Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Олега Турчина

«Даеш, молодеш»
Опубликовано: 02.09.2020.

Название мною бессовестно украдено у одной передачи. Ошибки сделаны намеренно, в соответствии с нынешним компьютерным сленгом: как слышится - так и пишется…

Итак, это рассказ-воспоминание с рецептом выживания.

Начало рассказа        

В летний  вечер гулял я во дворе,  и теплый дождь загнал меня в беседку. Вскоре ко мне присоединилась небольшая компания – двое ребят лет шестнадцати и девушка.

Мне нравится внешний вид нынешней молодежи: подчеркнуто спортивный стиль одежды, стройные фигуры, «построенные» на  использовании тренажеров и даже прически,  похоже, взятые из 30-50-х годов прошлого столетия.

Мне не нравится «мат»,  которым пользуются многие представители современной молодежи для общения между собой. Шокирует то, что и девушки этим активно пользуются. Был случай, когда двое двенадцати-тринадцатилетних подростков активно матерились в моем присутствии, но что меня возмутило более всего: рядом сидела девочка, про которых принято говорить «ангелочек». Я резко сделал замечание пацанам, но вдруг девочка-ангелочек заявила:

«Не ругайте их дяденька, пожалуйста, я давно все знаю…».

Я не знал, что мне делать, и ушел. Сам грешен и в мужской кампании могу «загнуть», но при женщинах, тем более, при детях…никогда! Не приучен…

Интересно то, что проживают в данном микрорайоне ученики Гимназии и Лицея, других учебных заведений нет рядом…да.

Вернемся в дождливый вечер. Предполагая, что сейчас начнется, неприятный для моего слуха разговор, собрался  уходить. Но то, что услышал, заставило меня остаться и прислушаться. Даже потихоньку включить диктофон.

Диалог шел между ребятами, девушка молча слушала.

«- вчера видел физик-шизика с химозой

- в натуре?

- Бро, это няшно, но ты, кэп – баян, это в нашем микраже

-  а диря как на это?

- дире  в лом возиться, он бабло рубит…кабину имеет

- ну да, поэтому физик-шизик  гамает все уроки подряд, геймер он, почти отец…но лох

- ну, химоза не просто так, не фигнюшка какая- нибудь,  техана с прикидом: джопсы, шузы на манке, шкура, прибамбасов куча…

- а зачем ей этот лох? Она ж бродилка…

- этот потник ей донатор, она хоть и бродилка,  но брендовой сборки, родаки её, наверное, достали…сколько можно оффлайн, без постоянного чувака? Не школота уже.

- ну да, этот лох от неё тащится…но он ей мясо…

-её фаунам такой и нужен…

- а я думал, алгеброид с химозой…

- не – он кемпер, знает, где реал: у истерички…

- истеричка от него тащится?

- натурально, ей бы с физик-шизиком сбацать  сдецел, но тот её отфутболил из-за химозы…

- прикольно…

- да алгеброид её поднимет мальца на лавешки, у неё, говорят, джорджиков много, и лыжи сделает…в натуре».

Вот такой разговор. Я не новичок – с молодежью всю жизнь проработал. Понятие «молодежный сленг для меня не новость. «Няшно», «Сейшн», «Кеп», «ОМГ» - не каждый человек старше 40 лет сможет понять смысл этих слов, а ведь большинство подростков с легкостью поддержат разговор, добавив еще десяток непонятных затейливых словечек. Молодежный сленг - неотъемлемая часть культуры любого развивающегося языка. В тексте, при наличии сленга, легко можно определить период времени, в котором происходит действие, ведь даже классики не стеснялись использовать его в своих произведениях. В любой молодежной субкультуре сленг - один из видов самовыражения, проявление некого протеста против шаблонов общества. Удивительно, что те, кто активно пользовался сленгом в 50-е, 70-е, 90-е не всегда понимают современное поколение, хотя темы для разговоров остались те же: «Одежда», «Досуг», «Внешность», «Человек», «Жилище».

В России определяют три активные волны развития молодежного сленга:
- первая приходится на 20-е гг. 20 века, когда, как следствие гражданской войны, появилась бесчисленная армия беспризорников. Из-за отсутствия культурных перегородок речь молодежи «обогатилась» огромным количеством блатных слов;
- вторая волна возникла в 50-е, когда появились стиляги, а русский язык наполнился словами с непереводимой английской терминологией;
- третья волна приходится на период застоя 70-80-х гг, когда разные неформальные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг, как языковой протест официальной
идеологии.
Узнавая сленг того или иного поколения, в голове с легкостью рисуется образ человека его использовавшего. Сленг - словесный маркер, он ярко отпечатывается на каждом поколении и характеризует особенности его быта.

Это  теория, а на практике столкнулся близко с таким набором первый раз. Пришел домой, открыл Интернет и решил расшифровать запись диктофона. Вот что получилось у меня.

««- вчера видел физика с химичкой

- ну и?

- прекрасно, но это всем известно в нашем микрорайоне (в  смысле, в окружении)

- а как директор смотрит на это

- что директор - ему все равно

- физик играет в игры даже на уроках, он не от мира сего человек, а химичка - рациональная баба

- да и одевается нормально, джинсы, обувь модная, физик же выглядит как недоделок, что она нашла в нем…

- а зачем он ей нужен? Она денег ищет…

- этот «носок» и есть источник денег для нее, она, хоть и в поиске денег , но из семьи, которая устала видеть свою дочь без постоянного парня, ведь не молода уже

- ну да,  он (физик) безумно влюблен в нее, но он для нее только простой и глупый ухажер

- ее родителям такой и нужен

- а я думал, математик с химичкой

- нет, он опытный, знает, где реальная прибыль – у исторички

- а историчке он нравится?

- конечно, ей бы с физиком немного побыть, тот её отверг ради химички…

- интересно

- да, учитель математики  «немного»  денег у нее выманит, у нее, говорят, долларов много, и уйдет от нее».

После расшифровки я стал искать встречи, хорошо бы с теми же ребятами…Зачем?

Честно говоря, не знаю. Просто поговорить хотелось. О чем?

Да о настоящей жизни…именно что не «нынешней, а  настоящей». Мне показалось, что с этими можно. Почему?

 Они хотя бы не матерились. Для меня, сегодня, это уже много значит.  Язык их…ну я уже выше писал о «сленге»…это не страшно.

 Вот татуировки, которые «набивают» в 17-18 лет молодые обоего пола, это да …страшно будет выглядеть 50-десятилетняя бабушка, покрытая полинезийскими рисунками.

Повезло.

Я их встретил.

В том же месте.

Виной всему опять же дождь, а жили они, скорее всего, рядом.

Мизансцена та же: беседка, дождь. И тема разговора та же.

Послушаем, благо теперь почти понимаю:

«-с  читами  сплошная пичалька

- в чем облом?

- лавешки  делаю в реале,  как  фри-лансер, но завалиться боюсь – свое делать некогда, ноут не закрывается, питы гасят заданиями

- да, с дистанционкой  вату не покатаешь…

- хорошо я старый юзер…школоте плохо, особо щенкам…

- так ты здесь бабло рубишь?

- ну да, приходится много флудить, одинаковые в целом задания…, но говорю же,  питы гасят ...

- ну, терпи, если сидер, гуглить мальца умеешь…

- а погулять-поиграть?

- лучше пара косарей  на шамовку и прикид, чем гамать просто…

- смотри, этого фауна опять вижу…не стукач ?».

Дословного перевода конечно не будет, но в целом я понял ,что:

«- от этих учителей житья нет

- чем они тебе помешали?

- хочу немного заработать, но когда? Завалили заданиями, ноутбук не закрывается.

- ну что ты хочешь – дистанционка  вещь новая

- хорошо, я опытный пользователь, как быть тем, кто первый раз открыл ноутбук?

- так ты на этом зарабатываешь?

- ну да, помогаю, за деньги помогаю, тем кто не понимает, имею хороший заработок, но времени нет, учителя замучили – шлют и шлют задания.

- терпи и не спи, зарабатывай, но свою учебу не забывай

- а погулять –мпоиграть?

- забудь…лучше пара тысяч рублей на одежду и еду, чем просто поиграть…

- …смотри, этого мужика вижу опять, он нас, кажется, слушает».

Вот в этом месте я посчитал, что настало время вступить в диалог и «выдал» (свою часть диалога выделю жирным шрифтом):

«Нет, не стукач…не наезжайте…интересуюсь, чем свою кабину заполняете…

-(удивленно) - дяпан, зачем это тебе?

- сравнить хочу чуваков из моего детства с вами…

- троллишь? Забаним, если что…

- западляк мне вас троллить…если хотите,  слушайте…кандей не хватайте…только перейду на язык нормальный…

- лады, отец…».

В целом это значило, что:

«- нет, ребята, я понимаю о чем речь, и мне интересно, о чем говорит и чем интересуется нынешняя молодежь

- а зачем это?

- сравниваю себя и своих друзей в молодости с вами

- ну и? что отличаемся?

- не особо, конечно, во всяком времени «своё», я считаю, повезло мне, есть время слушайте… но перейду с вашего сленга на язык простой

- время есть…все равно дождь

-хорошо… слушайте».

Рассказ мой не был из разряда нравоучительных – просто потянуло на воспоминания.

А как же быть с «рецептом для выживания»?

Он еще будет.

Сейчас же просто воспоминания, тем более, что слушали меня внимательно. Иногда прерывали, но это же в порядке вещей.

«Мне очень повезло.  Детство прошло лет через двадцать после окончания Войны. В своем городе я застал развалины домов – просто еще не успели все убрать, было очень интересно находить там артефакты прошедшей трагедии: вот позеленевшие гильзы и в большом количестве – явно шел бой, полусгнившая пилотка нашего пехотинца – звездочку с нее на свой карман, а когда нашли несессер немецкого офицера - всем двором делили его содержимое: не очень помню все, что там было, помню только, старшие сразу отобрали золингеновскую бритву:

«…а то порежетесь»… Сейчас бы сказали:  «а то порежете друг друга».

Мои воспоминания прерывались возгласами ребят. Я эти возгласы курсивом выделять буду.  «И тогда «Золинген» был!»  Ну что касаемо названия фирм - они это знали. И скорее всего, лучше чем я.

Много чего интересного было в этих развалинах и в подвале нашего трехэтажного дома – старшие утверждали, что там была немецкая казарма. Слава Богу, не находили ничего взрывоопасного…впрочем, однажды старшие добыли где-то ворох сигнальных ракет, стало темно, и тогда их бросили в костер, разложенный посредине двора, учитывая, что дом находился в центре города, получилось весело – фейерверк хороший, светло стало, как днем, ракеты влетали в окна, хорошо, вечером жильцы были дома и небольшие пожары тут же ликвидировали.

«Это реально круто!»

Закончился этот праздник в милиции, родителей оштрафовали, несколько старших на две недели исключили из школы…(обращаю внимание на то, что исключение стало самым неприятным для ребят наказанием!)…этим все ограничилось, и подобное больше не повторялось.  Мы зачастили в милицию, докладывая обо всем подозрительном, милиция от нас устала и выгнала всех. Но когда мы нашли золотые (!) часы, нас не выгнали,  сказали «спасибо», и мы ушли сами.

« Еще круче!...еще какие были проделки…расскажите».

«Расскажу, если хотите слышать и слушать».

Многие во дворе нашем делали вино, остаточным продуктом от этого домашнего производства были ягоды, чаще всего - вишни. Эти «винные» ягоды выбрасывались в мусорный бак. Мы доставали их оттуда и подбрасывали  хозяйским курам (во дворе были сараи, где многие жильцы «держали»  кур и кроликов - хорошее подспорье в плане питания). Куры с удовольствием склевывали ягоды и, понятное дело, пьянели. Когда их выпускали погулять, они выделывали такие коленца, что весь двор просто «падал» от смеха. После «танца» куры падали и засыпали…интересно, как они чувствовали, просыпаясь?

Или вот еще…я рассказывал о найденном несессере немецкого офицера. Среди всего прочего там были и противозачаточные средства – презервативы и в приличном количестве. Наши познания в этой области были равны абсолютному нулю. Познания старших были, естественно, более полные, и они придумали довольно изощренный розыгрыш.

Две вводные, чтобы вы поняли. Первая.

Двор наш представлял некое замкнутое пространство: два дома и линия сараев образовывали  подобие площади, куда выходили окна жильцов. Вторая.

Для нас,  шести-семилетних ребят, советские праздники ассоциировались с разноцветными шариками, которые были в жутком дефиците. Доставались они нам от родителей, родители получали шарики на предприятиях – в свободной продаже шариков не было.

И вот старшие показали нам много шариков. Они, правда, были белые и надувались не очень. Но это были шарики! Мы обрадовались очень.

Старшие помогли нам надуть «шарики», велели привязать их к палочкам. Спросили, знаем ли мы походно-строевые песни. Мы заверили, что знаем песню про барабанщика. После этого нас построили парами и велели громко петь про барабанщика,  ходить по кругу площади, размахивая «шариками» на палочках.И мы пошли вышагивать по двору …радость жильцов,  прильнувших к окнам, была несказуемой. Хохот стоял такой, что было слышно в соседнем дворе. Выбежали наши родители,  которые прервали праздничную демонстрацию подростков и долго гонялись за организаторами действа…

Такой, извините, «прикол». Конечно, нынешнюю «школоту» на это не купишь…все давно знают…Хорошо, если не умеютХохот, одобрительное кивание головами…

 Радостно нам было,  когда в надворном школьном туалете (а другого не было) обнаружили склад боеприпасов…две недели боеприпасы «черпали», школа не работала, остальные школы нам дико завидовали…

Много читали! «Спартак» Р.Джованьоли был книгой любимой, все, включая девчонок, стали гладиаторами,  деревянное оружие изготавливали нам старшие . Битвы были нешуточные…

Особая любовь – это, конечно, летом футбол, зимой - хоккей. Учитывая наш небогатый гардероб и невеликие доходы родителей,  увлечения эти часто заканчивались «трепкой» из-за порванной обуви и одежды. Поэтому в футбол играли босиком, а в хоккей - без коньков…клюшками было «все согнутое». Страсти, однако, были нешуточные; играли двор на двор, улица на улицу. Многие были записаны в кружки и секции Дома пионеров, кружки работали абсолютно бесплатно.

«Неужели эти удовольствия были «за так», сочиняешь, дядя». Не стал я никого убеждать, бесполезно это в наше время и нынешним людям…

Кино очень любили – 10 копеек сеанс. На взрослые фильмы (25 копеек) нас не пускали по причине недостаточного возраста. Одев белые рубахи с галстуком (не пионерским) и погладив брюки, мы пытались «протыриться» на фильмы для взрослых. Это не часто, но удавалось. Посмотрев фильм, удивлялись, почему он для взрослых: в «верхнем» парке мы часто такие(!) сцены наблюдали с участием нетрезвых парочек, что смотреть на экран было скучно, и мы уходили …

Время брало свое, и появлялись многие заграничные штучки: в конце 60-х я увидел первую шариковую ручку.

«Вот это так импорт, неужели не было, а что было?»

«Слушайте».

Ручка  потрясала своим удобным использованием: не нужно было таскать чернильницы-непроливайки в начальной школе и «скрипеть» железным пером, которое макали в эту чернильницу (бывало, что кололи соседа в «пятую» точку), эти ручки часто ломались. Начиная с 5-го класса, разрешали использовать «авторучки», т.е. ручка была с колбой (поршневой или пипеточной) для набора чернил. По мере написания чернила заканчивались,  и требовалось заправлять колбу. Дело было довольно грязное: ручки текли, оставляя несмываемые пятна. Особым спросом пользовались ручки с пипеточным набором чернил – при резком нажатии чернила «выстреливались» в соседа или соседку…шариковые ручки были лишены всех этих прелестей. В обиход они вошли к концу 70-х.

Ребята смеются.

Тогда же я приобрел устойчивое отвращение к жевательной резинке. Их привозили очень редко и первую пластинку «Ригли» мы сначала нюхали всем классом - запах потряс. Решив её жевать, нашли справедливый способ дегустации: жевать по алфавиту. Пластинка была одна, в классе было 35 человек, фамилия моя на «т» …

Вот тогда я понял, что лучше ирисок ничего жевательного нет…

Смех и вопрос ко мне: «Что такое ириски?».

Я объяснил. Мне не смешно.

Вредные привычки были. В первую очередь - курение. Курили многие, но тайно.

О курении девушек и речи не могло быть, ведь о курящей такое могли подумать…

Первый алкоголь я попробовал во дворе. Жил там ветеран войны дядя Коля, пьяницей он не был, но выпивал часто: его жена «орала» на него с третьего этажа, когда он шел с рыбалки, шел, покачиваясь.

Но 9 мая она никогда на него не «орала».  Он выходил во двор в чистом костюме. На его пиджаке было много медалей и один орден (в этом мы хорошо разбирались). Подзывал к себе нас, давал «трешку».

«Трешкой вы что называете

«Трехрублевая купюра, зелененького такого цвета».

- И посылал в «наш» магазин. Там нам свободно (!) отпускали поллитру (это, надеюсь, понимаете что), буханку хлеба. Его жена выносила во двор глубокую тарелку, он крошил в тарелку хлеб, резал туда много лука и чеснока, сыпал перец и соль. После этого лил в это водку, размешивал все до состояния густой каши. Выпивал стакан, ложкой черпал «тюрю». Плакать начинал сразу, жена на него молча смотрела. Подзывал нас, давал нам «тюрю», немного, на краешке ложки, попробовав, мы потихоньку сплевывали, нам казалось это гадостью, мы ждали, когда бутылка освободится. Сдав её, покупали конфеты. Ни я, ни мои друзья не пристрастились к алкоголю, выпить могу, но не более того: с детства не приучен.

Старшие «баловались» татуировками – и тогда была такая уродливая мода. Но посмотрев один раз на изготовление надписи «ТОЛЯ» на руке, мы пришли в ужас от того, как это делали, и что потом было с рукой, и ни у кого из моих сверстников нет «татушек». Теперь это на поток поставлено – целые картины и не только на руках, добавьте к этой «красоте» пирсинг (я его в таких местах встречал!)

 … О наркотиках мы и не слыхали…

«Просто вы не знали» -

« …я и говорю, не знали, имею в виду своё окружение, все окружение, а оно было не маленьким»…

Если родители «ловили» на вредных привычках, наказание было одним, очень распространенным – ремнем и только по месту, которое принято называть мягким. Этого вполне хватало.

Воспоминания принято приукрашивать, в памяти остается только хорошее. Конечно, не все было так хорошо…

НО!

Насколько же стабильным было время моего детства и юности. Я не боялся поздно вечером провожать свою подругу и встречаться с ней в самых укромных (и желательно, темных) уголках города, да, могли «отловить» ребята с её улицы, но только до первой крови, и лежачего не били никогда…все прошло, и я не гуляю вечером поздно и очень волнуюсь, когда мои дети не «отзваниваются» долго.

Даже в фильмах того времени приходилось придумывать «опасности», в жизни «опасности» были очень нетипичны.

В конце 80-х, в 90-е годы я видел, как в армию ребят провожают…плачут девушки, обнимая ребят. Плачут, не знают, вернется ли, может, в Афган попадет, в Чечню, плачут очень горько.

Парень из моего двора, он был младше меня на три года, попал в Афганистан .Полгода ему оставалось до «дембеля»…сколько лет прошло, а он не вернулся и не вернется никогда.

Мне повезло: война досталась моему отцу и моим младшим ровесникам…

Молчание ребят….

Конец рассказа.

Рассказ  был закончен. Он был интересен слушателям и приятен воспоминаниями для рассказчика. Ребята слушали внимательно и с явным интересом.

Но что дальше?

А ничего.

Дождь закончился и мы распрощались.

 Какой результат?

 И где обещанный рецепт?

Конкретно этим ребятам я и не обещал ничего – просто интересно было с ними пообщаться…

А вот беру на себя смелость дать рекомендации всем…молодым и, конечно, их родителям, близким людям.

Я никогда не считал и не считаю нынешнюю молодежь ущербной.

Я считаю, что вокруг молодых слишком много плохого и глупого.

Легко давать советы.

Но я знаю, как убрать гадости от современных юношей и девушек.

Пусть это звучит слишком самоуверенно.

У меня свой рецепт очищения.

Каждый волен искать свои методы. И тогда наше сложное время не покажется безнадежным…

Итак.

Мой сосед и друг – ветеран Чечни. Он служил в спецназе. В бою был ранен, потерял глаз.

Но не сломался.

Так бывает, и закалка спецназовская не дала опуститься.

Его старший сын стал штурманом АПЛ Северного флота, и сегодня его субмарина охраняет рубежи страны у кромки полярных льдов.

Есть еще сын и дочь. Он их готовит к жизни.

Часто наблюдаю, как младший по десять раз выполняет подъем-переворот на перекладине во дворе, а дочь занимается гимнастикой профессионально.

Отец  рядом всегда. Мама, конечно, тоже.

Но вот вам рецепт очищения.

Отец рядом с детьми и передает им то, что сам умеет – жить честно, не смотря ни на что.

Дочь мечтает о Президентском Колледже, а младший сын побывал летом 2017г. в Питере, на вручении старшему брату офицерских погон и кортика.

Он решил (сам!) в нахимовское училище и далее на флот.

Решение верное. Сегодня заканчивается лето 2020года. Сын учится в 6 классе Нахимовского училища в Санкт-Петербурге. Дочь там же, в Питере, в Президентском Колледже в 6 классе. Что ж, у двух представителей молодого поколения есть серьезная перспектива стать настоящими гражданами Великой Страны.

Уверен,  не только у них…

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Олега Турчина | Добавил: admin (02.09.2020)
Читали статью: 498 | Теги: Турчин Олег
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.