Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Олега Турчина

«Пестрая лента» жизни
Опубликовано: 11.10.2020.

Форма просмотра новостей очень важна. Потому что новости тогда будут интересны, когда узнаваемы.

Не менее важно и интересно вспоминать то, что было, особенно в молодости. Такие «новости»  надо уметь «подать».

Мною выбрана форма подачи в виде Ленты. Лента имеет обыкновение «бросаться» в глаза. Когда вспоминаешь то, что было, необходима «яркость вброса» и простота факта.

Значит это, что Лента должна быть «пестрой».

«Пестрая Лента» - название рассказа Артура Конан-Дойла, рассказа,  одного из самых интересных и захватывающих.

В моих рассказах полностью отсутствует детективная составляющая, но хочется надеяться,  они вызовут интерес у тех, кто это будет читать.

Интерес неподдельный.

Я рассчитываю именно на «пестроту» аудитории, особенно, той её части, которой эти рассказы, «новости» из прошлой жизни, касаются непосредственно.

На сегодняшний день практически все персонажи, слава Богу, живы и здоровы, чего желаю им на долгие годы.

 

1.Витек и шахматы

Знакомые рассказали, что сейчас Витек стал грузным человеком и отцом немаленького семейства. Работал или работает директором сельской школы. Уверен, что директор он успешный и человек уважаемый, отличный муж и отец – в этом нисколько не сомневаюсь.

Но тогда! В 70-е годы прошлого века…

Это был предельно худой и настолько же скромный парень.

Два примера.

Первый.

Когда к нам в комнату заходила Валя, он сразу же краснел. То есть, не начинался еще разговор, а они учились на одном факультете,  как Витек (а учился он просто блестяще!) становился красным,  как наше бывшее знамя. Дородная и типично по-русски красивая Валя  ему очень нравилась. Валя же отдавала предпочтения нам  (о нас позже…), а Витька «пользовала» только как источник легко доступных знаний и конспектов. Витек это понимал, и когда Валя томно закатывала красивые карие глаза, обращаясь к нам, очень страдал. Это по поводу его тогдашней гипертрофированной,  до последней степени, нет, не скромности, застенчивости.

Пример второй.

О его предельно допустимой худобе.

Он был очень худой . До такой степени, что когда укрывался одеялом, был незаметен на кровати…Во что и «вляпался» наш друг Шурик: он проникал в общежитие через окно (строгости на входе были солидные) и с подоконника попал на кровать, где укрывшись с головой, спал Витек.

Испугались до икоты оба: Витек, когда на него наступили, и Шурик, под которым с жутким воплем взлетело безобидное одеяло…вот так.

Жили мы тогда в одной комнате вчетвером. Несмотря на неустроенный быт (общага - она и есть общага!), жили дружно и почти всегда весело.

 Веселье дополнялось тем, что на первом этаже жили ребята, порядка 100 человек, а на остальных четырех девушки, порядка 800!

Объяснять надо?

Нам завидовали буквально все. Особенно - курсанты Училища связи. Поздней весной и летом нам невозможно было спать - стук в окно не прекращался. Заканчивалось тем, что мы открывали окно и двери, и всю ночь по комнате, стараясь нас не разбудить,  передвигались будущие офицеры.

 Никогда и ничего не пропало!

 Даже иногда находили на тумбочке у окна дефицитную бутылочку пива!

Отвлекся.

Кроме Витька (биофак),  в комнате жили три студента-историка. Фишка была в том, что исторический факультет был не просто, а историко-английский. Английский язык был камнем преткновения для историков, и многие покидали Вуз именно из-за языка. Изучение языка требует усидчивости и затрат времени. А обстановка общежития (см.выше) не способствовала…

Забегая вперед,  скажу, что один из студентов-историков «вылетел» из института в СА, а другой чудом удержался.

Витек, который занимался упорно и ни на какие соблазны не поддавался, относился к историкам с некоторым пренебрежением – они не учились «как надо» и бездарно проводили время, отпущенное для обучения.

Одним из общих увлечений в комнате были шахматы. Витек играл средне, один из историков - блестяще, другой историк - абсолютно бездарно. Кстати, еще один сосед тоже был с истфака,  курсом он был моложе.

Итак, вводная.

Образ жизни, который вели историки-однокурсники,  не способствовал сохранению денег: стипендию они получали только тогда, когда английский был зачетом, то есть, с января по май. А денег, высылаемых родителями, хватало «впритык». Часто занимали.

Витек всегда был с деньгами, но в долг не давал принципиально, а может, и родители не разрешали. Сыном он был очень послушным. Но ничего страшного:  как-то выживали, подрабатывали иногда…

Как-то раз было скучно. Витек был в библиотеке, еще один сосед был у своей дамы сердца на «этаже». Нас было двое.  Болтали ни о чем,  готовиться к занятиям и в голову не приходило. На «этаж» было идти рано, короче, скучали.

Внезапно пришли к мысли разыграть Витька,  а еще точнее, обыграть его в шахматы. Я сразу сказал, что с Витьком играть не сяду – он меня обыграет (играть на «просто так» не хотелось, на деньги мы не играли по причине их перманентного отсутствия, играть - так на «червивку» - бутылку дешевого яблочного винца). А с тобой, сказал я другу,  он играть не сядет - явно проиграет.

Тогда мой товарищ внес креативное предложение.

«1.Играть с Витьком тебе.

2.Я ходы тебе буду подсказывать.

3.Прикрытие для подсказки будет  следующее: организуем английский словарный диктант - ты мне говоришь слово, я его записываю, ты проверяешь, правильно ли я записал. Само собой,  я ничего английского писать не буду (все равно ничего не знаю) - я буду писать тебе  ход».

Риск, конечно,  был, но решили пробовать…

К вечеру вернулся Витек. Мы вяло поужинали вместе и, к удивлению Витька, мой товарищ попросил подиктовать английские слова. Я нехотя  (для виду) согласился. Мы сели за стол, я взял учебник и стал диктовать товарищу слова.  Он записывал слова в тетрадь, я проверял … Витек удивленно смотрел на нас и даже несколько раз заглянул в тетрадь…особого впечатления на него это не произвело - он изучал немецкий. Несколько раз он выходил и когда возвращался,  заставал нас за тем же занятием. Удивлению его не было предела.

«Как бы не переиграть» - думалось мне.

Прошло часа полтора. Мне самому эта процедура порядком надоела. Я посмотрел на Витька – он лежал на кровати и о чем-то напряженно мечтал. Думал, вероятно, о Вале.

Воспользовавшись его состоянием, я предложил своему другу прекратить диктант. Товарищ мой очень натурально обиделся:

«В кои веки решил позаниматься, а ты…»  

«Да надоело мне это…а давай совместим…» сказал я, глядя на Витька.

«Чего совместим?» -  Витек удивился

«А партейку в шахматы, и одновременно я диктант продолжу, а то совсем тошно».

Витек удивился и обрадовался: из 10 партий я проиграл бы ему минимум 9.

Мой товарищ не скрывал, что ему наш разговор небезразличен. Он сказал, что настоящие мужики так просто не играют. Азарт будет только тогда, когда игра имеет цель.

Я заметил, что его-то интереса нет.

Тонко рассчитав психологию Витька, зная, что на деньги он играть не будет и что меня соперником не считает, внес предложение играть на «червивку».

Не дав Витьку и слова сказать, товарищ мой предложил услуги рефери и заявил, что выпьет в любом случае.

И Витек достал шахматы. Я с учебником сел против Витька, товарищ мой примостился так, чтобы я видел, «правильно ли он выполняет диктант» и в то же время, исполняя обязанности рефери, блокировал возможность Витька заглянуть в тетрадку.

Понеслась!

Дебютную часть партии (мне достались белые) я разыгрывал сам.

Нетрудно было передвинуть пешку с е-2 на е-4; параллельно проговаривал английское слово и «проверял» его верное написание. Друг мне писал ходы, и очень скоро я уже ничего не понимал.

Но Витек!  Глядя на мои ходы, он просто приходил  в шоковое состояние.

Откуда такая прыть?!  Обхватив голову руками, он искал противодействие моему, внезапно прорвавшемуся шахматному таланту.

И не находил!

Я продолжал бубнить английские слова и «проверять» их написание…

Дело шло к явному выигрышу «червивки», и тут я едва все не погубил…

Обуяла меня шахматная гордыня! Фишером, блин, себя почувствовал! Ничего не понимая по ходу партии, в эндшпиле я вдруг увидел разгром Витька.

А и без помощи завершу!

Я начал передвигать фигуры без  «диктанта»! Мой друг пришел в ужас и капитально пнул меня под столом.

Но в еще большее смятение чувств пришел Витек: по всем статьям проигранная партия начинала выправляться после моих безумных ходов. Жизнь Витька стала налаживаться!

Ненадолго! Пинок от «рефери» привел мое шахматное самомнение в состояние адекватное (товарищ позже рассказал и показал, что натворил я на доске, ему стоило больших трудов в ритме блиц исправить положение).

Необычная партия завершилась полным поражением Витька и он, больше  удивленный, чем расстроенный, стал собираться в магазин…

Мы были не звери и, видя состояние Витька, все ему рассказали. Он вначале взбеленился и бросился на нас с кулаками, мы его технично остановили.

 В молодости обиды долго не держатся: уже через пять минут мы вместе двигались в магазин и со смехом обсуждали необычную партию. Поверьте, анализу её позавидовал бы любой гроссмейстер.

Витек взял «червивку» и занял нам денег на закуску…

Вернулись, выпили-закусили. Раздался стук в дверь. Так могла стучаться только Валя. Мой друг вспомнил, что нас ждут на «этаже». Валя вошла, Витек стал похож на красное знамя, мы ушли.

По дороге встретили нашего соседа и забрали его с собой…

 

2. «…английского языка нужно знать…»

Прошло время,  и результат нашей деятельности, вернее бездеятельности  проявился.

Небрежное отношение дало себя знать: блестящий игрок в шахматы не справился с сессией и ушел отдавать долг Родине (всегда понимал и понимаю, насколько опасно брать в долг, тем более, -  у родной страны).

Я «попал» на один экзамен, но мне разрешили его пересдать.

 Плохо было то,  как я «попал» и на что «попал».

 Начну с того, что не сдал психологию. Предмет очень интересный, но еще интересней преподаватель. Она «завалила» всех отличников,  и я решил поиграть с судьбой. Невезение в этом деле меня преследует по жизни.

Взял билет - знаю!

Нет, прошу «занести» мне «шпору».

Заносят лист из тетради, часть конспекта.

Ну и иди с этим листом отвечай.

Читаю, убеждаюсь – знаю материал.

 Однако от великого ума решаю положить «шпору» в карман пиджака, и «препод» это замечает…

Меня с позором изгоняют с экзамена.

Кстати, все сдают со второго раза!

Я остаюсь один на курсе с «хвостом» из одного экзамена. Пересдать разрешают, но от занятий отстраняют. Я не хожу в институт на занятия, я хожу сдавать психологию, сходил уже пять раз – без толку!

Не принимает…

Пока ходил,  «завалил» две курсовые работы, спецсеминар . Но главное,  меня не допускают к занятиям по языку. Занятия идут каждый день по 1-2 пары, материал сложный, требующий ежедневных упражнений. Я безуспешно пытаюсь сдать психологию и безнадежно отстаю…

Декан предупреждает!

В конце концов,  с восьмого (!) раза мне удается психологию сдать.

 Уже апрель!

По предметам исторического цикла ликвидирую задолженности: защитил курсовые и спецсеминар на «отлично».

Появляются первые седые волосы…

Еще больше седых волос появилось у нашего преподавателя языка.

Когда после двухмесячного отсутствия я появился в подгруппе, у доброй и отзывчивой Людмилы Константиновны случился приступ. Она меня давно  «вычеркнула», а я вновь объявился. И до этого она мучилась с нашей подгруппой - там были представлены отличники (об одном будет отдельная глава) и «полный отстой», и бездельники вроде меня. Одного из данной категории уже отчислили, я явно был следующим и на тебе «опять возник»!

Интеллигентная Людмила Константиновна причитала:

«Что мне делать с Вами? Вы и так почти ничего не знали…теперь полностью отстали…домашнее чтение…грамматика новая…subjunctive mood…курсы Паркера,  наконец, что мне делать, и что делать Вам?»

Я бормотал нечто невнятное, но на занятии я понял, насколько отстал. Однокурсники мне сочувствовали и пытались объяснить, что дело мое гиблое…Я поинтересовался, что самое сложное, мне сказали что все, но особо - курсы Паркера. Я попросил мне эти курсы показать. Мне не только показали, но и подарили четыре 96-листовые общие тетради, заполненные убористым почерком. Девушка, которая сделала это, мне явно симпатизировала …но не добившись взаимности, решила отомстить… Подарок был что надо: полистав тетради, я ничего не понял, и никто не помог мне понять.

Зачеты (8!) я сдал и был допущен к сессии.

Дело в том, что не имел я паузы для расслабления между сессиями. История с психологией не дала мне сделать это, я приобрел некий импульс борьбы за выживание в ВУЗе. Поэтому до сессии добрался.

Мне повезло: английский шел вторым. А преподаватели имели обыкновение смотреть на предыдущую оценку. Так что шанс был: разворот зачетной книжки был уже «украшен» отличными оценками по курсовым и спецсеминару, хотелось бы получить приличную оценку по первому экзамену-английской литературе. Получить было сложно: конечно, я не прочитал список рекомендованной литературы.

Но вообще-то я  много читал и читал внимательно.

Это меня спасло.

Преподаватель английской литературы познакомился со мной на экзамене.

Я ведь был отстранен. Билет достался не сложный: Д.Дефо и Г.Уэллс. Доложил о Дефо, преподаватель не стал слушать о Робинзоне Крузо и задал вопросы о памфлетах автора. Я мало чего о них знал, но вспомнил, что вышеозначенный Дефо был контрразведчиком, «сплел» чего-то…о его деятельности в Шотландии. Профессор, с кислой улыбкой, предложил перейти к Уэллсу.

Нужно было выбрать роман для анализа.

Не стал я мелочиться с «Войной миров», а взял для анализа малоизвестный роман «Война в воздухе», чем вызвал интерес преподавателя. Завершив ответ, я набрался наглости и разрешения  задать «преподу» вопрос вне программы. Преподаватель, который был готов «украсить» мою зачетку оценкой, думаю, не выше «удовл.», обалдело на меня посмотрел: ситуация-то бывает наоборот:  это студента спрашивают вне программы! Согласился.

И я задал супервопрос:

«Почему Шерлок Холмс курил гашиш?Он что, наркоман был?».

Преподаватель буквально расцвел - ведь не каждый студент до таких тонкостей изучает английскую литературу.

Произошла буквально лекция  о жизни английского истеблишмента конца 19 века. Продолжалось это минут двадцать…

Экзаменующиеся были мне благодарны…

Прощался со мной преподаватель за руку и даже забыл оценку поставить. Пришлось возвращаться, он долго извинялся перед тем, как вывести «отл.» в зачетке.

Так перед решающим мою судьбу экзаменом появились предпосылки для выживания.

Перед экзаменом по языку у меня было 4 дня: получил «автомат» по истории России (одновременно с защитой курсовой работы).

Стал думать…а что тут придумаешь…ничего не знал…

Но читать-то я умею!

Хоть ничего не понимаю!

Учить наизусть - самое сложное!

Объемные курсы Паркера!

Учить как заклинание!

За два дня и две ночи я вызубрил курсы так, что мог пересказать любую страницу.

Ну и что, что ничего не понимал!

Проскочим.

 Два дня  ушло на закрепление «заклинания».

Перед экзаменом стало известно, что будет присутствовать сама заведующая кафедрой английского языка с иняза – женщина предельно принципиальная.

Мои шансы упали почти до нуля.

Экзамен начался для меня с чтения газетного текста – прочитал!

Пересказать не смог - ничего не понял.

Аудирование: прослушал два раза и ничего не понял.

Разбор предложения – с трудом, но сделал.

Домашнее чтение – пересказал «Сагу Форсайтах», но настолько своими словами, аж самому стыдно стало.

Завкафедрой потребовала прервать мой экзамен и «вытурить» меня восвояси.

И тогда я попросил её выслушать мои знания по курсам Паркера.

Она засмеялась:

«Вы не знаете элементарных вещей, а здесь Паркер! Нет!»

Ведущий преподаватель открыла мою зачетку; сейчас там будет «неуд.», закрывающий мои надежды на высшее образование.

Но не пишет, а показывает зачетку завкафедрой.

Та смотрит и говорит:

 «Ладно, пусть».

Я перевожу дыхание и начинаю «выдавать». Главное, чтобы не прервали.

Я же зубрил все по порядку…

Но лица членов комиссии удивленно вытягиваются…потом смех и смех повальный. Смеется до слез вся аудитория. Все видят, что я ничего не понимаю из того, что говорю…Говорю уже минут пять…главное, чтобы не остановили.

Говорящая голова!

 А они не могут меня остановить - смеются. Подходит к концу первая тетрадь.

Завкафедрой буквально выползает из кабинета, в проеме дверей удивленные лица однокурсников - что там происходит?

Меня очень просят остановиться, и я иду им навстречу.

В зачетку вписывают «уд.».

 Маловато за доставленное удовольствие!

А единственную четверку по языку я получил на государственном экзамене, и поставила ее мне завкафедрой, известная своей принципиальностью.

(Продолжение следует)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Олега Турчина | Добавил: admin (11.10.2020)
Читали статью: 392 | Теги: Турчин Олег
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.