мне представляется невозможным, т.к. интервал между документами составляет без малого сто лет.
Есть, конечно, слабенькая надежда на пятую ревизию Болховских церквей. Учитывая, что в ревизии 1815 года у священника Федора Иванова указана фамилия (а это случай весьма редкий для сельского духовенства в этот период), можно понадеяться, что этот священник имеет происхождение из причта городской Троицкой церкви. Но шансы невелики, прямо скажем.
Если оставить в стороне предположения, то проследить появление фамилии у моих прямых предков-священников села Богородицкого (Успенское, Смирные) Малоархангельского уезда Орловской губернии вполне определенно можно с середины 18 в.
Помимо перечисленных выше документов, я проверил еще одно дело из РГИА с ведомостями учащихся в Орловской Семинарии на предмет наличия фамилии у Стефана Федоровича (Ф796/79/д.1089) за 1798, а также нашел упоминание его имени в работе Г.М.Пясецкого «Материалы для истории Севской Духовной Семинарии» (Орловские Епархиальные Ведомости №20 за 1891г). В результате получается вот такая картина:
1. 1815г РС Болховского уезда –
Священник церкви села Городище – Федор Иванов Троицкий 59 лет 1757 г.р.;
2. 1811г РС Болховского уезда –
Священник цви села Городище – Федор Иванов (без фамилии) 55лет,
У него сыновья:
- Стефан (15) при Семинарии (по 5-й ревизии), в 1801г (1779 г.р.), произведен города Мценска к Мироносицкой церкви во диакона
- Адриан (9) – в 1806 г. выбыл в Медико-Хирургический Институт; 1785 г.р.
3. 1798г «Ведомости учащихся в Орловской Семинарии»
Студенты Философии - №27 Стефан Троицкий – Болховской окр. села
Городище священника Федора сын – 19л, в Семинарии с 1790г, на собственном коште, … прилежания, поведения и успехов нехудых ;
Класс грамматики - №73 Адриан Леопольдов – Болховской округи села Городище священника… сын – 11лет (т.е. Адриан в Семинарии вместо Троицкого стал Леопольдовым)
4. 1790г «Список учеников Элементарной Латинской школы» (Севской Семинарии), которые обучаются чтению и письму (по «Материалам» Г.М.Пясецкого)
- №23 – Стефан Троицкий 10 лет, с 1790 г, не худо учится;
Таким образом, старший сын священника Федора Троицкого Стефан в Семинарии сохранил фамилию отца, у младшего Адриана фамилия поменялась на Леопольдов. Далее отследим документы, имеющие отношение к службе Стефана Федоровича.
5. 1811 РС города Мценска –
Дьякон Цви Жен Мироносиц Стефан Федоров (фамилии нет) 32 года,… у него дети….
Иван – 9лет, Петр – 5лет, 1802 и 1805г.р.
Стефан – 4-хлет 1806г.р.
6. 1815г РС СЦС города Мценска – в той же церкви те же имена без фамилии, только про старшего сына Ивана написано, что он в семинарии.
7. 1824г-1829гг «Исповедные ведомости г.Мценска Харлампиевской церкви»
- Священник Стефан Федоров (без фамилии) 46 лет….
8. 1825г «Ведомости об учащихся в Орловской Духовной Семинарии»:
- Петр Троицкий 22 года города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын;
- Стефан Оболенский 18лет города Мценска Харлампиевской церкви священника Стефана сын.
И подводим итог выпиской из документа РГИА Ф796/159/д.1131
9. 1876г «Формулярный список о службе священника села Богородицкого Малоархангельского уезда Стефана Стефанова сына Оболенского»:
- Священник Стефан Стефанов сын Оболенский, священнический сын, по окончании курса в Орловской Семинарии 1829 года 15-го дня, уволен с аттестатом 2-го разряда, того ж года;
13 декабря посвящен Преосвященным Никодимом, Епископом Орловским и Севским, во священника к церкви Успения Божией Матери на настоящее место….
В этой церкви Стефан Стефанович и прослужил более 45 лет - до 1875 года, положив начало целой династии священников Оболенских. С 1876 года священником в Успенской церкви стал его сын Василий Стефанович Оболенский, а в 1906году на священническое место в церковь села Богородицкое Смирные был переведен его внук Николай Васильевич Оболенский, которому довелось стать свидетелем закрытия сельской церкви в 20-х годах после победы большевиков в гражданской войне. Сам священник был репрессирован, и о его судьбе после раскулачивания в 1829 году, к сожалению, ничего пока узнать не удается. Члены его семьи, к счастью, не пострадали, и с потомками Николая Васильевича, проживающими в Москве, недавно удалось установить связь. Все имена, приведенные в родословной таблице, относящиеся к советскому периоду, получены от ныне живущих родственников в Санкт-Петербурге, Москве и Днепре.
Таким образом, завершая исследование этой ветки рода, можно сделать некоторые выводы:
1. Фамилия Оболенских впервые в нашем роду священников церкви Успения в селе Богородицкое Смирные появилась в Орловской Духовной Семинарии у Стефана Стефановича, отец и дед которого носили другую фамилию – Троицкие. Места их службы - Мценск и Болховской уезд.
2. Стефан Оболенский был назначен в село Богородицкое после женитьбы на Прасковье Ивановне, дочери священника, служившего в Успенской церкви до 1829 года. Она принадлежала к роду Буниных. Священники с этой фамилией служили в Успенской церкви села Богородицкого Малоархангельского уезда, как минимум, с 70-х годов 18века (по данным 4-й ревизии 1782 года и ведомостям учащихся в Орловской Семинарии).
3. Фамилия Оболенских появляется в духовных семинариях, причем, похоже, что не только у моих предков, но и у большинства других носителей этой фамилии в Орловской, Воронежской и Тульской епархиях в последней четверти 18-го века, когда происходит становление системного семинарского образования для детей духовенства.
Хотя однозначно утверждать, что только в семинариях, наверно, тоже не стоит. Но вот почему некоторые учащиеся брали сами или получали от семинарского начальства именно эту фамилию - Оболенские, остается загадкой. Географический фактор при присвоении фамильных прозвищ в семинариях, безусловно, существовал, но могло ли быть так, что некоторые представители духовенства Севской, Воронежской, Коломенской епархий на протяжении нескольких поколений сохраняли память об общей родовой принадлежности к церквям Оболенского уезда Крутицкой епархии? Ответа на этот вопрос у меня пока нет.
А теперь попробую зарисовать выявленных представителей рода в сводную таблицу (Сергей Короленко)
(Александр Полынкин)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|