Существуют в России архивы, до которых редко доводится добираться краеведам, в основном, там работают учёные. К таким хранилищам документов относится Научный архив Института Истории Материальной культуры Российской Академии наук, который находится в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, 18.
В Рукописном отделе этого архива имеется фонд Р-III, в котором сосредоточены «Церковные метрики». Они в 80-ые годы XIX века были составлены в форме анкет, вопросы для которых подготовили учёные из Императорской Академии художеств с целью выявления объектов культурного наследия (сбор информации об истории и местоположении церквей, архитектурных деталях и внутреннем убранстве, иконостасе и других церковных ценностях, а также о священнике, заполнявшем анкету).
Так вот, мой знакомый из Питера, Сергей Короленко, которого уже хорошо знают читатели сайта «Мастера» как увлечённого исследователя своей родословной, теснейшим образом связанной с Орловщиной и нашим краем, чьё исследование уже было размещено на сайте («К местам служения предков-священников Орловской епархии» - в двух частях, 8 и 9 ноября 2019 года – А.П.), очень хотел до конца выяснить ещё и историю Успенской церкви села Смирные, в которой служили его предки и о которой на «Мастерах» уже имелась небольшая информация («Успенский храм села Смирные и священники Оболенские» - 28.10. 2013 год – А.П.).
Сергей Короленко – третий слева
Сергей выяснил, что в вышеназванном Научном архиве есть «Церковные метрики» по некоторым храмам Малоархангельского уезда и сумел их найти, а по Успенской церкви села Смирные он всю информацию выписал (копии делать там не разрешают – А.П.).
Своими результатами Сергей Олегович поделился со мной, а я делюсь с вами, уважаемые читатели. Я привожу присланный Короленко файл с некоторыми сокращениями, опустив те вопросы, на которые звучат ответы «Нет» и сделав это без таблицы .
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
РУКОПИСНЫЙ ОТДЕЛ PIII “ЦЕРКОВНЫЕ МЕТРИКИ”
Составлены по запросу Академии Художеств в 1887 г.
Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмов Божиих, зданий и художественных предметов.
Дело №4420
Малоархангельского уезда села Богородицкого Успенская церковь
I. История церкви и её местоположение
1. Во имя какого святого церковь освящена?
Во имя Успения Божия Матери
2. Когда церковь основана? Если нет известий документальных, то записать народное предание. Если есть надпись о времени основания церкви на дверях или ином каком месте, то передать ее на сколько возможно точно с теми палеографическими особенностями, которые имеются в надписи .
Известий документальных о времени основания оной церкви не имеется. По преданию народному можно предположить, что она основана около 1780 года. Освящена же церковь, как видно из надписи на кресте над престолом 1817 года Августа 16 дня.
3. Какая церковь, каменная или деревянная?
Каменная
4. Известен ли храмосоздатель или главный мастер, строивший церковь?
Храмосоздатель, строивший церковь, - помещик Николай Борисович Смирнов
5. Описываемая церковь находится в городе, селе или на отдельном погосте? Основана она на горе или ровном месте, или при какой реке, или при каком особом урочище?
Описываемая церковь находится в селе. Основана на ровном месте.
II. Наружныя части церкви
6.Церковь построена разносторонним ли крестом, или квадратная, или круглая, или столпообразная как башня, в 6 или 8-гранных сторон? Церковь одноэтажная или двухэтажная? Оба этажа заняты церквами или нижний заключает в себе погреба, выходы, усыпальницы со склепами? Как записаны в летописях деревянныя церкви? Клетски или верх-шатровыя?
Церковь продолговатая, одноэтажная
7.Алтарь церкви с 3 полукружиями (выступами), или с 1 по-лукружием, не состоят ли из граней и скольких?
С одним полукружием
8.Какой размер церкви в вышину, длину и ширину?
Вышина настоящей церкви 30 аршин, придельной - 14 аршин, длина всей церкви 67 аршин, ширина (не записана)
9.Церковь построена вся из кирпича, или из камня, или только облицована камнем наружная часть, а прочее все из кирпича? Если деревянная, то не имеется ли обшивки тесом и не украшена ли резьбой ?
Церковь построена вся из кирпича
10. Стены выкладены все сплошною кладкой или средина насыпана бутом и залита известковым раствором? Цемент положен тонким слоем, или толще кирпича? Кирпич тонкий, широкий, квадратный или толстый, тяжеловесный более 18 фунтов, сырой или обожженный? Какие клеймы на кирпичах? Стены сохранились в своем первобытном виде или изменены новыми поправками, пристройками и прибивкою упоров (устоев, контрфорсов)? Нет ли в стенах проходов или пустых мест? Какие связи в стенах – железные или деревянные?
Стены выкладены все сплошною кладкою. Кирпич в стенах обыкновенный обожженный. Клейм никаких нет. Стены сохранились в первобытном виде. Проходов в стенах нет и также и пустых мест нет. Связи в стенах железныя.
11.Наружныя стены гладкия или исперещены украшениями в виде шахматов из кирпича или камня?
Стены гладкия и украшений никаких не имеют
12.Есть ли карнизы, из какого материала они сделаны и в виде поясков, зубчиков, кружков, четвероугольников и пр.?
Карнизы сделаны из кирпича в виде зубчиков
13. Кровля на сводах церкви: дуговая или шатровая, на все скаты, или на два, или на 4? Из какого материала? Выкрашена красками или позолоченная? Когда позолочена или покрашена? У спусков кровли есть ли подзоры, деревянные или из железа? Кровля старая или новая? Не состоит ли покрышка церкви из нескольких рядов кокошников, м.б скрытых под крышею во времена позднейших переделок?
Кровля дуговая. В настоящей церкви скат на все стороны, а в придельной на две. Сделана из железа и окрашена зеленой краской. Кровля старая.
14. Фонарь на сводах глухой или с пролетами? Сквозной или цельный? С лепными, резными или ростиными украшениями? Фонарь прямо устроен над сводами или выходит из кружал, обставленных круглыми терешками? На фонаре есть ли шея (предглавие, перехват) или один поясок вверху? Шея гладкая без украшений или с резьбою?
Фонарь глухой, сквозной, без украшений, устроен над сводами. На фонаре шея гладкая без украшений.
15. На церкви главы (маковицы) или пирамидальные шатры? Сколько всех глав? Как размещены главы? Чем главы покрыты, окрашены, или позолочены?
На церкви три главы: одна настоящей позлоченая, а две на придельной покрашены.
16. Кресты на главах железные, или медные, какого вида 4-х, 7-ми, 8-ми конечн., с заватками или без оных? Есть ли на кресте цепи, спускающиеся к главам? На вершине креста нет ли короны, двухглавого орла, голубя, на подножии полулуния?
Кресты на главах железные, 4-х конечные. Цепи на кресте нет, короны тоже.
17.Окна узкие, продолговатые, сведенные вверху мысом и расположенные под самыми тятами сводов, или широкия, помещенныя над цоколем, или крестообразныя вверху с Ю и С. сторон? Сколько их в алтаре, северном и южном предалтарий? В один, два или три света? Нет ли под самой крышей малых окон для освещения палаток, помещенных на хорах? Окна с перемычками прямыми или дугообразными, или угловатыми? Нет ли над окнами висячих арок с гирьками (замком)? Есть ли над окнами кокошники (или сандрики), наличники у окон гладкие из кирпича, или камня, или полуколонками, или валиками с гранями и резьбою? Или состоят из столбиков с переимами, или в виде кувшинов? Окна прямые имеют ли отливы и они снаружи, или внутрь? Какой формы железныя или медныя решетки?
Окна узкия, продолговатыя. Окон в алтаре 3, в один свет. Под крышей малых окон нет. Окна с перемычками прямыми. Наличники у окон гладкия из кирпича. Окна прямые вставлены из внутри. Решетки железные филенчатые. Старых ставен нет, оконниц в окнах нет. Обкладки внизу подоконников нет.
18. Сколько всех дверей и где они расположены? Из какого материала двери наружные, не обшиты ли они металлическими листами с штампованными узорами и не раскрашены ли они в разные цвета? Вид их какой? Есть ли старинныя живописныя украшения и какия? Какие наличники дверей; если резные, то какая резьба и нет ли каких изображений в виде людей, животных и т.п. Если есть надписи, то какие? Петли на дверях простыя или фигурныя?
Дверей три: северные, южные и западные. Сделаны они из железа и окрашены зеленою краскою. Украшений живописных на дверях нет, наличников с изображениями и надписи на дверях нет. Петли на дверях простые.
19. Паперть устроена с трех сторон или с одной? Нет ли в ней вставленных камней с резьбою или надписями?
Паперть устроена с одной стороны. Вставленных в нее камней с резьбою и надписями нет
III. Внутренние части храма
20. Церковь внутри устроена крестообразно, или в виде квадратной палаты? Алтарь от храма отделяется каменною стеною с тремя пролетами (двери царские и двое боковых)? Сколько приделов в церкви? Как устроен западный притвор-трапеза в виде ли палаты или иначе? Нет ли особых приделов в трапезе, на хорах, в пристроенных застенках или в главах? Притворы отделяются ли от храма глухою стеною с пролетом или только столбами?
Внутри церковь устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется каменною стеною с тремя пролетами (двери царские и две боковых). Приделов четыре. Западный притвор-трапеза устроен в виде палаты. Особых приделов в трапезе нет. Притвор отделяется от храма глухою стеною с пролетами.
21. Как устроены своды: крестовые (на подобие креста), опирающиеся на столбах, или стрельчатые? Или в виде круговой дуги, без опоры на столбах? Или коробовые, полукруглые, образующие собой подобие креста и покоющиеся на четырех столбах? Или с двумя длинными пазухами? Или котловые для сквозного фонаря? Разделяются ли эти своды арками на ровные части, или в стенах есть особые углубления, предназначавшиеся для погребения? Или к востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом? В досчатых потолках, забранных в елку деревянных храмов, нет ли горшков сделанных для резонанса?
Своды устроены в виде круговой дуги без опоры на столбы. Своды эти разделяются арками на ровные части, в стенах особых углублений нет. К востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом.
22. Сколько среди церкви поставлено столбов? Круглые они или четверогранные? Все гладкие или с карнизами? Нет ли в них впадин для образов или дверей для всходов на хоры? Нет ли кругом них решеток или лавок для сидения?
Столбов среди церкви нет, впадин в стенах тоже.
23. Пол (помост) мраморный плитяной, кирпичный, лещадный, чугунный, деревянный? Одинаковый ли пол в алтаре, храме и притворах?
Пол в алтарях и храме деревянный, а в притворе – кирпичный.
24. Алтарь троечастный, разделенный двумя поперечными стенами с пролетами, или с арками, или без разделения? Что находится в правом (южном) предалтарии (диаконник): ризница, или устроен придел? Что находится в левом (северном) предалтарии: жертвенник или устроен придел? В алтаре своды лежат на столбах или другого устройства? Есть ли голосники в сводах или в стене? Сколько окон в алтаре и предалтариях? Помост в алтаре ровен с помостом храма или возвышен на одну и более ступень? Не был ли алтарь изменен поправками и в чем состояли переделки: в расширении окон, в пробитии стен для дверей, поднятии пола или другом каком изменении?
Алтарь одночастный, без разделенья. Своды в алтаре на стенах, голосников нет. Окон в алтаре настоящей цви три, а в придельной в алтариях по одному окну. Помост в алтаре настоящей цви возвышен на 1 ступень. Изменений в алтариях не было, кроме поправки полов.
25. Престол каменный или деревянный? Если каменный, то не покрыт ли особенной каменной доской, или деревянной? Возвышен ли он от помоста ступенями? Какая его ширина, длина и вышина? Не обложен ли он листами из серебра или меди и по листам нет ли каких изображений и надписей?
Престол каменный, от помоста не возвышен. Ширина его 5 четвертей с 1 вершком. Длина 6 четвертей с 1вершком, вышина 5 четвертей с 1 вершком. Оный престол ничем не обшит и надписей не имеет.
26. Горнее место (ступеника) устроено на открытом месте, или в углублении стены, под полукруглым сводом (раковиною)? Не устроена ли над ним сень? Нет ли в углублении оконных изображений святых?
На открытом месте.
27. Жертвенник устроен в особом северном предалтарии, или в одном среднем с престолом? На открытом месте поставлен, или часть его помещается в стене? Каменный он или деревянный? Какая его вышина и ширина?
Жертвенник на открытом месте поставлен с престолом, деревянный. Вышина и ширина его по 5 четвертей.
28. Иконостас старого устройства с тяблами, покрытыми оловянными орнаментами с фольгою, или новаго с колоннами? Из какого материала сделан иконостас, резной из дерева, или из алебастра, или камня? Резьба помещена на золотом поле, или на алом? Что изображает резьба? Сколько ярусов имеет иконостас.? Какого устройства царские двери, состоящие из двух створов: гладкие, резные, с накладкою разноцветной фольги, или слюда, с наложенными на них оловянными или медными узорами, цветами? Есть ли столбцы по обеим сторонам, а в верху городки и подзоры? На дверях нет ли приставных клейм в виде одноглавой, трехглавой или пятиглавой церкви для помещения образов? Какая форма верхушек царских дверей?
Иконостас нового устройства с колоннами. Сделан из дерева, резной. Резьба помещена на голубом поле. Ярусов в иконостасе три. Царские двери состоят из двух створов, резные, позлащенные. Столбцов по сторонам нет. На дверях клейм нет. Форма верхушек царских дверей в виде короны.
29. Пред алтарем от одного клироса до другого как устроена солея: каменная или деревянная? Насколько выше она помоста храма и отделена ли от последнего решеткою?
Солея пред алтарем устроена деревянная, выше помоста храма на одну ступень и отделена от храма решеткою.
30. Есть ли амвон? Из чего он устроен? Не имеются ли над ним сени?
Амвон деревянный, сени над ним нет.
31. Как устроены клиросы? Нет ли в них каких особых украшений?
Клиросы обыкновенного устройства, украшений в них нет.
32. Колокольня когда построена, какой формы, кем и из какого материала? Нет ли каких изображений, старых надписей?
Колокольня построена 1834 года, формы четырехугольной из кирпича, помещиком Ник.Петр. Киреевским. Изображений на ней и надписей нет
33. Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? Надписи желаются в точном списке.
Шесть, какого они времени – неизвестно.
- Иконописание
34. Стены церковныя росписаны иконописным письмом или живописным? Нет ли на стенах записей о времени росписания церкви? Не было ли возобновляемо старое стенное письмо? Церковь росписана вся или только частями? Нет ли на стенах изображений Русских Великих Князей, Царей, Польских королей, Гетманов и т.п. лиц? Описать их в каких они костюмах, с открытою ли головою или в коронах? В древних храмах под слоями штукатурки не были ли когда либо открываемы мозаики или фрески(…). Если были то когда и что они изображают? Возобновляли ли фрески по старому письму, или писали по ним произвольно, а некоторые места и закрашивали масляными красками? Нет ли иконных изображений снаружи стен и по каким частям?
Стены церкви росписаны живописным письмом. Записи о времени росписания нет. Живопись не была возобновляема. Церковь настоящая вся росписана. Изображений на стенах Русских Великих Князей и др. лиц нет. Иконных изображений снаружи стен нет.
- Императорской Академии Художеств желательно знать:
35. Кто давал ответы на предложенные вопросы?
Священник села Богородицкаго Василий Оболенский.
36. Где воспитывался отвечающий?
Воспитывался он в Орловской Духовной Семинарии.
37. Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует? 38 лет, священствует 11 лет.
38. Время составления настоящей метрики
Составлена 1887 года января 10 го дня
(от руки) Сведения изложенные в сей Метрике церковной (оборвано) согласны
Благочинный священник Михаил Никон… (оборвано)
И в заключение – напомню, что облик этой Успенской церкви совсем недавно воссоздал художник-реконструктор Вадим Дубров.
P.S. В дополнение всего сказанного Сергей Короленко сообщил, что в Научном Архиве Института Материальной культуры, в фонде Р-III имеются и ещё почти два десятка «Метрик» церквей Малоархангельского уезда, перечислю их:
Д.4418 г.Малоархангельск Вознесенская церковь;
Д.4419 с.Архангельское Церковь Михаила Архангела (от руки приписано «Сабурово»);
Д.4420 с.Богородицкое Успенская церковь;
Д.4421 с.Богоявленское Богоявленская церковь (от руки «Фошня»);
Д.4422 с.Городецкое Троицкая церковь;
Д.4423 с.Дросково Церковь Рождества Христова;
Д.4424 с.Знаменское Знаменская церковь;
Д.4425 с.Красное (Скарятино) Богоявленская церковь;
Д.4426 с.Нетрубеж Церковь Дмитрия Мироточивого;
Д.4427 с.Преображенское Церковь Преображения Господня (от руки «Куракино»);
Д.4428 с.Сеньково Церковь Казанской иконы Божьей матери (от руки – «Орловский уезд»)
Д.4429 с.Спасское Церковь Спаса Нерукотворного (от руки – «Кубань»);
Д.4430 с.Столбецкое Церковь Владимирской иконы Божьей матери;
Д.4431 с.Топки Покровская церковь;
Д.4432 с.Труды (скорее всего, Трудки – А.П.) Вознесенская церковь;
Д.4433 с.Редкино Церковь Архистратина Михаила (от руки – «Орловский уезд»)
В сводном разделе есть еще два дела, относящихся к Малоархангельскому уезду:
Д.4580 с.Енино Владимирская церковь (от руки – «Малоархангельский уезд»);
Д.4582 с.Богоявленского Богоявленская церковь (от руки – Малоархангельский уезд»).
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|