В 2019 году исполняется 55 лет со дня со дня создания первого советского многосерийного телевизионного фильма «Вызываем огонь на себя». Показан же он был на телеэкранах в феврале 1965 года, накануне 20-летия Победы. Благодаря этой замечательной картине в СССР и странах социалистического содружества стал широко известен подвиг многонационального подполья в посёлке Сеща современной Брянской области (до 1944 года населённый пункт входил в состав Орловщины – А.П.).
Константин Поваров, Анна Морозова и другие герои
Посёлок Сеща расположен на автотрассе Брянск–Рославль в девяноста шести километрах от Брянска. Во время Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, эта территория была занята немецко-фашистскими оккупантами. Им требовался плацдарм для базирования своей авиации поближе к нашей столице, и гитлеровцы нашли его в уже существовавшем в Сеще с 1931 года советском военном аэродроме. Немцы, конечно, внесли в его структуру и кое-что своё, но основа сохранилась.
Аэродром превратился в крупнейший, хорошо оборудованный и тщательно охраняемый объект, с которого фашистские бомбардировщики совершали налёты на советские города, вплоть до Москвы.
Советские штурмовые и бомбардировочные полки несли большие потери при налётах на сещинский аэродром, но никак не могли нанести хоть какой-то серьёзный ущерб зловредному объекту. И тут на помощь ВВС Красной Армии пришла созданная в Сеще лейтенантом Константином Поваровым подпольная интернациональная группа. Она развернула активную работу по сбору информации о немецком аэродроме и находившихся там самолётах. Мало того, подпольщики сами стали уничтожать вражеские машины, устанавливая на них магнитные мины.
23 сентября 1942 года Константин Поваров погиб, и руководство группой взяла в свои руки его помощница, Анна Морозова.
За время существования Сещинского подполья его членами было уничтожено до 22 самолетов (именно столько было указано в сводке, представленной 26 марта 1944 года в Смоленский штаб партизанского движения – А.П.). Несколько фашистских бомбардировщиков из этого числа не долетели до своих целей в Орле и окрестностях.
Кроме того, на основании разведывательных данных Анны Морозовой и её группы, 17 июня 1942 года партизаны разгромили гарнизон вражеской авиационной базы в селе Сергеевка, уничтожив двести человек лётного состава люфтваффе и тридцать восемь автомашин. И наконец, завершающей точкой в деятельности подпольщиков стало полное разрушение Сещинского аэродрома бомбовым ударом советской авиации в сентябре 1943 года, незадолго до освобождения Брянска и Сещи.
К сожалению, подвиг подпольной группы Морозовой, впервые в практике советских партизан массово применившей минирование вражеских самолетов прямо на аэродроме, не был отмечен вовремя. И лишь после того, как по телевидению с огромным успехом прошёл многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя», 8 мая 1965 года Анне Афанасьевне Морозовой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно – А.П.), а в сентябре того же года появился и монумент «Героям интернационального подполья».
Герой Советского Союза Анна Морозова
Памятник «Героям Сещинского подполья»
566-ой военно-транспортный полк
Я достаточно подробно рассказал о подвиге подпольщиков Сещи потому, уважаемый читатель, что с этим посёлком, уже в послевоенные годы, оказалась связана судьба семейства, о котором будет мой рассказ, и для которого Сещинский аэродром тоже стал основным местом действия. Сильно повреждённый бомбардировками нашей авиации, он достаточно быстро был восстановлен после освобождения и с 1958 года стал базой 566-о военно-транспортного авиационного полка. В годы Великой Отечественной войны он был штурмовым и носил красивое имя «Солнечногорский».
Когда 566-й военно-транспортный полк получил новое и уже постоянное место прописки в Сеще, влился в его состав и бортинженер Василий Хохлов, который прибыл сюда годом ранее для службы в частях Дальней авиации.
Эмблема 566 военно-транспортного авиаполка
Со школьных лет уроженец и житель села Соломино Дмитровского района Вася Хохлов был знаком с дочкой местного директора школы Еленой Романовой. Они вместе учились: сначала – в сельской «семилетке», а потом - и в школе №1 города Дмитровска, которой руководил известный историк и краевед, Заслуженный учитель школы РСФСР Иван Николаевич Музалёв. Дружба молодых людей переросла в любовь, которую было страшно потерять по окончании 10-ого класса, ведь отправлялись оба продолжать учёбу в разные стороны: Елена Романова – в Орёл, в пединститут, а Василий Хохлов – в Севастополь, в военно-морское училище.
И поступил ведь сельский парень с Орловщины, моря толком не видевший, в престижное училище, но подумав, забрал документы, потому что срок учёбы тут был 4 года, - слишком долго, побоялся Василий, что красавица-невеста не дождётся его.
Поехал он в Казань и море поменял на небо: стал курсантом военного авиационного технического училища дальней авиации. Оно готовило бортинженеров, а срок обучения составлял три года. И всё у Василия Хохлова получилось: учёба, женитьба, служба в Житомире в полку Дальней авиации, рождение дочери Ольги – это были радостные моменты в самом начале биографии молодого лейтенанта и его супруги.
Василий Иванович, Елена Михайловна и Оля Хохловы
А с 1957 года их жизнь почти на два десятилетия оказалась связана с посёлком Сеща и с 566-ым военно-транспортным полком. Бортинженера Василия Ивановича Хохлова скоро хорошо узнали и зауважали его коллеги и лётчики: он на самолёте АН-12, этой «рабочей лошадке» военно-транспортной авиации, в составе экипажа выполнил множество полётов по перевозке людей и доставке грузов в удалённые военные гарнизоны и населённые пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Дочь Хохловых, Ольга, тем временем успешно училась в Сещинской средней школе имени Константина Поварова (я надеюсь, читатель не забыл имя этого героя, организатора местного подполья – А.П.), а закончив её, поступила в 1972 году на дошкольный факультет Орловского пединститута. Незадолго до отъезда Ольги на учёбу в семье Хохловых случились два серьёзных события. Первое со знаком «плюс»: у Василия Ивановича и Елены Михайловны родился второй ребёнок – сын Роман. Второе событие, к сожалению, оказалось не слишком приятным: врачебная комиссия нашла у капитана Хохлова проблемы со здоровьем, запретив ему летать, и он был вынужден (в 40 с небольшим! – А.П.) уйти в запас в звании майора.
Стали Хохловы подумывать об устройстве своей гражданской жизни, но пока дочь училась в Орле, не решались они сразу покидать обжитое и приглянувшееся место.
Владимир Москвичеков и его «Руслан»
Периоды между сессиями студентка пединститута проводила в Сеще, в военном городке, где как раз в период её учёбы прибыл на службу, закончив в 1973 году Иркутское Военное Авиационно-техническое училище, молодой лейтенант, сибиряк Владимир Москвичеков. В дипломе у него значилась специальность техника-механика, но позже он переквалифицировался в бортинженера, практически заменив ветерана Хохлова.
В военном городке всё и все на виду, и не успели оглянуться родные, как случилась любовь. Ольга Хохлова и Владимир Москвичеков создали молодую и крепкую семью, и жизнь в Сеще уже у них продолжилась ещё почти на три десятилетия.
Ольга Васильевна трудилась методистом, заведующей детским садом, а Владимир Иванович, как и его тесть, стал летать много и далеко. Первое время – на АН-22 (тяжёлый четырёхмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолёт – А.П.), а потом – на АН-124 («Руслан», самый грузоподъёмный в мире серийный транспортный самолёт, который в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам – А.П.).
Старший бортинженер, капитан Москвичеков в составе экипажа «Руслана» под командованием заместителя командира 566-ого военно-транспортного полка, подполковника Е.Н.Пономарёва (он потом и командиром полка был – А.П.) выполнял различные задания по перевозке грузов и людей не только внутри страны, но и за её пределами (во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии – А.П.).
Наиболее памятными стали пять рейсов 1980 года в Афганистан, когда там началась война (доставляли людей и крупногабаритные грузы, даже домики для военных городков – А.П.). Экипаж Владимира Москвичекова участвовал в воздушном параде над Красной площадью 9 мая 1989 года и обеспечивал рекордный кругосветный перелёт через два полюса Земли в декабре 1990 года, базируясь в Австралии.
Последним дальним полётом для старшего бортинженера майора Владимира Москвичекова стал визит его «Руслана» в апреле 1992 года в Америку, на авиабазу ВВС США Барксдейл в штате Луизиана. Тогда в газете «Таймс» о прибытии наших военных лётчиков появилась большая статья.
Та самая газета
Владимир Иванович Москвичеков
Династия продолжается
К сожалению, начало 90-ых годов было не самым лучшим периодом в истории нашей армии и её авиации. Самолёты месяцами не летали, летчиков увольняли, а оставшимся подолгу не платили заработную плату. Поэтому, выслужив положенный срок, майор Москвичеков уволился в 1995 году в запас. Но пока здоровье позволяло, продолжал летать уже на коммерческих рейсах. Семь месяцев отработал в Анголе, где не раз приходилось попадать под обстрелы (тогда там шла гражданская война – А.П.). Их экипажу везло, отделывались пробоинами в фюзеляже. Возвратились «рисковые парни» в Россию, немного подзаработав в Африке, - тогда в нашей стране с работой для лётчиков было совсем плохо.
Окончательно «завязав» с полётами, Владимир Иванович Москвичеков с семейством перебрался в Орёл, и за два десятилетия этот город стал родным для бывшего старшего бортинженера «Руслана», майора в отставке, его жены-педагога, их детей и внуков.
Но связь с Сещей не оборвалась: там продолжает жить и работать младший брат Ольги Васильевны – Роман Хохлов. За последние годы ситуация в армии изменилась в лучшую сторону, и лётчики военно-транспортной авиации России чувствуют свою защищённость. Бортинженер, майор Роман Васильевич Хохлов летает на одном из «Русланов», продолжая семейную династию.
Сещинский аэродром в настоящее время
Нашим транспортникам есть что и куда доставлять. А значит, Россия живёт и трудится, и есть люди, всегда готовые её защитить…
(Александр Полынкин)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|