(Болховский уезд)
(из цикла «Сёла и храмы»)
О Христорождественской церкви старинного болховского села Городище я упоминал в связи с рассказом о священниках Иножарских. На всякий случай, скажу, что этот населённый пункт возник на месте древнерусского городища Домагощ, существовавшего в 12-13 веках. Село даже некоторое время именовалось Городище Домагощевское. В годы Смутного времени оно было сожжено и запустело, но уже во второй половине 17 века возродилось. Располагаясь в 25 верстах к северо-востоку от Болхова на левом, возвышенном берегу Оки, недалеко от впадения в неё Зуши, оно выглядело очень живописно.
Во второй половине 18 века село принадлежало князьям Несвицким. Благодаря моей работе с документами из фондов ГАОО, появилась возможность чуть подробнее рассказать о храме, который был построен в Городище «тщанием князя Фёдора Ивановича и княгини Елисаветы Алексеевны Несвитских» и освящён в 1773 году. Во второй половине 18 века на территории нашего края в сельской местности, в основном, строились деревянные церкви, но Их Сиятельство решился на каменное строительство как самого храма, так и колокольни.
Церковь оказалась достаточно большой, имела три придела: главный – во имя Рождества Христова, боковые – во имя Казанской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На средства князя была закуплена полностью церковная утварь и построены каменные дома для священника, диакона и пономаря. Возможно, с момента создания храма, рядом с ним установили две старинные пушки, найденные при строительстве.
Князь выделил для храма и земельный участок площадью 39 десятин 1410 квадратных сажен земли (две десятины – усадебные, а остальные – пахотные и сенокосные угодья).
Так получилось, что построенная церковь обслуживала прихожан самого села Городища и трёх окрестных деревень – Городищенского хутора, Корниловой и Нижней Удереви (так она названа в метрических книгах храма, а в «Справочной книжке Орловской епархии» и других источниках значится как Нижнее Ущерево – А.П.) уже соседнего Мценского уезда.
Во всех четырёх населённых пунктах проживало сравнительно небольшое население. Например, в 1877 году в 154 дворах их насчитывалось 995 человек, в 1903 году – 1207 душ мужского и женского пола.
В силу этого, особенно когда священнику и его помощникам не платили казённое жалованье, их доходы от выполнения церковных треб были невелики, и спустя какое-то время в штате храма вместо полноценных трёх (священник, диакон, дьячок) осталось два человека – священник и псаломщик. С 1897 года епархия начала выплачивать жалованье: священнику – 294 рубля, псаломщику – 98 рублей. Некоторую сумму служители Божии получали от выполнения треб и за счёт церковной земли. В общем, выкручивались, как могли, но служили Богу и прихожанам верой и правдой.
Из метрических книг и других церковных документов, сохранившихся в фондах ГАОО, удалось узнать некоторые подробности о священниках Христорожденственской церкви села Городище.
Вот, к примеру, дьячковский сын Иоанн Васильевич Саввин. По окончании курса в Орловской семинарии в 1849 году с аттестатом первого разряда он был посвящён во священника, а 22 ноября 1851 года Высокопреосвященным Смарагдом, Архиепископом Орловским и Севским, определён к церкви Рождества Христова в селе Городище. С этого момента в течение почти 30 лет отец Иоанн крестил, венчал и отпевал жителей своего прихода истово и верно. За заслуги на Божественной ниве в 1874 году был награждён набедренником.
После него пасторский посох подхватил его преемник – батюшка Василий Никаноров. Василий Николаевич исполнял обязанности священника вплоть до 1892 года, когда в селе Городище произошло любопытное событие – прежний священник фактически добровольно отдал «бразды правления» своему зятю. Вот такую запись нашёл я в «Книге записи брачных обысков за 1884-1913 годы Христорождественской церкви с.Городище Болховского уезда (ГАОО, оп.2, ед.хр.640, л.л.66-66об.):
Обыск брачный (под №4)
1892 года, июня 29 дня. По указу его Императорского Величества Орловской Епархии Болховского уезда, села Городища Христорождественской церкви.
Жених: студент Орловской духовной семинарии Павел Ксенофонтов Иножарский, православного исповедания, жительствует в приходе села Городища;
Невеста: села Городища священника Василия Николаева Никанорова дочь – девица Варвара Васильева.
Жених – 33 лет, холост,
Невеста – 32 лет, девица.
Имеют дозволение от своего родителя и от епархиального начальства.
Троекратное соглашение осуществлено – 1892, июня 26, 28 и 29 числа.
Документы от жениха – билет из Орловской духовной консистории, а о невесте – хранятся при церкви означенного села. Она родилась 1860, ноября 28 числа.
К сему брачному обыску расписались – студент Орловской духовной семинарии Павел Иножарский – за себя и невесту – села Городища священника Василия Никанорова дочери, девицу Варвару, а вместо ея, неграмотной, по её личной просьбе – расписался.
Поручители по жениху:
Села Воскресенского, что на Мезине Орловского уезда священник Георгий Иножарский; села Большой Черни Болховского уезда священник Димитрий Васильев Никаноноров.
По невесте: священник села Фандеева Мценского уезда Андрей Рождественский и губернский секретарь Николай Васильевич Никаноров.
Производил обыск и таинство брака совершал Тульской губернии Белёвского уезда села Тшлыкова священник Иван Андреев Исаковский.
А с 9 августа 1892 года отец Павел Иножарский начал выполнять обязанности священника. К сожалению, его деятельность на этом посту продлилась чуть больше 8 лет: 21 августа 1900 года, в возрасте 41 года, он скоропостижно скончался, а 24 августа был погребён. Похоронили молодого священника в церковной ограде по разрешению Его Высокопреосвященства, епископа Орловского и Севского Никанора. В метрических книгах Христорождественской церкви за 1900 года сохранилась телеграмма, посланная из Орла во Мценск 22.08.12.00 на имя - «Иножарской»: «Разрешается похоронить священника ограде посильным вкладом церковь. Никанор».
У вдовы рано почившего священника осталось четверо несовершеннолетних детей:
Григорий – родился 5 января 1895 года;
Константин – 27 июля 1896 года;
Алексей – 18 мая 1898 года;
Пётр – 25 июня 1900 года.
Епархия не оставила в беде матушку, у которой не было никакой собственности, ей платили на содержание детей пособие в размере вначале 35 рублей, а позже – 52 рубля 50 копеек.
Когда сыновья подросли, все они, в порядке старшинства, поступали в Орловскую духовную семинарию. Старший, Григорий, пытался, правда, некоторое время учиться в Юрьевском ветеринарном институте, но потом, всё же вернулся к духовной стезе.
К этому времени в Христорождественском храме сменилось два священника. Первый, настоятель Василий Леонтиев прослужил ещё меньше Павла Иножарского: в возрасте 38 лет он скончался от скоротечной чахотки (туберкулёза). С 1904 по 1915 год включительно обязанности священника в Городищенской церкви исполнял Александр Иванович Соколов.
Он окончил курс в Орловской духовной семинарии с званием «студент» в 1896 году (было ему в то время 23 года). 8 октября 1896 года Соколов поступил старшим учителем второклассной церковно-приходской школы с.Спасо-Чекряка Болховского уезда.
17 декабря 1900 года он был рукоположен во диакона к Покровской города Болхова церкви, а 15 августа 1901 года рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Полуботово Чернского уезда.
27 августа 1904 года перемещён по прошению к церкви села Городища Болховского уезда. С 1900 года состоял законоучителем в церковной школе.
С 1904 года состоял законоучителем в земском училище, в котором имел 6 уроков в неделю. С 20 февраля 1910 года стал духовным следователем 3 Болховского благочиннического округа.
С 14 октября 1911 года состоял помощником благочинного, был заведующим страховыми операциями округа, а в 1912-1914 годах – состоял депутатом епархиального съезда.
За усердные труды по 1-ой всеобщей переписи в 1897 году был отмечен тёмно-бронзовою медалью, в 1906 году – набедренником, в 1911 году – скуфьёю.
Батюшка Александр с женою Марьей Васильевной родили трёх дочерей и четырёх сыновей и этим заслужили ещё большее уважение своих прихожан. Но в конце 1915 года священник Соколов ушёл на «повышение», и его место занял молодой Григорий Иножарский, только-только закончивший Орловскую духовную семинарию.
О его судьбе и о его детях я рассказывал. Несколько слов о здании Христорождественской церкви. Долгое время она была холодной, но те времена, когда хозяйкой имения в селе Городище стала графиня Варвара Петровна Толстая (с 70-ых годов 19 века), она, будучи очень богобоязненной, большие деньги тратила на благотворительность. На её средства в селе Городище в 1876 году была построена земская школа, в которой обучались сельские дети. А в 1883 году на средства графини в храме был проведён капитальный ремонт, в ходе которого проведёно отопление и вызолочен иконостас.
После смерти благотворительницы епархиальное начальство разрешило её погребение в самом храме, рядом с князем и княгиней Несвицкими, устроителями церкви.
Послереволюционная судьба Христорождественского храма печальна. В 30-ые годы 20 века он был закрыт, но ещё сохранялся. Однако зимой 1942 года, когда в здешних местах осуществлялась Болховская наступательная операция советских войск (февраль-март), наша артиллерия била по селу Городищу почти ежедневно, пытаясь «выкурить» из него гитлеровцев. Христорождественская церковь в результате очень сильно пострадала, а в послевоенные годы её останки были разобраны, так что от старинного здания не осталось ни следа.
Впрочем, скоро и от самого села ничего не останется, поскольку на 1 октября 2010 года здесь числилось всего 14 человек. Наверное, только валы старинного городища, разрезанные воронками и траншеями военного времени, братская могила советских воинов да памятный знак морякам-тихоокеанцам, погибшим в феврале 1943 года, - будут напоминать о прошлом.
(Александр Полынкин)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|