Доброго времени суток! Вы находитесь на сайте районного клуба творческих личностей "МАСТЕРА".
 
Рубрики
Творчество Мастеров Творчество наших читателей Библиотека История Покровского края История Орловского края Покровская районная библиотека Мир духовный Заметки на доброту дня Фотографии Покровского края Видеотека Поездки и заседания Доска объявлений Новости О сайте "Мастера" Обратная связь RSS - лента Виджет для Яндекса Приложение для Android

Серебряное кольцо


МКУК ПМЦРБ

Сайт районной библиотеки


Нужна помощь!

Поможем, земляки?


Стена сайта
Всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Просмотров сегодня:
Яндекс.Метрика
Посетителей сегодня:


Главная » Творчество Мастеров » Творчество Олега Турчина

«…Кто был - не забудет!» или Автор на переломе эпох (часть третья)
Опубликовано: 06.01.2022.

Начало здесь

Вторая часть

Были две группировки: одна сложилась вокруг завуча. Эта женщина была очень сильным и грамотным учителем, прекрасным организатором школьного дела. Завучи вообще считают себя в школе «сильным звеном». Вокруг неё сложилась большая группа, и лидером она была настоящим. Ей бы директором быть, но категорически не хотела она влезать в школьную разруху.

Противостояла этой группе другая, в которой лидировала учитель английского языка вместе со своим мужем - учителем начальной военной подготовки. Это группа позиционировала себя как «рафинированные интеллигенты».

Директор был как бы над схваткой. Он был очень добрым и не пьющим человеком (а вы подумали, наверное, другое – нет!), характера он не имел никакого и со всеми соглашался. Осложнил для него ситуацию случай с выигрышем. Да!

Он в лотерею выиграл легковую машину «Запорожец». Вот так просто пошел гулять с детьми, купил моментальную лотерею за рубль, проверил – «Запорожец»!

Ну о нашем автопроме можно много писать, а уж о «Запорожце» - тем более. Каждый день директор заезжал в школьный двор, разбирал на запчасти свое авто и отвлекался от него только на уроки. Результатом вот такой деятельности явился полный «разброд и шатание». И если учебную деятельность еще «держала» завуч, то в хозяйственной был полный упадок. Чтобы сдать школу к новому учебному году, ежегодно, 29 (!) августа объявлялся, типа, субботник, и к 31 августа хотя бы красили кабинеты и коридоры. Пожарные и СЭС не принимали школу никогда. Как в калейдоскопе менялись технички, а сторожей не было вовсе. Т.е., последний уходящий из школы закрывал её и прятал ключ в условленном месте. Первый приходящий в школу открывал…

Из-за этого произошел случай, относящийся к разряду несчастных. Нет, никто школу не ограбил и не поджег. Хуже.

Одна учитель, из группировки «интеллигентов», оказалась очень любвеобильна. Было ей хорошо за 50… И завела она себе «двоюродного брата», она так его рекомендовала любопытным. Местом их встреч был кабинет математики. Она математик была. Одна из встреч произошла поздней весной. Сильно «родственники» увлеклись и пропустили момент, когда школу закрыли. А окна первого этажа были довольно высоко расположены. Подергав дверь (массивную, как и положено двери из того времени ), они поняли, что покинуть школу можно только через окно. Она подошла к окну и стала просить детей, играющих во дворе школы, открыть дверь. Но дети, её ученики, только смеялись и не хотели ей помочь. Мало ли чем она их достала. Тогда «двоюродный брат» совершил прыжок из окна. Приземлившись, стал искать лестницу,  не нашел. Малый он был сообразительный. Вырвав из земли штакетник, огораживавший школьный палисадник,  приставил импровизированную лестницу к окну. Под взглядами учащихся учитель математики совершала рискованный спуск по ненадежному приспособлению. Двигалась она лицом к стене, задом к аудитории наблюдателей, платье её было не очень скрывающее, да еще ветер поднялся. То еще было зрелище! На  беду, через школьный двор двигался её муж (жили они рядом со школой). Он тоже стал свидетелем  незабываемого зрелища…Семья едва не распалась…

Не следует думать, что школа была на плохом счету, если не трогать полную бесхозяйственность доброго директора, все остальное было на очень высоком уровне: ученики регулярно выигрывали предметные олимпиады всех уровней, команда школьной игры «Зарница» дошла до всесоюзного (!) финала и выиграла его! В научно-методической литературе, не только городского, областного но и всесоюзного уровня печатались статьи учителей школы; а какие были литературные вечера, какие спектакли ставились силами учеников и учителей!

В конечном итоге, доброго Директора отправили учителем в другую школу, где он прекрасно работает до сих пор. А к нам прислали нового Директора. Женщину, которая последнее время работала в ГДР (была такая страна в Восточной части Германии). Она резко взялась за дело. Насмотрелась в Европе…В школе все переделывалось, она крушила все старье и нарвалась на грандиозный конфликт с коллективом. Попробуйте дома выбросить старую, ненужную, но так любимую вещь…Здесь выбрасывалось много чего любимого. Делала она все властно и довольно грубо. Возникла вдруг чистота и порядок аракчеевской казармы. Ей бы остановиться на наведении порядка в хозяйстве, но она почему-то посчитала себя гением учительского труда. Несмотря на загруженность, посещала уроки и устраивала разгромные разборы посещенных мероприятий…Спорила со всеми и обо всем. Верхом глупости было то, что во время очередного скандального разбора, пообещала показать, как надо. Она была литератор и подготовила большое мероприятие по творчеству Есенина. Было там все красиво и эффектно. Не было только душевного отношения к этому делу учеников, которых заставили готовить мероприятие, угрожая плохими оценками…Открыто это «действо» приняли средне, а по «углам» ругали немилосердно.

Она попала в жуткий конфликт: её ненавидели обе школьные группировки и даже иногда объединялись для совместных действий против Директора. Из школы потоком пошли жалобы во все инстанции и даже на Съезд КПСС!

И её убрали. При назначении очередного Директора, в 1990 году, случилась очередная неприятность: она приняла дела, вызвала к себе в кабинет меня и завуча, мы проговорили около часа и вместе вышли в приемную. Только прикрыли двери в кабинет, как раздался жуткий грохот. Открыли дверь и в клубах пыли увидели: потолок рухнул над директорским местом! Новая Директор побледнела и сказала, что она здесь долго работать не будет. Так и вышло.

Возникает законный вопрос: а чем Автор занимался в этой интересной школе?

Позволю себе аналогию с ответом Талейрана (нужно представлять?) на очень сильный вопрос:

«А чем он занимался в годы якобинского террора?»

На что великий интриган ответил: «Я…просто жил!».

Так вот и я отвечу: я просто работал. Способствовал этому функционал заместителя директора по воспитательной работе. Работа  просто необъятная, ведь учебная деятельность строго регламентирована, а воспитательная работа – это «все остальное». В это «остальное» много чего входило. И работа с детскими общественными организациями, и профилактика правонарушений, проведение самых разных мероприятий и как «венец» всему – Клуб Выходного дня. Это «ноу хау» изобрел отдел по работе с молодежью городского комитета КПСС. Там посчитали, что в единственный выходной день, воскресенье, - дети не должны подвергаться влиянию родителей. Чему родители, в своем подавляющем большинстве, были только рады. Был составлен график проведения этого Клуба, по которому каждый классный руководитель с классом проводил какое-либо мероприятие в школе, приглашая на него всех желающих. Организацию мероприятия и обеспечение «желающих» провести и воскресенье в стенах родной школы, лежала на мне. График проведения передавался «наверх» и жестко отслеживался руководящими работниками путем объезда школ. Работники эти менялись, менялись классы, и только я оставался неизменным. Если бы не была моя жена учителем, конечно, я был бы изгнан из дому по известным причинам. Кстати, пишу это перед новым 2022 годом и вспоминаю, что в те славные времена я находился «под елкой» с детьми до 23 часов!

Учитывая, что многие учителя были заняты «разборками», было много свободных уроков - я замещал эти уроки – только бы не участвовать в борьбе «группировок».

Огромное удовольствие (!) получал я от работы со школьниками. Ребята были замечательные. Были, правда, и такие экземпляры, рассказ о которых мог «украсить» любое криминальное повествование. Но их было меньшинство.

 Об одном интересном эпизоде работы с учениками хочу рассказать.

Перед этим два обстоятельства надо учесть.

Первое: было мне чуть больше тридцати лет, старался я следить за собой как мог: костюм и светлая рубашка с галстуком были неотъемлемым  аксессуаром. Волосы мои были черны, в меру кучерявы и аккуратно пострижены. Бороду никогда не носил, но усы имел. Красивые и ухоженные. В отсутствии мужчин, более молодых, чем я, регулярно получал от девочек записки с признаниями. Одна экзальтированная дама 13-ти лет так и написала, что когда я вхожу в класс, её «заводит» запах моего парфюма, сигарет (увы, курил и курю…) и …усы. К счастью, в школу скоро были приняты учитель физкультуры и учитель музыки. Я утратил свою монополию, чему был предельно рад. И так забот хватало.

Второе: опорой моей в ученической среде был комитет комсомола. Была такая молодежная коммунистическая организация - ВЛКСМ. Работа с детьми строилась через эту организацию (это были учащиеся от 14 до 17 лет, с остальными работала пионерская организация, курировала пионеров вожатая, а её я). Очень быстро, и не скрою, под моим влиянием, Комитет комсомола (там были представлены комсомольские руководители классов и  представители от старших классов), стал интересной структурой. Заседания, а они проходили один раз в неделю, делились на две части. В первой исполнялись довольно нудные коммунистические обряды: прием в комсомол и обсуждение текущих и перспективных дел. Быстро покончив с «обязаловкой», никто не расходился. Начиналось неформальное общение: я учил ребят на гитаре играть (даже сложился квартет, ездили у шефов выступать , нас угостили вкуснейшими пирогами), свободно обсуждали разные политические новости (перестройка только начиналась), и главное –готовили мероприятия для участия в районных конкурсах. Конкурсов было много – районный отдел комсомола не бездействовал.

Запомнился один конкурс. Надо было инсценировать песню или отрывок из кинофильма по актуальной проблеме: неформальный подход к порученному делу. Мы очень не формально подошли к решению темы и инсценировали сцену из фильма «Место встречи изменить нельзя», когда Шарапов к бандитам попадает. Члены комитета комсомола с огромным энтузиазмом подошли к инсценировке. Никто не хотел играть Шарапова (пришлось брать пионера ростом побольше), и все хотели играть бандитов. Репетиции были очень интересны: ребята со вкусом подобрали бандитскую одежду, а их монологи и диалоги мне пришлось не просто редактировать, но и цензурой заниматься. Очень нравилась им бандитская «феня».  В районе мы заняли первое место. А вот к городскому этапу нас не допустили. Меня ругала инструктор горкома КПСС: это что ж получается? Школьники с удовольствием играют бандитов, а где же «светлые образы» героев – комсомольцев?

Короче, наш школьный комитет комсомола уже тогда был чем-то вроде Клуба по интересам, куда за неформальным общением тянулась не только школьная молодежь. Времени это отнимало много у меня, я его на это тратил и с удовольствием.

Новогодний вечер для учеников 8-11 классов готовил 11 класс. Это было традицией. Классным руководителем 11 класса была очень строгая, я даже подберу определение, свирепая  женщина. Было ей лет 60. Она входила в «группу» завуча. Учителем была авторитетным, к детям относилась очень строго. Вела биологию и кличку от учеников имела соответствующую - Плодожорка (клички у учителей - тема особая, я знал, что мои ученики зовут меня Бонифаций – они считали, что я похож на льва из известного мультика). Женщина  была предельно консервативных взглядов. Что интересно: никогда замужем не была, детей не имела. Тем не менее, преподавала для старшеклассников новейший и новомодный предмет «Этика и психология семейной жизни». Правда, интересно?

Тематика вечера, предложенная Плодожоркой, одиннадцатиклассникам  не нравилась. Мне они об этом говорили. Не хотели они присутствовать на «балу у Снежной королевы», хотели, чтобы было весело и смешно. У меня был альтернативный сценарий, но я благоразумно не хотел иметь дело с Плодожоркой.

Начальство затребовало время и тему новогоднего вечера старшеклассников. Нужно это было срочно и, дождавшись конца урока, я зашел к учителю биологии, у неё был 11 класс. Не выпустив ребят на перемену, обсуждала с ними новогоднее представление. Судя по весьма кислым лицам старших учеников, обсуждение не ладилось, роли не распределялись. И тут я появился. И не успев задать вопрос, услышал в свой адрес: «Пошел вон!!!».

Окаменевшие старшеклассники мгновенно замолчали. Плодожорка продолжала орать. Я повернулся и вышел. Нельзя было устраивать свару при учениках.

Вернулся в «пионерскую», стал думать, что предпринять.

Ко мне, в полном составе, вошел 11 класс. Они извинялись за хамство своего классного руководителя и просили, чтобы вечер с ними готовил я. С ней готовиться они не будут, о чем и поставили  Плодожорку в известность. Я согласился и назначил чтение сценария.

Ничего в нем не было особенного. Это был некий калейдоскоп жанровых школьных сценок в новогодней интерпретации. Принципом ведения вечера была интерактивность, т.е., зал участвовал в представлении. С этой интерактивностью связано трагикомическое происшествие. По ходу представления мастер спорта, гиревик Генка, проделывал следующее. Была 32-килограммовая гиря. По образцу была изготовлена гиря-близнец из папье - маше. Одиннадцатиклассник Генка выходил на сцену. За ним четверо ассистентов волокли две гири. Генка, затянутый в пояс, выжимал настоящую гирю и с грохотом ставил её на пол. Затем нагибался к гире из  папье- маше и внезапно бросал её в зал. Эффектно получилось, но бумажная гиря попала в учителя русского языка и очень её напугала…Нехорошо вышло.

Много сценок было написано учениками, реквизит помогли достать родители, была записана идеальная фонограмма, различные приборы посылали в зал «волшебные» лучи света, и елка была просто как в сказке, проведена была отличная пиар-кампания предстоящего мероприятия, шли напряженные репетиции.

 И вдруг исчезло настроение. Вечер приближался, а ребята играли вяло. Мы засиживались в школе до полуночи и …ничего не получалось. А прибавьте то, что это был конец полугодия в выпускном классе…

И я, что называется, сорвался. Во время одного из неудачных «прогонов»,  остановился и заявил, что если вечер не получится, то это будет позор.

До сих пор не могу понять, что подвигло меня на дальнейшее заявление. Я обещал, что если вечер получится, сбрею усы.  Молчание.

Через мгновение я пришел в себя и готов был откусить себе язык.  Поздно.

 Ребята преобразились и стали выдавать такую игру на репетициях, что я понял – пора бритву готовить.

Пришлось дома рассказать о моем обещании. Жена и дочь сказали, что разговаривать со мной не станут, если, как сказала дочь, «морду босую предъявлю…».

Усы я сбрил 13 января. Перед работой. Чтобы домашние не видели меня, ушел из дому пораньше и около часа бродил перед школой.

13 января. Первый день третьей четверти. Первый день после новогодних каникул. Учеников родители в школу не просто отправляют, а выталкивают. После чудесных новогодних каникул возвращаться к школьной рутине очень не хочется.

Закрыв шарфом половину лица, захожу в школу. Передовая «застава» учеников встречает меня на входе и приглашает в спортивный зал. Злой и замерзший, отвечаю, что сейчас подойду, интересно, почему в спортзал, может, за каникулы чего случилось?

Поднимаюсь на второй этаж, еще рано и пусто в школе.

Иду в спортивный зал. Там выстроился весь (!) одиннадцатый класс. В полном составе. Такого не было никогда, ведь любят поспать старшеклассники.

Меня встречает гром аплодисментов. В дверях полно других учеников…

Я очень люблю своих учеников и горжусь ими. Из многих выросли славные люди. Есть простые работяги, их большинство, но и через тридцать лет, увидев меня, улыбаются и непременно интересуются моей жизнью, переживают, что из нашей школы ушел, есть известные врачи, отличные учителя, военные разных званий и даже два ректора известных в России университетов…

Надеюсь, вы представили, где мне пришлось трудиться 26 лет и из них 18 директором.

Вернемся в 90-е годы. О многом я могу рассказать и о многом рассказал. 

Запомнился год 1996 , благодаря двум эпизодам. В одном эпизоде я предстал лицом юридическим, в другом – физическим.

Начнем с первого.

Старый Новый Год чисто русский праздник. Весело провели обычные новогодние каникулы. Но, как всегда, мало было. Я собирался уже завершить первый рабочий день после праздников, но позвонили друзья и напомнили, что нехорошо забывать родные традиции. Назначили место и время встречи. По причине после новогоднего отсутствия денег, решили провести праздник в заведении, как выражается мой Друг, демократическом. Долго искали заведение – традицию соблюдали многие… В конечном итоге, попали в самое «демократическое заведение». Было там грязно и накурено, с трудом нашли место, заказали, «поздравили» друг друга, по традиции, три раза. Вышли подышать. Когда вернулись, обнаружили, что нашу еду (закуску!) пожирали бомжи. Причем, водку они не трогали, вероятно, в их глазах водка - это высшая ценность, за которую могут и прибить, а еда - это просто общечеловеческая ценность и главным здесь является составная часть «обще…».

Покинули это поганое заведение и решили не рисковать больше, подсчитали ресурсы, немного «призаняли» и отправились в баню. Торжество продолжили в присутствии дам не очень высокой социальной ответственности, причем, администрация бани буквально навязала их нашей компании – иначе не принимали. Таким образом, получилось довольно много алкоголя, дам и очень мало еды… Домой я появился около четырех часов утра и не в лучшей форме. Жил я тогда один и претензий ни от кого не получил. Поспав пару часов, принял душ (холодный, чтобы в себя немного прийти) и отправился к месту постоянной работы.

В приемной обнаружил даму. Она была очень крупная и лицо имела абсолютно заплаканное. Увидев меня, принялась рыдать просто в голос, и размазывая по лицу слезы, сопли и дешевую косметику, поведала историю довольно грустную. Её муж был совращен моим учителем математики (той самой, что по окнам лазила), причем, способ совращения был необычен. Уж где набрала колдовские навыки член моего коллектива - не знаю, но она регулярно подсыпала под дверь квартиры, где жил её избранник, мусор и ставила емкость с оставшимся мусором. Эти манипуляции должны были отвлечь мужа из семьи. Так утверждала моя визави, она подстерегла совратительницу и учинила с ней драку.  Обалдевший, с больной головой, слушал я столь необычную для конца XX века историю, главным действующим лицом в ней была учитель математики. Я не очень понял, чего она от меня хотела, но женщина объяснила, что я должен принять меры и спасти её семью. Ничего не успел ответить.

Зазвонил телефон и я снял трубку.

Не здороваясь и не представившись голос, явно измененный, сообщил, что в 09.00 школа будет взорвана.

Ни больше и ни меньше. Голова моя, что называется, пошла кругом. Первое, что я сделал, это выгнал глупую бабу, которая продолжала от меня чего-то ждать. Она орала, что будет жаловаться, и под её крики я совершил ошибку, за которую долго потом объяснялся. Я положил трубку телефона. Этого делать было нельзя, т.к. при открытой линии связи органам легче найти телефонного хулигана. В то время никто еще не говорил о террористах. Далеко  было до взрывов домов. Инструктировали нас слабо, эвакуации проводили очень поверхностно.

Что делать - я знал.

Олег Турчин

(окончание следует)

Читайте также:

Нашли ошибку? Есть что добавить? Напишите нам: klub.mastera@yandex.ru
Рубрика: Творчество Олега Турчина | Добавил: admin (06.01.2022)
Читали статью: 359 | Теги: Турчин Олег
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Войти ]
Облако тегов

Надоела реклама?

Смотреть панорамы Покровского: 360 градусов.


Внимание! Акция.

Создадим вместе, покровчане!


Мнения читателей
Последние комментарии:
21.04.2024
Это вторая съемка Андрея. Первую - мы смотрели всей компанией.  

16.04.2024
16.04.2024
02.04.2024
Спасибо, Всем. Встреча мне очень понравилась.
С уважением, Владимир Зайцев.

01.04.2024
Два раза - жаль. Первый раз жаль: то что Покровский артефакт ушел в другой район, а второй раз жаль: то что испортили сам экспонат: просверлив в нем отверстия и прикрепив табличку а ля кладбищенскую.....

29.02.2024
Анатолий, последние три - это, почти стопроцентно, один и тот же населённый пункт. В сельце обязательно должен быть помещичий дом, в данном случае, так и было. А вот деревня Медвежий Колодезь - это, скорее всего, современная деревня Медвежка, но нужно, всё-таки, разбираться...

29.02.2024
...ненаселённой земли, находящейся  Малоархангельского уезда  в деревне Медвежьем Колодезе, именуемой Степью". Александр Михайлович, вопрос к вам. Можно ли считать деревню Медвежий Колодезь (что в тексте),  сельцо Медвежья (18 века), сельцо Медвежка (19 века) и д. Казинка (за свинокомплексом, где бывший колхозный сад) – одним и тем же населенным пунктом? Согласно старым картам - последние три указанных населенных пункта - это одна и та-же деревня или сельцо (в прошлом).

19.02.2024
Я слышал, что упало 22 столба, причем бетонных!!!


Погода

Регистрация

 Индекс цитирования Клуб "Мастера" 2.0 ©  2011г.-2024г.