20 апреля на сайте «Мастера» был опубликован мой очерк «Василий Миклашевский: судьба агронома-дворянина», в котором я рассказал о Василии Васильевиче Миклашевском (днём ранее он появился в газете «Орловский вестник»), а теперь поведу речь о двух его детях – Георгии и Викторе.
Оба они родились в селе Дубовик Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне – Малоархангельский район Орловской области – А.П.).
Рядом с конструктором Королёвым
Старший сын, Георгий Васильевич Миклашевский, появился на свет 25 ноября 1908 года. Поскитавшись вместе с отцом в годы гражданской войны и не имея возможности регулярно учиться, Георгий потом наверстывал упущенное самообразованием. Очень важную роль в его жизни сыграла встреча в 1923 году с будущим знаменитым конструктором Сергеем Королёвым, отсюда и увлечение авиамоделизмом, и дальнейшая работа в области авиации и ракетостроения.
Вот что писал журнал "АЭРО" (цитирую – А.П.): «…Первые официальные авиамодельные состязания в Киеве состоялись 5 июля 1925 года по инициативе Киевского окротдела Аэрохима. На этих соревнованиях прекрасные результаты показала модель киевлянина Г.В.Миклашевского "Утка", которая пролетела 76 метров в течение 24 секунд».
В начале октября 1926 года Георгий Миклашевский поступает на работу лаборантом в ЦАГИ (Центральный Аэро-Гидродинамический институт). Параллельно с работой учится и успешно оканчивает высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. По долгу службы Георгий тесно общается со многими известными учёными и инженерами в области авиации и становится крупным теоретиком авиамодельной техники.
Материалы его исследований позволили подвести научную базу для расчётов летающих моделей, о которых Г.В. Миклашевский рассказал молодому поколению в нескольких своих книгах. Работая конструктором в годы Великой Отечественной войны в ЦАГИ, «За выдающиеся заслуги в области научно-исследовательских работ по авиации» Георгий Васильевич был награждён орденом «Знак Почёта» (11.07.1943) и высшей наградой Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству – нагрудным знаком «За активную оборонную работу» (1943).
Георгий Васильевич Миклашевский
В 1947 году Миклашевский защитил диссертацию на звание кандидата технических наук и стал доцентом кафедры общего машиностроения физико-технического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Не только преподавал, но и занимался практикой в области газодинамики. На счету Георгия Васильевича как изобретателя – два зарегистрированных уникальных патента: газодинамический лазер и способ его запуска, газогенератор. В последние годы перед уходом на пенсию он работал начальником отдела Министерства обороной промышленности (1991). Скончался Георгий Васильевич 1 января 1994 года.
Первооткрыватель ракетных секретов
И ещё один момент из биографии Г.В.Миклашевского, описанный конструктором ракетно-космической техники Борисом Евсеевичем Чертком в его мемуарах «Ракеты и люди». (2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999 – А.П.). Сначала – преамбула.
Вечером 4 мая 1945 года два полка 86-й дивизии 116-го стрелкового корпуса 2-го Белорусского фронта высадились на балтийском острове Узедом и в течение следующего дня захватили ракетный центр Пенемюнде, где гитлеровские учёные создавали ракетные двигатели и сами ракеты. Вскоре туда прибыли первые профильные специалисты — группа из десяти сотрудников Научно-исследовательского института реактивной авиации Наркомата авиационной промышленности (НИИРА, НИИ-1 НКАП) во главе с опытным двигателистом Алексеем Михайловичем Исаевым. Их ждало разочарование: стенды и заводы находились в плохом состоянии, пострадав как от бомбардировок со стороны британской авиации, так и от разрушений, нанесённых самими немцами при вывозе материалов и отводе войск. И всё же кое-что найти удалось. А теперь – отрывок из мемуаров Бориса Чертка: «В своё первое посещение Пенемюнде в мае 1945 года Алексей Исаев с группой сотрудников нашего НИИ-1 ворошили всякий мусор, пытаясь найти хоть какие-нибудь остатки ракетной документации.
Все поиски были безуспешными. Но неожиданно один из сотрудников, Г.В. Миклашевский, отлучившийся к какой-то куче дров «по нужде», как рассказывал Исаев, издал вопль и вернулся с тонкой книжицей — отчётом. По диагонали слегка подмоченной обложки шла красная полоса и страшная надпись «Streng Geheim» — «Строго секретно». Организованная тут же коллективная экспертиза установила, что этот документ является проектом ракетного самолёта-бомбардировщика.
Обнаруженный и тут же второй раз коллективно засекреченный отчёт был при свидетелях засунут под рубашку самого надёжного исаевского сотрудника. <…> Его посадили в [бомбардировщик] «Бостон» и тут же отправили в Москву». Вот так Георгий Миклашевский поспособствовал тому, чтобы немецкие секреты в области ракетостроения попали в руки наших учёных, которые сумели выжать из них максимум полезного, ускорив собственные работы в области ракетостроения…
Уйдя на заслуженный отдых, Георгий Васильевич приступил к написанию мемуаров, назвав их «Одиссея». К сожалению, довёл он свой рассказ только до середины 20-ых годов 20 века. Многое из воспоминаний я потом использовал при написании очерков о семействе Миклашевских.
Проводник дочери Сталина
Второй из сыновей последнего владельца усадьбы в селе Дубовик, Виктор Васильевич Миклашевский (его второе, товарищеское, имя – Мика), родился 14 апреля 1914 года в отремонтированном отцом, фактически новом усадебном доме. Как и старший брат Георгий, с детства был неравнодушен к технике. С 1931 по 1934 год работал в том же ЦАГИ, что и брат, только в секции лётных испытаний на центральном аэродроме. Но кроме самолётов, Виктор Миклашевский увлекался автомобилями и стал первым водителем первого советского автомобиля АМО-Ф-15.
Третьей и всепоглощающей любовью Виктора Васильевича стали горы. Уже с 1935 года Миклашевский работает инструктором альпинизма Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС).
Весной 1938 года на Кольском полуострове, в Хибинах, по поручению Наркомата обороны он обучал командиров Красной Армии элементам горно-лыжной техники и проводил с ними многодневные лыжные походы. В конце 30-х годов Виктор Миклашевский был проводником дочери И.В.Сталина Светланы в горах Кавказа.
В 1938 году, вместе с Евгением Абалаковым, совершил беспримерный траверс Мижиргийской стены Центрального Кавказа - Дыхтау-Коштан, - высота которого свыше 5000 метров (объясню, что такое траверс: курс прохождения альпинистами нескольких рядом расположенных вершин от одной к другой, чередуя спуск с одной и подъём на следующую, не спускаясь в базовый лагерь. Новичкам обычно траверс не под силу, на него берут более опытных горных восходителей – альпинистов – А.П.). Именно во время этого беспримерного горного перехода Виктор Миклашевский предложил назвать ранее безымянную горную вершину в центральной части Бокового Кавказского хребта высотой 5100 метров именем Пушкина. Этот пик, расположенный на территории Кабардино-Балкарии, входит ныне в список десяти вершин Российской Федерации для покорения их альпинистами, чтобы получить почётное звание «Снежный барс России».
Виктор Васильевич Миклашевский
В 1941 году Виктор Миклашевский одним из первых и очень немногих в СССР получил звание «Мастер спорта по альпинизму». С 1944 года он работал в МВТУ им. Н.Э.Баумана, на кафедре "Физическое воспитание", тренером по горным лыжам и альпинизму. Организовал и провёл первую альпиниаду в Домбае в 1945 году. Скончался Виктор Васильевич Миклашевский 25 декабря 1999 года, похоронили его на Ваганьковском кладбище Москвы.
Александр Полынкин
P.S.Автор благодарит Марию Миклашевскую, внучку Георгия Васильевича Миклашевского, за предоставленные документы и фотографии
("Орловский вестник", 24 мая 2023)
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|