Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Командир 233-й штурмовой авиадивизии (Герой Советского Союза Владимир Смирнов) К 75-летию Победы
Опубликовано: 29.04.2020.

27 июля 1943 года, в самый разгар Орловской наступательной операции «Кутузов», когда советские войска уже освободили Мценск и вплотную подступали к Болхову, большая группа штурмовиков «ИЛ-2» из 233 штурмовой авиадивизии, возглавляемая лично её командиром, Героем Советского Союза, полковником Владимиром Смирновым, вылетела на поддержку наступающей пехоте – для разведки и бомбардировки вражеских позиций в районе Орла.

Ушёл в землю у села Злынь

19 летчиков и воздушных стрелков из трёх полков этой дивизии с боевого задания в тот день не вернулись. Среди них оказался и экипаж «ИЛ-2» полковника Смирнова: сам командир 233 ШАД и инженер-майор, выполнявший обязанности воздушного стрелка, Вячеслав Денисов.

Все они долгое время считались пропавшими без вести, пока историей одного из штурмовиков, сбитого в районе села Злынь Болховского района, в послевоенные годы не заинтересовался тогдашний директор местной школы Н.Я. Корнилов. Николай Яковлевич нашёл и опросил нескольких свидетелей, видевших падение самолёта 27 июля 1943 года. Они рассказали, что в тот день шел дождь, и поэтому штурмовики летели очень низко. Их обстреливали подвижные зенитные установки противника, сопровождавшие колонны стальных машин. В самолет полковника Смирнова угодил зенитный снаряд, и подбитый «ИЛ-2»  упал на поле между населёнными пунктами Кутьма и Злынь (это село в Болховском районе, в 40 км к северо-западу от Орла и в 25 юго-западнее  Болхова – А.П.). Свидетели помогли директору школы найти место падения штурмовика, а некоторое время спустя Корнилов организовал перенос обнаруженного фрагмента самолёта на злынское кладбище, установив рядом  скромный памятник погибшим лётчикам.

 В настоящее время  их останки значатся погребёнными в братской могиле советских воинов в селе Злынь. Были ли они на самом деле перенесены,  или просто имена Владимира Смирнова и Вячеслава Денисова формально внесли в «Список», - не знаю, но, в любом случае, даже тут составители этого документа всего в двух именах умудрились сделать несколько ошибок: назвали неправильную дату рождения у командира дивизии (1908 вместо 1902), а инженер-майора Денисова записали «генерал-майором», не упомянув даты его рождения – А.П.).

Герой Советского Союза В.В.Смирнов

2-4. Памятный знак в селе Злынь Болховского района

Любимец: начало лётной биографии

А теперь, уважаемый читатель, пора перейти к подробностям биографии  Владимира Васильевича Смирнова, одного из 40 Героев Советского Союза, погибших на Орловской земле.

В большинстве источников (в том числе и на сайте «Герои страны» - А.П.) написано, что Владимир Смирнов родился 18 декабря 1902 в деревне Коленово Ярославской губернии, однако на сайте историко-краеведческого музея г.Любима (в настоящее время – Ростовский район Ярославской области – А.П.), в котором в детские и юношеские годы проживал Володя, названа другая дата его появления на свет – 24 июля 1902 года.

 В этом маленьком городе (его жителей зовут «любимцами» - А.П.)  Владимир Смирнов  окончил 4 класса церковно-приходской школы, а в 1920 году, сдав экзамен экстерном, получил среднее образование. Начав работать на  станции Любим рабочим на железной дороге, он активно включился в общественно-политическую деятельность: в 17 лет стал членом РКП(б) и в годы гражданской войны трудился освобожденным секретарем Любимского уездного комитета комсомола.

 В 1925 году Смирнов стал курсантом Ленинградской теоретической школы летчиков, по окончании которой был направлен в Борисоглебскую военно-авиационную школу, которую успешно закончил в 1928 году и очень быстро показал свои организаторские и командные способности. В 1930-32 годы Смирнов - командир звена в Евпаторийском авиаотряде, в 1933-1937 годах – командир отдельных авиационных отрядов в Конотопе и Проскурове, затем - командир авиаэскадрильи 87-й авиабригады Киевского Особого военного округа. В  1938 году Смирнов с отличием и присвоением майорского звания закончил Липецкую высшую теоретическую школу и был назначен командиром 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка Ленинградского военного округа.  В его составе в 1938-40 годах Владимир Васильевич  несколько раз принимал участие в воздушных парадах над Красной Площадью.

Антреа, Выборг, Иматра, Меркки-Сума: достойные цели лётчика

В должности командира 50 бомбардировочного авиаполка Смирнов встретил начавшуюся поздней осенью 1939 года войну с Финляндией. Его полк показал себя в боях с финнами с самой лучшей стороны, и потому Владимир Васильевич вначале, в феврале 1940 года, стал кавалером ордена Красного Знамени, а 21 марта 1940 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За какие достижения – я процитирую (с некоторыми сокращениями) его наградной лист, подписанный командующим ВВС 7 армии, Героем Советского Союза, Денисовым и командующим 7 армией, будущим Маршалом Советского Союза, Мерецковым:

«С первых дней борьбы с белофиннами тов. Смирнов со своим авиаполком находится в боях на Северо-западном фронте. Молодой состав полка, 44 летчика, едва успевший к началу войны стать в строй, под руководством тов. Смирнова окончательно сколачивается в боях и показывает образцы работы. За период борьбы с белофиннами полк имеет 66 полковылетов с общим число 2289 самолетовылетов с общим налетом в воздухе около 3000 часов.

    Сброшено полком на головы белофинских банд за это время свыше 2000 тонн бомб.  Из 66 полковылетов тов. Смирнов принимал участие в 46-и. Все задачи, которые ставились перед полком, всегда выполнялись с оценкой "отлично", "хорошо". Экипажами тов. Смирнова было сбито 3 вражеских  истребительных самолета, разрушена ст. Антреа, не раз производил налеты на сильно прикрытые промышленные объекты Выборга и Иматра и всегда с честью выходил из тяжелой обстановки.

    Товарищ Смирнов обрабатывал участок укрепленной полосы района Меркки-Сума, сбросил на него по зарывшимся в дотах бело-финнам 154000 ворошиловских килограммов бомб. На этом участке впоследствии успешно прошла прославленная орденоносная 123 стрелковая дивизия… За боевые подвиги и отвагу 25 человек из полка награждены высшими правительственными наградами. А сам тов. Смирнов награжден орденом Красного Знамени, 92 человека представлено к правительственным наградам. За выдающиеся успехи возбуждено ходатайство о награждении полка тов. Смирнова орденом Красного Знамени...».

На Орловском направлении

Начало Великой Отечественной войны полковник Смирнов встретил, командуя 62-й бомбардировочной авиадивизией, которая приняла активное участие в первых воздушных боях 22 и 23 июня, а потом отличилась в оборонительных сражениях за Киев. В сентябре 1941 года значительная часть войск Юго-Западного фронта, в том числе, и 62-я авиадивизия, попала в окружение. 12 остававшихся в строю её самолетов, по приказу полковника Смирнова, взлетели и сумели прорваться к своим аэродромам. Сам командир 62-ой авиадивизии и его заместитель, Г.И. Тхор, оставшись с личным составом, сумели, ценой больших потерь, пробиться  из вражеского кольца по земле. Полковник Смирнов получил при выходе из окружения тяжелую травму, сломав несколько ребер при падении в противотанковую яму, но, тем не менее, 24 сентября вышел к своим и до конца 1941 года находился в госпитале.

После излечения, сменив несколько должностей, в феврале 1943 года Смирнова вновь назначили командиром авиадивизии, на этот раз -  233-й штурмовой, входившей в состав  1-й воздушной армии генерала М.М.Громова. Здесь проявился в полной мере талант командира и летчика В.В.Смирнова. Он, командуя штурмовиками, сам неоднократно водил большие группы  «Илов» в бой. Особенно часто пришлось это делать в ходе развернувшейся с 5 июля 1943 года Курской битвы.

Когда же началась Орловская наступательная операция «Кутузов», то 233-я штурмовая авиадивизия  вела разведку узлов сопротивления противника, железнодорожных и шоссейных дорог Брянск-Карачев, Сомово-Карачев и других,  площадок подскока противника и производила удары по автоколоннам, танковым колоннам и артиллерийским позициям противника.

Немецкая авиация, в свою очередь, крупными группами, почти непрерывно, бомбила и обстреливала наши войска. Развернулись ожесточенные воздушные бои. 27 июля 1943 года на очередное задание вылетела  большая группа «Илов» из  233 штурмовой авиадивизии, во главе с её командиром, полковником Владимиром Смирновым. И случилось то, о чём я написал в самом начале… Посмертно героический командир был награждён за свои подвиги орденом Отечественной войны I степени.

В Орловской земле лежат пятеро Геров-лётчиков, один из них – командир 233 штурмовой авиадивизии Владимир Смирнов. Его именем названа одна из улиц города Любим (Ярославская область),  в историко-краеведческом музее которого Владимиру Васильевичу посвящена отдельная экспозиция. 

Памятный знак В.В.Смирнову в г.Любим

Александр Полынкин                                                                                                                                     

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (29.04.2020)
Читали статью: 421 | Теги: Герои Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.