Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Командир эскадренного броненосца «Петропавловск» Николай Яковлев
Опубликовано: 18.04.2021.

Вначале, уважаемый читатель, несколько слов об одном из самых трагических эпизодов русско-японской войны 1904-1905 годов.

31 марта 1904 года, в  9.43, на рейде крепости Порт-Артур,  при попытке  флагмана 1-й Тихоокеанской эскадры, эскадренного броненосца «Петропавловск»,  зайти в гавань, в носовой части корабля с правого борта раздался взрыв, пришедшийся на район носовой башни главного калибра. Сработали установленные японскими миноносцами мины.  Боезапас  на «Петропавловске» сдетонировал. Силой взрыва были сброшены за борт носовая 305-мм орудийная башня, дымовые трубы и кожухи. Обрушившаяся фок-мачта разворотила командирский и ходовой мостики. Через минуту броненосец погрузился в воду носовой частью. Затем последовал взрыв котлов, после которого «Петропавловск», разломившись на две части, ушёл под воду.

При взрыве и почти мгновенном  погружении корабля погибло от 620 до 652 матросов (данные о числе погибших в разных источниках отличаются), 17 или 18 корабельных офицеров, включая вице-адмирала  С. О. Макарова, начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа и известного художника-баталиста В. В. Верещагина.

Шлюпки с других кораблей бросились подбирать плававших в воде людей. Удалось спасти 80 человек (7 офицеров и 73 низших чина), включая  начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитана II ранга Великого Князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II) и командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева.

О последнем из названных и будет далее мой рассказ. 31 марта (13 апреля – по новому стилю – А.П.) могло стать последним днём его жизни. Но этого не случилось. Однако  спустя 15 лет произойдёт другая трагедия, которой и завершится биография одного из известных российских моряков  конца XIX – начала XX века.

Николай Матвеевич Яковлев родился 23 марта 1856 года в городе Николаеве Херсонской губернии в семье орловского дворянина, одно из имений которого находилось в селе Яковлево Орловского уезда (в настоящее время – территория Свердловского района – А.П.). Получив первоначальное домашнее образование, Николай в 1873 году поступил в Николаевское юнкерское училище Черноморского флота, в 1876 году стал гардемарином, в качестве которого участвовал в русско-турецкой войне  и был награждён  медалью  «В память русско-турецкой войны 1877—1878».  Получив мичманское звание, служил Яковлев на яхте «Пицунда»,  которая курсировала по акватории Черного моря, заходя в такие города как Николаев, Сухум и Адлер.

В 1882 году он окончил Николаевскую Морскую Академию по механическому отделению и, получив лейтенантское звание, был приписан к корабельному флотскому экипажу Черноморского флота. С 10 октября 1884 года Яковлев исполнял обязанности старшего штурмана на фрегате «Светлана», а с 24 октября 1884 года – на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский», в этот периоды фрегаты курсировали по акваториям Атлантического океана, ходили в кругосветные путешествия, были одними из самых активных кораблей Российского флота.

С мая 1887 года Николай Яковлев становится флотским офицером, приближенным к императорской фамилии. Сначала он - старший штурман императорской яхты «Держава»,  которая во время службы  совершала походы по Балтийскому и Северному морям.

В сентябрь 1889 года Николай Матвеевич  прибыл  в порт Смирна на крейсер «Память Азова»  и вступил  в обязанности флаг-штурмана. На этом корабле  в 1890-1891 годах цесаревич Николай Александрович, будущий Николай II, совершил плавание на Дальний Восток: из Триесты, пройдя Суэцкий канал, крейсер направился к острову Цейлон, далее плавание проходило так: Сингапур — Батавия — Бангкок — Сайгон — Гонконг — Шанхай — Нагасаки — Владивосток, в каждом порту цесаревича торжественно встречали, готовили обширную программу приемов, чествований, экскурсий и других развлечений, например на Бомбейском рейде кораблям предстояло простоять 42 дня. Это долгое плавание Николай Яковлев сумел сделать безопасным для цесаревича.

 23 сентября 1893 года, возможно, в награду за предыдущее плавание, Николай Матвеевич был назначен старшим офицером  императорской яхты «Полярная звезда», на которой царская  семья совершала визиты в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств.

Став 1 января 1894 года капитаном  II ранга, Яковлев продолжил служить рядом с членами императорской фамилии – заведующим на императорском  катере «Дагмар», командиром  императорской яхты «Марево». Эти суда перевозили императорскую семью на маршрутах по Черному и Балтийскому морям.

Но в 1898 году судьба Н.М.Яковлева делает крутой поворот – в восточную сторону Российской империи: его переводят в Сибирский флотский экипаж -  командиром  канонерской лодки «Манджур», на которой Николай Матвеевич участвовал в походах Сибирской флотилии.  Базируясь во Владивостоке, он нес службу, находясь в распоряжении дипломатических представительств России на Дальнем Востоке, а во время походов над «Манджуром» нередко был флаг начальников и флагманов эскадры Тихого океана.

В  1901 году Яковлев окончил курс Военно-Морских наук Николаевской Морской Академии, получил 6 декабря того же года звание капитана 1-го ранга и был назначен командиром эскадренного броненосца «Петропавловск», совсем недавно вошедшего в состав 1-ой Тихоокеанской эскадры. С началом русско-японской войны корабль под командованием Н.М.Яковлева  участвовал в обороне Порт-Артура, ходя под флагом вице-адмирала Макарова.

 Николай Матвеевич Яковлев

 (портрет в обработке Алексея Пахомова)

А 31 марта (13 апреля) 1904 года случилось то, о чём я поведал в самом начале. 19 апреля, приказом адмирала Алексеева, капитан первого ранга Яковлев был уволен в отпуск в Европейскую Россию по болезни. Но уже 25 октября 1904 года он снова на флоте – как  командир 8-го флотского экипажа и строившегося эскадренного броненосца «Император Павел I».

В последующие годы Николай Матвеевич прошёл путь до полного адмирала (30 июля 1915 года), побывав на должностях начальника штаба Кронштадского порта, начальника Главного морского штаба, члена Адмиратейств-совета и председателя комиссии по расследованию причин гибели линкора «Императрица Мария».

С приходом Временного правительства 28 апреля 1917 года адмирал Яковлев был уволен от службы, а после событий Октябрьской революции уехал с семьёй в своё имение, в село Яковлево Орловского уезда.

Дворяне из рода Яковлевых владели им с давних пор и вплоть до событий 1917 года. Мне в Метрической книге Казанской (Преображенской) церкви села Сергиевское (Яковлево) Орловского уезда за 1892 год (ГАОО, ф.101, оп.1, ед.хр.4414, на 56 листах – А.П.), в части первой «О родившихся», удалось найти запись под №47 (цитирую – А.П.):

«5 ноября 1892 года родился, 10 ноября крещён младенец  Лев.

Родители: села Яковлева помещик, гвардии корнет и кавалер орденов Лев Львович Яковлев и законная жена его Екатерина Парменовна, оба православные.

Восприемники: болховский помещик, действительный статский советник  Петр Алексеев Арбузов и болховская помещица, жена статского советника Софья Алексеева Шеньшина».

Этот Лев Львович Яковлев, гвардии корнет и кавалер орденов, как и его сын, тоже Лев Львович, - родственники командира броненосца «Петропавловск» и совладельцы имения в селе Яковлево. Проживал ли кто из них в послереволюционные годы в населённом пункте – мне пока выяснить не удалось. А вот самому Николаю Матвеевичу довелось обитать здесь вместе с семейством почти два года – до второй половины сентября 1919-ого.

В период приближения деникинских войск к Орлу несколько десятков «ненадёжных элементов» из числа «эксплуататорских классов» Орловской губернской ЧК были взяты в качестве заложников и 2 октября 1919 года расстреляны. В их числе оказался и адмирал Николай Матвеевич Яковлев – герой русско-турецкой и русско-японской войн. Где  случилась казнь  – не известно, могила до настоящего времени не обнаружена.

Адмирал Яковлев  был женат на Анне Михайловне Бодиско, представительнице известного орловского дворянского рода. Она умерла в Орле в 1920 году. Судьба единственной дочери супругов  Яковлевых – Анны, остаётся не известной до настоящего времени.

 Память адмирала Николая Яковлева пока никак на Орловщине не увековечена. Если  проявят инициативу  власти Свердловского района, - это будет  замечательно:  Николай Матвеевич – единственный адмирал-земляк, участник двух войн, кавалер множества российских и иностранных орденов, награждённый золотой саблей с надписью «За храбрость».

Александр Полынкин

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (18.04.2021)
Читали статью: 527 | Теги: Орловские дворяне
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.