Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Рассказы о людях земли Покровской

Павел Леонов – художник не от мира сего
Опубликовано: 12.07.2015.

12 июля в народе известен как Петров день, но официальное название этого православного праздника – День Первоверховных апостолов Петра и Павла. Мне в этот день захотелось вспомнить двух наших земляков, тесно связанных со  святыми апостолами.

Уроженец села Фёдоровка Павел Петрович Амелин был участником четырёх войн, кавалером трёх георгиевских крестов и ордена Красной Звезды. О нём я несколько раз писал, в том числе и на сайте «Мастера».

А вот имя Павла Петровича Леонова известно нашим землякам гораздо меньше. Мой очерк о нём был опубликован в газете «Орловский вестник» в декабре 2010 года, а на сайте «Орловского вестника» он появился 3 января 2011 года. В том же году, спустя три с небольшим месяца, 25 марта, наш земляк, Павел Петрович Леонов, ушёл из жизни. Тогда сайта «Мастера» ещё не было.

Я предлагаю читателям, в День Петра и Павла, вспомнить о художнике Леонове, ведь уроженцев Земли Покровской такого масштаба  в XX веке можно буквально пересчитать по пальцам.

Но до настоящего времени ни одной его картины нет в Орловском музее изобразительных искусств, и даже  какая-либо информация о нём в музее отсутствует.

А между тем, его имя ещё в 1984 году было включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Белграде. Начиная с 70-ых годов XX века, картины этого художника постоянно  участвовали во    всесоюзных и всероссийских выставках.  В 1988 году его произведения впервые были показаны за рубежом на выставке «Советский наив» во Франции.  На Международной выставке наивного искусства «INSITA» в Братиславе в 1997 году он был удостоен Гран-При, а на следующем фестивале «INSITA-2000» многочисленные посетители с любопытством и восторгом изучали его персональную выставку. В том же году на 6-ом Интернациональном конкурсе наивного искусства в Швейцарии художник снова получил Гран-При. Он стал постоянным участником Московских международных фестивалей наивного искусства и передвижных выставок Музея наивного искусства.

Его картины, стоимость которых у коллекционеров доходит до 300 тысяч рублей,  представлены в коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного российского дома народного творчества, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Музея наивного искусства в Москве,  Хорватской национальной галереи,  музея Шарлотты Цандер (Германия), и в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.

Имя этого, самого известного из российских художников, представителей наивного направления, - Павел Петрович Леонов. Он родился 20 декабря 1920 года в  посёлке Волотовском (тогда он входил в состав  Жёрновского сельсовета Ливенского уезда Орловской губернии, а в настоящее время это территория Покровского района - А.П.). Волотовский всегда был небольшим населённым пунктом. В нём  в довоенные годы имелось два десятка дворов, в которых проживало чуть более ста человек, а в суровые послевоенные годы посёлок быстро захирел, а потом и вообще исчез. Его жители, уцелевшие в лихие военные времена, расселились по окрестным деревням и сёлам, а некоторые уезжали и гораздо дальше.

Одним из таких покинувших свою малую родину оказался Павел Леонов. Сразу подчеркну, что фамилия эта очень распространена в здешних местах, и Леоновых по сию пору много  в Дросковской зоне Покровского района (есть среди них и родственники художника – А.П.).

До того, как податься куда-либо в поисках лучшей жизни, Павел успел закончить семь классов Верхнежёрновской школы, поработать некоторое время в местной избе-читальне и колхозе. Способности к рисованию у него проявились рано, он подумывал о продолжении обучения – уже на художника, но категорически против планов сына был отец.

Мы не знаем всех подробностей взаимоотношений между старшим и младшим Леоновыми, но ясно одно: конфликт мирным путём разрешить не удалось. Уже много лет спустя, в письме другу детства, И.И.Дмитриеву, продолжавшему жить в родных местах, Павел Леонов вспоминал: «…Отец нас с братом морил голодом. Устроил так, что меня выбросили с работы в избе-читальне, порвал мои метрические справки, а председателю колхоза говорил, чтоб не давал мне документы и справку из колхоза на получение паспорта. Он говорил, что заставит меня работать в колхозе…».

Всеми правдами и неправдами Павлу удалось-таки получить паспорт, и он в 1938 году навсегда покинул посёлок Волотовский, покинул, чтобы начать жизнь кочевую и неприкаянную. За 37 лет скитаний объездил Леонов почти весь Советский Союз. Он жил то в Орле, то на Украине, узнал обычаи и традиции народов Закавказья и Средней  Азии. Еще больше сменил он мест работы: был пионервожатым, маляром, штукатуром, столяром, жестянщиком, печником, строителем, рабочим на заводе, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги. Сам  Павел Петрович потом писал, что «за отстаивание интересов справедливости я бежал с предприятий 12 раз, а 13 раз меня выгоняли…»

Несколько раз, обвинённый в бродяжничестве и тунеядстве, попадал Леонов в тюрьму. И многие блюстители порядка и законности даже не догадывались, что перед ними – человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий награды, дважды раненный, инвалид, добивающийся только одного – строить жизнь по своему разумению.

Скиталец наивно думал, что это  возможно, и никогда не забывал о рисовании, своей «голубой» мечте. В 1960 году, в 40-летнем возрасте, Павел Леонов поступил в Заочный народный университет, но вскоре был вынужден бросить занятия. Лишь через восемь лет эти занятия он возобновил у человека, который увидел уникальные способности мастера-самоучки. Знаменитый художник и педагог  Михаил Рогинский так охарактеризовал Павла Леонова и его творчество: «Он всегда жил в перевёрнутом мире, в Зазеркалье, в котором есть всё – свои законы, своё небо, своя земля. Он был и есть Дон-Кихот советского времени…»

Впервые работы Павла Леонова зрители увидели в 1970 году, и это стало началом интереса к его творчеству. В его картинах проявлялось романтизированное представление о мире этого человека: сюжетами стали мечта о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, где труд радостен и почётен.

Однако прошло ещё пять лет, прежде чем Леонов стал заниматься живописью уже на постоянной основе, в своём собственном доме в деревне Меховицы Ивановской области. Он купил его, заработав небольшие деньги как раз на продаже первых картин.

Павел Петрович Леонов

Павел Леонов с женой Зинаидой (слева)

и автором книги о творчестве Леонова Ксенией Богемской

 А слава к художнику Леонову пришла уже в 70 лет, когда популяризацией его творчества стала заниматься Ольга Дьяконицына, заведующая отделом Московского Музея наивного искусства.

С этого времени в Меховицы зачастили художники, искусствоведы, коллекционеры, охотно приобретавшие его картины. А что в них привлекало специалистов и любителей искусства? Прежде всего, то, что все они полны оптимизма, ясности взгляда.  В гармоничном мире художника Леонова причудливо перемешано прошлое и будущее, обряды и праздники народа с новой техникой и телевидением. В этих нарядных картинках – земля, небо, дороги, крепко сконструированное пространство, с чётким выделением главного по иконописному принципу.

Очень часто на картинах Леонов изображает себя и своих близких, знакомых, что создаёт сердечную обстановку  радушия и доверия к зрителю. Есть какое-то исповедное начало в произведениях Павла Петровича. Именно поэтому его выставки всегда охотно посещали и посещают до сих пор. Об одной такой выставке, в 2000-ом году, снимало сюжет российское телевидение.

Автопортрет у водопада

Ещё один автопортрет

Одна из  больших  выставок  Павла Петровича проходила в Московском музее наивного искусства накануне его 85-летия, с 11 ноября по 5 декабря 2005 года. На ней были представлены лучшие работы самобытного художника, картины той идеальной жизни, к которой он всегда стремился.

Очередной, 90-летний юбилей, Павел Петрович Леонову встретил не в лучшем виде и настроении: без верной жены Зинаиды, которую он много раз изображал на своих картинах (она умерла в 2008 году), больным и в тесном домике без удобств (сын Сергей забрал отца к себе под присмотр).

Павлу Петровичу Леонову полагалась, как и всем участникам войны, испытывавшим жилищные проблемы, денежная компенсация на приобретение дома или квартиры, но он скончался 25 марта 2011 года, так её и не получив.

26 мая 2015 года в Москве, в Музее наивного искусства, в рамках Дягилевского фестиваля, открылась и целый месяц работала выставка «Последний романтик Страны Советов», посвящённая творчеству Павла Леонова.

Материал с этой выставки ты, читатель, можешь прочесть ниже:

«О творчестве, непростой жизни и чудачествах Павла Леонова рассказала куратор выставки, искусствовед Ольга Дьяконицына.

Почему выставка называется «Последний романтик Страны Советов»?

— Творчество Павла Петровича Леонова полностью принадлежит XX веку и именно периоду Советского Союза. Романтические идеи, которые были связаны с построением нового свободного счастливого государства, запечатлены в его работах. Павел Петрович настолько поверил в это чудо, что, не замечая ни перестройки, ни каких-либо других перемен, продолжал писать мечту человечества и после перестройки, отдаваясь ей, как Кампанелла «Городу солнца». Надо сказать, что в 1990 году Павлу Петровичу было 70 лет. Этот человек прожил достаточно большую и трудную жизнь и от своих убеждений, сложившихся в течение жизни, отступать не хотел. Поэтому его работы — это своего рода последнее романтическое слово. Непонятно, почему он не хотел видеть реальную жизнь. Наверное, она была для него очень жестокой...

Вы сказали, что жизнь у художника была трудная. А с чем связаны эти трудности?

— Родился Павел Петрович в 1920 году в одной деревне Орловской области. Начало века (20-е, 30-е годы) — это было довольно сложное и тяжёлое время для страны. Поэтому, когда художник окончил семилетнюю школу, он хотел бежать из своей деревни куда глаза глядят. Ему казалось, что в городе люди по-другому живут, что он сможет найти там своё место, стать полноправным членом нового общества, вместе со всеми строить новый мир. Но в результате около 50 лет он искал себе место в жизни. Объездил всю страну: был и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, в Казахстане, Узбекистане, Грузии.

Специальности у Павла Петровича не было. Работал он простым рабочим — на стройках, заводах. Денег очень мало получал, жил в общежитии. Вся жизнь его прошла в скитаниях. И только в 1975 году, когда ему исполнилось 55 лет, он решил осесть. Купил дом в Ивановской области, в достаточно отдалённой деревне. Привёл этот дом в порядок, чтобы в нём можно было жить, женился на женщине из соседней деревни. Она, как и Леонов, была чудаковатая, намного моложе его: хозяйство не вела, ничего не делала, да и не умела. Когда я его спросила: «Павел Петрович, зачем вам такая жена?». Он, видимо, истосковавшись по человеку, с которым можно близко быть, ответил: «Ну... В доме я всё и сам могу делать, зато у меня есть жена».

Судьба у этого человека, конечно, была тяжёлой: денег не было, жили впроголодь. Спасало его то, что он был невероятный фантазёр. То есть он жил не тем, что у него есть в реальности, а тем, что могло бы быть. Из-за бесконечного правдоискательства он трижды сидел в тюрьме. При этом каким правдоискателем и романтиком был, таким и остался.

А с чего началось творчество художника?

— Ещё в юности Павел Петрович рисовал, хотел стать художником. Ему казалось, что художник — это человек не от мира сего, что художник может легко выйти из реальности. Но жизнь распорядилась так, что Леонов не мог заниматься творчеством. Однажды — было это в 60-х — он узнал, что в Москве существует такое учебное заведение, в котором учат всех. И принимают туда без экзаменов. Это Московский заочный университет искусств (ЗНУИ). Надо сказать, что Павлу Петровичу повезло, поскольку он попал к очень талантливому учителю, который сразу увидел, что Леонов — человек очень необычный, которому не нужно учиться реальной живописи, не следует прививать никакого академизма, никаких правильных художественных решений. И учитель стал ориентировать своего ученика на фантазии. Леонов начал придумывать какие-то свои сюжеты. Его любимый сюжет — о русских людях в Африке, которые всех спасают, всем помогают... Такая пропаганда была в советское время, и Леонов верил в это.

Обучение в университете искусств доставляло Павлу Петровичу большую радость, но когда закончилась учёба, писать картины он перестал — времени на живопись не было. Да и работ с него никто больше не требовал.

Как вы познакомились с Павлом Петровичем?

— Благодаря работам, которые остались в ЗНУИ, мы узнали об этом удивительном человеке. Университет искусств довольно часто участвовал в выставках, демонстрируя там работы наиболее талантливых учеников.

Для себя я открыла Леонова в конце 70-х. В «Манеже» была выставка, которая называлась «Слава труду», на ней были представлены самодеятельные авторы, в том числе Леонов. Тогда я и отметила этого удивительного художника, потому что он совершенно не вписывался ни в какие идеологические рамки того времени.

О нём ещё никто ничего не знал. Неизвестно было и его место жительство, потому что Леонов кочевал из города в город. Найти художника было невозможно. Я нашла его совершенно случайно в 1990 году, когда была в командировке в Ивановском художественном музее. Сотрудники музея сказали мне: «Мы нашли одного художника, он нас уверял, что очень известный. Мы поехали посмотреть его работы, а увидели какие-то каляки-маляки, поэтому работы его не взяли. Но чудной ужасно!».

Я взяла адрес его деревни, приехала в Москву и написала Леонову письмо, в котором просила о встрече. Леонов мне ответил. Мы встретились и договорились, что я буду платить ему за картины. И за год у меня накопилось довольно много его работ.

С этого времени начинается расцвет творчества Леонова?

— Да. В девяностые годы в Москве довольно активно стали открываться частные галереи, тогда открылась и галерея «Дар». На открытии «Дара» хотели выставить что-то новое, свежее. Я предложила Леонова. После того как выставка с работами Леонова открылась, к нему поехали художники, коллекционеры. И с 1992 года Павел Леонов (хотя ему уже было 72 года) очень много работал. Ему нравилось быть востребованным. Несмотря на то что в семье появились деньги, быт не поменялся: каким убогим был, таким и остался. Леонов помогал родственникам: сестре корову купил, сыну — дом в районном центре.

В 1994 году нас, искусствоведов, которые занимаются наивным искусством, выпустили за границу — в Братиславу. На конференции я показала слайд-фильм с работами Леонова. Когда специалисты увидели его картины, они были поражены образной структурой, сюжетами и композицией его произведений. Словацкие коллеги меня спрашивали: «Почему же вы не привезли художника? Привозите, мы ему Гран-при дадим». В 1997 году мы привезли Павла Петровича в Братиславу, а в 2000 году там прошла его персональная выставка. После этого его стали очень активно покупать в Германии, Голландии, Франции, Польше. Самое удивительное, что художник относился к своей известности совершенно спокойно, без пафоса.

В 2005 году в московском Музее наивного искусства к 85-летию Павла Леонова прошла его персональная выставка. Когда я приехала к художнику в том же году, он уже не писал — здоровье сдавало, зрение ухудшалось. А в 2011 году Павла Петровича не стало.

В чём уникальность стиля Павла Леонова?

— Его почерк достаточно живописный, в основном Павел Петрович работал пятном, силуэтом, в его картинах есть говорящие детали. Если он разворачивает сюжет, то пишет его как по строчкам. Иногда ему хочется сюжет развернуть подробно, поэтому он тонко и точно пишет ситуации. А что касается фигур, они у него очень декоративные, пластичные, обобщённые. Леонову важно создать образ, причём образ праздничный, радостный.

Павел Леонов — это художник, который заставляет людей удивляться — даже тех, кто далёк от искусства, потому что его живопись, с одной стороны, доступная, а с другой — неожиданная».

С некоторыми картинами  нашего земляка Павла Леонова,  источником  радости для многих  людей, ты, читатель и зритель, можешь познакомиться:

Александр Полынкин

Читайте также:

Источник: http://zvzda.ru/interviews/82669e3dc1a9
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Рассказы о людях земли Покровской | Добавил: admin (12.07.2015)
Читали статью: 3036 | Теги: Художники Покровского края
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.