Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » История Орловского края

Павел Харыбин (из цикла "История революционного движения на Орловщине в лицах")
Опубликовано: 26.10.2017.

В самом конце XX – начале XXI века в столице Республики Коми Сыктывкаре активно действовало Орловское землячество. Члены его не просто организовывали встречи, где делились воспоминаниями и материалами о своей малой родине, но и начали издавать серию книг под общим заголовком «Орловцы в Коми».

«Особых примет не имеет…»

Во втором выпуске, вышедшем в 2000 году, четыре автора этой небольшой брошюры (48 страниц), опубликованной тиражом всего лишь 100 экземпляров, представили читателям биографии 62 уроженцев Орловщины, чьи судьбы оказались тесно связаны с северным краем.

Об одном из героев книги, о котором до настоящего времени на Орловщине не только не писали, но и не знали о его существовании, я и поведу далее речь.

Дело в том, что даже прямым потомкам революционера и художника Павла Анисимовича Харыбина (например, внуку, Игорю Харыбину) известно о нём очень немного. Между тем, в  Национальном архиве Республики Коми хранятся дела на ссыльных, в разное время оказавшихся здесь за различные революционные деяния. Есть в фондах дело и на Павла Харыбина, 1887 года рождения.

Так вот, в нём сказано, что Харыбин Павел Анисимович происходил из крестьян села Верхняя Залегощь Новосильского уезда Тульской губернии (ныне – Верховский район Орловской области – А.П.). Его арестовали в 1907 году за хранение большого количества брошюр революционного содержания.

В протоколе допроса нет фотографии арестованного, зато подробно описана его внешность: «Рост – 2 аршина 5 вершков (164 сантиметра), лицо чистое, глаза серые, волосы светлые, на усах и бороде русые, рот и нос обыкновенные, особых примет не имеет».

К моменту ареста, хоть и было Павлу Анисимову только 20 лет, он успел закончить престижное Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище и зарабатывал себе на жизнь ремеслом художника. По всей видимости, у сына крестьянина из Верхней Залегощи имелись очень большие способности, если он не только поступил, но и закончил училище с дипломом «учёного рисовальщика» и мог работать на любом заводе или фабрике, относившихся к Департаменту мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов.

Скрылся из мест водворения неизвестно куда…

Был ли он активным революционером-пропагандистом или просто интересовавшимся идеями социальной справедливости – из полицейского дела не прослеживается. Нет и определения по отношению к нему – к какой революционной партии принадлежал арестованный. Но в 1907 год первая русская революция шла на убыль, царизм «закручивал гайки» и проявлял жёсткость часто и по отношению к просто сочувствовавшим революционным идеям.

Приговор суда гласил: три года ссылки в Вологодскую губернию. Отбывал наказание Павел Харыбин в городе Яренске, центре обширного уезда, который занимал большую часть нынешней Республики Коми. Маленький городишко (в настоящее время – село в Архангельской области) с давних времён был местом для ссыльных. Здесь отбывал наказание в XVII веке, к примеру, князь Василий Голицын.

Но Павел Харыбин не собирался засиживаться в ссылке надолго, тем более, что считал её несправедливой. Уже на следующий, 1908 год, в июне месяце, он обратился с ходатайством к вологодскому губернатору о выезде на время ссылки за границу. Губернатор отказал.

И тогда молодой и горячий Павел, вместе с товарищем по несчастью, Фёдором Воловцом, 15 августа 1908 года просто скрылись из мест водворения «неизвестно куда». По всей видимости, полиция искала Харыбина довольно формально, потому что спустя 6 лет, в марте 1914 года, вологодский губернатор – для сведения – сообщил Яренскому полицейскому исправнику «переписку о названном лице прекратить, освободив его от высылки и гласного надзора полиции и разрешив ему ныне же беспрепятственно возвратиться из-за границы в пределы России». Наверное, никаких следов участия Павла Харыбина в дальнейшей революционной деятельности царская полиция не увидела, потому и появилась такая бумага.

«…Раскрашивал сахаром жидкие пряники»

Революционная часть жизни для нашего земляка закончилась, началась его творческая деятельность, связанная с полученной по диплому профессией. Павел любил и умел рисовать, рассчитывая, что победившая Советская власть предоставит возможность талантливым людям из народа показать всё, на что они способны. И потому сразу же начинает активно участвовать в первых выставках молодых советских художников со своими работами: в 24-ой выставке картин и скульптуры московского товарищества художников (23 февраля – 12 марта 1918 года), в 1-ой выставке картин профессионального союза художников в Москве в Художественном салоне (26 мая – 12 июля 1918 года), в 1-ой Государственной выставке искусства и науки 1920 года в Казани.

В 1918 году искусствовед Н.Лаврский (псевдоним Николая Барановского) выпустил о 30-летнем Харыбине первую (и единственную) работу, посвящённую его творчеству: «Рисунки П.А.Харыбина».

Картина Павла Харыбина «Городской вид с мостом» (1910-ые годы)

Казалось бы, перед молодым художником открывается хорошая перспектива развиваться далее – в русле советского искусства. Но он делает крутой поворот в своей судьбе и оказывается за границей – не как эмигрант, а как творческая личность в поисках нового и неизведанного. Однако несколько лет, проведённых в Турции, Чехии, Австрии, Германии стали для художника Харыбина сильным разочарованием.

В письме из Праги 28 августа 1922 года, обращаясь к известному коллекционеру предметов искусства Эттингеру, Павел Анисимович пишет с горечью: «…Я с 18-го года прошёл целый курс великих профессий, кроме своей. С 18-ого года не держал в руках кисти. Был я и матросом на дредноуте, и грузчиком, и кочегаром. В Константинополе раскрашивал сахаром жидкие пряники. В 21-ом году попал в Чехию – писал декорации – целое лето играл на сцене, разъезжал по всей Чехии. Теперь состою художественным редактором журнала «Искусство славян», и на этом я, очевидно, остановлюсь до Москвы. Жил я всё время в Праге, теперь переезжаю в Вену…».

27 декабря 1922 года всё ещё из Праги Харыбин сообщает в очередном письме Эттингеру: «…В Москву меня очень и очень тянет. Ведь здесь постепенно идёт какой-то моральный распад, и рано или поздно туда попадут все, за исключением спекулянтов. Все начинания во всех областях имеют временный характер, и рано или поздно к ним пропадёт интерес. Здесь нет корней, и все питаются старыми запасами…Все выдыхаются…».

В письме из Берлина от 15 апреля 1923 года Павел Анисимович констатирует ещё одну очевидную истину: «Русские художники здесь сильно бедствуют – только ничтожная часть устроилась сносно. Скверно нам здесь очень, и пусть сидящие в Москве не завидуют…».

Забытый художник

Харыбин вернулся на родину, только судьба его после возвращения прослеживается уже лишь пунктирно. Ни одного известия больше о его участии в художественных выставках. Жил с семьёй (жена и двое детей) рядом с метро «Кропоткинская», в коммунальной квартире. По словам внука, Игоря Харыбина, по доносу завистливого соседа дед был арестован (как-никак за границей не раз побывал – А.П.). Его осудили как «врага народа» и отправили этапом в места отбытия наказания. Умер Павел Анисимович Харыбин где-то в пути к этим местам, во время выгрузки из трюма парохода. Дата смерти художника неизвестна. По словам того же внука Игоря, реабилитировали Павла Харыбина уже в 50-ые годы.

Его жену, Маргариту Михаэлис (немку по происхождению), и двух детей объявили «членами семьи изменника родины». Маргарита Максимиллиановна чудом избежала ареста, сбежав с сыновьями в Чувашию и навсегда оставшись там.

Ей и сыновьям удалось уцелеть, вполне возможно, по причине скоропостижной смерти мужа и отца. Раз глава семейства скончался – можно было ослабить меры воздействия на родственников.

Несколько слов скажу о Маргарите Михаэлис. Родилась она в Санкт-Петербурге в 1898 году. С детства проявляла способности к рисованию, училась, как и Павел Анисимович, в том же самом Московском Строгановском художественном училище, потом – в Пречистенском практическом институте. В советские годы стала известна, прежде всего, как детский художник и график. Сотрудничала со многими популярными детскими журналами – «Мурзилкой», «Искоркой», работала в издательствах Детгиз и Учпедгиз, в течение 11 лет была старшим художником редакции Чувашского книжного издательства. На счету Маргариты Максимиллиановны – множество проиллюстрированных ею детских книг: «Сказки» Г.Х. Андерсена, «Про зайца» С.Михалкова, «Кара-Бугаз» К.Паустовского, «Солнышкин дом» - Н.Черепановой и другие.

Маргарита Михаэлис

Один из её рисунков

Заслуги Маргариты Михаэлис были отмечены званием Заслуженного художника Чувашской Республики.

Я уверен, что погибший в заключении её муж, Павел Анисимович Харыбин, достиг бы в профессии успехов не меньших. Однако он стал одной из жертв «большого террора» 30-ых годов. И именно по этой причине его имя практически было забыто – не только как революционера (эта часть его жизни оказалась только началом пути), но и как художника. Хочется, чтобы имя нашего земляка узнали, а потом и возвратили всем ценителям искусства его картины. В этом году забытому художнику Харыбину исполнилось бы 130 лет.

(Александр Полынкин)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: История Орловского края | Добавил: admin (26.10.2017)
Читали статью: 1047 | Теги: Из цикла История революционного дви, Революционеры
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.