30 октября в России отметили 80-летие Большого террора и День памяти политических репрессий.
В этот же день в окнах тех, кто решил отдать дань памяти погибшим, зажглись свечи. Вот как это было в Воронеже. Здесь тоже прошли акции в память о тех, кто пострадал 80 лет назад. На самом крупном мемориале в области в Дубовке возложили цветы, провели молебен и ещё раз вспомнили тех, кто был там захоронен. Акцию памяти провели и на городских улицах.
Их имена называют вслух и не боятся. Близкие тех, кого 80 лет назад расстреливали здесь, со свечами и фотографиями вспоминают своих родителей и тех родственников, которых даже не застали. О том, что в Дубовке проходили жестокие казни и захоронения, узнали только в 80 годах. Местный житель Иван Текутьев десятки лет молчал о том, что случайно увидел собственными глазами. Но в итоге попросил свою племянницу рассказать обо всём правоохранительным органам.
– В течение первых 3-4 дней, очень трудно было найти эти могилы. В таком лесу просто холмики. Попробуй кого-то отыскать. В конце концов, у него была гениальная память, уже начали находить ямы, ямы раскапывать, а потом организовали группу «Мемориал», – рассказала Наталья Воробьева, жительница Воронежа, племянница Ивана Текутьева.
Сегодня Наталья Воробьёва собирает любую информацию о репрессированных. При том, что её семью эта трагедия не коснулась. Женщина говорит, просто не смогла остаться равнодушной.
Каждый год сюда же приходит и Валерий Чекмарев. Он родился в год начала репрессий. Рассказывает, его отец был железнодорожником, восстанавливал мосты после гражданской войны. Суд над ним и его коллегами длился 20 минут, их обвинили в диверсиях и подрывах тех самых мостов. А через несколько месяцев пришли за ним и мамой.
– Маме дали 8 лет, как ЧСИР – член семьи изменника родины. Статья была такая. И отправили в темниковские лагеря в Мордовии, – поделился шокирующими воспоминаниями Валерий Чекмарев, житель Воронежа (о Валерии Чекмарёве я писал на сайте, и судьба его семьи тесно связана с нашим краем – А.П.).
На Аллее скорби за несколько десятков лет перезахоронили останки более 3 тысяч человек из 69 расстрельных ям. И раскопки продолжаются – по данным историков, в Дубовке эта работа сделана лишь на треть. Всего в Воронежской области за время большого террора убили не менее 15 тысяч человек.
Часть из них вспоминали на Никитинской площади и у памятника Мандельштаму – там прошла «Молитва памяти». Акцию проводят с 2010 года по всей стране. Участники читают имена и молятся не только о безвинно убиенных, но и тех, кто приводил страшные приговоры в исполнение.
Алексей Евстигнеев, председатель малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского:
– Кто-то сломился, кто-то погиб, кто-то вынужден был это делать. Кто-то предавал, кто-то охранял, кто-то казнил, кто-то осуждал. Сегодня мы вспоминаем всех. Не с целью осудить, с целью испросить прощение.
Акция плавно перетекла в другую – в окнах тех, кто решил отдать дань памяти погибшим, зажглись свечи.
Светлана Неклюдова, Юрий Вахтин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|