Так уж выходит, что в последнее время очень много места в моей деятельности и творческих интересах занимает село Верхососенье. Около месяца назад вышла книга «Святые места Верхососенья», потом – сразу две находки, разделённые промежутком в 30 лет: немецкое фото Богоявленского храма этого села и обнаруженная на одном из камней Святого источника надпись и рисунок (это требует ещё размышлений и выводов).
Но буквально пару дней назад я нашёл упоминание о селе Верхососенье там, где и не ожидал.
Перечитывал я некоторые рассказы Ивана Сергеевича Тургенева из его цикла «Записки охотника», к которым не прикасался лет десять. С огромным удовольствием напомнил самому себе «Чертопханова и Недопюскина». Каких колоритных персонажей умел найти и блестяще рассказать о них наш земляк-писатель! (Можешь сам убедиться в этом, читатель). А потом я плавно перешёл к продолжению этого рассказа, более печальному повествованию, под названием «Конец Чертопханова».
И вот в нём меня ждала неожиданная находка.
Но вначале скажу о том, что вторым главным героем рассказа «Конец Чертопханова» является породистый конь донской породы по имени Малек-Адель. Пантелей Еремеевич Чертопханов получил этого коня в подарок от еврея Мошеля Лейбы за спасение его жизни от разъярённых деревенских мужиков (как это случилось – можете прочитать сами). Конь с тех пор стал смыслом существования небогатого дворянина Чертопханова.
Но однажды Малека-Аделя украли. И всё случившееся после этого стало тяжёлым испытанием для Пантелея Еремеевича. Как развиваются события в рассказе, и чем он заканчивается – опять-таки, читатель, узнаешь, прочтя его.
А я скажу о главном. Когда Чертопханов начал искать пропавшего коня, он, прежде всего, расспросил еврея Лейбу, а где же тот взял коня, и Мошель поведал, что купил дончака в Малоархангельском уезде, на Верхососенской ярмарке.
Понимаешь, читатель, какого уровня была та ярмарка, если на ней продавали таких породистых лошадок? А проходила она на той самой площади перед Богоявленской церковью, которая хорошо видна на обнаруженном недавно немецком фото 1942 года. Посмотри на него ещё раз и представь себе героя Тургенева, разгуливающего по торговым рядам и, наконец, выбравшего подарок для своего спасителя.
Вполне возможно, что писатель упомянул Верхососенскую ярмарку не просто так, ведь в окрестностях его были его земельные владения (принадлежавшие раньше матери, Варваре Петровне, а до неё – деду, Петру Лутовинову).
Так что, покровчанин, возгордись ещё одним моментом причастности нашего края к творчеству великого земляка и – прочти (хотя бы!) два рассказа о столбовом дворянине Пантелее Чертопханове. Убеждён, не пожалеешь!
Немецкий снимок Богоявленской церкви в с.Верхососенье, 1942 год.
Александр Полынкин
Комментарии:
Мария (гость) 19 Ноября, 23:46
в детстве меня отец попросил прочесть именно конец Чертопханова.я плакала так он мне понравился тогда мне было10-11 лет и всю жизнь буду помнить Малек Аделя.
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...
...ненаселённой земли, находящейся Малоархангельского уезда в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте), сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).