Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Мир духовный

Христорождественская церковь села Городище, её настоятели и прихожане
Опубликовано: 18.08.2016.

(Болховский уезд)

(из цикла «Сёла и храмы»)

О Христорождественской церкви старинного болховского села Городище я упоминал в связи с рассказом о священниках Иножарских. На всякий случай, скажу, что этот населённый пункт возник на месте древнерусского городища Домагощ, существовавшего в 12-13 веках. Село даже некоторое время именовалось Городище Домагощевское. В годы Смутного времени оно было сожжено и запустело, но уже во второй половине 17 века возродилось. Располагаясь в 25 верстах к северо-востоку от Болхова на левом, возвышенном берегу Оки, недалеко от впадения в неё Зуши, оно выглядело очень живописно.

Во второй половине 18 века село принадлежало князьям Несвицким. Благодаря моей работе с документами из фондов ГАОО, появилась возможность чуть подробнее рассказать о храме, который  был построен в Городище «тщанием князя Фёдора Ивановича и княгини Елисаветы Алексеевны Несвитских» и освящён в 1773 году. Во второй половине 18 века на территории нашего края  в сельской местности, в основном, строились деревянные церкви, но Их Сиятельство решился на каменное строительство как самого храма, так и колокольни.

Церковь оказалась достаточно большой, имела три придела: главный – во имя Рождества Христова, боковые – во имя Казанской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. На средства князя была закуплена полностью церковная утварь и построены каменные дома для священника, диакона и пономаря. Возможно, с момента создания храма, рядом с ним установили две старинные пушки, найденные при строительстве.

Князь выделил для храма и земельный участок площадью 39 десятин 1410 квадратных сажен земли (две десятины – усадебные, а остальные – пахотные и сенокосные угодья).

Так получилось, что построенная церковь обслуживала прихожан самого села Городища и трёх окрестных деревень – Городищенского хутора, Корниловой и Нижней Удереви (так она названа в метрических книгах храма, а в «Справочной книжке Орловской епархии» и других источниках значится как Нижнее Ущерево – А.П.) уже соседнего Мценского уезда.

Во всех четырёх населённых пунктах проживало сравнительно небольшое население. Например, в 1877 году  в 154 дворах  их насчитывалось 995 человек, в 1903 году – 1207 душ мужского и женского пола.

В силу этого, особенно когда священнику и его помощникам не платили казённое жалованье, их доходы от выполнения церковных треб были невелики, и спустя какое-то время в штате храма вместо полноценных трёх (священник, диакон, дьячок) осталось два человека – священник и псаломщик. С 1897 года епархия начала выплачивать жалованье: священнику – 294 рубля, псаломщику – 98 рублей. Некоторую сумму служители Божии получали от выполнения треб и за счёт церковной земли. В общем, выкручивались, как могли, но служили Богу и прихожанам верой и правдой.

Из метрических книг и других церковных документов, сохранившихся в фондах ГАОО, удалось узнать некоторые подробности о священниках Христорожденственской церкви села Городище.

Вот, к примеру, дьячковский сын Иоанн Васильевич Саввин. По окончании курса в Орловской семинарии в 1849 году  с аттестатом первого разряда он был посвящён во священника, а 22 ноября 1851 года  Высокопреосвященным Смарагдом, Архиепископом Орловским и Севским, определён к церкви Рождества Христова в селе Городище.  С этого момента в течение почти 30 лет отец Иоанн крестил, венчал и отпевал жителей своего прихода истово и верно. За заслуги на Божественной ниве в 1874 году был награждён набедренником.

После него пасторский посох подхватил его преемник – батюшка Василий Никаноров. Василий Николаевич исполнял обязанности священника вплоть до 1892 года, когда в селе Городище произошло любопытное событие – прежний священник фактически добровольно отдал «бразды правления» своему зятю. Вот такую запись нашёл я в «Книге записи брачных обысков за 1884-1913 годы Христорождественской церкви с.Городище Болховского уезда (ГАОО, оп.2, ед.хр.640, л.л.66-66об.):

Обыск брачный (под №4)

1892 года, июня 29 дня. По указу его Императорского Величества Орловской Епархии Болховского уезда, села Городища Христорождественской церкви.

Жених: студент Орловской духовной семинарии Павел Ксенофонтов Иножарский, православного исповедания, жительствует в приходе села Городища;

Невеста: села Городища священника Василия Николаева Никанорова дочь – девица Варвара Васильева.

Жених – 33 лет, холост,

Невеста – 32 лет, девица.

Имеют дозволение от своего родителя и от епархиального начальства.

Троекратное соглашение осуществлено  – 1892, июня 26, 28 и 29 числа.

Документы от жениха – билет из Орловской духовной консистории, а о невесте – хранятся при церкви означенного села. Она родилась 1860, ноября 28 числа.

К сему брачному обыску расписались – студент Орловской духовной семинарии Павел Иножарский – за себя и невесту – села Городища священника Василия Никанорова дочери, девицу Варвару, а вместо ея,  неграмотной, по её личной просьбе – расписался.

Поручители по жениху:

Села Воскресенского, что на Мезине Орловского уезда священник Георгий Иножарский; села Большой Черни Болховского уезда священник Димитрий Васильев Никаноноров.

По невесте: священник села Фандеева Мценского уезда Андрей Рождественский и губернский секретарь Николай Васильевич Никаноров.

Производил обыск и таинство брака совершал Тульской губернии Белёвского уезда села Тшлыкова священник Иван Андреев Исаковский.

А с 9 августа 1892 года отец Павел Иножарский начал выполнять обязанности священника. К сожалению, его деятельность на этом посту продлилась чуть больше 8 лет: 21 августа 1900 года, в возрасте 41 года,  он скоропостижно скончался, а 24 августа был погребён. Похоронили молодого священника в церковной ограде по разрешению Его Высокопреосвященства, епископа Орловского и Севского Никанора. В метрических книгах Христорождественской церкви за 1900 года сохранилась телеграмма, посланная из Орла во Мценск  22.08.12.00  на имя - «Иножарской»: «Разрешается похоронить священника ограде посильным вкладом церковь. Никанор».

У вдовы рано почившего священника осталось четверо несовершеннолетних детей:

Григорий – родился 5 января 1895 года;

Константин – 27 июля 1896 года;

Алексей – 18 мая 1898 года;

Пётр – 25 июня 1900 года.

Епархия не оставила в беде матушку, у которой не было никакой собственности, ей платили на содержание детей пособие в размере вначале 35 рублей, а позже – 52 рубля 50 копеек.

Когда сыновья подросли, все они, в порядке старшинства, поступали в Орловскую духовную семинарию. Старший, Григорий, пытался, правда, некоторое время учиться в Юрьевском ветеринарном институте, но потом, всё же вернулся к духовной стезе.

К этому времени в Христорождественском храме сменилось два священника. Первый, настоятель Василий Леонтиев прослужил ещё меньше Павла Иножарского: в возрасте 38 лет он скончался от скоротечной чахотки (туберкулёза). С 1904 по 1915 год включительно  обязанности священника в Городищенской церкви исполнял Александр Иванович Соколов.

Он окончил курс в Орловской духовной семинарии с званием «студент» в 1896 году (было ему в то время 23 года). 8 октября 1896 года Соколов поступил старшим учителем второклассной церковно-приходской школы с.Спасо-Чекряка Болховского уезда.

17 декабря 1900 года он был рукоположен во диакона к Покровской города Болхова церкви, а 15 августа 1901 года рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Полуботово Чернского уезда.

27 августа 1904 года перемещён по прошению к церкви села Городища Болховского уезда. С 1900 года состоял  законоучителем в церковной школе.

С 1904 года состоял законоучителем в земском училище, в котором имел 6 уроков в неделю. С 20 февраля 1910 года стал духовным следователем 3 Болховского благочиннического округа.

С 14 октября 1911 года состоял помощником благочинного, был заведующим страховыми операциями округа, а в 1912-1914 годах – состоял депутатом епархиального съезда.

За усердные труды по 1-ой всеобщей переписи в 1897 году был отмечен тёмно-бронзовою медалью,  в 1906 году – набедренником, в 1911 году – скуфьёю.

Батюшка Александр с женою Марьей Васильевной родили трёх дочерей и четырёх сыновей и этим заслужили  ещё большее уважение своих прихожан. Но в конце 1915 года священник Соколов ушёл на «повышение», и его место занял молодой Григорий Иножарский, только-только закончивший Орловскую духовную семинарию.

О его судьбе и о его детях я рассказывал. Несколько слов о здании Христорождественской церкви.  Долгое время она была холодной, но те времена, когда хозяйкой имения в селе Городище стала графиня Варвара Петровна Толстая (с 70-ых годов 19 века), она, будучи очень богобоязненной, большие деньги тратила на благотворительность. На её средства в селе Городище в 1876 году была построена земская школа, в которой обучались сельские дети. А в 1883 году на средства графини в храме был проведён капитальный ремонт, в ходе которого проведёно отопление и вызолочен иконостас.

После смерти благотворительницы епархиальное начальство разрешило её погребение в самом храме, рядом с князем и княгиней Несвицкими, устроителями церкви.

Послереволюционная судьба Христорождественского храма печальна. В 30-ые годы 20 века он был закрыт, но ещё сохранялся. Однако зимой 1942 года, когда в здешних местах осуществлялась Болховская наступательная операция советских войск (февраль-март), наша артиллерия била по селу Городищу почти ежедневно, пытаясь «выкурить» из него гитлеровцев. Христорождественская церковь в результате очень сильно пострадала, а в послевоенные годы её останки были разобраны, так что от старинного здания не осталось ни следа.

Впрочем, скоро и от самого села ничего не останется, поскольку на 1 октября 2010 года здесь числилось всего 14 человек. Наверное, только валы старинного городища, разрезанные воронками и траншеями военного времени, братская могила советских воинов да памятный знак морякам-тихоокеанцам, погибшим в феврале 1943 года, - будут напоминать о прошлом.

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Мир духовный | Добавил: admin (18.08.2016)
Читали статью: 1361 | Теги: сёла и храмы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
17.11.2024
Смотрел карты 1860-1870 годов. Оказывается уже была Кологреевка.

16.11.2024
Да, постараемся этот номер газеты отыскать, если он сохранился - найдём.

15.11.2024
"Недавно один из номеров газеты «На разгром врага» был ЦЕЛИКОМ посвящён рассказам колхозников Покровского района, Орловской области, о зверствах и произволе, которые чинили немцы во время оккупации". Интересно, сохранился ли этот номер газеты? Интересно было бы его почитать, ведь он полностью посвящен нашему району.

01.11.2024
20.10.2024
Да, Павел, вы - молодцы!  Удачи в дальнейших поисках!
А.М.Полынкин

20.10.2024
Добрый день!
Да, в конечном итоге в 2023 г. мы совместно с Внуковым Ю.А. добились установки мемориальной плиты с именами умерших советских солдат на кладбище в д. Давыдово.
Однако, сама могила на данный момент не найдена, а мемориальную плиту установили на краю кладбища.
Попытки добиться поиска самой могилы, чтобы привести это место в надлежащий порядок, я не оставляю.

С уважением, Стогов Павел.

09.10.2024
Очень хорошая новость, это отрадно.

23.08.2024

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.