Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Старшина II статьи Варлам Плахов с ледокола «Анастас Микоян» (часть вторая) К 75-летию Победы
Опубликовано: 30.01.2020.

20 ноября 2019 года на сайте была опубликована первая часть моего очерка «Старшина II статьи Варлам Плахов с ледокола «Анастас Микоян», я предполагал, что вскоре появится и вторая, но процесс несколько подзатянулся: я ждал, когда публикация появится в газете «Орловская среда», куда я отдавал материал. И он появился – но уже после Нового года, так что, уважаемые читатели, прошу прощения за эту задержку.

25 ноября 1941 года в 3 часа 45 минут, под покровом ночи, чтобы не обнаружил противник, из порта Батуми в открытое море вышел советский конвой в составе ледокола, трёх танкеров и кораблей охранения. Экипажи судов, в силу секретности задания, даже не подозревали, что им предстоит, особенно – ледоколу (бывшему вспомогательному крейсеру) «Анастас Микоян».

«Корабль не сдавать, экипажу в плен не сдаваться…»

Некоторое время корабли шли в сторону Севастополя, а затем взяли курс на пролив Босфор. Эсминцы «Способный» и «Сообразительный» сопровождали караван только до турецких территориальных вод и в 10 милях от Босфора повернули на обратный курс.

Ледокол «Анастас Микоян» и три танкера, пройдя за трое суток 575 миль, бросили якоря на рейде Стамбула. Турция стала первым иностранным государством на долгом пути «Микояна». А сколько их было потом, одно только перечисление портов займёт несколько строчек: Стамбул – Фамагуста – Хайфа – Саид – Суэц – Аден – Момбаса – Дурбан – Кейптаун – Монтевидео – Коронел – Лото – Вальпараисо – Кальяо – Бильбао (Панама) – Сан-Франциско – Сиэтл – Кодьяк – Датч-Харбор. Все они перечислены в мореходной книжке старшины II статьи, гражданина СССР, Варлама Плахова, который, оказавшись на уникальном корабле и в уникальном плавании, очень скоро понял это и решил оставить свой след в истории, начав вести дневник: «…пишу кратко то, что мог видеть, подробно описать нет возможности…».

В Стамбуле на борт «Микояна» поднялся советский военно-морской атташе в Турции капитан 2 ранга Родионов, который сообщил о решении Государственного Комитета Обороны: «Всем кораблям прорваться в порт Фамагуста на острове Кипр, к союзникам-англичанам». Там танкеры временно поступали в распоряжение союзного командования, а ледокол должен был следовать на Дальний Восток.

В особой инструкции, вручённой капитану 2 ранга Сергееву, категорически приказывалось: «Корабль ни в коем случае не сдавать, взрывом топить, экипажу в плен не сдаваться».

Торпеды прошли мимо

А теперь цитирую записи из дневника Варлама Плахова:

«29/XI 1941 года, 18.00. Взяли курс на пролив Дарданеллы и вышли в Эгейское море. Шли до восьми часов утра, после чего отстаивались в ущельях. Днём следовать было невозможно, ввиду немецкой разведки…Чтобы выйти в Средиземное море, нам надо было пройти мимо множества островов, которые были все вооружены…

1/12 1941. Мы сумели пройти очень узкие проходы, даже были видны смотрящие на нас орудия (тут я сделаю дополнение: плавание по проливу Дарданеллы в навигационном отношении довольно сложное. Опытные лоцманы даже днём ведут здесь суда с большой осторожностью, а ледокол шёл вообще без лоцмана, но справились… - А.П.).

…Недалеко от острова Родос (на нём находилась главная военно-морская база итальянцев в этом районе Средиземного моря, базировалась тут и немецкая авиация, бомбившая Суэцкий канал и английские базы и порты, это было самое опасное место в ходе прорыва ледокола к Кипру – А.П.) нас заметил самолёт. Он наблюдал за нами, и, как было видно, готовились к взятию нас в плен.…Мы снялись с якоря и стали пробираться по назначению, глубокой ночью мы заметили две точки на море. Это были торпедные катера, которые ожидали нас. С этого дня (2 декабря 1941 года – А.П.) началось наше второе крещение в чужих водах. Торпедные катера перерезали наш курс…».

С одного из них прозвучала команда: «Немедленно следовать на Родос под нашим конвоем!» На «Микояне» никто и не думал выполнять приказы врага, и ледокол продолжал идти своим курсом. Тогда катера перешли к торпедным атакам. Но как только первый «итальянец» вышел в расчетную точку стрельбы, за секунду до его залпа, капитан Сергеев скомандовал: «Руль на борт!» Благодаря замечательной маневренности ледокол быстро развернулся навстречу смертоносным сигарам, и они прошли вдоль бортов.

Так же успешно «Микояну» удалось избежать ещё пяти торпед, выпущенных вторым катером и тремя итальянскими самолётами-торпедоносцами. Все они прошли в непосредственной близости от ледокола, но ни одна не попала в судно.

Взбешённые итальянцы с катеров открыли по ледоколу огонь из всех пулемётов и малокалиберных пушек, нанеся «Микояну» более 200 пробоин. Противнику удалось поджечь спасательный катер, в котором находилось большое количество горючего. Было ранено трое членов экипажа «Микояна». Капитан Сергеев по внутрисудовой трансляции приказал: «Корабль к затоплению приготовить!»

Казалось, ещё чуть-чуть, и наступит последняя минута для ледокола. Но пойти на абордаж итальянцы не решились, а тем временем противопожарная команда «Микояна», под руководством старшего помощника командира капитан-лейтенанта Холина, не обращая внимания на обстрел, тушила очаги огня и, обрубив крепления горящего катера, сумела сбросить его в море. Он тут же взорвался, а начавшиеся сильный дождь, ветер и волны помешали итальянцам увидеть, что случилось. Они решили: ледоколу пришёл конец.

Природные катаклизмы пришли на помощь микояновцам. Ледоколу в пелене проливного дождя и под прикрытием высоких волн удалось оторваться от врага. Исправляя на ходу полученные повреждения, утром 3 декабря «Микоян» добрался до берегов Кипра и вошёл в порт Фамагусту. Задание Государственного комитета обороны было выполнено, и об этом через Лондон капитан Сергеев сообщил в Москву.

Пожалуй, прорыв к Фамагусте оказался самым трудным и смертельно опасным участком на всём многомильном пути ледокола.

Через четыре океана и двенадцать морей

Потом были долгий ремонт в Хайфе, страшный трёхсуточный пожар в этом порту, спасение нашими моряками английских коллег, начало войны с Японией, из-за чего «Микояну» пришлось идти к родным берегам через Атлантический океан, в обход Южной Америки, с западной стороны земного шара. В Бухту Провидения в Анадырском заливе Берингова моря ледокол прибыл 9 августа 1942 года и уже через пять дней приступил к выполнению задания: в составе Экспедиции особого назначения под №18 проводить грузовые суда сквозь льды Северного Ледовитого океана. За три месяца «Микоян» сумел совершить несколько рейсов.

Последнее тяжёлое испытание выпало на долю корабля уже по завершении навигации, 26 ноября 1942 года, когда ледокол в районе мыса Канин Нос подорвался на минных заграждениях, выставленных немецкими судами.

Варлам Плахов в своём дневнике записал, что при взрыве погибло двое его товарищей, вахтенных комендоров, стоявших у орудия. Взрыв искорёжил всю кормовую часть судна, сильно повредив машинное отделение и верхнюю палубу на юте, вывел из строя рулевую машину. Но ледокол остался на плаву, и его удалось спасти, приведя 30 ноября 1942 года в Молотовск (нынешний Северодвинск – А.П), к стенке завода №402.

Так закончился этот беспримерный, уникальный по дерзости поход протяжённостью 28 560 миль (из них – 2000 миль – во льдах – А.П.). Безоружный ледокол, без всякого охранения, прошел все зоны боевых действий, четыре океана и двенадцать морей, практически совершив поход вокруг Земного шара.

Этот единственный в истории советского флота кругосветный поход (не считая атомных подводных лодок), удивительный даже по меркам нашего времени, оказался забытым и до конца пятидесятых годов был засекреченным. Многие годы о нём мало кто знал, кроме самих участников. Да и заслуженных наград большинство отважных моряков не получило.

Старшина II статьи Варлам Плахов, прошедший на «Микояне» от начала до конца кругосветного плавания, успел потом ещё отличиться во время разгрома Японии. Он участвовал во взятии курильских островов Сюмусю и Парамушир, за что ему 23 августа 1945 года была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.

А из государственных наград к концу войны грудь орловчанина украшали медали «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Что касается кругосветного перехода, то за него Варлам Плахов, как и все участники, был отмечен только 7 мая 1973 года, приказом Главнокомандующего ВМФ, адмирала флота Советского Союза С.Горшкова удостоившись жетона «За дальний поход».

Старшина II статьи Плахов в форме

В рабочей одежде

Ведёт записи, а корабельный кот рядом

Страничка из дневника

С товарищами – в гражданской одежде

Команда ледокола в одном из иностранных портов

С отцом – на долгую память

Демобилизовавшись в 1947 году, Варлам Андреевич Плахов жил в Орле, работал директором спиртовой базы, встречался с пионерами. В мае 1974 и 1975 годов ездил в Москву и Николаев на встречи со своими товарищами, членами экипажа ледокола «Анастас Микоян», делился воспоминаниями.

Встреча ветеранов ледокола «Анастас Микоян»

Умер Варлам Андреевич в 1979 году, похоронили его на Наугорском кладбище.

Александр Полынкин.

Автор благодарит внучку В.А.Плахова, Наталию Владимировну Кургузову, за предоставленные документы и фотографии.

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (30.01.2020)
Читали статью: 479 | Теги: Герои - земляки
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.