Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

«Одиссея» Георгия Миклашевского (продолжение, часть третья)
Опубликовано: 23.09.2021.

Часть первая - здесь

Часть вторая – вот тут

Уважаемый читатель, я в очередной раз, после значительного перерыва, возвращаюсь к рассказам о дворянском семействе Миклашевских. Первая часть «Одиссеи» Георгия Миклашевского» появилась 25 марта 2021 года, вторая была опубликована 26 марта. Внучка Георгия Миклашевского Мария набрала продолжение мемуаров деда из ещё трёх его рукописных тетрадей, и вот, наконец, - третья часть. Она начинается как раз с того момента, которым закончилась вторая часть – «Хронологией странствий семьи».

К сожалению, иллюстративного материала этого периода очень немного – единственный снимок семьи (да и то, кажется, чуть более позднего времени). Но я постарался добавить сюда несколько фотографий, «выловленных» в интернете. Они, надеюсь, оживят повествование. Итак, читатель, мы продолжаем (Александр Полынкин)

Примерная хронология странствий нашей семьи в период

гражданской войны 1918-1922 гг.

Ст. стиль

1(14).Х.1918 - Отъезд из Дубовика на ст. Малоархангельск

(….. фургон)  Мама, четверо нас, ребят, и грудная Зина, ей 11 месяцев, вероятно,     останавливались в г. Малоархангельск на 1 день (?)

2-4 (15-17).Х.1918 - остановка в Курске у Чоглоковых, 1-2 дня

Белгорода =35 км.

Далее поездом до Харькова и с пересадкой до Полтавы от Курска едем вместе с  отцом.

7.Х.1918 - Приезд в Полтаву. Нас встретили тетя Лида, дядя Иосиф Назарович и 6-ро   кузен: Заро (?), Шура, Витя, Оля, Зина и Лида.

                                  1898        1899   1901  1902 1903   1905 !!!!

23.Х.1918   - Умирает от воспаления легких мама и крошка Зина.

В Полтаве

Все мы, кроме отца,  простудились и были размещены у знакомых. В декабре все мы собрались у  хороших знакомых 3-х сестер, Зап……(?), на одной из сестер был женат «дядя Гриша», товарищ отца по Политехническому, в Киеве.

Январь-июль 1919 - отец и нас, четверо, разместились в особняке сахарозаводчиков Зарудных, одна большая комната 30-35 квадратных метров.

Семья Василия Васильевича Миклашевского (начало 20-ых годов)

Январь-июль 1919 - отец работает в Полтавском Губернском Земстве (новое здание в украинском   стиле, газон перед входом украшен дюжиной каменных баб половцев).

(Здесь я сделаю дополнение, поместив информацию об этом замечательном сооружении: «Дом Полтавского губернского земства сооружён в 1903-1908 годах по проекту архитектора Василия Кричевского с использованием первоначальных проектов местного земского архитектора Александра Ширшова и киевского архитектора Владимира Николаева. Здание создано в формах украинского модерна.

Завершённый и полностью отделанный дом земства освятили в ноябре 1908 г. Сооружение сразу же оценили как выдающийся архитектурный шедевр, один из редкостных образцов, где архитектору удалось на основе использования формообразующих закономерностей архитектурного наследия создать современный, синтетический национальный стиль» - А.П.)

Вид здания Полтавского губернского земства из Петровского сада

Двор дома земства (по центру видны «половецкие бабы»)

Центральная лестница дворового фасада здания Полтавского земства

(слева, на переднем плане, видна одна из скульптур – «половецкая баба»)

         В июле я с отцом ходил  пешком на поле битвы со шведами в 1709 г.,  27  июня, по-видимому, праздновался 210-летний юбилей Полтавской битвы. В музее с    восторгом рассматривал чудесную модель крейсера «Полтава», спущенного на воду по случаю 200-летия Победы.

Август-сентябрь 1919 - я, с отцом, отправляемся в рейс по Черноморскому побережью, отец схлопотал командировку от ………при Полтавском Земстве, подыскать для ………………участок на побережье. Надо помнить, что до войны 1914 года такие участки давались легко, а в 1919 году война уже закончилась, и немцы, без единого выстрела, побросали всю тяжелую артиллерию, оставили Украину и вернулись домой. Весной 1919 года, мы, ребята, могли лазить по брошенной на ….. ……немецким тракторам-тягачам.

Полтавские садоводы были народ серьезный и вмешиваться в политику, которую заваривали петлюровцы, гайдамаки, махновцы и пр. вовсе не хотели, отсюда и фантастический план, уйти подальше от стрельбы и прочих передряг, которые происходили чуть ли не каждую неделю. Как не понять желание устроиться где-нибудь на побережье, за Новороссийском…

Новороссийск - Туапсе

1 января 1919 года  поездом, довольно быстро добрались до Новороссийска. Пересадка в Ростове прошла благополучно. Моя задача - караулить вещи, пока отец отправляется узнать, как мы сможем двигаться дальше. Вещей не много, чемодан, с выходным платьем для нас обоих, сверток (портплед?) с подушками и одеялами и корзинка с посудой и едой. Сижу на этой благодати под солнцем, на пристани. Слежу за работой в порту. На рейде огромный английский крейсер «Лайон» стоит на якоре, опустив противоминные сетки.

Крейсер «Лайон»

Наших моряков не видно совсем - странно (я тогда не мог знать, что весь Черноморский флот был затоплен еще в прошлом 1918 году, здесь же в Цемесской  бухте…..) Наши моряки все сражались тогда на суше…., а интервентов в городе было мало-кругом было довольно оживленно, но все выглядело вполне мирно, как всегда в южном городе в базарный день.

Отец скоро вернулся, мы едем в Туапсе на грузовом пароходике. Он мне показался весьма странным, палуба ниже пристани, длинный, и труба, и капитанский мостик на самой корме. Перед заходом солнца мы тронулись в путь. Переговоры капитана с маяком на выходе из порта прояснили всю ситуацию - везем 12 тыс. пудов цемента в Туапсе. Вот почему палуба так низко, может быть 1 метр от воды. Я даже обрадовался, вот теперь разгляжу море, которое я увидел впервые. Солнце спряталось за горами. Стал накрапывать дождь (а может быть, это брызги волн, разбивавшихся о широкий нос нашего «Володи»).

По палубе пошли лужи, вещи пришлось убрать на брезент, которым закрывали огромный погрузочный люк. На этом брезенте мы провели всю ночь. На передней мачте подняли косой парус для помощи слабенькой паровой машине. К сожалению, парус нисколько не защищал нас от морских брызг, и к утру мы были вполне мокрые. Часам к 9 утра мы были уже в Туапсе. Переход длиной 130 км. занял, по-видимому, 13 часов. Но ничего, просохнем. Позавтракали в каком-то буфете. И я опять на пристани, под солнцем, с вещами. Рядом огромный, 4-х-лопастный гребной винт. Теперь я думаю, что огромный винт был диаметром 1,5 метров. Налюбовался на него я вдоволь, часам к 12 появился отец.

 Отправляемся в гости к незнакомым людям на с/х станцию. Ехали, кажется, на линейке, куда-то в горы, на окраину Туапсе. Я не Гончаров, а сухогруз не фрегат  «Паллада», так что описывать природу не берусь. Но те, кто бывал в Сочи в августе, знают и без описания, как пахнут к вечеру цветы, как стрекочут цикады, как бражники, со своими длиннющими хоботками, собирают нектар с цветков. Не знаю, слышно ли сейчас там вечером вой шакалов – еще в 50-х годах этот концерт там можно было послушать. Принимала нас, в этом Варваринском, дирекция весьма радушно (приезжего народу тогда, по-видимому, было мало). Пробыли мы там дня два. Ходили на пасеку, там можно было понаблюдать пчел в стеклянном улье, установленном на контрольных весах. Пчелы были какие-то кавказские, но в чем их особенность, я теперь не помню.

Сочи - Батум

Дальше наш путь лежал в Сочи. Поезда ходили нормально до Адлера. Приключение ждало нас у станции Лоо. Незадолго до нас произошел оползень, заваливший метров 300 ж/д полотна. Кое-как прыгая с камня на камень, мы перебрались через завал - там нас ждал коротенький поезд, и вот мы в Сочи. Остановились мы в «Ривьере», новенькой гостинице, построенной перед войной.

Курорт «Кавказская Ривьера» в Сочи

Гостиница «Ривьера», фасад с моря

Дали нам отдельный № 236, на втором этаже, с  балконом, выходящим на пляж…. Пальмы, платаны, бананы, магнолии….Сказочная обстановка до сих пор не изгладилась из моей памяти.

         Место в старом Сочи было порядком освоено, как я теперь понимаю, отсюда понятно, почему отец не задержался на Ривьере – через два дня мы отправились в Батум. На отечественном пароходе, название его теперь не припомню - это был довольно грязный, однотрубный корабль, как теперь говорят - сухогруз. Причала для крупных судов в Сочи в то время не было, погрузка-посадка производилась на рейде, с мелких шлюпок и баркасов. Шлюпка утыкалась носом к берегу, прибой такой, что никакой трап не годится, меня матрос взял на руки и, шагая по колено в воде, доставил на лодку. Отца, кажется, доставил тот же матрос.

Поехали. Хуже дело обстоит у трапа корабля. Вцепился в поручень и марш наверх. Лодка все равно ушла метра на 3 вниз, что теперь на нее смотреть…..Разместились прямо на палубе. Кают что-то не видно. Народу пропасть-пароход идет из Одессы, и все места заняты. Все равно я не высидел долго - ведь на корабле я 1 раз и нужно все осмотреть. Самое интересное, конечно, лебедка для подъема якоря или шлюпки. Главную машину можно посмотреть в работе через иллюминатор в потолке, стекла там всегда подняты из-за жары. Первый день прошел незаметно. На море ничего интересного нет. По-видимому, из-за мин шли вдали от берегов -берег появился только на второй день. На закате нас обогнал эсминец. На полном ходу его самого почти не видно на огромной скорости в 35 узлов, это что-то около 60 км/ч, нос эсминца разворачивает две волны высотой гораздо выше высоты верхней надстройки. Корабль, кажется, французский.

         На третий день рано утром пришли в Батум и остались на рейде.

Набережная в Батуме

 Часов в 10 утра пришел катер с английским флагом. На борт к нам поднялись несколько офицеров во главе с врачом. Будем стоять здесь в карантине. Всех пассажиров собрали … на носу корабля и по одному попросили перейти на корму. Пересчитали, по-видимому, все двигались своим ходом. На следующий день такая же проверка - все в порядке, и нам разрешили высадку.

         В Батуме всегда хорошая погода, дожди частые, но короткие, поэтому их никто не замечает.  Город выглядит великолепно. Шикарные ….. извозчики с фонарями. Чистые улицы. Кафе с постоянными завсегдатаями перебирающими красивые янтарные четки. ………..водоносы в расшитых курточках и фесках с огромными стеклянными графинами с холодной водой за спиной. В графине лед и ломтики лимона. Стаканы наливают, не снимая графина со спины, а наклоняясь, чтобы струйка из кривого носика побежала в стакан. Чудо!

Вокзал в Батуме

Михайловская улица

Водоносы в Батуме

         Или еще такое изобретение, железный шкафчик с углями на полочках и вертикально поставленный шампур с шашлыком. Наверху крыльчатка, проворачивающая шампур, за счет теплого, поднимающегося вверх, воздуха. Шашлык срезается острым ножом, на подставленную тарелочку.

         На рынке можно моментально сфотографироваться на память на фоне гор, сидя на бешено гарцующем коне. Достаточно просунуть свою физиономию в особый вырез в декоративном панно. Можно было за гривенник полюбоваться видами Калькутты или Бомбея, заглянув в ящик с увеличительным стеклом. Но мимо, мимо всей этой благодати, отца больше притягивал Ботанический сад. Пообедав в приличном ресторане и устроившись как-то на ночлег, прогулялись вечером по городу. Мне здесь очень понравились колониальные войска, кажется, из Сенегала, высокие, загорелые ребята в шортах и чалмах. Разговаривать с ними не пришлось, Хотя, вероятно, французский они понимали.

(Продолжение следует)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (23.09.2021)
Читали статью: 415 | Теги: Миклашевские
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.