Для начала, уважаемый читатель, приведу два сообщения из СМИ. Первое – ИА «Орелград» от 25 сентября 2023 года. Цитирую (А.П.)
«В Калининградской области нашли
обломки американского истребителя времен ВОВ
Неожиданное эхо прошлого. В Калининградской области, неподалеку от поселка Люблино, поисковики группы "Совесть" нашли обломки американского самолета, полученного по ленд-лизу во время Великой Отечественной.
На нем потерпел крушение советский лётчик, который всё это время числился пропавшим без вести. Как называется модель заокеанского воздушного судна? Что известно про пилота?
Поисковики ходят по кучам вырытой земли и ищут ценные фрагменты американского истребителя Airacobra Bell P-39. А рядом, в яме, под тяжелыми слоями ила скрывается само воздушное судно. Его нашли, по сути, случайно: обратили внимание на непривычно большое количество алюминия на небольшом участке поля.
Это хомут с патрубков, такие ставились на патрубках резиновых. Стоит клеймо производителя и страны: USA, Chicago.
Такие истребители отличались необычной для своего времени компоновкой: двигатель располагался сзади кабины пилота. По ленд-лизу Советский Союз получил примерно 4 500 единиц. Столкновение было сильным, самолет пробил землю. Расчистить территорию помогает экскаватор.
КИРИЛЛ СМИРНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Поисковики при раскопках находят совершенно разные детали. К примеру, это пулеметные патроны, части общего боекомплекта. А совсем рядом располагается редуктор самолета, из которого должны торчать лопасти. Сейчас все это выглядит как груда металла, но сверху одна из них лопасть.
Неожиданная находка пролила свет на судьбу гвардии капитана Ивана Жердева из 72-го гвардейского истребительного авиаполка 5-й гвардейской авиационной истребительной дивизии. До сего момента его считали пропавшим без вести.
РУСЛАМ ХИСАМОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПОИСКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СОВЕСТЬ":
- 6 апреля 45-го года их авиационная эскадрилья вела бои в воздухе с истребителями противника для того, чтобы наши бомбардировщики, наши штурмовики могли поддерживать наступающие войска, которые здесь, неподалеку, вели бои за западные окраины города Кенигсберг.
Сейчас задача поисковиков найти и опознать останки самого летчика. Ведь катапультироваться он не смог, остался в кабине. Такая работа и помогает восстанавливать биографии великих предков».
А теперь второе сообщение от 27 сентября 2023 года, в развитие первого (цитирую ТАСС – А.П.).
«Иван Жердев не вернулся с вылета в апреле 1945-го года
Находку сделали активисты поискового отряда «Совесть». Истребитель «Аэрокобра», который пилотировал орловец, не вернулся с задания 6 апреля 1945 года. Теперь его обломки найдены в районе посёлка Люблино и уже извлечены из-под земли.
Самолёт являлся американским и был передан СССР в рамках международного договора (по программе ленд-лиза). Судьба самого Жердева остаётся не прояснённой – его останков в кабине не оказалось.
«Есть версия, что он успел-таки выпрыгнуть из самолета, но разбился или попал в плен. Теперь наша задача — попытаться разыскать родственников лётчика, поведать им о судьбе Ивана Жердева и передать на память часть фронтовых реликвий. Но вдруг и останки героя найдем — поиски-то не завершены», — поделился руководитель региональной общественной организации поисковиков «Совесть» Руслан Хисамов.
Иван Васильевич Жердев родился в 1916 году в Орловской области в деревне Боречка (Беречка – А.П.). В 1937-м году окончил лётную школу. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941-го года, тогда же был награждён орденом Красного Знамени.
P.S. Послесловие
Когда я прочитал оба сообщения и увидел название населённого пункта – Боречка, то решил, что на 90 процентов это наш, покровский, земляк: Жердевых в Беречке (а Боречка – просто ошибочное написание – А.П.) всегда было много.
После того, как приступил к поиску документов на Интернет-Портале «Память народа», то убедился, что был прав: Иван Васильевич Жердев, капитан, командир эскадрильи 72 гвардейского авиационного полка (гв. ИАП) 5 Гв. истребительной авиадивизии, действительно, наш земляк.
Начну с первого документа – «Учётно-послужной карточки», на которой и фотография Жердева оказалась. Иван Васильевич родился 23 февраля 1917 года (в некоторых документах назван и 1916 год) в д.Беречка Дросковского района Орловской области (в те годы это была территория Дросковской волости Малоархангельского уезда – А.П.) в крестьянской семье. В 1933 году окончил 7 классов Дросковской школы.
Иван Васильевич Жердев
2-3. Учётно-послужная карточка Ивана Васильевича Жердева
В ноябре 1935 года Покровским райвоенкоматом Иван Жердев был призван в Красную Армию и направлен в Качинскую Краснознамённую военную школу пилотов имени Мясникова (Севастополь), по окончании которой через два года получил направление в Киевский Военный округ, в 43 истребительный авиаполк, базировавшийся в городе Василькове.
Был военным пилотом, младшим лётчиком, флагштурманом эскадрильи. Начало Великой Отечественной войны Иван Жердев встретил на Юго-Западном фронте в звании лейтенанта и в должности заместителя командира эскадрильи 17 истребительного авиационного полка 63 авиадивизии.
Воевать начал храбро и умело. Вот что написал о нём 2 ноября 1941 года в наградном листе командир 17 ИАП майор Дервянов (цитирую):
«Лейтенант Жердев летает на самолёте ЛАГГ-3. Имеет 87 боевых вылетов, из них после 20 августа 1941 года 43 боевых вылета. На штурмовку войск противника – 13 боевых вылетов, прикрытие объектов военного значения – 10 боевых вылетов, на разведку войск противника и перехват – 7 боевых вылетов. Сбил один самолёт противника в районе Полтава, подтверждение ведомых. В воздушном бою над аэродромом Велицк был ранен, не теряясь, машину посадил на свой аэродром.
Отлично бомбил танковую колонну в районе Владимир – Волынск, где было уничтожено до четырёх фашистских танков.
За отличную разведку имеет благодарность от командования. Неоднократно водил группу в бой, где проявлял смелость и упорство, дважды не давал возможности бомбить город Нежин вражеским бомбардировщикам. При сопровождении своих бомбардировщиков пять раз вёл воздушный бой с МЕ-109 и приводил своих бомбардировщиков без потерь, выполнив задание.
22 июня 1941 года. За один боевой вылет дрался с тремя группами бомбардировщиков противника, при этом ни одна группа не сбросила свои бомбы на цели и в панике обращалась в бегство. В воздушном бою был ранен, но посадил самолёт на свой аэродром.
26 июня 1941 года. При штурмовке автоколонны противника зажжено пять автомашин с боеприпасами, уничтожено три зенитных установки.
25 августа 1941 года. При возвращении с задания в районе Веркиевка заметил группу бомбардировщиков. Смелой атакой не допустил их на наш аэродром и обратил в бегство.
27 августа 1941 года. В районе Чернигова штурмовал скопление войск противника, было уничтожено до взвода пехоты, подожжено две автомашины и уничтожено две зенитных установки.
29 августа 1941 года. Группа вражеских бомбардировщиков пыталась бомбить город Нежин, но была перехвачена на подступах к городу и обращена в паническое бегство.
30 августа 1941 года. При патрулировании над городом Нежином не допустил группу вражеских бомбардировщиков до цели, обратив их в бегство.
9 сентября 1941 года. При сопровождении бомбардировщиков вражеские истребители трижды пытались атаковать наших бомбардировщиков, но обращены в бегство, наши бомбардировщики, выполнив задание, вернулись на свой аэродром.
11 сентября 1941 года. Штурмовка переправы противника в районе Кременчуг, в результате штурмовки переправа была зажжена, до 50 солдат противника было расстреляно пулемётным огнём и потоплено в Днепре.
27 сентября 1941 года. В районе Полтава при штурмовке колонны противника зажжено три автомашины с боеприпасами и уничтожено до взвода пехоты противника.
2 октября 1941 года. При сопровождении бомбардировщиков в районе Полтава истребители противника пытались атаковать наших бомбардировщиков, но были отогнаны, в воздушном бою был сбит один ХЕ-113. Наши бомбардировщики, выполнив задание, вернулись на свой аэродром».
За перечисленные подвиги, за «…образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество», приказом войскам Юго-Западного фронта №048 от 6 ноября 1941 года лейтенант Жердев Иван Васильевич был награждён орденом Красного Знамени.
4-6. Наградной лист
В этот же день, приказом войскам Юго-Западного фронта под №049, он получил звание старшего лейтенанта.
В 1942-1943 года Жердев воевал на Юго-Западном, Западном, Воронежском, Брянском, Белорусском фронтах.
В 1944 – 1945 году, уже в капитанском звании, Иван Васильевич летал и сражался на «Аэрокобре» в составе 72 гвардейского истребительного авиаполка 5 гвардейской истребительной авиадивизии.
Список безвозвратных потерь
(третий сверху - Жердев Иван Васильевич)
Приказ об исключении из списков Красной Армии
Подробностей его боевой деятельности в составе полка нет (пока), а о том, что произошло 6 апреля 1945 года, ты, читатель, узнал в самом начале.
Пропавший без вести нашёлся в Калининградской области. Может быть, у капитана Жердева Ивана Васильевича найдутся покровские родственники и откликнутся?
Александр Полынкин
Читайте также:
Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
|