Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Афганистан, Таджикистан, Чечня: небеса Владимира Канаева
Опубликовано: 15.03.2021.

Есть в Свердловском районе деревня под названием Котовка.  Через неё, по бывшему старинному курскому тракту, транзитом или с остановкой на местном автовокзале,  следуют в Орёл  автомобилисты  из Глазуновки, Малоархангельска, Колпны, Долгого и других дальних  мест. Котовка гораздо древнее железнодорожного посёлка Змиёвка, к которому  в настоящее время  она буквально «приклеилась» с восточной стороны. А старая дорога,  проходившая когда-то через деревню, стала  частью современного шоссе и – одновременно -  улицей под названием Южная.

Вот на ней-то,  в  скромном, первых послевоенных лет,  домике, появился на свет 3 июня 1962 года будущий военный лётчик Владимир Канаев. Отец, Иван Николаевич, трудился рабочим Свердловского райпищекомбината, мама, Вера Ивановна, - там же лаборантом.

Володя учился вначале в ближней от него Змиёвской восьмилетке и с детства был одержим мечтой стать военным. Сказалось влияние соседей – участников Великой Отечественной войны: Петра Карасёва, Героя Советского Союза Ивана Решилина и родного дяди – лётчика Дмитрия Канаева, которые своими рассказами о войне и профессии повлияли на выбор парня.

Окончив 8 классов в 1977 году, Владимир Канаев пытался поступить в Суворовское училище, но не прошёл по медицинским показаниям. Вернулся домой и продолжил обучение уже в Змиёвской средней школе.  От планов стать военным не отказался и в течение двух лет (9-10 классы)  серьёзное внимание уделял физической подготовке. Получив аттестат о среднем образовании, в 1979 году подал документы в Харьковское Высшее Военное авиационное училище. Снова неудача – на этот раз не прошёл по конкурсу.

Несколько месяцев до следующего поступления  Канаев не сидел без дела: восемь месяцев отработал слесарем-сборщиком  в районном объединении «Сельхозтехника», а потом усердно готовился. Третья попытка  оказалась успешной: 1 августа 1980 года котовский уроженец  стал курсантом Харьковского Высшего Военного авиационного училища лётчиков. Того самого, знаменитого, в котором  «становились на крыло» будущие  240 Героев Советского Союза, в том числе – Трижды Герой, знаменитый лётчик-истребитель периода Великой Отечественной войны Иван Никитич Кожедуб.

Военное образование в училище давали добротное – как в теоретическом плане, так и практическое. Об оценках по предметам Владимира Канаева говорить не буду, а вот о его лётных способностях скажу обязательно. Начинал он, как и другие курсанты Харьковского ВВАУЛ, на  Л-29 (полное название - Аэро Л-29 «Дельфин» - А.П.), который с 1961 года являлся основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Канаев налетал на нём 136 часов, в том числе – 51 час самостоятельно.

Потом были полёты на МиГ-21УМ и МиГ-21СМ. Это модификации МиГа-21 - советского лёгкого сверхзвукового фронтового истребителя третьего поколения, разработанного ОКБ Микояна и Гуревича во второй половине 1950-х годов,  самого распространённого  сверхзвукового самолёта в истории и самого массового истребителя 3-го поколения. Общий налёт во время обучения в училище на всех трёх типах самолётов  составил у Владимира Канаева 244 часа, в том числе самостоятельно – 150 часов.

Полёты эти были самые разнообразные, со всеми видами заданий, не буду их перечислять. Приведу лишь краткую лётную характеристику Канаева, которую дал ему начальник штаба в/ч 42072 подполковник В.Козлов по окончании училища: «…На программе затруднений не имел. Самостоятельно летал отлично. Летать любит, летает смело и уверенно. Перерывы в полётах на качество в технике пилотирования не сказываются. В усложнённой обстановке  действует грамотно и уверенно».

19 октября 1984 года Владимир Канаев окончил Харьковское Высшее Военное авиационное училище лётчиков с дипломом лётчика-инженера и со званием лейтенанта. В первой его аттестации, на присвоение офицерского звания, отметили (цитирую): «За время учёбы в Харьковском ВВАУЛ курсант Канаев Владимир Иванович зарекомендовал себя дисциплинированным, исполнительным и добросовестным воином. В строевом отношении подтянут, аккуратен…Физически развит хорошо, увлекается спортом. К поручениям относится добросовестно, выполняет их точно и в срок. По характеру честен, вспыльчив. Отношения с товарищами строит правильно. В коллективе пользуется деловым авторитетом. На замечания старших реагирует болезненно. Наземную подготовку усваивал хорошо. Летать любит, летает смело и уверенно. Максимальную нагрузку и перегрузки в полётах переносит хорошо. Пространственная и общая ориентировка хорошая в полёте. Склонности к нарушению полётных заданий не имеет. Перерывы в полётах до 10 дней не сказываются. Технику пилотирования и боевое применение по видам полётов отработал: по кругу – «отлично», в зону – «хорошо», по приборам под шторкой – «хорошо», групповая слётанность – «отлично», самолётовождение – «хорошо», боевое применение – «хорошо». Иллюзий и ухудшения самочувствия в полёте не наблюдалось. В усложнённой обстановке действует уверенно и грамотно. Самостоятельно готовится к полётам в полном объёме. Лётную документацию ведёт правильно. Материальную часть самолёта МиГ-21УМ, СМ знает хорошо и грамотно эксплуатирует её на земле и в воздухе…».

Лейтенант Владимир Канаев – выпускник Харьковского Высшего военного авиационного училища

Альбом выпускника

Страница из альбома

Вот такой исполнительный, умелый и уверенный лётчик был направлен в ноябре 1984 года в 368-ой отдельный штурмовой авиаполк, базировавшийся в посёлке Калинов Львовской области (неподалёку от г.Самбор, в 27 километрах от польской границы, Прикарпатский Военный округ – А.П.). В отличие от многих других авиаполков, он только-только, с 13 июля 1984 года, начал своё формирование и оснащался самолётами СУ-25 («Грач»).

Несколько слов об этом бронированном штурмовике. Он был предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. «Грачи» принимали участие во множестве военных конфликтов, в том числе, и в афганской войне.

Лётчики 368 ОШАП, базируясь в Калинове,  начинали летать, уже зная, что их готовят к боевым вылетам на территории Афганистана.  Старались приблизиться к боевой обстановке, но  ночные условия  в Карпатах не позволяли этого, поэтому в сентябре 1986 года полк был переброшен в Туркестанский Военный округ (Чирчик), где тоже тренировался, приспосабливаясь к горным условиям Афгана. К этому времени Владимир Канаев уже стал военным лётчиком 3-го класса.

26 октября 1986 года,  полк, под названием 378 ОШАП, был переброшен в Афганистан, на авиабазу Баграм. Командовал лётчиками  в тот период полковник Александр Руцкой, хороший командир и человек, внимательный к подчинённым, готовивший их к войне по-настоящему.

27-28 октября Канаев на своём штурмовике совершил первые ознакомительные и контрольные полёты над афганской территорией, а с 29 числа начались его боевые вылеты: с нанесением бомбовых и ракетных ударов по укреплённым районам душманов, по бандам мятежников, по караванам, на сопровождение колонн, на обработку площадок десантирования и прикрытие десанта, на подавление вражеских ПВО, на разведку, на сопровождение транспортных самолётов.

Здесь скажу, что собой представляет боевое оснащение СУ-25. Штурмовик вооружён двуствольной 30-мм авиапушкой, предназначенной для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Полный боезапас авиапушки составляет 250 снарядов, причём,  он может израсходоваться  одной непрерывной очередью. Пушка способна  вести огонь различными  типами боеприпасов: осколочно-фугасным зажигательным, осколочно-фугасным зажигательным трассирующим,  бронебойно-разрывным  и многоэлементным снарядами.

На «Грачах»  также размещались  неуправляемые авиабомбы массой от 100 до 500 килограммов, неуправляемые ракеты и высокоточные бомбы и ракеты. Представляешь, читатель, какой ущерб душманам мог нанести даже один штурмовик?  А что осталось от двух банд мятежников численностью до 400 человек, встретившихся однажды в горном ущелье и не успевших разойтись, когда их обнаружили и подвергли  пушечно-бомбовому  удару два СУ-25 (ведущий – Владимир Канаев)? Это даже описывать не надо…

За год своей афганской «командировки» (по конец октября 1987 года)

капитан  Канаев совершил 305 боевых вылетов, принимая участие во всех операциях полка и  совершая иногда по несколько вылетов в день. Его родная 2-я эскадрилья всегда была на острие ударов по душманам, например, в Панджшерском ущелье или вблизи Кундуза.

          Всякое бывало во время войны. Особенно осложнилась ситуация, когда американцы поставили душманам «Стингеры» (ПЗРК), и 21 января 1987 года, прямо на глазах Канаева, при взлёте с аэродрома Баграм, во время набора высоты,  сбили его товарища, Константина Павлюкова. Летчик катапультировался и был обстрелян уже  в воздухе.  На земле его попытались захватить душманы. Израсходовав патроны, Павлюков подорвал себя и душманов гранатой. Указом Председатель Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1987 г. старшему лейтенанту Павлюкову К.Г. было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Кроме него, погибло в Афгане ещё четверо лётчиков 378 отдельного штурмового полка.

        Но капитану Канаеву везло. Его не сбивали, хотя обстрелы случались. За умелые и результативные действия при уничтожении душманских формирований, их объектов в населенных пунктах Кандагар, Чирикар, Хост, Джелалабад, Кабул, Газни, Асадабад, Герат, Ургун, ущельях Панджшер, Алихейль, Марульгад капитан Канаев  был удостоен двух орденов Красной Звезды. Первую награду, с формулировкой «За успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи ДРА», он получил, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 года, ещё находясь в Афганистане. А вот наградные документы на второй орден затерялись на несколько лет, и «Звёздочку» капитану Канаеву вручили с такой же формулировкой, но уже Указом Президента СССР от 19 декабря 1991 года, за несколько дней до исчезновения великого государства.

Владимир Канаев.

Афганистан.1987 год. После 100 боевых вылетов

Владимир Канаев (справа) перед боевым вылетом.

Афганистан. 1987 год

8-9. Штурмовики на аэродроме Баграм

Готовимся…

Владимир Канаев – на заднем плане

«Грачи» в воздухе

Редкие минуты отдыха.

Владимир Канаев с местным обитателем

В конце октября 1987 года 378 штурмовой авиполк, снова ставший 368-ым, возвратился в Союз, на прежнее место базирования в Прикарпатском военном округе.  Прибыл сюда вместе с товарищами из 2-ой эскадрильи и Владимир Канаев. Спустя год  полк был передислоцирован в Западную Группу войск, где  на аэродроме Деммин у городка Тутов (земля Мекленбург-Передняя Померания в ГДР – А.П.) находился до лета 1993 года.

Германский период для 368 отдельного штурмового авиаполка был самым комфортным с точки зрения службы и быта лётчиков и обслуживающего персонала. Служебные и жилые постройки располагались неподалёку друг от друга. Имелось всё необходимое для повышения профессиональных качеств. Владимир Иванович Канаев рос в должностях и званиях: старший лётчик, командир звена в звании  капитана, общий налёт к февралю 1993 года составлял у него уже более 1000 часов.

Кроме собственно полётов, увлёкся он ещё в Германии и прыжками с парашютом. Прыгал, конечно, и до этого, но не так часто. На его счету имелось 8 катапультирований с самолёта.  В Тутове же общее количество его прыжков с вертолёта МИ-8 достигло 120. Так что очередную положенную аттестацию, по истечении пятилетнего срока, капитан Канаев прошёл успешно. Можно было служить дальше.

Но, к сожалению, это пришлось делать уже в гораздо более сложных условиях. 368 штурмовой, как и другие части Западной Группы войск, летом 1993 года был в спешном порядке выведен из Германии, которая к этому времени стала единой страной.  Военный городок в Северо-Кавказском военном округе, куда лётчиков определили, существовал к моменту вывода только на бумаге. Майор Ю.Гаврилов, корреспондент ежедневной газеты Военно-Воздушных Сил Западной группы войск, в своём большем репортаже под названием «Деммин: мы уходим, уходим, уходим» (номер от 12 июня 1993 года) с горечью констатировал, что «дальнейшая судьба лётчиков больше волнует немцев, чем российских руководителей. Грустно слышать такие откровения, но ещё грустнее сознавать, что они  не далеки от правды».

Владимир Канаев с женой и дочерью

Аэродром Деммин в Германии. Перед прыжками

Да, так и было. Прибыл 368 ШАП в город Будённовск Ставропольского края на совершенно необорудованный аэродром в конце июня 1993 года, да ещё часть имущества полка была разграблена и растащена в пути следования и потом с неогороженной территории аэродрома. Пришлось начинать с «нуля», ведь и лётный состав претерпел существенные изменения: значительная его часть либо уволилась, либо ушла в другие армии (не стало могучего Советского Союза).  Полк на новом месте базирования получил наименование "войсковая часть 11580", потерял статус отдельного, так как вошел в состав 1-й Гвардейской ШАД, и стал именоваться 368-м штурмовым авиационным полком (в его составе находилось в тот период 33 штурмовика Су-25 – А.П.).

Капитан Канаев не поддался искушению и службу уже в Российской Армии продолжил. Ситуацию в полку вскоре удалось улучшить, хотя, конечно, проблемы оставались. А военный лётчик Канаев в конце 1994 года отправился в свою очередную служебную командировку, в Таджикистан. В составе коллективной группы миротворческих сил, предназначенной для контроля за прекращением огня между противоборствующими сторонами, он находился там в течение месяца, причём, в условиях секретности, значился под псевдонимом - как  старший лейтенант Сергеев. Всего Канаев в Таджикистане совершил 13 контрольных и разведывательных полётов.

А потом  пришло время «Первой чеченской войны» или, другими словами, – «Операции по восстановлению конституционного порядка  на Северном Кавказе». И без участия в ней лётчиков 368 штурмового полка и Владимира Канаева  не обошлось, благо, что аэродром в Будённовске – совсем рядом с Чечнёй по лётным меркам.

В январе 1995 года капитан Канаев совершил первые боевые вылеты на воздушную разведку и произвёл бомбово-штурмовые удары по расположениям дудаевских частей. Самыми интенсивными месяцами в плане боевых вылетов стали февраль и март 1995 года. В последующий период их количество уменьшилось, если иметь виду среднее число, но, тем не менее, Канаев совершал боевые вылеты  вплоть до июля 1996 года.

Чаще всего это были задания одновременно на разведку и на несение ударов, иногда цель нужно было найти, такой боевой вылет назывался на «Воздушную разведку и охоту». Довелось Канаеву в январе участвовать в бомбардировке президентского дворца Джохара Дудаева, в уничтожении 10 февраля 1995 года укрепрайона "Черноречье", расположенного юго-восточнее Грозного, в котором находился командный пункт противника, в поддержке наступающей пехоты в марте  (тогда были отбиты  у боевиков города Аргун и Гудермес – А.П.) и других событиях. Всего  Канаев в ходе «Первой чеченской войны» совершил более 150 вылетов, большая часть которых была боевыми.

Указом президента России Бориса Ельцина от 26 декабря 1996 года за №1775 «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания» военный лётчик 1-ого класса, командир звена 368 штурмового авиаполка майор Владимир Иванович Канаев  был удостоен ордена Мужества, хотя по полку долгое время потом ходили слухи, что семерых лётчиков, в том числе Канаева,  представляли к званию Героя России, но, в силу некоторых обстоятельств, ограничились орденом.

В силу других обстоятельств, уже медицинского характера, приказом командующего 4 Воздушной армией, генерал-лейтенанта В.Михайлова,  от 28 октября 1996 года за №097 майор Владимир Канаев, командир звена 368 штурмового полка 1 гвардейской штурмовой авиадивизии, был зачислен в запас с правом ношения военной формы.

Всю свою жизнь (а Владимиру Ивановичу исполнится в 2022 году  60) военный лётчик первого класса, майор Канаев остаётся  однолюбом: любил родителей (к сожалению, они уже ушли в мир иной), любит родную деревню Котовку, жену Галину, дочь Марию, сына Дмитрия, внуков. Семья – это прочный тыл любого военного, не будь её – не сложилась бы служба (уж прости, читатель, за повтор) у лётчика, не леталось бы так, не везло бы. А он везучий человек: не сбивали, не ранили в трёх его военных кампаниях, близкие всегда были  рядом и поддерживали в трудные минуты.
Уйдя в запас, а потом и в отставку, поселился Владимир Канаев в родной Котовке, в старом родительском доме, который своими руками сумел переделать, но душа родительская в нём живёт: «Мы тут, сынок!»

Поработать успел на нескольких гражданских должностях, но теперь одно лишь дело оставил себе Владимир Канаев: руководит  Свердловской организацией участников боевых действий. Хорошо руководит, потому что плохо работать он никогда не умел и не умеет…

Майор Канаев – с  двумя орденами Красной Звезды

Майор Канаев – с  тремя орденами

С участниками Великой Отечественной войны в райцентре Змиёвка

(В.И.Канаев – во втором ряду, второй справа)

Владимир Иванович Канаев в Змиёвском краеведческом музее

(9 февраля 2021 года)

Александр Полынкин

(из готовящейся к печати книги "Люди Змиёвского края")

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (15.03.2021)
Читали статью: 910 | Комментарии: 2 | Теги: Афганцы
Всего комментариев: 2
2 admin  
1
Да, очень неожиданная и печальная новость! За несколько моих встреч с Владимиром Канаевым я проникся к нему: замечательный человек и командир (приходится добавлять - был!)

1 ps280363  
0
Светлая память Владимиру... 15 ноября 2022 его не стало...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.