Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Новости

ЛЕВ ОВАЛОВ И ДРУГИЕ (К 80-ЛЕТИЮ ДОМА ПИСАТЕЛЕЙ В ЛАВРУШИНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ)
Опубликовано: 12.01.2017.

 

Буквально перед самым Новым Годом моя орловская знакомая, сотрудница Орловского музея изобразительных искусств Марина Алексеева, поздравляя с праздниками, сообщила интересную новость и привела две ссылки на неё. Мне кажется, это очень любопытно, поскольку известие имеет отношение и к нашему краю, почему – скажу чуть дальше. Итак, цитирую оба сообщения:

«В романе «Мастер и Маргарита» есть эпизод, где Маргарита-ведьма бьет стекла в квартире критика Латунского. Жил этот зловредный деятель в «Доме Драмлита», прообразом которого послужил знаменитый писательский дом по адресу Лаврушинский переулок, 17. Он цел и поныне — стоит ровно напротив входа в Третьяковскую галерею

Тот самый дом


К 80-летию Дома писателей приурочена выставка «Лаврушинский, 17», которая проходит в Выставочных залах Государственного Музея Александра Пушкина на Арбате с 27 декабря 2016 года по 29 января 2017-го. Ее инициаторами стали жильцы знаменитого дома — те, кто там с детства. Например, Ольга Никулина, дочь писателя Льва Никулина. Она родилась в 1937-м — как раз когда началось заселение огромного дома в Лаврушинском, предназначенного для деятелей советской литературы. На открытии выставки Ольга Львовна сказала, что нынешний состав жильцов дома совсем другой — многие наследники литераторов продали свои квартиры. Активисты домкома, наследники первых поселенцев, обеспокоены тем, что дому не присвоен официальный статус памятника культуры. 

В экспозиции нет ни одного музейного объекта — все экспонаты предоставлены членами семей писателей, поэтов, литературоведов. По атмосфере выставка получилась камерная, домашняя, но по содержанию очень насыщенная: в трех небольших залах размещены стенды, посвященные многим жильцам дома. 
Писатели Юрий Олеша, Константин Паустовский,  Виктор Ардов, Илья Ильф и Евгений Петров, литературовед Виктор Шкловский, балерина Надежда Павлова, поэты Борис Пастернак, Владимир Луговской, Агния Барто  — на каждого из них и на многих других в пространстве выставки отведено по небольшому стенду, где можно ознакомиться с биографической справкой и рассмотреть личные вещи: тетради, письма, книги с автографами, фотографии. Семья Шкловских, например, предоставила для экспонирования невероятно дорогую и горькую реликвию — гимнастерку Никиты Шкловского, сына Виктора Борисовича, переданную с фронта, где он погиб в 1945-м. В витрине, посвященной поэту Александру Яшину, трогательная рукопись: «Молитва (утренняя): Помоги мне, Господи, написать еще одно стихотворение! 1958». На стене в одном из залов — зеркало Ольги Суок, супруги Юрия Олеши. Фамилию жены писатель превратил в имя героини своего романа «Три толстяка». В витрине, посвященной Агнии Барто, — свидетельство о присвоении имени писательницы планете № 2279. 
Зданию в Лаврушинском исполняется 80 лет. Конечно, булгаковский «Дом Драмлита» — не единственный художественный образ этого уникального жилища советских писателей, воспоминания и свидетельства о нем встречаются во многих произведениях, мемуарах. Та же Ольга Никулина, например, написала о родном доме две книги: «Лаврушинский, 17. Семейная хроника писательского дома» и «Лаврушинский, 17. Семья и книги, друзья и враги». Нынешняя выставка в Музее Пушкина — прекрасное напоминание о людях сложной эпохи. В конце 1930-х воплощалась в жизнь идея Сталина о корпоративных «городках» для представителей той или иной творческой профессии. В Лаврушинском соседствовали не только друзья по цеху, но и недоброжелатели, конкуренты. Идиллической атмосферу в Доме писателей не назовешь. Но тем интереснее прослеживать большую историю страны по линиям жизней «инженеров человеческих душ» (с сайта «Культура РФ»).

А теперь – вторая публикация:

«Выставка Пушкинского Дома показывает уютный уголок советских писателей.

(с сайта журнала «Вести. Культурно-политический журнал»)

Музей А.С. Пушкина совместно с Аукционным домом «Литфонд» и Музеем архитектуры имени Щусева открыл экспозицию в Лаврушинском переулке, 17 о жизни советских писателей, которая рассказывает об уникальном советском опыте проживания плеяды деятелей культуры в одном пространстве. Такой эксперимент был немыслим для России царского времени, оригинален для мирового опыта и мало понятен сегодня.

В основе строительства Дома писателей лежала идея М. Горького по созданию «городка или гостиницы» для писателей. Дом был построен в 1934-1937 годах как кооперативный, затем в 1947-1948 его достроили и заселили авторов произведений о войне.

В числе тех, кто жил здесь, мы видим как известных сегодня писателей, так и вовсе забытых. Из известных каждому – создатель слогана хрущевской «оттепели» Илья Эренбург, педагог Антон Макаренко, лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак, автор «Белеет парус одинокий» Валентин Катаев, знаменитые создатели образа Остапа Бендера Илья Ильф и Евгений Петров, и многие другие. В гости к ним приходили крупнейшие деятели культуры: Анна Ахматова, Александр Вертинский, Сергей Лемешев, Ольга Лепешинская, Мария Юдина и многие другие.

Евгения Валентиновна Катаева – дочь В.П. Катаева, поделилась с «Э-Вести» своими детскими ощущениями от проживания в этом доме: «Когда ты живешь в этом, это кажется совершенно обычным. У меня не было ощущения, что это что-то особенное. Сейчас, когда я всё это вспоминаю, у меня волосы встают дыбом, и я думаю: «Господи, как же ты уберег меня от всего этого!». Это было очень опасно, из нашего дома «косили» людей. В качестве одного из таких примеров, ещё по эвакуации я помню Д.Р. Бергельсона, это был совершенно очаровательный человек. Мы были маленькими, передразнивали всех взрослых, и смеялись над ним в том числе. У меня был очень тяжелый психологически момент, когда я не могла уснуть, когда стук лифта вызывал во мне дикий ужас и страх. Я молилась какими-то своими словами, и боялась рассказать об этом родителям, чтобы они не подумали, что я плохо думаю о папе. Я понимала, что у меня замечательный папа, но я прожила детство в страхе, что его арестуют. Мы с девочками собирались пойти в школу, и всегда обсуждали, чья квартира на этот раз... То, что Вы сказали о предметах, - это не коллекционируемые предметы, а те предметы, которые остались в обиходе семей, которые хранят быт семьи и те детские страхи. Обратите внимание на колокольчики у Всеволода Иванова. Это – связь со своими ушедшими родными».

Особый мир этого подъезда существовал не только в 1930-е, но и позднее. Семьи писателей общались между собой и сохранили благоговейную память о своих предках, соседях и гостях и до наших дней. Неслучайно главным вдохновителем создания экспозиции стала дочь писателя Л.В. Никулина – переводчик, библиограф и писатель, которая родилась в этом доме, живет в нем всю жизнь и посвятила ему книги «Лаврушинский 17. Семейная хроника писательского дома» и «Лаврушинский, 17. Семья и книги, друзья и враги». Ольга Львовна хранит ценнейшие воспоминания детства в том числе об Анне Ахматовой, но также о Максиме Шостаковиче, прот. М. Ардове и т.д., наполненные эмоциональными бытовыми эпизодами, которые ложились в основу литературного наследия и составляли жизнь советской элиты.

Ольга Львовна Никулина

Внучка В.П. Катаева – журналистка Тина Катаева – рассказала нам о том, как зародилась мысль о выставке: «Идея рассказать о доме родилась у жильцов дома. Это старая гвардия – дети тех писателей, которые въехали в этот дом в 1937-39 годах. Тем более, что этот дом в советское время входил в известные справочники как имеющий художественно-историческую ценность. Вполне понятно, что это была интеллигенция, а советская интеллигенция – это нечто особое, отличное от мирового понимания этого слова. Когда это сливается с писательскими судьбами, то получается очень интересный сплав. Если посмотреть биографии представленных тут писателей – это и Красная Армия, и белогвардейское движение – возникает соединение невероятных событий, которые происходили в стране. Каждая показанная здесь человеческая судьба – это космос, но в совокупности это отдельные сосуды, которые в иной ситуации соприкоснуться вообще не могли».

Идея реализации открытой выставки принадлежит Аукционному дому «Литфонд», который привлёк к нему Музей А.С. Пушкина и его сотрудников.

Аукционный дом «Литфонд» проводит аукционы редких книг, автографов, рукописей для частных коллекционеров датированными с XIII-XIV вв и заканчивая современным искусством на рубеже 20-21 веков, благотворительные аукционы, встречи с экспертами в областях коллекционирования, музейными и архивными работниками.

Как рассказал культурно-политическому журналу «Э-Вести» Генеральный директор «Литфонда» Сергей Леонидович Бурмистров: «Эта выставка может открыть кое-что новое. Например, говоря о себе, я увидел здесь несколько писателей, о которых я ничего не слышал. По крайней мере, у кого-то из литературоведов, посетивших эту выставку, может возникнуть желание написать что-то о забытых писателях. Дело в том, что в советское время писательство превратилось в ремесло. В те времена писатель получал большие гонорары, квартиры и другие привилегии от правительства, чтобы проводить те идеи, которые были необходимы для общества. Конечно, в среде советских писателей были и люди, чье творчество было значимым. К сожалению, многих из них уже совсем не изучают и не вспоминают, по некоторым из них Google ничего не может сказать, но это не означает, что их творчество было настолько незначительным».

Помимо организационной поддержки проекта С.Л. Бурмистровым для экспозиции была предоставлена часть личной коллекции: «Это несколько вещей, связанных с А. Ахматовой. Она достаточно много времени проводила в Москве, в основном на Большой Ордынке, где жила семья писателя Виктора Ардова. Вещи как раз связаны с этим местом, ее вторым домом: автограф на её книге в подарок Нине Ольшевской, жене Виктора Ардова, один из последних автографов, данных незадолго до смерти, и её ранняя фотография с Гумилевым, которую она надписала и подарила на день рождения Нине Ольшевской. На другой витрине находятся воспоминания Ильи Эренбурга об издании журнала Гелиос во времена, когда он жил в Париже».

В экспозиции писатели разделены по подъездам, как они и жили. Каждому из них отведены равнозначные биографические табло и витрины с вещами из семейных архивов и частных коллекций. Фотографии, часы, книги, автографы, письма и многое другое не только дают почувствовать посетителю личное пространство писателя, но и дух ушедшей советской эпохи в целом. Посмотреть её можно будет с 27 декабря 2016 до 29 января 2017 года».

P.S. И в заключение - дополнение, поскольку имя, которое нам интересно, пропущено в обоих статьях, а между тем Льву Сергеевичу Овалову, как и другим жильцам дома 17 в Лаврушинском переулке, посвящён целый стенд, хорошо видный на приводимом снимке.

В отличие от многих других наследников, распрощавшихся с полученным от государства подарком, в квартире Льва Овалова жил до недавнего времени его старший сын, Скальд Львович, скончавшийся 9 декабря 2015 года. Теперь в квартире живёт внук писателя – Сергей Скальдович Шаповалов. Не знаю, принимал ли он в организации выставки, но думаю, тоже не остался в стороне.

В наступившем году исполняется не только 80 лет с момента заселения Дома Писателей, но и 20 лет со дня смерти Льва Сергеевича Овалова (это будет в конце апреля, и об этом мы обязательно вспомним).

Те, кто решил организовать подобную выставку, сделал хорошее дело, напомнив о важнейшей страничке в истории советской культуры.

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Источник: http://www.e-vesti.ru/news/culture-n-art/exhibition/711-writer-house-lavrushinsky.html
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Новости | Добавил: admin (12.01.2017)
Читали статью: 1161 | Теги: Лев Овалов, Успенское
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.