Мы с Васькой, наверное, были бы добрыми приятелями, если бы не Жорка. Он был на два-три года старше и стравливал нас, как петухов.
«Что ты с ним дружишь, вон он разоделся, как барин, пальто новое надел по самые пятки! Врежь ему! Чтобы не задавался».
А Васька и не задавался. Когда мы были вдвоём, то всё у нас было мирно. Особенно я любила ходить с Васькой «на дело» – за яблоками в чужой сад залезть, за огурцами в соседский огород. Но когда Жорка говорил «Врежь ему!», я без сожаления накидывалась на своего товарища. Думаю, что наши потасовки для Жорки были просто развлечением.
Однажды мы с Васьком зашли в частный магазинчик к Пашке Рыжему. У него в лавочке было много всяких вкусностей: покрытые белой или розовой глазурью пряники, конфеты «подушечки» или «горошек», а в сенцах стояли две огромные кадушки – одна с камсой, другая с селёдкой. Потоптавшись у прилавка, мы вышли в сенцы, сглатывая слюну. Кадушка с камсой была открыта. В сенцах никого не было, и мы не сговариваясь опустили руки в рассол. И только направились к двери, как другая дверь открылась, вышел хозяин. Толстый, с торчащими во все стороны рыжими волосами, он вытирал свои маслянистые руки, покрытые таким же рыжим пушком, о засаленный фартук. Мы, онемев от неожиданности, так и стояли, держа в руках украденную камсу. Пашка подошёл к нам, взял нас за руки и подвёл к бочке. Мы молча разжали свои ладошки. На улице мы пустились наутёк, и только отбежав за километр, помыли руки снегом.
Дома я ничего не сказала, а мама вдруг спросила: «Что это от тебя селёдкой воняет?» – «Незнаю», – отмахнулась я. На следующий день мать отцом собрались к куме на крестины. Они всегда оставляли меня с ребятишками. Дверь они подпирали снаружи, чтобы, придя поздно, нас не будить.
В этот вечер тоже всё было, как обычно. Керосиновая лампа горела на припечке. Я читала книжку. Двое братьев и сестра тихо лежали рядом. Слушали сказку. Вдруг в сенях что-то загромыхало, зазвенело. Дверь в хату открылась, и к нам ввалился чужой пьяный мужик. Вид его был страшен. Огромные кулачищи были сжаты, шуба расстёгнута, на голове не было шапки, рыжие лохматые волосы припорошены снегом. На лбу красовалась огромная шишка, с губ стекала слюна. Я вдруг узнала его. Это был Данилка – брат Пашки Рыжего, он жил у него в доме и работал на него, как батрак. Своей семьи у него не было: во время войны немцы зачем-то оскопили мальчишку. Когда Данилка немного огляделся, то понял, что в доме только дети. Он подошёл к печке, сел на конник и начал дремать.
Я тихонько слезла с печи, сложила старую отцовскую фуфайку и подложила бедолаге под голову. Было страшно. Меня трясло так, что стучали зубы. Но я понимала, что нельзя ребятишкам показывать страх, а то разревутся, а ночной гость разозлится.
Наутро отец запряг лошадь. Он часто сдавал Пашке Рыжему заячьи и лисьи шкурки. А заодно отвёз и Данилку. По дороге они нашли его шапку и рукавицы. Вернувшись из лавки, отец сказал матери, чтобы она завтра сходила к Пашке, он велел. «Это зачем же?» – удивилась мать. «Он там одежду девке обещал привезти». На следующий день мама действительно принесла мне новую одежду. Я такой в жизни больше нигде и никогда не видела. Это была фуфайка до колен, но моего размера. А ещё мать принесла целый кулёк камсы. Это я потом поняла, что Пашка Рыжий отблагодарил меня за брата.
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года) Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это. Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства о присвоении СЕЛУ Трудки Покровского района почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?