Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Миклашевские: дети агронома-дворянина
Опубликовано: 25.05.2023.

 

20  апреля  на сайте «Мастера» был опубликован мой  очерк «Василий Миклашевский: судьба агронома-дворянина»,  в котором я рассказал о Василии Васильевиче Миклашевском (днём ранее он появился в газете «Орловский вестник»), а теперь поведу речь о двух его детях – Георгии и Викторе.

Оба они родились в селе Дубовик Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Малоархангельский район Орловской области – А.П.).

Рядом  с конструктором Королёвым

Старший сын, Георгий Васильевич Миклашевский, появился на свет 25 ноября 1908 года. Поскитавшись вместе с отцом в годы гражданской войны и не имея возможности регулярно учиться, Георгий потом наверстывал упущенное самообразованием. Очень важную роль в его жизни сыграла встреча в 1923 году с будущим знаменитым конструктором Сергеем Королёвым, отсюда  и  увлечение  авиамоделизмом, и дальнейшая работа в области авиации и ракетостроения.

Вот что писал  журнал "АЭРО" (цитирую – А.П.): «…Первые официальные авиамодельные состязания в Киеве состоялись 5 июля 1925 года по инициативе Киевского окротдела Аэрохима. На этих соревнованиях прекрасные результаты показала модель киевлянина Г.В.Миклашевского "Утка", которая пролетела 76 метров в течение 24 секунд».

В начале октября 1926 года Георгий Миклашевский поступает на работу лаборантом в ЦАГИ (Центральный Аэро-Гидродинамический институт). Параллельно с работой учится и успешно оканчивает  высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. По долгу службы Георгий тесно общается со многими известными учёными и инженерами в области авиации и становится крупным теоретиком авиамодельной техники.

Материалы его исследований позволили подвести научную базу для расчётов летающих моделей, о которых Г.В. Миклашевский рассказал молодому поколению в нескольких своих книгах. Работая конструктором в годы Великой Отечественной войны в ЦАГИ, «За выдающиеся заслуги в области научно-исследовательских работ по авиации» Георгий Васильевич был награждён орденом «Знак Почёта» (11.07.1943) и высшей наградой Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству – нагрудным знаком «За активную оборонную работу» (1943).

Георгий Васильевич Миклашевский

В 1947 году Миклашевский защитил диссертацию на звание  кандидата технических наук и стал доцентом кафедры общего машиностроения физико-технического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Не только преподавал, но и занимался практикой в области газодинамики. На счету Георгия Васильевича как изобретателя – два зарегистрированных уникальных  патента: газодинамический лазер и способ его запуска, газогенератор. В последние годы перед уходом на пенсию он работал начальником отдела Министерства обороной промышленности (1991). Скончался Георгий Васильевич 1 января 1994 года.

Первооткрыватель ракетных секретов

И ещё один момент из биографии Г.В.Миклашевского, описанный конструктором  ракетно-космической техники Борисом Евсеевичем Чертком  в его мемуарах  «Ракеты и люди». (2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999 – А.П.). Сначала – преамбула.

Вечером 4 мая 1945 года два полка 86-й дивизии 116-го стрелкового корпуса 2-го Белорусского фронта высадились на балтийском острове Узедом и в течение следующего дня захватили ракетный центр Пенемюнде, где гитлеровские учёные создавали ракетные двигатели и сами ракеты.  Вскоре туда прибыли первые профильные специалисты — группа из десяти сотрудников Научно-исследовательского института реактивной авиации Наркомата авиационной промышленности (НИИРА, НИИ-1 НКАП) во главе с опытным двигателистом Алексеем Михайловичем Исаевым. Их ждало разочарование: стенды и заводы находились в плохом состоянии, пострадав как от бомбардировок со стороны британской авиации, так и от разрушений, нанесённых самими немцами при вывозе материалов и отводе войск. И всё же кое-что найти удалось. А теперь – отрывок из мемуаров  Бориса Чертка: «В своё первое посещение Пенемюнде в мае 1945 года Алексей Исаев с группой сотрудников нашего НИИ-1 ворошили всякий мусор, пытаясь найти хоть какие-нибудь остатки ракетной документации.

Все поиски были безуспешными. Но неожиданно один из сотрудников, Г.В. Миклашевский, отлучившийся к какой-то куче дров «по нужде», как рассказывал Исаев, издал вопль и вернулся с тонкой книжицей — отчётом. По диагонали слегка подмоченной обложки шла красная полоса и страшная надпись «Streng Geheim» — «Строго секретно». Организованная тут же коллективная экспертиза установила, что этот документ является проектом ракетного самолёта-бомбардировщика.

Обнаруженный и тут же второй раз коллективно засекреченный отчёт был при свидетелях засунут под рубашку самого надёжного исаевского сотрудника. <…> Его посадили в [бомбардировщик] «Бостон» и тут же отправили в Москву». Вот так Георгий Миклашевский поспособствовал тому, чтобы немецкие секреты в области ракетостроения попали в руки наших учёных, которые сумели выжать из них максимум полезного, ускорив собственные работы в области ракетостроения…

Уйдя на заслуженный отдых, Георгий Васильевич приступил к написанию мемуаров, назвав их «Одиссея». К сожалению, довёл он свой рассказ только до середины 20-ых годов 20 века. Многое из воспоминаний я потом использовал при написании очерков о семействе Миклашевских.

Проводник дочери Сталина

Второй из сыновей последнего владельца усадьбы в селе Дубовик, Виктор Васильевич Миклашевский (его второе, товарищеское, имя – Мика), родился 14 апреля 1914 года в отремонтированном отцом, фактически новом усадебном доме. Как и старший брат Георгий,  с детства был неравнодушен к технике. С 1931 по 1934 год работал в том же ЦАГИ, что и брат, только в секции лётных испытаний на центральном аэродроме. Но кроме самолётов, Виктор Миклашевский увлекался автомобилями и стал  первым водителем  первого советского автомобиля АМО-Ф-15.

Третьей и всепоглощающей любовью Виктора Васильевича стали горы. Уже с 1935 года Миклашевский  работает инструктором альпинизма Всесоюзного  Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС).

Весной 1938 года на Кольском полуострове, в Хибинах,  по поручению Наркомата обороны он обучал  командиров Красной Армии элементам горно-лыжной техники и проводил с ними многодневные лыжные походы. В конце 30-х годов Виктор Миклашевский был проводником дочери И.В.Сталина Светланы в горах  Кавказа.

В 1938 году, вместе с Евгением Абалаковым, совершил беспримерный траверс Мижиргийской стены Центрального Кавказа - Дыхтау-Коштан, - высота которого свыше 5000 метров (объясню, что такое траверс: курс прохождения альпинистами нескольких рядом расположенных вершин от одной к другой, чередуя спуск с одной и подъём на следующую, не спускаясь в базовый лагерь. Новичкам обычно траверс не под силу, на него  берут более опытных горных восходителей – альпинистов – А.П.). Именно во время этого беспримерного горного перехода  Виктор Миклашевский предложил назвать ранее безымянную горную вершину в центральной части Бокового Кавказского хребта высотой 5100 метров именем Пушкина. Этот пик, расположенный на территории Кабардино-Балкарии, входит ныне в список десяти вершин Российской Федерации для покорения их альпинистами, чтобы получить почётное  звание «Снежный барс России».

Виктор Васильевич Миклашевский

В 1941 году Виктор Миклашевский  одним из первых и очень немногих в СССР получил звание «Мастер спорта по альпинизму». С 1944 года он работал в МВТУ им. Н.Э.Баумана, на кафедре "Физическое воспитание", тренером по горным лыжам и альпинизму. Организовал и провёл первую альпиниаду в Домбае в 1945 году. Скончался Виктор Васильевич Миклашевский 25 декабря 1999 года, похоронили его на Ваганьковском кладбище Москвы.

Александр Полынкин

P.S.Автор благодарит Марию Миклашевскую, внучку Георгия Васильевича Миклашевского, за предоставленные документы и фотографии

("Орловский вестник", 24 мая 2023)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (25.05.2023)
Читали статью: 146 | Теги: Миклашевские
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.