Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

По следам одного фильма
Опубликовано: 27.02.2019.

В 2019 году исполняется 55 лет со дня со дня создания первого советского многосерийного телевизионного фильма «Вызываем огонь на себя». Показан же он был на телеэкранах в феврале 1965 года, накануне 20-летия Победы. Благодаря этой замечательной картине в СССР и странах социалистического содружества стал широко известен подвиг многонационального подполья в посёлке Сеща современной Брянской области (до 1944 года населённый пункт входил в состав Орловщины – А.П.).

Константин Поваров, Анна Морозова и другие герои

Посёлок Сеща расположен на автотрассе Брянск–Рославль в девяноста шести километрах от Брянска. Во время Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, эта территория была занята немецко-фашистскими оккупантами. Им требовался плацдарм для базирования своей авиации поближе к нашей столице, и гитлеровцы нашли его в уже существовавшем в Сеще с 1931 года советском военном аэродроме. Немцы, конечно, внесли в его структуру и кое-что своё, но основа сохранилась.

Аэродром превратился в крупнейший, хорошо оборудованный и тщательно охраняемый объект, с которого фашистские бомбардировщики совершали налёты на советские города, вплоть до Москвы.

Советские штурмовые и бомбардировочные полки несли большие потери при налётах на сещинский аэродром, но никак не могли нанести хоть какой-то серьёзный ущерб зловредному объекту. И тут на помощь ВВС Красной Армии пришла созданная в Сеще лейтенантом Константином Поваровым подпольная интернациональная группа. Она развернула активную работу по сбору информации о немецком аэродроме и находившихся там самолётах. Мало того, подпольщики сами стали уничтожать вражеские машины, устанавливая на них магнитные мины.

23 сентября 1942 года Константин Поваров погиб, и руководство группой взяла в свои руки его помощница, Анна Морозова.

За время существования Сещинского подполья его членами было уничтожено до 22 самолетов (именно столько было указано в сводке, представленной 26 марта 1944 года в Смоленский штаб партизанского движения – А.П.). Несколько фашистских бомбардировщиков из этого числа не долетели до своих целей в Орле и окрестностях.

Кроме того, на основании разведывательных данных Анны Морозовой и её группы, 17 июня 1942 года партизаны разгромили гарнизон вражеской авиационной базы в селе Сергеевка, уничтожив двести человек лётного состава люфтваффе и тридцать восемь автомашин. И наконец, завершающей точкой в деятельности подпольщиков стало полное разрушение Сещинского аэродрома бомбовым ударом советской авиации в сентябре 1943 года, незадолго до освобождения Брянска и Сещи.

К сожалению, подвиг подпольной группы Морозовой, впервые в практике советских партизан массово применившей минирование вражеских самолетов прямо на аэродроме, не был отмечен вовремя. И лишь после того, как по телевидению с огромным успехом прошёл многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя», 8 мая 1965 года Анне Афанасьевне Морозовой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно – А.П.), а в сентябре того же года появился и монумент «Героям интернационального подполья».

Герой Советского Союза Анна Морозова

Памятник «Героям Сещинского подполья»

566-ой военно-транспортный полк

Я достаточно подробно рассказал о подвиге подпольщиков Сещи потому, уважаемый читатель, что с этим посёлком, уже в послевоенные годы, оказалась связана судьба семейства, о котором будет мой рассказ, и для которого Сещинский аэродром тоже стал основным местом действия. Сильно повреждённый бомбардировками нашей авиации, он достаточно быстро был восстановлен после освобождения и с 1958 года стал базой 566-о военно-транспортного авиационного полка. В годы Великой Отечественной войны он был штурмовым и носил красивое имя «Солнечногорский».

Когда 566-й военно-транспортный полк получил новое и уже постоянное место прописки в Сеще, влился в его состав и бортинженер Василий Хохлов, который прибыл сюда годом ранее для службы в частях Дальней авиации.

Эмблема 566 военно-транспортного авиаполка

Со школьных лет уроженец и житель села Соломино Дмитровского района Вася Хохлов был знаком с дочкой местного директора школы Еленой Романовой. Они вместе учились: сначала – в сельской «семилетке», а потом - и в школе №1 города Дмитровска, которой руководил известный историк и краевед, Заслуженный учитель школы РСФСР Иван Николаевич Музалёв. Дружба молодых людей переросла в любовь, которую было страшно потерять по окончании 10-ого класса, ведь отправлялись оба продолжать учёбу в разные стороны: Елена Романова – в Орёл, в пединститут, а Василий Хохлов – в Севастополь, в военно-морское училище.

И поступил ведь сельский парень с Орловщины, моря толком не видевший, в престижное училище, но подумав, забрал документы, потому что срок учёбы тут был 4 года, - слишком долго, побоялся Василий, что красавица-невеста не дождётся его.

Поехал он в Казань и море поменял на небо: стал курсантом военного авиационного технического училища дальней авиации. Оно готовило бортинженеров, а срок обучения составлял три года. И всё у Василия Хохлова получилось: учёба, женитьба, служба в Житомире в полку Дальней авиации, рождение дочери Ольги – это были радостные моменты в самом начале биографии молодого лейтенанта и его супруги.

Василий Иванович, Елена Михайловна и Оля Хохловы

А с 1957 года их жизнь почти на два десятилетия оказалась связана с посёлком Сеща и с 566-ым военно-транспортным полком. Бортинженера Василия Ивановича Хохлова скоро хорошо узнали и зауважали его коллеги и лётчики: он на самолёте АН-12, этой «рабочей лошадке» военно-транспортной авиации, в составе экипажа выполнил множество полётов по перевозке людей и доставке грузов в удалённые военные гарнизоны и населённые пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Дочь Хохловых, Ольга, тем временем успешно училась в Сещинской средней школе имени Константина Поварова (я надеюсь, читатель не забыл имя этого героя, организатора местного подполья – А.П.), а закончив её, поступила в 1972 году на дошкольный факультет Орловского пединститута. Незадолго до отъезда Ольги на учёбу в семье Хохловых случились два серьёзных события. Первое со знаком «плюс»: у Василия Ивановича и Елены Михайловны родился второй ребёнок – сын Роман. Второе событие, к сожалению, оказалось не слишком приятным: врачебная комиссия нашла у капитана Хохлова проблемы со здоровьем, запретив ему летать, и он был вынужден (в 40 с небольшим! – А.П.) уйти в запас в звании майора.

Стали Хохловы подумывать об устройстве своей гражданской жизни, но пока дочь училась в Орле, не решались они сразу покидать обжитое и приглянувшееся место.

Владимир Москвичеков и его «Руслан»

Периоды между сессиями студентка пединститута проводила в Сеще, в военном городке, где как раз в период её учёбы прибыл на службу, закончив в 1973 году Иркутское Военное Авиационно-техническое училище, молодой лейтенант, сибиряк Владимир Москвичеков. В дипломе у него значилась специальность техника-механика, но позже он переквалифицировался в бортинженера, практически заменив ветерана Хохлова.

В военном городке всё и все на виду, и не успели оглянуться родные, как случилась любовь. Ольга Хохлова и Владимир Москвичеков создали молодую и крепкую семью, и жизнь в Сеще уже у них продолжилась ещё почти на три десятилетия.

Ольга Васильевна трудилась методистом, заведующей детским садом, а Владимир Иванович, как и его тесть, стал летать много и далеко. Первое время – на АН-22 (тяжёлый четырёхмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолёт – А.П.), а потом – на АН-124 («Руслан», самый грузоподъёмный в мире серийный транспортный самолёт, который в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам – А.П.).

Старший бортинженер, капитан Москвичеков в составе экипажа «Руслана» под командованием заместителя командира 566-ого военно-транспортного полка, подполковника Е.Н.Пономарёва (он потом и командиром полка был – А.П.) выполнял различные задания по перевозке грузов и людей не только внутри страны, но и за её пределами (во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии – А.П.).

Наиболее памятными стали пять рейсов 1980 года в Афганистан, когда там началась война (доставляли людей и крупногабаритные грузы, даже домики для военных городков – А.П.). Экипаж Владимира Москвичекова участвовал в воздушном параде над Красной площадью 9 мая 1989 года и обеспечивал рекордный кругосветный перелёт через два полюса Земли в декабре 1990 года, базируясь в Австралии.

Последним дальним полётом для старшего бортинженера майора Владимира Москвичекова стал визит его «Руслана» в апреле 1992 года в Америку, на авиабазу ВВС США Барксдейл в штате Луизиана. Тогда в газете «Таймс» о прибытии наших военных лётчиков появилась большая статья.

Та самая газета

Владимир Иванович Москвичеков

Династия продолжается

К сожалению, начало 90-ых годов было не самым лучшим периодом в истории нашей армии и её авиации. Самолёты месяцами не летали, летчиков увольняли, а оставшимся подолгу не платили заработную плату. Поэтому, выслужив положенный срок, майор Москвичеков уволился в 1995 году в запас. Но пока здоровье позволяло, продолжал летать уже на коммерческих рейсах. Семь месяцев отработал в Анголе, где не раз приходилось попадать под обстрелы (тогда там шла гражданская война – А.П.). Их экипажу везло, отделывались пробоинами в фюзеляже. Возвратились «рисковые парни» в Россию, немного подзаработав в Африке, - тогда в нашей стране с работой для лётчиков было совсем плохо.

Окончательно «завязав» с полётами, Владимир Иванович Москвичеков с семейством перебрался в Орёл, и за два десятилетия этот город стал родным для бывшего старшего бортинженера «Руслана», майора в отставке, его жены-педагога, их детей и внуков.

Но связь с Сещей не оборвалась: там продолжает жить и работать младший брат Ольги Васильевны – Роман Хохлов. За последние годы ситуация в армии изменилась в лучшую сторону, и лётчики военно-транспортной авиации России чувствуют свою защищённость. Бортинженер, майор Роман Васильевич Хохлов летает на одном из «Русланов», продолжая семейную династию.

Сещинский аэродром в настоящее время

Нашим транспортникам есть что и куда доставлять. А значит, Россия живёт и трудится, и есть люди, всегда готовые её защитить…

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (27.02.2019)
Читали статью: 690 | Теги: Герои Советского Союза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.