27 июля 1943 года, в самый разгар Орловской наступательной операции «Кутузов», когда советские войска уже освободили Мценск и вплотную подступали к Болхову, большая группа штурмовиков «ИЛ-2» из 233 штурмовой авиадивизии, возглавляемая лично её командиром, Героем Советского Союза, полковником Владимиром Смирновым, вылетела на поддержку наступающей пехоте – для разведки и бомбардировки вражеских позиций в районе Орла.
Ушёл в землю у села Злынь
19 летчиков и воздушных стрелков из трёх полков этой дивизии с боевого задания в тот день не вернулись. Среди них оказался и экипаж «ИЛ-2» полковника Смирнова: сам командир 233 ШАД и инженер-майор, выполнявший обязанности воздушного стрелка, Вячеслав Денисов.
Все они долгое время считались пропавшими без вести, пока историей одного из штурмовиков, сбитого в районе села Злынь Болховского района, в послевоенные годы не заинтересовался тогдашний директор местной школы Н.Я. Корнилов. Николай Яковлевич нашёл и опросил нескольких свидетелей, видевших падение самолёта 27 июля 1943 года. Они рассказали, что в тот день шел дождь, и поэтому штурмовики летели очень низко. Их обстреливали подвижные зенитные установки противника, сопровождавшие колонны стальных машин. В самолет полковника Смирнова угодил зенитный снаряд, и подбитый «ИЛ-2» упал на поле между населёнными пунктами Кутьма и Злынь (это село в Болховском районе, в 40 км к северо-западу от Орла и в 25 юго-западнее Болхова – А.П.). Свидетели помогли директору школы найти место падения штурмовика, а некоторое время спустя Корнилов организовал перенос обнаруженного фрагмента самолёта на злынское кладбище, установив рядом скромный памятник погибшим лётчикам.
В настоящее время их останки значатся погребёнными в братской могиле советских воинов в селе Злынь. Были ли они на самом деле перенесены, или просто имена Владимира Смирнова и Вячеслава Денисова формально внесли в «Список», - не знаю, но, в любом случае, даже тут составители этого документа всего в двух именах умудрились сделать несколько ошибок: назвали неправильную дату рождения у командира дивизии (1908 вместо 1902), а инженер-майора Денисова записали «генерал-майором», не упомянув даты его рождения – А.П.).
Герой Советского Союза В.В.Смирнов
2-4. Памятный знак в селе Злынь Болховского района
Любимец: начало лётной биографии
А теперь, уважаемый читатель, пора перейти к подробностям биографии Владимира Васильевича Смирнова, одного из 40 Героев Советского Союза, погибших на Орловской земле.
В большинстве источников (в том числе и на сайте «Герои страны» - А.П.) написано, что Владимир Смирнов родился 18 декабря 1902 в деревне Коленово Ярославской губернии, однако на сайте историко-краеведческого музея г.Любима (в настоящее время – Ростовский район Ярославской области – А.П.), в котором в детские и юношеские годы проживал Володя, названа другая дата его появления на свет – 24 июля 1902 года.
В этом маленьком городе (его жителей зовут «любимцами» - А.П.) Владимир Смирнов окончил 4 класса церковно-приходской школы, а в 1920 году, сдав экзамен экстерном, получил среднее образование. Начав работать на станции Любим рабочим на железной дороге, он активно включился в общественно-политическую деятельность: в 17 лет стал членом РКП(б) и в годы гражданской войны трудился освобожденным секретарем Любимского уездного комитета комсомола.
В 1925 году Смирнов стал курсантом Ленинградской теоретической школы летчиков, по окончании которой был направлен в Борисоглебскую военно-авиационную школу, которую успешно закончил в 1928 году и очень быстро показал свои организаторские и командные способности. В 1930-32 годы Смирнов - командир звена в Евпаторийском авиаотряде, в 1933-1937 годах – командир отдельных авиационных отрядов в Конотопе и Проскурове, затем - командир авиаэскадрильи 87-й авиабригады Киевского Особого военного округа. В 1938 году Смирнов с отличием и присвоением майорского звания закончил Липецкую высшую теоретическую школу и был назначен командиром 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка Ленинградского военного округа. В его составе в 1938-40 годах Владимир Васильевич несколько раз принимал участие в воздушных парадах над Красной Площадью.
Антреа, Выборг, Иматра, Меркки-Сума: достойные цели лётчика
В должности командира 50 бомбардировочного авиаполка Смирнов встретил начавшуюся поздней осенью 1939 года войну с Финляндией. Его полк показал себя в боях с финнами с самой лучшей стороны, и потому Владимир Васильевич вначале, в феврале 1940 года, стал кавалером ордена Красного Знамени, а 21 марта 1940 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За какие достижения – я процитирую (с некоторыми сокращениями) его наградной лист, подписанный командующим ВВС 7 армии, Героем Советского Союза, Денисовым и командующим 7 армией, будущим Маршалом Советского Союза, Мерецковым:
«С первых дней борьбы с белофиннами тов. Смирнов со своим авиаполком находится в боях на Северо-западном фронте. Молодой состав полка, 44 летчика, едва успевший к началу войны стать в строй, под руководством тов. Смирнова окончательно сколачивается в боях и показывает образцы работы. За период борьбы с белофиннами полк имеет 66 полковылетов с общим число 2289 самолетовылетов с общим налетом в воздухе около 3000 часов.
Сброшено полком на головы белофинских банд за это время свыше 2000 тонн бомб. Из 66 полковылетов тов. Смирнов принимал участие в 46-и. Все задачи, которые ставились перед полком, всегда выполнялись с оценкой "отлично", "хорошо". Экипажами тов. Смирнова было сбито 3 вражеских истребительных самолета, разрушена ст. Антреа, не раз производил налеты на сильно прикрытые промышленные объекты Выборга и Иматра и всегда с честью выходил из тяжелой обстановки.
Товарищ Смирнов обрабатывал участок укрепленной полосы района Меркки-Сума, сбросил на него по зарывшимся в дотах бело-финнам 154000 ворошиловских килограммов бомб. На этом участке впоследствии успешно прошла прославленная орденоносная 123 стрелковая дивизия… За боевые подвиги и отвагу 25 человек из полка награждены высшими правительственными наградами. А сам тов. Смирнов награжден орденом Красного Знамени, 92 человека представлено к правительственным наградам. За выдающиеся успехи возбуждено ходатайство о награждении полка тов. Смирнова орденом Красного Знамени...».
На Орловском направлении
Начало Великой Отечественной войны полковник Смирнов встретил, командуя 62-й бомбардировочной авиадивизией, которая приняла активное участие в первых воздушных боях 22 и 23 июня, а потом отличилась в оборонительных сражениях за Киев. В сентябре 1941 года значительная часть войск Юго-Западного фронта, в том числе, и 62-я авиадивизия, попала в окружение. 12 остававшихся в строю её самолетов, по приказу полковника Смирнова, взлетели и сумели прорваться к своим аэродромам. Сам командир 62-ой авиадивизии и его заместитель, Г.И. Тхор, оставшись с личным составом, сумели, ценой больших потерь, пробиться из вражеского кольца по земле. Полковник Смирнов получил при выходе из окружения тяжелую травму, сломав несколько ребер при падении в противотанковую яму, но, тем не менее, 24 сентября вышел к своим и до конца 1941 года находился в госпитале.
После излечения, сменив несколько должностей, в феврале 1943 года Смирнова вновь назначили командиром авиадивизии, на этот раз - 233-й штурмовой, входившей в состав 1-й воздушной армии генерала М.М.Громова. Здесь проявился в полной мере талант командира и летчика В.В.Смирнова. Он, командуя штурмовиками, сам неоднократно водил большие группы «Илов» в бой. Особенно часто пришлось это делать в ходе развернувшейся с 5 июля 1943 года Курской битвы.
Когда же началась Орловская наступательная операция «Кутузов», то 233-я штурмовая авиадивизия вела разведку узлов сопротивления противника, железнодорожных и шоссейных дорог Брянск-Карачев, Сомово-Карачев и других, площадок подскока противника и производила удары по автоколоннам, танковым колоннам и артиллерийским позициям противника.
Немецкая авиация, в свою очередь, крупными группами, почти непрерывно, бомбила и обстреливала наши войска. Развернулись ожесточенные воздушные бои. 27 июля 1943 года на очередное задание вылетела большая группа «Илов» из 233 штурмовой авиадивизии, во главе с её командиром, полковником Владимиром Смирновым. И случилось то, о чём я написал в самом начале… Посмертно героический командир был награждён за свои подвиги орденом Отечественной войны I степени.
В Орловской земле лежат пятеро Геров-лётчиков, один из них – командир 233 штурмовой авиадивизии Владимир Смирнов. Его именем названа одна из улиц города Любим (Ярославская область), в историко-краеведческом музее которого Владимиру Васильевичу посвящена отдельная экспозиция.
Памятный знак В.В.Смирнову в г.Любим
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|