Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Новиковой Лилии

Камса
Опубликовано: 29.08.2013.


Лилия Новикова

Мы с Васькой, наверное, были бы добрыми приятелями, если бы не Жорка. Он был на два-три года старше и стравливал нас, как петухов.
«Что  ты  с  ним  дружишь,  вон он разоделся, как барин, пальто новое  надел  по  самые  пятки! Врежь  ему!  Чтобы  не  задавался».
А Васька и не задавался. Когда мы были вдвоём, то всё у нас было мирно. Особенно  я  любила  ходить  с Васькой «на дело» – за яблоками в чужой сад залезть, за огурцами в  соседский  огород.  Но  когда Жорка  говорил  «Врежь  ему!»,  я без  сожаления  накидывалась на своего товарища. Думаю, что наши потасовки для Жорки были просто развлечением.
 Однажды мы с Васьком зашли в  частный  магазинчик  к  Пашке Рыжему.  У  него  в  лавочке  было много  всяких  вкусностей:  покрытые  белой  или  розовой  глазурью  пряники,  конфеты  «подушечки»  или  «горошек»,  а  в  сенцах  стояли  две  огромные  кадушки – одна с  камсой, другая с селёдкой.  Потоптавшись  у  прилавка,  мы  вышли  в  сенцы,  сглатывая  слюну.  Кадушка  с  камсой была  открыта.  В  сенцах  никого не  было,  и  мы  не  сговариваясь опустили руки в рассол. И только направились  к  двери,  как  другая дверь  открылась,  вышел  хозяин.  Толстый,  с  торчащими  во все  стороны  рыжими  волосами, он  вытирал  свои  маслянистые руки, покрытые таким же рыжим пушком,  о  засаленный  фартук. Мы,  онемев  от  неожиданности, так и стояли, держа в руках украденную  камсу.  Пашка  подошёл к нам, взял нас за руки и подвёл к бочке. Мы молча разжали свои ладошки. На улице мы пустились наутёк, и только отбежав за километр, помыли руки снегом.
Дома  я  ничего  не  сказала,  а мама  вдруг  спросила:  «Что  это от тебя селёдкой воняет?» – «Незнаю», – отмахнулась я. На  следующий  день  мать  отцом  собрались  к  куме  на  крестины.  Они  всегда  оставляли меня  с  ребятишками.  Дверь они  подпирали  снаружи,  чтобы, придя  поздно,  нас  не  будить.
 В  этот  вечер  тоже  всё  было,  как обычно.  Керосиновая  лампа  горела  на  припечке.  Я  читала книжку.  Двое  братьев  и  сестра тихо  лежали  рядом.  Слушали сказку.  Вдруг  в  сенях  что-то  загромыхало,  зазвенело.  Дверь  в хату открылась, и к нам ввалился чужой пьяный мужик. Вид его был страшен.  Огромные  кулачищи были  сжаты,  шуба  расстёгнута, на  голове  не  было  шапки,  рыжие  лохматые  волосы  припорошены снегом. На лбу красовалась огромная  шишка,  с  губ  стекала слюна.  Я  вдруг  узнала  его.  Это был  Данилка  –  брат  Пашки  Рыжего, он жил у него в доме и работал на него,  как батрак. Своей семьи  у  него  не  было:  во  время войны немцы  зачем-то оскопили мальчишку.  Когда  Данилка  немного огляделся,  то понял,  что  в доме  только дети. Он подошёл  к печке, сел на конник и начал дремать.
 Я  тихонько  слезла  с  печи, сложила  старую  отцовскую  фуфайку  и  подложила  бедолаге под  голову. Было страшно. Меня трясло  так,  что  стучали  зубы. Но я понимала, что нельзя ребятишкам показывать страх, а то разревутся, а ночной гость разозлится.
Наутро  отец  запряг  лошадь. Он  часто  сдавал  Пашке  Рыжему  заячьи  и  лисьи шкурки.  А  заодно отвёз  и  Данилку.  По  дороге  они нашли его шапку и рукавицы. Вернувшись из лавки, отец сказал матери,  чтобы  она  завтра  сходила  к  Пашке,  он  велел.  «Это  зачем же?»  –  удивилась  мать.  «Он  там одежду девке обещал привезти». На следующий день мама действительно принесла мне новую одежду. Я такой в жизни больше нигде  и  никогда  не  видела.  Это была фуфайка  до  колен,  но моего  размера.  А  ещё  мать  принесла целый  кулёк  камсы. Это я потом поняла, что Пашка Рыжий отблагодарил меня за брата.
 

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Новиковой Лилии | Добавил: admin (29.08.2013)
Читали статью: 1290 | Теги: Новикова Лилия
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
04.12.2025
Анатолий, да, другие населённые пункты в окрестностях Трудок тоже достойны звания!

03.12.2025
Еще добавлю к моему субъективному мнению несколько штрихов… Я прочитал вашу статью в «Сельской правде» от 2 апреля 2022 года. Там вы писали: «…А теперь подробнее расскажу о событиях тех страшных дней, происходивших в селе Трудки зимой 1941-1942 годов. Но вначале – несколько слов о самом селе. Оно начинается в 18 километрах от станции Верховье и тянется на 12 километров к югу, по берегам реки Труды. Фактически одно огромное село Трудки формально-административно делилось и делится до сих пор на несколько населенных пунктов: Вязь-Выселки, Вышний Туровец, Нижний Туровец, Балчик, Вязоватое и собственно Трудки….» Если следовать логике, то согласно указа, деревня Трудки удостоилась звания воинской доблести, а все остальные (входящие в Трудки) – нет. Как буд-то в Вязь-Выселках, Вышнем Туровце, Нижним Туровце, Балчике и Вязоватом не было никаких героических событий…. Несправедливо…

03.12.2025
Анатолий, ты прав в том, что я в своих статьях писал и пишу о Трудках как о селе. И это на самом деле так, потому что селом в дореволюционные годы назывался населённый пункт, в котором имелась церковь (в Трудках - Вознесенская). К сожалению, в советские годы перестали обращать внимание на эту разницу, и в настоящее время в официальных документах (например, справочнике территориально-административного деления Орловской области и законе Орловской области об этом от 28 декабря 2004 года)  Трудки поименована как деревня, так она названа и в Указе Губернатора. Кстати, деревнями у нас сейчас, кроме Трудок, стали дореволюционные сёла  Вепринец, Верхний Жёрновец, Трубицино, Вязовое, Енино Первое, Критово, Никольское. А вот Моховое, в котором никогда не было церкви (она находилась в Критово) превратилось в село. Этот процесс ошибочного переименования случился в течение достаточно долгого времени (с довоенной поры), так что есть теперь - то есть... Некоторые официальные (не совсем знающие историю) лица осуществили это.
Кстати, в 1976 году официально именовались сёлами у нас также Вышний Туровец, Журавец, Ретинка (в них церквей не было никогда), а вот Моховое в 1976 году правильно названо деревней. 
Если закон Орловской области будет когда-либо корректироваться, к этим моментам можно и нужно вернуться.

03.12.2025
Александр Михайлович, а почему ДЕРЕВНЕ? Это же СЕЛО. Да и везде, во всех своих статьях вы пишете - "село Трудки". 21 августа этого года заседала комиссия по рассмотрению ходатайства  о присвоении  СЕЛУ Трудки Покровского района  почётного звания Орловской области «Населённый пункт воинской доблести». А Указ Губернатора Орловской области от 27.11.2025 № 650 г сообщает о ДЕРЕВНЕ Трудки. Где произошла ошибка? Александр Михайлович, кому верить?

30.11.2025
Общая культура кладбищ в широком смысли и частных захоронений зависит и определяется времянем и общий культурой социума.

20.10.2025
Спасибо! Павлу Ивановичу - здоровья и всего-всего-всего!
А.М.Полынкин

20.10.2025
Спасибо за поздравления. Статью дедушке прочитали. Он растрогался, просил передать благодарность за внимание и подарки.

18.10.2025

Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2025г.