12 июля в народе известен как Петров день, но официальное название этого православного праздника – День Первоверховных апостолов Петра и Павла. Мне в этот день захотелось вспомнить двух наших земляков, тесно связанных со святыми апостолами.
Уроженец села Фёдоровка Павел Петрович Амелин был участником четырёх войн, кавалером трёх георгиевских крестов и ордена Красной Звезды. О нём я несколько раз писал, в том числе и на сайте «Мастера».
А вот имя Павла Петровича Леонова известно нашим землякам гораздо меньше. Мой очерк о нём был опубликован в газете «Орловский вестник» в декабре 2010 года, а на сайте «Орловского вестника» он появился 3 января 2011 года. В том же году, спустя три с небольшим месяца, 25 марта, наш земляк, Павел Петрович Леонов, ушёл из жизни. Тогда сайта «Мастера» ещё не было.
Я предлагаю читателям, в День Петра и Павла, вспомнить о художнике Леонове, ведь уроженцев Земли Покровской такого масштаба в XX веке можно буквально пересчитать по пальцам.
Но до настоящего времени ни одной его картины нет в Орловском музее изобразительных искусств, и даже какая-либо информация о нём в музее отсутствует.
А между тем, его имя ещё в 1984 году было включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в Белграде. Начиная с 70-ых годов XX века, картины этого художника постоянно участвовали во всесоюзных и всероссийских выставках. В 1988 году его произведения впервые были показаны за рубежом на выставке «Советский наив» во Франции. На Международной выставке наивного искусства «INSITA» в Братиславе в 1997 году он был удостоен Гран-При, а на следующем фестивале «INSITA-2000» многочисленные посетители с любопытством и восторгом изучали его персональную выставку. В том же году на 6-ом Интернациональном конкурсе наивного искусства в Швейцарии художник снова получил Гран-При. Он стал постоянным участником Московских международных фестивалей наивного искусства и передвижных выставок Музея наивного искусства.
Его картины, стоимость которых у коллекционеров доходит до 300 тысяч рублей, представлены в коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного российского дома народного творчества, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Музея наивного искусства в Москве, Хорватской национальной галереи, музея Шарлотты Цандер (Германия), и в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
Имя этого, самого известного из российских художников, представителей наивного направления, - Павел Петрович Леонов. Он родился 20 декабря 1920 года в посёлке Волотовском (тогда он входил в состав Жёрновского сельсовета Ливенского уезда Орловской губернии, а в настоящее время это территория Покровского района - А.П.). Волотовский всегда был небольшим населённым пунктом. В нём в довоенные годы имелось два десятка дворов, в которых проживало чуть более ста человек, а в суровые послевоенные годы посёлок быстро захирел, а потом и вообще исчез. Его жители, уцелевшие в лихие военные времена, расселились по окрестным деревням и сёлам, а некоторые уезжали и гораздо дальше.
Одним из таких покинувших свою малую родину оказался Павел Леонов. Сразу подчеркну, что фамилия эта очень распространена в здешних местах, и Леоновых по сию пору много в Дросковской зоне Покровского района (есть среди них и родственники художника – А.П.).
До того, как податься куда-либо в поисках лучшей жизни, Павел успел закончить семь классов Верхнежёрновской школы, поработать некоторое время в местной избе-читальне и колхозе. Способности к рисованию у него проявились рано, он подумывал о продолжении обучения – уже на художника, но категорически против планов сына был отец.
Мы не знаем всех подробностей взаимоотношений между старшим и младшим Леоновыми, но ясно одно: конфликт мирным путём разрешить не удалось. Уже много лет спустя, в письме другу детства, И.И.Дмитриеву, продолжавшему жить в родных местах, Павел Леонов вспоминал: «…Отец нас с братом морил голодом. Устроил так, что меня выбросили с работы в избе-читальне, порвал мои метрические справки, а председателю колхоза говорил, чтоб не давал мне документы и справку из колхоза на получение паспорта. Он говорил, что заставит меня работать в колхозе…».
Всеми правдами и неправдами Павлу удалось-таки получить паспорт, и он в 1938 году навсегда покинул посёлок Волотовский, покинул, чтобы начать жизнь кочевую и неприкаянную. За 37 лет скитаний объездил Леонов почти весь Советский Союз. Он жил то в Орле, то на Украине, узнал обычаи и традиции народов Закавказья и Средней Азии. Еще больше сменил он мест работы: был пионервожатым, маляром, штукатуром, столяром, жестянщиком, печником, строителем, рабочим на заводе, рубил лес, ремонтировал суда, строил дороги. Сам Павел Петрович потом писал, что «за отстаивание интересов справедливости я бежал с предприятий 12 раз, а 13 раз меня выгоняли…»
Несколько раз, обвинённый в бродяжничестве и тунеядстве, попадал Леонов в тюрьму. И многие блюстители порядка и законности даже не догадывались, что перед ними – человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий награды, дважды раненный, инвалид, добивающийся только одного – строить жизнь по своему разумению.
Скиталец наивно думал, что это возможно, и никогда не забывал о рисовании, своей «голубой» мечте. В 1960 году, в 40-летнем возрасте, Павел Леонов поступил в Заочный народный университет, но вскоре был вынужден бросить занятия. Лишь через восемь лет эти занятия он возобновил у человека, который увидел уникальные способности мастера-самоучки. Знаменитый художник и педагог Михаил Рогинский так охарактеризовал Павла Леонова и его творчество: «Он всегда жил в перевёрнутом мире, в Зазеркалье, в котором есть всё – свои законы, своё небо, своя земля. Он был и есть Дон-Кихот советского времени…»
Впервые работы Павла Леонова зрители увидели в 1970 году, и это стало началом интереса к его творчеству. В его картинах проявлялось романтизированное представление о мире этого человека: сюжетами стали мечта о стране благоденствия, где нет насилия и унижения, где труд радостен и почётен.
Однако прошло ещё пять лет, прежде чем Леонов стал заниматься живописью уже на постоянной основе, в своём собственном доме в деревне Меховицы Ивановской области. Он купил его, заработав небольшие деньги как раз на продаже первых картин.
Павел Петрович Леонов
Павел Леонов с женой Зинаидой (слева)
и автором книги о творчестве Леонова Ксенией Богемской
А слава к художнику Леонову пришла уже в 70 лет, когда популяризацией его творчества стала заниматься Ольга Дьяконицына, заведующая отделом Московского Музея наивного искусства.
С этого времени в Меховицы зачастили художники, искусствоведы, коллекционеры, охотно приобретавшие его картины. А что в них привлекало специалистов и любителей искусства? Прежде всего, то, что все они полны оптимизма, ясности взгляда. В гармоничном мире художника Леонова причудливо перемешано прошлое и будущее, обряды и праздники народа с новой техникой и телевидением. В этих нарядных картинках – земля, небо, дороги, крепко сконструированное пространство, с чётким выделением главного по иконописному принципу.
Очень часто на картинах Леонов изображает себя и своих близких, знакомых, что создаёт сердечную обстановку радушия и доверия к зрителю. Есть какое-то исповедное начало в произведениях Павла Петровича. Именно поэтому его выставки всегда охотно посещали и посещают до сих пор. Об одной такой выставке, в 2000-ом году, снимало сюжет российское телевидение.
Автопортрет у водопада
Ещё один автопортрет
Одна из больших выставок Павла Петровича проходила в Московском музее наивного искусства накануне его 85-летия, с 11 ноября по 5 декабря 2005 года. На ней были представлены лучшие работы самобытного художника, картины той идеальной жизни, к которой он всегда стремился.
Очередной, 90-летний юбилей, Павел Петрович Леонову встретил не в лучшем виде и настроении: без верной жены Зинаиды, которую он много раз изображал на своих картинах (она умерла в 2008 году), больным и в тесном домике без удобств (сын Сергей забрал отца к себе под присмотр).
Павлу Петровичу Леонову полагалась, как и всем участникам войны, испытывавшим жилищные проблемы, денежная компенсация на приобретение дома или квартиры, но он скончался 25 марта 2011 года, так её и не получив.
26 мая 2015 года в Москве, в Музее наивного искусства, в рамках Дягилевского фестиваля, открылась и целый месяц работала выставка «Последний романтик Страны Советов», посвящённая творчеству Павла Леонова.
Материал с этой выставки ты, читатель, можешь прочесть ниже:
«О творчестве, непростой жизни и чудачествах Павла Леонова рассказала куратор выставки, искусствовед Ольга Дьяконицына.
Почему выставка называется «Последний романтик Страны Советов»?
— Творчество Павла Петровича Леонова полностью принадлежит XX веку и именно периоду Советского Союза. Романтические идеи, которые были связаны с построением нового свободного счастливого государства, запечатлены в его работах. Павел Петрович настолько поверил в это чудо, что, не замечая ни перестройки, ни каких-либо других перемен, продолжал писать мечту человечества и после перестройки, отдаваясь ей, как Кампанелла «Городу солнца». Надо сказать, что в 1990 году Павлу Петровичу было 70 лет. Этот человек прожил достаточно большую и трудную жизнь и от своих убеждений, сложившихся в течение жизни, отступать не хотел. Поэтому его работы — это своего рода последнее романтическое слово. Непонятно, почему он не хотел видеть реальную жизнь. Наверное, она была для него очень жестокой...
Вы сказали, что жизнь у художника была трудная. А с чем связаны эти трудности?
— Родился Павел Петрович в 1920 году в одной деревне Орловской области. Начало века (20-е, 30-е годы) — это было довольно сложное и тяжёлое время для страны. Поэтому, когда художник окончил семилетнюю школу, он хотел бежать из своей деревни куда глаза глядят. Ему казалось, что в городе люди по-другому живут, что он сможет найти там своё место, стать полноправным членом нового общества, вместе со всеми строить новый мир. Но в результате около 50 лет он искал себе место в жизни. Объездил всю страну: был и на Камчатке, и на Дальнем Востоке, и в Сибири, в Казахстане, Узбекистане, Грузии.
Специальности у Павла Петровича не было. Работал он простым рабочим — на стройках, заводах. Денег очень мало получал, жил в общежитии. Вся жизнь его прошла в скитаниях. И только в 1975 году, когда ему исполнилось 55 лет, он решил осесть. Купил дом в Ивановской области, в достаточно отдалённой деревне. Привёл этот дом в порядок, чтобы в нём можно было жить, женился на женщине из соседней деревни. Она, как и Леонов, была чудаковатая, намного моложе его: хозяйство не вела, ничего не делала, да и не умела. Когда я его спросила: «Павел Петрович, зачем вам такая жена?». Он, видимо, истосковавшись по человеку, с которым можно близко быть, ответил: «Ну... В доме я всё и сам могу делать, зато у меня есть жена».
Судьба у этого человека, конечно, была тяжёлой: денег не было, жили впроголодь. Спасало его то, что он был невероятный фантазёр. То есть он жил не тем, что у него есть в реальности, а тем, что могло бы быть. Из-за бесконечного правдоискательства он трижды сидел в тюрьме. При этом каким правдоискателем и романтиком был, таким и остался.
А с чего началось творчество художника?
— Ещё в юности Павел Петрович рисовал, хотел стать художником. Ему казалось, что художник — это человек не от мира сего, что художник может легко выйти из реальности. Но жизнь распорядилась так, что Леонов не мог заниматься творчеством. Однажды — было это в 60-х — он узнал, что в Москве существует такое учебное заведение, в котором учат всех. И принимают туда без экзаменов. Это Московский заочный университет искусств (ЗНУИ). Надо сказать, что Павлу Петровичу повезло, поскольку он попал к очень талантливому учителю, который сразу увидел, что Леонов — человек очень необычный, которому не нужно учиться реальной живописи, не следует прививать никакого академизма, никаких правильных художественных решений. И учитель стал ориентировать своего ученика на фантазии. Леонов начал придумывать какие-то свои сюжеты. Его любимый сюжет — о русских людях в Африке, которые всех спасают, всем помогают... Такая пропаганда была в советское время, и Леонов верил в это.
Обучение в университете искусств доставляло Павлу Петровичу большую радость, но когда закончилась учёба, писать картины он перестал — времени на живопись не было. Да и работ с него никто больше не требовал.
Как вы познакомились с Павлом Петровичем?
— Благодаря работам, которые остались в ЗНУИ, мы узнали об этом удивительном человеке. Университет искусств довольно часто участвовал в выставках, демонстрируя там работы наиболее талантливых учеников.
Для себя я открыла Леонова в конце 70-х. В «Манеже» была выставка, которая называлась «Слава труду», на ней были представлены самодеятельные авторы, в том числе Леонов. Тогда я и отметила этого удивительного художника, потому что он совершенно не вписывался ни в какие идеологические рамки того времени.
О нём ещё никто ничего не знал. Неизвестно было и его место жительство, потому что Леонов кочевал из города в город. Найти художника было невозможно. Я нашла его совершенно случайно в 1990 году, когда была в командировке в Ивановском художественном музее. Сотрудники музея сказали мне: «Мы нашли одного художника, он нас уверял, что очень известный. Мы поехали посмотреть его работы, а увидели какие-то каляки-маляки, поэтому работы его не взяли. Но чудной ужасно!».
Я взяла адрес его деревни, приехала в Москву и написала Леонову письмо, в котором просила о встрече. Леонов мне ответил. Мы встретились и договорились, что я буду платить ему за картины. И за год у меня накопилось довольно много его работ.
С этого времени начинается расцвет творчества Леонова?
— Да. В девяностые годы в Москве довольно активно стали открываться частные галереи, тогда открылась и галерея «Дар». На открытии «Дара» хотели выставить что-то новое, свежее. Я предложила Леонова. После того как выставка с работами Леонова открылась, к нему поехали художники, коллекционеры. И с 1992 года Павел Леонов (хотя ему уже было 72 года) очень много работал. Ему нравилось быть востребованным. Несмотря на то что в семье появились деньги, быт не поменялся: каким убогим был, таким и остался. Леонов помогал родственникам: сестре корову купил, сыну — дом в районном центре.
В 1994 году нас, искусствоведов, которые занимаются наивным искусством, выпустили за границу — в Братиславу. На конференции я показала слайд-фильм с работами Леонова. Когда специалисты увидели его картины, они были поражены образной структурой, сюжетами и композицией его произведений. Словацкие коллеги меня спрашивали: «Почему же вы не привезли художника? Привозите, мы ему Гран-при дадим». В 1997 году мы привезли Павла Петровича в Братиславу, а в 2000 году там прошла его персональная выставка. После этого его стали очень активно покупать в Германии, Голландии, Франции, Польше. Самое удивительное, что художник относился к своей известности совершенно спокойно, без пафоса.
В 2005 году в московском Музее наивного искусства к 85-летию Павла Леонова прошла его персональная выставка. Когда я приехала к художнику в том же году, он уже не писал — здоровье сдавало, зрение ухудшалось. А в 2011 году Павла Петровича не стало.
В чём уникальность стиля Павла Леонова?
— Его почерк достаточно живописный, в основном Павел Петрович работал пятном, силуэтом, в его картинах есть говорящие детали. Если он разворачивает сюжет, то пишет его как по строчкам. Иногда ему хочется сюжет развернуть подробно, поэтому он тонко и точно пишет ситуации. А что касается фигур, они у него очень декоративные, пластичные, обобщённые. Леонову важно создать образ, причём образ праздничный, радостный.
Павел Леонов — это художник, который заставляет людей удивляться — даже тех, кто далёк от искусства, потому что его живопись, с одной стороны, доступная, а с другой — неожиданная».
С некоторыми картинами нашего земляка Павла Леонова, источником радости для многих людей, ты, читатель и зритель, можешь познакомиться:
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...
...ненаселённой земли, находящейся Малоархангельского уезда в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте), сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).